Урок. Тема : Великий сын России




Скачать 101.18 Kb.
НазваниеУрок. Тема : Великий сын России
Дата публикации03.10.2014
Размер101.18 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Право > Урок
Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2

Библиотечный урок

«Великий сын России»

Провела библиотекарь Чеснокова А.М.

п.г.т. Алексеевское 2011 год

Библиотечный урок.

Тема : Великий сын России.

Урок проводится с учениками 7 класса

Оборудование урока: мультимедийные устройства, экран, тематические справочные издания, энциклопедии.

Цели:

1.развивать навыки самостоятельной работы со справочной литературой;

2.способствовать творческому развитию читательских интересов;

3.Создать совместно с ребятами выставку справочной литературы по теме «Великий сын России»

4. Обучить учащихся самостоятельному приобретению новых знаний , используя многообразие информационных ресурсов.
Эпиграф: «Ставь вопросы, как парус , - и пусть эта книга, станет твоим кораблём в безбрежном океане знаний» Л.А.Кассиль
Библиотекарь: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас библиографический урок на тему 1 слайд «Великий сын России».Ребята давайте прочитаем эпиграф к уроку. 2 слайд «Ставь вопросы, как парус , - и пусть эта книга, станет твоим кораблём в безбрежном океане знаний» Л.А.Кассиль

Сегодня мы с вами будем говорить о справочниках и энциклопедиях

Книги справочного характера помогают вам получать знания, расширять ваш кругозор. Кто – то удачно сказал, что в мире много знаний ,но все они , к сожалению в разных головах. Первые попытки собрать их если не в одну голову, то, по крайней мере, в одну книгу – справочное бюро, были сделаны ещё в древнем Египте.

Именно о них египтяне говорили « Эти книги сделают умными и обучат невежду, помогая ему узнать всё!»

С тех пор прошло более 4 тысячи лет. За это время человечество создало большое число энциклопедий, а в русском языке даже появилось выражения «ходячая энциклопедия» Как вы думаете, кого так называют? ( человека который много знает)

Конечно же так говорят о человеке, много знающем. В переводе с греческого слова «энциклопедия» означает «круг знаний». Это самая главная справочная книга. Давайте ребята вспомним : «Что такое энциклопедия?».3 слайд

Энциклопедия это:

1.Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний в форме словаря.

2.Приведенные в систему обозрения различных отраслей какой-нибудь науки.

А какие бывают энциклопедии: 4 слайд.

Энциклопедии бывают:

1.Универсальные

2.Тематические

Как можно найти материал.5 слайд. Материал в энциклопедиях может располагаться:

  1. В алфавитном порядке.

  2. По темам.

Великие люди всегда умели извлекать из справочной литературы полезную и нужную информацию. Работа с энциклопедиями и справочниками экономила их время, энергию расширяла эрудицию и кругозор. Сейчас справочная литература занимает почётное место и во многих домашних библиотеках. Люди понимают, что иметь под рукой справочник очень полезно. И сегодня мы попытаемся оформить выставку справочной литературы о М.В.Ломоносове, которому ,как вы знаете , в ноябре исполняется 300 лет. Она поможет нам больше узнать об этом человеке. 6 слайд

1 раздел «Жизнь творца наук российских»

Цитата. «Людям настоящего часа великую помощь оказывают идеалы – путеводные звезды, которые блестят перед ними; великую помощь оказывают им гиганты прошлого. Высоко подняв факелы, они , как исполинские маяки, освещают перед нами путь горением своего сердца и сиянием своей мысли.» А.В.Луначарский. Возьмём энциклопедию «Кто есть кто», Большой энциклопедический словарь, школьная энциклопедия , откроем указатель имён. И по алфавиту отыщем нужную нам фамилию Ломоносов М.В.Рядом с именем мы увидим номера страниц, на которых содержится более подробная информация о нём.И зачитаем краткую биографию.

7 слайд.

Ответ детей. (читают)

Ломоносов Михаил Васильевич, первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

Ломоносов родился в деревне Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры (Архангельской губернии) в семье крестьянина – помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах . Мать Ломоносова, умершая очень рано , была дочерью дьякона. Стремясь получить образование, Ломоносов в декабре 1730 года покинул дом отца и отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. В 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был послан в Петербург для зачисления в Академический университет, а в 1736 году командирован в Германию для обучения химии и металлургии. Он учился с начала в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Вольфа, а затем во Фрейберге у химика и металлурга Генкеля. За границей Ломоносов пробыл до 1741 года и вскоре по возвращении был назначен адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 года стал первым русским , избранным на должность профессора химии. В 1748 году он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1951 году. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765 году. Могила Ломоносова в Александро- Невской лавре.
Библиотекарь: Кроме этого М.В.Ломоносов большой вклад внес в развитие естественных наук. Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, что бы мы ни держали в руках, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции.

Великий русский учёный – энциклопедист, первый русский академик Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Основными достижениями Ломоносова в области естественных наук, в первую очередь химии, были материалистическое истолкование химических явлений, широкое введение физических методов и представлений.8 слайд
2 раздел «Возникновение химии как науки.»

Цитата: Химическая наука, рассматривает свойства и изменения тел, состав тел объясняет причину того, что с веществами при химических превращениях происходит»

М. В. Ломоносов
Возьмём энциклопедии, я познаю мир «Химия», я познаю мир «Физика», энциклопедический словарь юного химика. И

зачитаем ,какие открытия сделал М.В.Ломоносов. 9 слайд
Ребята зачитывают

  1. Выдающимися достижениями русского ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова в области химии являются создание корпускулярной теории строения вещества, открытие закона сохранения материи и движения- основополагающего закона природы.

  2. По возвращении Л.В.Ломоносов основал в Петербурге Академию наук, затем первую в России химическую лабораторию, где проводились и опыты и обучение студентов. Учёный изучал минералы и руды, которые к нему присылались из разных мест России, вместе со своими учениками получал окрашенные стекла. Впоследствии из этих стекол Ломоносов составлял мозаичные картины. В своих трудах М.В.Ломоносов писал о том, что вещества состоят из атомов и молекул, что пламя – это не особое вещество «теплород». как думали тогда многие ученые, и веса не имеет.

  3. Действительным членом Петербургской Академии Наук М.В.Ломоносов был избран по кафедре химии. И не случайно. Химия была настоящей научной страстью Ломоносова, которая овладела им в ранней молодости и не утратила своей силы до конца его жизни.

  4. В древние и средние века считали, что существует только 7 металлов(золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть) М.В.Ломоносов определял металл как «светлое тело, которое ковать можно»

  5. В 1748 году М.В.Ломоносов за оду , написанную в честь императрицы Елизаветы , было пожаловано вознаграждение в 2 тысячи рублей. Из-за отсутствия в казне золота ученый вынужден был получить дар медной монетой, масса которой составила 3,2 тонны.

  6. М.В.Ломоносов отметил, что химия способствует «в приготовлении вкусных питий и яств»


Библиотекарь: Трудно поверить, что один человек сделать мог столько открытий, причем в разных областях знаний, сколько их сделал Ломоносов. Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России.10 слайд.

  1. раздел « Кто такой Ломоносов?»

« И что Ломоносов называл «вратами своей учёности?»

Цитата: «По своей и божьей воле

стал разумен и велик»

А что Ломоносов называл «вратами своей учёности» мы сможем узнать из энциклопедии «Все обо всем». Открываем энциклопедию и по содержанию находим вопрос. 11 слайд.

Энциклопедия «Все обо всем» Т.7. ,Т.9.

Дети читают из энциклопедии «Все обо всем» Т.9. стр.372.

Михаил Васильевич Ломоносов – один из замечательнейших деятелей русской науки и культуры. Он жил в 1711- 1765 годах и вошел в историю как величайший ученый – новатор.

Жизнь Ломоносова – вечный пример беззаветного служения Родине. Человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, Ломоносов прошел нелегкий и полный превратностей путь от любознательного крестьянского паренька с далекого Севера до корифея мировой научной мысли. Трудно даже перечислить все сферы деятельности этого человека. Это был ученый – естествоиспытатель, физик, химик, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

Что же дало толчок к формированию гения, родившегося в семье крестьянина – помора на двинской земле? Почему он 19 –летним юношей пешком пошел учиться в Москву? На это ответил в зрелом возрасте сам Ломоносов.

Постигнув грамоту, деревенский мальчик стал усердно разыскивать книги, а их в ту пору было не густо. Прочитанное не могло удовлетворить тягу к знаниям, К счастью, у соседей оказались две замечательные книги, которые всецело завладели вниманием 14 – летнего подростка. Одной из них была славянская грамматика Мелетия Смотрицкого, изданная в Москве еще в 1648 году. Написанная довольно невразумительным языком, она тем не менее содержала даже правила стихосложения. Другая книга была еще замечательнее. Изданная в 1703 году, «Арифметика» для того времени являлась скорее энциклопедией математических знаний, чем простым учебником. Её автор Леонтий Магницкий по существу создал широкий общеобразовательный курс для техников, мореплавателей и ученых. При этом книга читалась легко, изобиловала стихами, в ненавязчивой форме развивала смекалку и математическое мышление.

Вот их – то – «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого – Ломоносов и называл в последствии «вратами своей учености» . Так великий учёный на всю жизнь сохранил благородную память о первых книгах, открывших ему дорогу в большую науку.
Кто такой Ломоносов?

Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России.

Кто-то, может быть , даже и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что Ломоносов – выдающийся русский учёный , знают все.

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в семье крестьянина Архангельской губернии Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой). Когда подрос, стал вместе с отцом заниматься рыбацким промыслом. Грамоте начал учиться поздно, только с 11 лет, а уже через восемь лет Михаил Ломоносов вместе с обозом, на котором везли рыбу , уходит в Москву и сразу же поступает в Славяно – греко-латинскую академию.

Через пять лет Михаила Ломоносова в числе лучших двенадцати учеников отправляют в Петербургскую Академию для продолжения учебы, но не прошло и месяца, как его в числе уже трех лучших учеников посылают в германию для изучения горного дела и химии.

Очень скоро Михаил Васильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым. Он занимается химией и физикой, астрономией и горным делом, историей и литературой. Открывает всеобщий закон сохранения материи и движения. С помощью телескопа, который сам и построил , Михаил Васильевич обнаруживает, что планета Венера так же, как и Земля, окружена атмосферой.

Трудно поверить, что один человек мог сделать столько открытий, причём в разных областях знаний, сколько их сделал Ломоносов. Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России.

Занимался М.В.Ломоносов и географией. Когда он руководил комиссией по созданию «Российского атласа»,то не только организовал географические экспедиции во многие российские отдаленные губернии, но еще составил и разослал анкеты из 30 вопросов о полезных ископаемых, о том, сколько населения проживает в той или иной местности, какой они национальности и чем занимаются и т.д. Уже два века назад он проводил свои исследования так, как это делают современные ученые.

Такие примеры можно продолжать бесконечно. Михаил Васильевич Ломоносов серьезно изучал российскую историю и ораторское искусство. Составлял рецепты изготовления разноцветного стекла, из которого потом делал удивительные мозаичные картины. Например , изображение Полтавской битвы на портрете Петра 1.

До Ломоносова все книги в России писали только на церковнославянском языке. Он написал первую «Российскую грамматику» и свои собственные стих и оды писал только на русском языке.

По проекту М.В.Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет, который сейчас носит его имя.

Библиотекарь: М.В.Ломоносов многое интересовало : кроме научных исследований, он увлекался историей, рисовал, сочинял стихи и написал оду. В которой писал : 12 слайд

«Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде,

Среди народов и пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Всё, о чём мы говорили отражено в выставке 13 слайд

«Великий сын России»

«Да, велико его значение-

Он, верный русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему.»
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы замечательно поработали, и я думаю, что много узнали о М.В.Ломоносове и научились пользоваться справочной литературой. А где ещё ребята, вы можете найти информацию о Л.В.Ломоносове?( В Интернете)

Информацию ,которую мы с вами нашли я поместила в электронную газету Слайд показ электронной газеты Незаполненной осталась только последняя страница. На ней мы отразим отзывы о библиотечном уроке. Жду ваших отзывов, в которых вы напишете, понравился ли вам урок, что вам больше всего запомнилось, что вы узнали нового? 1 слайд

И я хочу закончить наш урок словами Константина Георгиевича Паустовского: « Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги» 2 слайд Спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок. Тема : Великий сын России iconУрок-презентация, посвященный 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова....
Данная презентация может быть использована классным руководителем или библиотекарем школы во время проведения классного часа на тему...

Урок. Тема : Великий сын России iconУрок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Урок. Тема : Великий сын России iconИнформационное письмо
«Музей истории города Черногорска», Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории 27 апреля 2012 года в...

Урок. Тема : Великий сын России iconУрок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие»
Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах

Урок. Тема : Великий сын России iconУрок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...

Урок. Тема : Великий сын России iconУрок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный...

Урок. Тема : Великий сын России iconУрок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»....
Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады

Урок. Тема : Великий сын России iconУрок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека...
Тема урока: Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме)

Урок. Тема : Великий сын России iconУрок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)

Урок. Тема : Великий сын России iconУрок №1 Тема
Тема. М. А. Шолохов «Судьба человека». Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Великой Отечественной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции