Дисциплина по выбору-11: «Методические основы языкового
образования и развития младших школьников»
для специальности 050708
«педагогика и методика начального образования»
форма обучения – заочная (ZВП-Нач-4-1)
4 курс, 8 семестр (2013-2014 уч. год)
8 семестр лекций – 8 часов; практ. зан. – 8часа. Зачет
Литература
Основная
-
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.
-
Реутова Л.П. Лингвометодическое образование учителя начальных классов: учебно-методическое пособие для студентов высших и средних специальных заведений по педагогическому направлению и специальности 050708 – «Педагогика и методика начального образования». - Армавир: РИЦ АГПУ, 2006.-152с.
-
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1998.
-
Действующие и альтернативные учебники и программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов в соответствии с ФГОС. Методические комментарии к ним.
-
Статьи журнала «Начальная школа» и других периодических изданий по проблемам обучения русскому языку и чтению в начальных классах.
Дополнительная литература
-
Айдарова Л.И., Соколова Т.Ю. Диктанты, которые пишут дети. –М., 1997.
-
Алгазина Н.Н. Формирование орфографического навыка. –М., 1987.
-
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. –М., 1973.
-
Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости // НШ.- 2004.- № 3. -С.35.
-
Блюз С.М. Работа над ошибками // НШ.- 2004.- № 8.- С.40.
-
Булахов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности. // НШ.- №1.- 1991.
-
Буркова Т.В. Рабочая классификация диктантов. // НШ. -№10/11.- 1989.-С. 44.
-
Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. // НШ. - №3 – 1991.
-
Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах //НШ.- 2006.- № 7.- С.49.
-
Граник Г.Г. и др. секреты пунктуации. – М., 1987.
-
Двухжилова Л.В. Повышение эффективности орфографических упражнений
средствами развития речи. // НШ. -№2.- 1990.- С.17.
-
Дмитриева О.И. Словарик русского языка //НШ.- 2007.- № 5.-С.60.
-
Дубовец З.А.Словарная работа и орфографическое чтение – залог грамотности развития речи //Начальная школа.-2004.-№ 3.- С. 61.
-
Еремина Е.М., Цукерман Г.А. Истина рождается в споре // НШ. - №12. – 1994.
-
Жедек П.С. Преемственность и перспективность в обучении орфоэпии и орфографии. – Харьков, 1984.- С.23.
-
Жедек П.С. Орфографическая зоркость будущего учителя // НШ –1980. -№10.
-
Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // НШ.- 1991 - №8.- С.65.
-
Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии / НШ №10.- 1988.- С.74.
-
Иванова М.Ф. и др. Обучение орфографии и пунктуации: Хрестоматия. – М., 1995.
-
Китаева Т.А. Кратковременный диктант. -// НШ. - №4.- 1992.
-
Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка //НШ.-2004.- № 7.- С.25.
-
Кузьменко Н.С. Как подготовить учителя к работе по формированию орфографической зоркости у младших школьников / НШ.- 1996.- №12.- С.9.
-
Купров В.Д. Работа над безударными гласными в корне, проверяемыми ударением // НШ.- 2004.-№ 8.- С.105.
-
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1997.
-
Львов М.Р., Рамзаева Т.Р., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
-
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.
-
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М., 1998.
-
Мельникова Е.Е. Кто хочет стать грамотным? //НШ.- 2004.- № 6.- С.99.
-
Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ //НШ.- 2007.- № 9. - С.31.
-
Мишина А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // НШ.- 2007.- № 8. -С.26.
-
Николаенко Л.В. Упражнения для развития речевого слуха //НШ.- 2006.- №11.- С. 77.
-
Моисеенко Е.С., Макарова В.И. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил. //НШ.-№3.- 1991.- С.16.
-
Назарова Л.К. О проговаривании и комментировании в обучении правописанию. //НШ.- №4.- 1987.- С. 27.
-
Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости / НШ №6.- 1989.- С.20.
-
Острикова Т.А. Способы обозначения орфограмм//НШ.-2004.-№ 1.-С.81.
-
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
-
Пировских Н.П. Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы. // НШ.- 1987 - №1.- С.28.
-
Рамзаева Т.Г. Резервы совершенствования грамотного письма // НШ. –1985.-№10.
-
Разумовская М.М. Понятие об орфограмме в школьном курсе орфографии // Русский язык в школе. –1981. -№5.
-
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.
-
Рабочая классификация диктантов // НШ. –1989. -№10/11.- С.44.
-
Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии. – М., 1960.- №2.
-
Рудакова В.П. Работа над ошибками – важнейшее звено в системе обучения русскому языку //НШ.- 2006.- № 6. - С.24.
-
Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе // НШ.- 2008. - № 1.- С.66.
-
Соловьева З.И. Работа по предупреждению и исправлению ошибок – важнейшее условие обеспечения орфографической грамотности // НШ. –1984. -№4.
-
Христенко М.А., Савина М.Д. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // НШ.- 1993. - №2.- С.33.
-
Юденко Ю.Р. Изучение орфографических правил с учетом аудиальной модальности младшего школьника // НШ.- 2007.- № 2.-С.70.
-
Ясакова Л. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками. //НШ.-№4.- 1991.- С. 6.
Интернет-ресурсы:
1 Научная библиотека МГУ http://www.nbmgu.ru/ruslibraries
2. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/
3. Электронная библиотека диссертаций РГБ http://www.diss.rsl.ru
Практическое занятие № 1-2 (4ч)
ТЕМА: Методы и приемы обучения орфографии.
ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать сведения о методах, приемах обучения правописанию, а также видах упражнений, применяемых в рамках названных методов.
№ пп
|
Содержание деятельности студента
|
Литература
|
Форма отчетности
|
I.
|
Теоретическая подготовка.
|
|
|
I.1.
|
Изучите литературу и ответьте на вопросы:
-Какие методы способствуют формированию у учащегося прочного навыка грамотного письма.
-Отчего зависит выбор метода.
|
(1)-(6)
|
устно
|
I.2.
|
Назовите виды языкового анализа и синтеза, используемых при обучении правописанию.
|
(6)
|
|
I.3.
|
Назовите упражнения, способствующие выработке орфографического навыка.
|
-
-(6)
(3)
|
устно
|
1.4.
|
Изложите методику проведения каждого из видов диктантов.
|
(1) -(6)
|
|
2.
|
Методический практикум
|
|
|
2.1.
|
Какие методы знакомства с новым материалом используете при объяснении следующих правил, обоснуйте свой выбор:
а) правописание ча, ща, чу, щу;
б) правописание разделительного Ь знака;
в) правописание удвоенных согласных;
г) правописание переноса.
|
|
устно
|
2.2
2.3
|
Перед Вами перечень некоторых видов орфографических упражнений. Опишите, как Вы представляете себе методику использования каждого из них, и назовите орфографические умения, формирование которых они обеспечивают. Охарактеризуйте особенности возможных вариантов упражнений:
а) Письмо с комбинированием:
-подробным, с ответом в конце;
-с кратким доказательством.
б) Списывание с текста, не содержащего пропуска орфограмм, дополненное заданием: в случае, если орфограмма на изученное правило, доказать, что написано правильно.
в) Списывание с заданием: вставить пропущенные буквы, а перед словом привести доказательство.
г) Нахождение и исправление специально допущенных орфографических ошибок.
д) Диктант «Проверяю себя».
е) Выборочный диктант.
ё) Свободный диктант.
ж) Задания «для товарища»:
-составление словарных диктантов (с пропуском орфограмм и без);
-выписывание предложений, текстов со словами на определенное правило (с пропуском орфограмм и без).
-Дополните этот перечень.
Из предложенных ниже вариантов работы при знакомстве с новым словарным словом выберете методически более целесообразные и на их основе на примере 1-2 слов разработайте фрагменты уроков.
1. Слово предъявляется:
а) записанным с выделенной буквой;
б) записанным с пропущенной буквой;
в) звучащим для самостоятельной записи детьми с «дыркой»
2. После выяснения буквы слово записывается:
а) под диктовку;
б) строго по правилам списывания (см. специальное списывание)
в) по заданию «правильно спишите» без дополнительных инструкций.
|
|
Письменно, составьте конспект (научный) статей журнала «Начальная школа»
письменно
|
ЛИТЕРАТУРА
-
Русский язык в начальных классах /Под ред М.С. Соловейчик.-М., 1997.
-
Львов М.Р.и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах.-М., 1987.
-
Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/НШ-1985-№1-С.48.
-
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. -М., 1990.
-
Журнал «Начальная школа»:
а) «Рабочая классификация диктантов» -1989.-№№ 10,11.- С.44.
б) «Использование выборочного диктанта при изучении частей речи.-1985.-№7.- с.21.
в) «Буквенные диктанты для перфокарт» --1991.-№5.- С.54.
г) «Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию» -1991.-№8.с.65.
д) «О проведении распределительных диктантов» -1995.- С.11.
е) Дубовец З.А. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи //НШ.-2004.- № 3.- С.61.
ё) Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках рус. языка//НШ.-2004.- № 7.С.25
и) Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках
русского языка в начальных классах // НШ.- 2006.- № 7.- С.49.
к) Дмитриева О.И. Словарик русского языка // НШ.- 2007.- № 5.-С.60
л) Мишина А.П. Словарно-орфографическая работа на уроках рус. языка // НШ.- 2007.- № 8. -С.26.
м) Митина Г.В. Грамматико-орфографическая пропедевтика в период ОГ// НШ.- 2007.- № 9. - С.31.
-
Лекция.
Практическое занятие № 3-4 (4ч)
ТЕМА: Методика работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок.
ЦЕЛЬ: Показать значимость, содержание и методику работы над орфографическими ошибками в начальных классах.
№ п/п
|
Содержание деятельности студента
|
Литература
|
Форма отчётности
|
I.
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
Изучите литературу и ответьте на поставленные вопросы:
1. Обоснуйте значимость работы над орфографическими ошибками в начальной школе.
2. Назовите типичные ошибки учащихся 1-4 классов и причины их появления.
3. Каковы способы исправления неверных написаний учителем.
4. Организуйте коллективные и индивидуальные работы над ошибками.
|
/1/ - /4/
/2/, /3/
/1/, с. 195-204
/2/, /1/ с. 205
/3/
|
устно
|
II.
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ:
1. Приведённые ниже способы учительской правки орфографических ошибок расположите по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками.
Подумайте над возможными критериями выбора способа исправления ошибки:
а) подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;
б) на полях поставлен знак ошибки;
в) неправильная буква зачёркнута;
г) подчёркнуто слово с ошибкой;
д) слово с ошибкой подчёркнуто, в нём выделена часть слова с ошибкой;
е) на полях поставлен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи.
2. Перед Вами три текста диктанта в неисправленном виде. Они написаны третьеклассниками: первый - хорошим, (по уровню развития навыка правописания); второй – средним; третий – слабым.
Пользуясь различными способами правки, отметьте ошибки с учётом подготовленности учащегося; оцените работу.
|
|
устно
письменно
|
ТЕКСТЫ:
-
Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревьев. Среди полей по узкой дорожке идёт группа ребят.
-
Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишена и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревьев. Среди полей по узкой дорожки идёт группа ребят.
-
Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли пореке, на кустах. Кругом тишена и прахлада. Птицы щибечут в чащи деревьев. Среди полей по узкой дорожки идёт группа ребят.
III.
|
Сравните приводимую ниже памятку для работы над ошибками с другими, которые Вы встречали.
В чём особенность этой памятки? Считаете ли целесообразным её использование?
ПАМЯТКА
1. Найди предполагаемую ошибку ( если она не обозначена).
2. Определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её.
3. Если ошибка в окончании, напиши это слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. Букву, которая была написана неверно, пропусти.
-
Реши, на какое правило ошибка.
-
Выполни нужные действия и вставь букву.
|
|
изготовить 2-3 карточки-памятки.
|
IV.
|
Раскройте мысль, высказанную К. Д. Ушинским, что дело должно вестись так, чтобы ошибки по возможности предупреждались, а не исправлялись. Продумайте, как следует обеспечивать предупреждение орфографических ошибок в системе обучения в целом, а также при проведении конкретных работ.
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – 2-ое издание, М.:1968.
2. Кустарёва В. А. и др. Методика русского языка. – М.: 1982. - С.251.
3. Журнал «Начальная школа»:
- Блюз С.М. Работа над ошибками //НШ.-2004.-№ 8.-С.40.
-Булохов В. А. №1/91. -С.9.
-Козлова В. П. №1/81, №8/82.
-Соловьева З.И. №4/84.
-Цукерман Т. А. №11/93. -С.44.
-Ясакова Л. №4/91. -С. 6.
4. Лекции.
Материалы к зачету для студентов 4 курса ОЗО
(дисциплина по выбору: «Методические основы языкового образования и развития младших школьников»)
-
Каковы основные задачи каждого из разделов методики начального обучения русскому языку. Цель и задачи предмета.
-
Какие науки лежат в основе методики обучения русскому языку. Докажите, что лингвистическая теория, информация о законах языка, его особенностях используется в методике как основополагающая.
-
Попробуйте, опираясь на полученные знания, сформулировать требования к современному уроку русского языка. Какие из требований к уроку являются общедидактическими, а какие – методическими?
-
Подготовьте сообщение по теме: «Краткие исторические сведения по «школьной грамматике».
-
Раскройте воспитательные и развивающие возможности предмета «русский язык».
-
Охарактеризуйте классификацию методов изучения русского языка в школе.
-
Охарактеризуйте классификацию методов изучения орфографии в начальной школе.
-
Охарактеризуйте учебные пособия по русскому языку.
-
Изложите последовательность изучения каждой части речи по годам обучения.
-
Раскройте суть каждой задачи (направления) работы над словосочетанием.
-
Раскройте суть каждой задачи (направления) работы над предложением.
-
Охарактеризуйте задачи работы над фонетикой и графикой в начальных классах.
-
Представьте сравнительно-исторический анализ обучения правописанию (XIX-XX в.в).
-
Охарактеризуйте систему работы над ошибками (классификация ошибок; диагностика и прогнозирование; исправление и предупреждение ошибок).
|