МКОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом совете
от 30 .08.20013г.
Зам. директора по учебной работе: Тихонова В. Ю.
Утверждено:
Директор:____ /Л38авицкая О. А.
Приказ № 38 от 30. 08. 2013 года.
по русскому языку
для 6 класса
учителя русского языка
и литературы Галановой К. Д.
2013-2014уч. год
П. Кедровый
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по русскому языку в 6 классе составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» – М.:Просвещение.2002, авторской программы под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Ю. Комисаровой «Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 2001», а также рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области от 2013года «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2013-2014 учебном году.
Данное планирование предусматривает работу по учебнику Баранова М. Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л. А. и др. «Русский язык» для 6 класса под редакцией Шанского Н.М. - М.:«Просвещение» 2008.
На изучение предмета отводится 204 часа (6 часов в неделю), что обусловлено образовательной миссией учебного заведения.
В планировании выделены часы на развитие связной речи. Темы занятий по развитию речи, речеведческие понятия и различные виды работы над текстом пропорционально распределены между грамматическим материалом.
В планировании предусмотрены уроки реализации регионального компонента, на которые
отводится 10 % учебного времени, т. е. 20 часов.
Планирование построено с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделам курса.
Уроки систематизированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые
сформированы у школьников в предыдущем классе.
Нормативно-правовые документы
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год».
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ 09.03.2004 г .№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).
Приказ «О формировании учебных планов ОУ Челябинской области на 2013-2014 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от .2013 г. № )
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в ОУ Челябинской области в 2013-2014 учебном году» от 2013 г. № (Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО) .
Учебный план МОУ «Первомайская СОШ» на 2013-2014 учебный год.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М. «Просвещение». 2002. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.
Обоснование выбора программы и учебного комплекса
Программно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М. соответствует требованиям государственного стандарта общего образования. УК рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. УМК, в целом, позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Выбор системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличия учебно-методического, материально-технического, информационного обеспечения, а так же миссии образовательного учреждения.
В соответствии с Законом РФ « Об образовании» основной миссией МКОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» является: осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, а так же:
-
соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
-
соответствие УМК государственному стандарту;
-
обеспеченность образовательного учреждения учебниками.
Компоненты учебно-методического комплекса, обеспечивающие реализацию
рабочей программы
Реализация рабочей программы по русскому языку в 6 классе осуществляется по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений. «Русский язык. 6 класс», Москва. «Просвещение» 2013, под редакцией Шанского Н. М.; примерной программы основного общего образования по русскому языку; программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов / Авт.: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А.,
Шанский Н. М. / Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл. – М.; Просвещение. 2010, а также методических рекомендаций к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений «Обучение русскому языку в 6 классе» - М.; «Просвещение» 2001.
УМК
1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 -9 классы.
Авторы: Ладыженская Т.А., Шанский Н. М.. Москва. «Просвещение» 2010 г.
2. Русский язык. 6 класс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Авторы:. Баранов М. Т, Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И..
под редакцией Шанского Н. М. - М. «Просвещение». 2008.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс/ Сост. Егорова Н. В. - М. «Вако»,2011.
4. Угроватова Т. Ю. Тетрадь проверки успеваемости по русскому языку (тесты) 6 класс.
5. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 6 класс. Тесты, кроссворды, логические задания.
- М. «Планета».
6. Обучение русскому языку в 6ом классе Методические рекомендации к учебнику для 6 класса
общеобразовательных учреждений. Авторы: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т, Тростенцова
Л. А., Комисарова Л. Ю.
7. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М.. Дидактические материалы
по русскому языку. 6 класс. /М. «Просвещение» 2001.
8. Адаева. О. Б., Журавлева Л. И., Санникова М. Г.. Рабочая тетрадь к учебнику Баранова М. Т
Ладыженской Т. А., Тростенцовой Л. А. и др. в 2х частях. Русский язык. 6 класс. Челябинск. «Взгляд» 2010.
9. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. М. «Просвещение» 2001.
10. Скоркина Н. М. Русский язык. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Баранова М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженской Т. А..
11. Русский язык. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Тростенцовой Л.А., Григорян Л. Т., Кулибабы И. И.. Автор-составитель: Колчанова С. С.
Волгоград. Издательство «Учитель».
Цели и задачи изучения русского языка в основной школе
˙ воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящемуся к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
˙ овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
˙ освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
˙ развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию,
осознание эстетической ценности родного языка;
˙ совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности
к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вест диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации
национально-регионального компонента
Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области.
Реализация регионального компонента осуществляется по двум направлениям:
-
Краеведческое,
-
коммуникативное.
Для реализации краеведческого направления привлекаются материалы местной печати: газета «Нязепетровские вести», детская газета «Калейдоскоп», литературно-краеведческий альманах «Нязюшка», материалы книги «Нязепетровский Урал», книга учителя-краеведа Постникова А. М. «За синими горами».
Уроки краеведческой направленности представляют собой как отдельные уроки
(в течение 40 минут), так и уроки, на которых краеведческий материал включается частично (от10 до 25 минут). Один и тот же краеведческий материал может последовательно изучаться на нескольких уроках.
Так, например, в течение нескольких уроков учащиеся знакомятся с историей башкирского костюма, с исчезнувшими деревнями района.
Изучаемый на данных уроках материал содержит в себе орфограммы и пунктограммы, соответствующие теме урока.
Коммуникативное направление представляет собой спецкурс «Школьная риторика». Данный курс реализуется на уроках развития речи. Курс углубляет и дополняет материал уроков развития речи, предлагаемый действующей программой и учебником. Курс раскрывает суть общения, учит говорить, слушать, читать, писать, чтобы найти контакт, понимание, чтобы вызвать сопереживание, повлиять на поступки и чувства людей.
Для реализации данного направления используется пособие для учащихся «Школьная риторика». 6 класс: Пособие для учащихся. Авт коллектив: . Т. А. Ладыженская,
Г. Б. Вершинина и др.; 2 изд. – М.: Дрофа, 1997.
Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за курс VI класса.
Планируемые результаты освоения программы.
I.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой,
морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический
разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом,
выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их
выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять
орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять
их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи.
Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать
повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и
систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли.
Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и
по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего
текста (в соответствии с изученным материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Достижение требуемых результатов изучения русского языка опирается на компетентностный подход, который реализуется в содержании образования и в содержании обучения (деятельности) учащихся.
Компетенции языкового образования
Компетенции языкового образования
|
Содержание образования
|
Содержание деятельности учащихся
|
Коммуникативная
|
Виды речевой деятельности
|
Определение цели коммуникации
|
Основы культуры речи
|
Оценивание речевой ситуации
|
Использование языка в различных сферах и ситуациях общения
|
Учет намерений и способов коммуникации
Выбор адекватных стратегий коммуникации
Готовность к изменению собственного речевого поведения
|
Языковая
|
Нормы современного русского литературного языка
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
|
Владения навыками грамотного употребления языковых единиц
|
Владение навыками правописания
|
Умение работать со словарями
|
Лингвистическая
(языковедческая)
|
Общие сведения о языке
|
Способность к анализу языковых единиц
Способность к оценке языковых явлений и фактов
Умение пользоваться языковой теорией (знаниями об устройстве языка, базовыми понятиями лингвистики) для решения практических задач
|
Язык как знаковая система и общественное явление
|
Развитие и функционирование языка
|
Способы и приемы лингвистического анализа
|
Культуроведческая
|
Русский язык как форма выражения национальной культуры
Национально-культурная специфика русского языка Взаимосвязь языка и культуры
|
Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
Освоение норм русского речевого этикета, межнационального общения
Понимание значения слов с национально-культурным компонентом
|
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) в 6 классе соответствует
федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями
к учебным умениям и навыкам. Назначение КИМов – осуществлять контроль за уровнем
владения коммуникативной, языковой и лингвистической компетенциями.
№ урока
|
Изучаемая тема
|
Контроль знаний
|
Дата
|
Примечания
|
16
(13)
|
|
|
Тестирование по темам «Лексика. Фразеология»
(тесты 6-7. КИМ. Русский язык. 6 класс, стр. 20-23)
|
|
|
Контроль знаний.
Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе, стр. 24, Контрольный диктант.
|
|
|
41 (6)
|
2.Тестирование по темам «Лесика. Фразеология».
|
Тестирование по темам «Лесика. Фразеология».
Тесты 6-7, стр. 20-23. КИМ.
|
|
|
47
Р/р-12
|
Р/р-12
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
3.Тестирование по теме «Словообразование Орфография. Культура
|
Тестирование
(стр. 24-25, КИМ. 6 класс)
|
|
|
65
р/р
13
|
4.Проверочная работа
по теме «Морфемика. Словообразование и орфография. Культура речи».
|
(Итоговая работа. Стр. 85, урок 50, «Русский язык». Поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской
|
|
|
69
(24)
|
5.Проверочная работа
по теме «Морфемика. Словообразование и орфография. Культура речи)
|
(Итоговая работа. Стр. 85, урок 50, «русский язык. Поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской
|
|
|
81
(9)
|
6.Резервный урок.
(Контрольная работа
по текущему материалу )
|
Контроль знаний по текущему материалу по теме «Имя существительное»:
1.Словарный диктант (по словам в рамках)
2.Тест (стр. 94.«Русский язык». Поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова,
Т. А. Ладыженской и др. 6 класс).
|
|
|
95
(22)
|
7.Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя существительное
|
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Имя существительное», стр. 103. «Русский язык». Поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова,
Т. А. Ладыженской и др.
6 класс).
|
|
|
123
(23)
|
8.Тестирование по теме «Имя прилагательное»
|
Тестирование по теме «Имя прилагательное» (Конт тесты. Русск.яз 6 кл. Тестовые задания по основным разделам в основе стабильного учебника Баранова, стр 13-15)
|
|
|
141
(18)
|
9.Тестирование по теме «Имя числительное».
|
Тест 22, стр. 56-57. КИМ.
Русский язык. 6 класс.
|
|
|
143
(19)
|
10. Контрольный диктант по теме «Имя числительное
|
Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 6 классе»
«Необычный стрелок», стр.103,
|
|
|
164
(17)
|
11. Контрольная работа по теме «Местоимение»
|
Контрольный диктант по теме «Местоимение, стр. 178 «Судьба белки», «Русский язык,
«Поурочное планирование»
|
|
|
179
(12)
|
12.Проверочный диктант
по текущему материалу
по теме «Глагол»
|
(стр. 194 «Русский
язык.
6 класс. Поурочные
планы по учебнику М. Т.Барано ва, Т. А. Ладыженской и др.»
|
|
|
187
(19)
|
13. Контрольный диктант по теме «Глагол»
|
Контрольный диктант по теме «Глагол»
(стр. 202, «Русский язык. 6 класс.
Поурочны планы
по
учебнику
М.Т.Баранова,
Т.А. Ладыженской.
|
|
|
197
(8)
|
14. Тестирование на повторение в конце года.
|
Тестирование по пройденному материалу.
Тест №28. КИМ. Русский яык. 6 класс.
|
|
|
202
|
15.Контрольный диктант за год
|
Контрольный диктант за год.
(стр.214,диктант «Заплатка». Русский язык.6 класс. Поурочные
планы по уч. М.Т.Баранова, Т. А Ладыженской и др.
|
|
|
Формы контроля знаний
Формами контроля знаний, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат различные виды разбора, устные сообщения учащихся, ответы на контрольные вопросы и выполнение специальных заданий, предлагаемых авторами учебника после изучения каждой темы, а также диктанты с грамматическими
заданиями, тесты, изложения, сочинения.
Учебно-тематический план
(разбивка содержания программы на отдельные темы и объем учебных часов
согласно календарно-тематическому плану)
Количество часов в год
|
Количество часов в неделю
|
Из них (часов)
|
Изучение программного материала
|
Развитие речи
|
Контроль знаний
|
204
|
6
|
180
|
24
|
14
|
№
П/п
|
Разделы программы
|
Количество часов
|
1
|
Русский язык – один из развитых языков мира(вводное занятие)
|
1
|
2
|
Повторение и систематизация изученного в 5ом классе
|
14+2
|
3
|
Текст
|
6
|
4
|
Лексика. Фразеологии. Культура речи.
|
10+2
|
5
|
Фразеология
|
6
|
6
|
Словообразование и орфография. Культура речи.
|
25+4
|
|
Морфология. Орфография. Культура речи.
|
|
7
|
Имя существительное
|
23+3
|
8
|
Имя прилагательное
|
23+4
|
9
|
Имя числительное
|
19+1
|
10
|
Местоимение
|
17+4
|
|
Глагол
|
21+4
|
|
Повторение в конце года
|
14
|
|
Заключительный урок
|
1
|
|
Всего
|
204
|
|