Литература Основная




Скачать 259.63 Kb.
Название Литература Основная
страница 1/3
Дата публикации 19.10.2014
Размер 259.63 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3
Дисциплина по выбору-11: «Методические основы языкового

образования и развития младших школьников»

для специальности 050708

«педагогика и методика начального образования»

форма обучения – заочная (ZВП-Нач-4-1)

4 курс, 8 семестр (2013-2014 уч. год)

8 семестр лекций – 8 часов; практ. зан. – 8часа. Зачет



Литература
Основная


  1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.

  2. Реутова Л.П. Лингвометодическое образование учителя начальных классов: учебно-методическое пособие для студентов высших и средних специальных заведений по педагогическому направлению и специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования». - Армавир: РИЦ АГПУ, 2006.-152с.

  3. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1998.

  4. Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов в соответствии с ФГОС. Методические комментарии к ним.

  5. Статьи журнала «Начальная школа» и других периодических изданий по проблемам обучения русскому языку и чтению в начальных классах.


Дополнительная литература



  1. Айдарова Л.И., Соколова Т.Ю. Диктанты, которые пишут дети. –М., 1997.

  2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографического навыка. –М., 1987.

  3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. –М., 1973.

  4. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости // НШ.- 2004.- № 3. -С.35.

  5. Блюз С.М. Работа над ошибками // НШ.- 2004.- № 8.- С.40.

  6. Булахов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности. // НШ.- №1.- 1991.

  7. Буркова Т.В. Рабочая классификация диктантов. // НШ. -№10/11.- 1989.-С. 44.

  8. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. // НШ. - №3 – 1991.

  9. Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах //НШ.- 2006.- № 7.- С.49.

  10. Граник Г.Г. и др. секреты пунктуации. – М., 1987.

  11. Двухжилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений

средствами развития речи. // НШ. -№2.- 1990.- С.17.

  1. Дмитриева О.И. Словарик русского языка //НШ.- 2007.- № 5.-С.60.

  2. Дубовец З.А.Словарная работа и орфографическое чтение – залог грамотности развития речи //Начальная школа.-2004.-№ 3.- С. 61.

  3. Еремина Е.М., Цукерман Г.А. Истина рождается в споре // НШ. - №12. – 1994.

  4. Жедек П.С. Преемственность и перспективность в обучении орфоэпии и орфографии. – Харьков, 1984.- С.23.

  5. Жедек П.С. Орфографическая зоркость будущего учителя // НШ –1980. -№10.

  6. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // НШ.- 1991 - №8.- С.65.

  7. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии / НШ №10.- 1988.- С.74.

  8. Иванова М.Ф. и др. Обучение орфографии и пунктуации: Хрестоматия. – М., 1995.

  9. Китаева Т.А. Кратковременный диктант. -// НШ. - №4.- 1992.

  10. Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка //НШ.-2004.- № 7.- С.25.

  11. Кузьменко Н.С. Как подготовить учителя к работе по формированию орфографической зоркости у младших школьников / НШ.- 1996.- №12.- С.9.

  12. Купров В.Д. Работа над безударными гласными в корне, проверяемыми ударением // НШ.- 2004.-№ 8.- С.105.

  13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1997.

  14. Львов М.Р., Рамзаева Т.Р., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

  15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.

  16. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М., 1998.

  17. Мельникова Е.Е. Кто хочет стать грамотным? //НШ.- 2004.- № 6.- С.99.

  18. Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2007.- № 9. - С.31.

  19. Мишина А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // НШ.- 2007.- № 8. -С.26.

  20. Николаенко Л.В. Упражнения для развития речевого слуха //НШ.- 2006.- №11.- С. 77.

  21. Моисеенко Е.С., Макарова В.И. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. //НШ.-№3.- 1991.- С.16.

  22. Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию. //НШ.- №4.- 1987.- С. 27.

  23. Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости / НШ №6.- 1989.- С.20.

  24. Острикова Т.А. Способы обозначения орфограмм//НШ.-2004.-№ 1.-С.81.

  25. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

  26. Пировских Н.П. Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы. // НШ.- 1987 - №1.- С.28.

  27. Рамзаева Т.Г. Резервы совершенствования грамотного письма // НШ. –1985.-№10.

  28. Разумовская М.М. Понятие об орфограмме в школьном курсе орфографии // Русский язык в школе. –1981. -№5.

  29. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.

  30. Рабочая классификация диктантов // НШ. –1989. -№10/11.- С.44.

  31. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии. – М., 1960.- №2.

  32. Рудакова В.П. Работа над ошибками – важнейшее звено в системе обучения русскому языку //НШ.- 2006.- № 6. - С.24.

  33. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе // НШ.- 2008. - № 1.- С.66.

  34. Соловьева З.И. Работа по предупреждению и исправлению ошибок – важнейшее условие обеспечения орфографической грамотности // НШ. –1984. -№4.

  35. Христенко М.А., Савина М.Д. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // НШ.- 1993. - №2.- С.33.

  36. Юденко Ю.Р. Изучение орфографических правил с учетом аудиальной модальности младшего школьника // НШ.- 2007.- № 2.-С.70.

  37. Ясакова Л. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками. //НШ.-№4.- 1991.- С. 6.

Интернет-ресурсы:

1 Научная библиотека МГУ http://www.nbmgu.ru/ruslibraries

2. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/

3. Электронная библиотека диссертаций РГБ http://www.diss.rsl.ru

Практическое занятие № 1-2 (4ч)

ТЕМА: Методы и приемы обучения орфографии.

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать сведения о методах, приемах обучения правописанию, а также видах упражнений, применяемых в рамках названных методов.

№ пп

Содержание деятельности студента

Литература

Форма отчетности

I.

Теоретическая подготовка.







I.1.

Изучите литературу и ответьте на вопросы:

-Какие методы способствуют формированию у учащегося прочного навыка грамотного письма.

-Отчего зависит выбор метода.

(1)-(6)


устно

I.2.

Назовите виды языкового анализа и синтеза, используемых при обучении правописанию.

(6)




I.3.

Назовите упражнения, способствующие выработке орфографического навыка.

  1. -(6)

(3)

устно

1.4.

Изложите методику проведения каждого из видов диктантов.

(1) -(6)




2.

Методический практикум







2.1.

Какие методы знакомства с новым материалом используете при объяснении следующих правил, обоснуйте свой выбор:

а) правописание ча, ща, чу, щу;

б) правописание разделительного Ь знака;

в) правописание удвоенных согласных;

г) правописание переноса.




устно

2.2

2.3

Перед Вами перечень некоторых видов орфографических упражнений. Опишите, как Вы представляете себе методику использования каждого из них, и назовите орфографические умения, формирование которых они обеспечивают. Охарактеризуйте особенности возможных вариантов упражнений:

а) Письмо с комбинированием:

-подробным, с ответом в конце;

-с кратким доказательством.

б) Списывание с текста, не содержащего пропуска орфограмм, дополненное заданием: в случае, если орфограмма на изученное правило, доказать, что написано правильно.

в) Списывание с заданием: вставить пропущенные буквы, а перед словом привести доказательство.

г) Нахождение и исправление специально допущенных орфографических ошибок.

д) Диктант «Проверяю себя».

е) Выборочный диктант.

ё) Свободный диктант.

ж) Задания «для товарища»:

-составление словарных диктантов (с пропуском орфограмм и без);

-выписывание предложений, текстов со словами на определенное правило (с пропуском орфограмм и без).

-Дополните этот перечень.

Из предложенных ниже вариантов работы при знакомстве с новым словарным словом выберете методически более целесообразные и на их основе на примере 1-2 слов разработайте фрагменты уроков.

1. Слово предъявляется:

а) записанным с выделенной буквой;

б) записанным с пропущенной буквой;

в) звучащим для самостоятельной записи детьми с «дыркой»

2. После выяснения буквы слово записывается:

а) под диктовку;

б) строго по правилам списывания (см. специальное списывание)

в) по заданию «правильно спишите» без дополнительных инструкций.




Письменно, составьте конспект (научный) статей журнала «Начальная школа»


письменно

ЛИТЕРАТУРА

  1. Русский язык в начальных классах /Под ред М.С. Соловейчик.-М., 1997.

  2. Львов М.Р.и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах.-М., 1987.

  3. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/НШ-1985-№1-С.48.

  4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. -М., 1990.

  5. Журнал «Начальная школа»:

а) «Рабочая классификация диктантов» -1989.-№№ 10,11.- С.44.

б) «Использование выборочного диктанта при изучении частей речи.-1985.-№7.- с.21.

в) «Буквенные диктанты для перфокарт» --1991.-№5.- С.54.

г) «Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию» -1991.-№8.с.65.

д) «О проведении распределительных диктантов» -1995.- С.11.

е) Дубовец З.А. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи //НШ.-2004.- № 3.- С.61.

ё) Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках рус. языка//НШ.-2004.- № 7.С.25

и) Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках

русского языка в начальных классах // НШ.- 2006.- № 7.- С.49.

к) Дмитриева О.И. Словарик русского языка // НШ.- 2007.- № 5.-С.60

л) Мишина А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках рус. языка // НШ.- 2007.- № 8. -С.26.

м) Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ// НШ.- 2007.- № 9. - С.31.

  1. Лекция.

Практическое занятие № 3-4 (4ч)

ТЕМА: Методика работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок.

ЦЕЛЬ: Показать значимость, содержание и методику работы над орфографическими ошибками в начальных классах.

№ п/п

Содержание деятельности студента

Литература

Форма отчётности

I.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Изучите литературу и ответьте на поставленные вопросы:

1. Обоснуйте значимость работы над орфографическими ошибками в начальной школе.

2. Назовите типичные ошибки учащихся 1-4 классов и причины их появления.

3. Каковы способы исправления неверных написаний учителем.

4. Организуйте коллективные и индивидуальные работы над ошибками.


/1/ - /4/
/2/, /3/

/1/, с. 195-204
/2/, /1/ с. 205
/3/



устно

II.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ:

1. Приведённые ниже способы учительской правки орфографических ошибок расположите по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками.

Подумайте над возможными критериями выбора способа исправления ошибки:
а) подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;

б) на полях поставлен знак ошибки;

в) неправильная буква зачёркнута;

г) подчёркнуто слово с ошибкой;

д) слово с ошибкой подчёркнуто, в нём выделена часть слова с ошибкой;

е) на полях поставлен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи.
2. Перед Вами три текста диктанта в неисправленном виде. Они написаны третьеклассниками: первый - хорошим, (по уровню развития навыка правописания); второй – средним; третий – слабым.

Пользуясь различными способами правки, отметьте ошибки с учётом подготовленности учащегося; оцените работу.






устно

письменно

ТЕКСТЫ:

  1. Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревьев. Среди полей по узкой дорожке идёт группа ребят.

  2. Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишена и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревьев. Среди полей по узкой дорожки идёт группа ребят.

  3. Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли пореке, на кустах. Кругом тишена и прахлада. Птицы щибечут в чащи деревьев. Среди полей по узкой дорожки идёт группа ребят.

III.

Сравните приводимую ниже памятку для работы над ошибками с другими, которые Вы встречали.

В чём особенность этой памятки? Считаете ли целесообразным её использование?

ПАМЯТКА

1. Найди предполагаемую ошибку ( если она не обозначена).

2. Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её.

3. Если ошибка в окончании, напиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была написана неверно, пропусти.

  1. Реши, на какое правило ошибка.

  2. Выполни нужные действия и вставь букву.






изготовить 2-3 карточки-памятки.

IV.

Раскройте мысль, высказанную К. Д. Ушинским, что дело должно вестись так, чтобы ошибки по возможности предупреждались, а не исправлялись. Продумайте, как следует обеспечивать предупреждение орфографических ошибок в системе обучения в целом, а также при проведении конкретных работ.








ЛИТЕРАТУРА

1. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – 2-ое издание, М.:1968.

2. Кустарёва В. А. и др. Методика русского языка. – М.: 1982. - С.251.

3. Журнал «Начальная школа»:

- Блюз С.М. Работа над ошибками //НШ.-2004.-№ 8.-С.40.

-Булохов В. А. №1/91. -С.9.

-Козлова В. П. №1/81, №8/82.

-Соловьева З.И. №4/84.

-Цукерман Т. А. №11/93. -С.44.

-Ясакова Л. №4/91. -С. 6.

4. Лекции.

Материалы к зачету для студентов 4 курса ОЗО

(дисциплина по выбору: «Методические основы языкового образования и развития младших школьников»)


  1. Каковы основные задачи каждого из разделов методики начального обучения русскому языку. Цель и задачи предмета.

  2. Какие науки лежат в основе методики обучения русскому языку. Докажите, что лингвистическая теория, информация о законах языка, его особенностях используется в методике как основополагающая.

  3. Попробуйте, опираясь на полученные знания, сформулировать требования к современному уроку русского языка. Какие из требований к уроку являются общедидактическими, а какие – методическими?

  4. Подготовьте сообщение по теме: «Краткие исторические сведения по «школьной грамматике».

  5. Раскройте воспитательные и развивающие возможности предмета «русский язык».

  6. Охарактеризуйте классификацию методов изучения русского языка в школе.

  7. Охарактеризуйте классификацию методов изучения орфографии в начальной школе.

  8. Охарактеризуйте учебные пособия по русскому языку.

  9. Изложите последовательность изучения каждой части речи по годам обучения.

  10. Раскройте суть каждой задачи (направления) работы над словосочетанием.

  11. Раскройте суть каждой задачи (направления) работы над предложением.

  12. Охарактеризуйте задачи работы над фонетикой и графикой в начальных классах.

  13. Представьте сравнительно-исторический анализ обучения правописанию (XIX-XX в.в).

  14. Охарактеризуйте систему работы над ошибками (классификация ошибок; диагностика и прогнозирование; исправление и предупреждение ошибок).


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Основная icon Литература Кодификатор контролируемых элементов содержания и требований...
Фикатор подготовлен в соответствии со следующими документами: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего...
Литература Основная icon Основная литература 98
Применение свето-звуковой стимуляции и биологически обратной связи в реабилитации
Литература Основная icon Основная литература
Артюхова И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников/ И. С. Артюхова. — М.: Чистые пруды, 2008....
Литература Основная icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Литература Основная icon Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...

Литература Основная icon Основная образовательная программа образовательного учреждения мбоу «сош №40» (Основная школа)
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения
Литература Основная icon Основная литература
Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. – Кн. Психодиагностика. Введение в...
Литература Основная icon Пояснительная записка Основная образовательная программа основного...
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011, особенностей образовательного...
Литература Основная icon Основная образовательная программа образовательного учреждения основная школа
Основная образовательная программа образовательного учреждения является программой развития данного образовательного учреждения
Литература Основная icon Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
«Основная общеобразовательная школа» д. Захарвань, утверждённой приказом директора школы «Об утверждении Программы развития муниципального...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции