Рабочая программа по литературе




Скачать 176.86 Kb.
Название Рабочая программа по литературе
Дата публикации 17.10.2014
Размер 176.86 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДРУЖНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«УТВЕРЖДЕНА»:

Приказ № __от «___» ________20 __ г.

Директор ______________ Е.В.Малыкина

Рабочая программа

по литературе

(учебный предмет)

для базового уровня класс 10

(уровень: базовый, профильный)

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана)

  2. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;



Разработчик программы: Видмонт Нина Болеславовна

(Ф.И.О. учителя)

учитель русского языка и литературы, высшая

(занимаемая должность, квалификационная категория)

I. Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки выпускников, перечень учебно-методического обеспечения, тематическое планирование.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы. Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в старших классах.

Программа решает основную задачу преподавания литературы: развивать представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества, и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

В 10 классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне. Специфика изучения литературы на данном уровне заключается в следующем: сохранение фундаментальной основы курса, систематизация представлений учащихся об историческом развитии литературы, помощь в осознании учащимися диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В 10 классе – это линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX века), который осуществляет преемственность с концентром 5-9 классов. Такой подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы данного периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.

Реализация программы предполагает достижение следующих целей:

  1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;

  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных и теоретико-литературных понятий;

  4. Овладение умениями чтения и анализа художественного произведения;

  5. Воспитание гражданственности, патриотизма, интереса к слову.


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;

- владение диалогической и монологической речью;

- умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств;

- составление плана;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля

и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и

навыков.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, тексты, изученные обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: устный пересказ всех видов, различные виды переработки текстов, подготовка устных и письменных сочинений проблемного характера, рассуждений сообщений, докладов, отзывов, выступлений, диалогов, творческих работ.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год).

II. Содержание рабочей программы
Учебно-тематический план (102 ч.)


Содержание

Кол-во часов

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

2

Литература первой половины XIX века

28

Литература второй половины XIX века

68+2

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы

1

ИТОГО

102


Содержание тем учебного курса

Русская литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры (2 ч.)


Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Россия в первой и второй половине XIX века.

Литература первой половины XIX века (28 ч.)

А.С. Пушкин (11 ч.)


Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, её гуманизм. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов (10 ч.)


Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения поэзии. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь (7 ч.)


Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое и эпико-героическое. Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях.

«Петербургские повести»: «Невский проспект», «Портрет». Образ «маленького человека». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Образ Петербурга.

Литература второй половины XIX века (68+2 ч.)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч.)

Россия второй половины XIX века. Обзор литературы того времени. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Формирование национального театра. Мировое значение русской классической литературы.

И.А. Гончаров (5 ч.)


Жизнь и творчество.

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. «Обломовщина» как общественное явление. Роман в зеркале критики.

А.Н. Островский (4 ч.)


Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ё народные истоки. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Нравственная проблематика пьесы. Символика пьесы и смысл названия. Жанровое своеобразие. Островский в критике.

И.С. Тургенев (8 ч.)


Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями. Базаров, его сторонники противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Критика о Тургеневе.

Ф.И. Тютчев (4 ч.)


Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Основной жанр – лирический фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также стихотворения по выбору.

А.А. Фет (2 ч.)


Жизнь и творчество (обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практического помещика. Фет как мастер реалистического пейзажа. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи.

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.

Н.А. Некрасов (9 ч.)


Жизнь и творчество (обзор). Некрасов-журналист. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Сатира Некрасова. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык.

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также стихотворения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

М.Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)


Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Л.Н. Толстой (15 ч.)


Жизнь и творчество (обзор). Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление толстовского героя. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

Роман-эпопея «Война и мир» - вершина творчества писателя. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Ф.М. Достоевский (8 ч.)


Жизнь и творчество (обзор).

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения. Преступление и наказание в композиции романа. Роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба. «Маленькие люди» в романе. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Петербург Достоевского. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Н.С. Лесков (2 ч.)


Жизнь и творчество (обзор).

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

А.П. Чехов (7 ч.)


Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.

Рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Студент», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином» и другие.

Пьеса «Вишневый сад». Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Резервные уроки (2 ч.)

Из литературы народов России (1 ч.)

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Из зарубежной литературы (1 ч.)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Генрик Ибсен. Слово и писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Неразрешимость конфликта.


III. Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


IV.Виды контроля.

Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;

  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

  • творческий зачёт;

  • защита проектов.

V.Тематический план





Разделы, темы

Количество часов

Количество

Уроков развития речи

Домашних сочинений

Классных сочинений

Уроков внеклассного чтения

Семинаров

Проверочных работ

Контрольных работ

1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

2






















2

Литература первой половины XIX века

28

4

1

3

2

1

1




3

Литература второй половины XIX века

68+2

5

4

1

1

2

1

2

4

Из литературы народов России

1










1










5

Из зарубежной литературы

1










1













ИТОГО

102

9

5

4

5

3

2

2

VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учителя

  1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных организация: в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Савина Л.Н. Рабочая программа по литературе. 10 класс. – М: Глобус, 2009.

  3. Аркин И. И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2002.

  4. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.

  5. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.

  6. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.

  7. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.

  8. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

  9. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

  10. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.

  11. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение.

Для учащихся

  1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Воропаев В. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. – М: Православный паломник, 2008.

  3. Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  4. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  5. Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  6. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  7. Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.

  8. Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.

  9. Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа по литературе 9 класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования...
Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа по литературе 5 9 классы
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Образовательной программы по литературе», учебно-методического комплекта под...
Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по литературе для 8 класса...
Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа Кондауровой Ольги Викторовны, учителя русского...
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе авторской программы по литературе Г. С. Меркина, С. А. Зинина,...
Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа по литературе на 2013 2014учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....
Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....
Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа по литературе на 2012 2013 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы по литературе 5-11-й классы. Авторы: Р. Н. Бунеев, Е....
Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа по литературе 11 класс Составитель Голикова И. В
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе
Рабочая программа по литературе icon Рабочая программа по литературе
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции