Система воспитательной работы по формированию антикоррупционного мировоззрения школьников (1-я ступень школы)
Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, то есть с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются литературное чтение и окружающий мир. Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.
Программа по литературному чтению в начальной школе разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений литературы. Таким образом, сам предмет «литературное чтение» имеет большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного наследия знакомит с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах, а также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. Кроме того, изучение художественных произведений происходит и во внеурочной деятельности в рамках предмета «Литературное чтение: проектная деятельность, кружки «познавательное чтение», «открываем мир литературы – мир искусства» и т. д.
В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.
В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.
В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите родине, талантливости и щедрости русского человека.
В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.
Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в начальной школе, для использования в качестве антикоррупцонного просвещения.
Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка на уроках литературного чтения
Нравствен
ные представле
ния и качества
|
1-й класс
|
2-й класс
|
3-й класс
|
4-й класс
|
Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие
|
И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» и др.
|
Н. Артюхова. «Большая береза»,
В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»,
В. Берестов. «Бабушка Катя» и др.
|
Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка»,
К. Паустовский. «Заячьи лапы» и др.
|
Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков. «Аленький цветочек»,
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»,
К. Паустовский. «Растрепанный воробей»
|
Долг, ответстве-
ность
|
И. Токмакова. «Это ничья кошка»,
В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»,
Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и др.
|
М. Зощенко.
«Не надо врать»,
русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
Л. Толстой. «Прыжок», «Акула» и др.
|
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»,
А. Платонов. «Неизвестный цветок»,
П. Ершов. «Конек-горбунок» и др.
|
А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»,
О. Генри. «Дары волхвов»,
А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др.
|
Совесть, совестливость
|
Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др.
|
Б. Заходер. «Серая Звездочка»,
Н. Артюхова. «Большая береза»,
А. Чехов. «Мальчики» и др.
|
Б. Житков.
«Как я ловил человечков»,
К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др.
|
Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»,
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др.
|
В 3–4-х классах приведенные ниже народные пословицы могут стать и частью урока литературного чтения, и темой классного часа.
«Хорошо тому добро делать, кто его помнит»,
«Рука руку моет, и обе белы живут»,
«Милость велика, да не стоит и лыка»,
«Своего спасибо не жалей, а чужого не жди»,
«Худого человека ничем не уважишь»,
«Лучше не дари, да после не кори»,
«Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль»,
«Плохо не клади, вора в грех не вводи»,
«Дорого яичко ко Христову дню»,
«Не в службу, а в дружбу».
В предмете окружающий мир «Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:
Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
В авторских учебно-методических комплексах эти стратегические темы раскрываются более локально, в том числе и с элементами антикоррупционных понятий. Однако термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются. В результате изучения раздела «Человек и общество» у учащихся должны быть сформированы четкие представления о «добре и зле», «чести и бесчестии», «справедливости и несправедливости».
В начальной школе последние 10 лет успешно реализуются программы факультативных курсов по экономике, в том числе курс экономики, разработанный Т.В. Смирновой, Т.Н. Просняковой и рекомендованный МО РФ. Цель этой программы – заинтересовать экономической наукой, ввести в сложный мир экономических отношений, научить понимать негативную сторону коммерционализации. В рамках данного курса разработаны учебные пособия «Дом в обычном переулке», «Белка и компания» и др., задачники «Путешествие в компании Белки и ее друзей», а также методические рекомендации и справочное пособие «Экономический сказочный словарь». К концу обучения учащиеся в начальной школе должны иметь представления:
товаре как о благе;
собственных затратах;
рынке как отношениях, складывающихся между потребителем и производителем;
услугах как особой форме коммерческой деятельности;
материальных затратах;
капитале как о деньгах, приносящих прибыль, и т. д.
В рамках темы «Этика и мораль предпринимательства» могут рассматриваться следующие вопросы антикоррупционного воспитания: цена слова, соблазн получения прибыли любым путем, экономически целесообразный выбор и т. д.
В рамках темы «Товарообмен и деньги» вводятся представления о таких явлениях, как «конкуренция», «монопольная цена», «положительные и отрицательные стороны конкуренции», «штрафы». В сказочной форме используются различные экономические термины, а именно:«налоги», «таможенные пошлины» и др.
Интересным и важным представляется обсуждение характеристик и деловых качеств героев сказок. В конце курса проводится итоговый разговор на тему «Кто ищет друга без недостатков, тот остается без друзей». Учащиеся пробуют примерить на себя различные роли и поразмыслить, кем бы они хотели быть во взрослой жизни и какие качества для этого требуются.
В методической литературе также предлагаются различные программы по формированию эмоциональной грамотности младших школьников для внеурочной работы:
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Крюкова С.В., Слободяник Н.П.),
«Воспитание умения жить вместе» (Максакова В.И.);
«Уроки общения детей 6-10 лет» (Агафонова И.Н.);
«Я в мире других» (Николаева Е.И.).
Содержание данных программ имеет потенциал для осмысления
причин поступков различных героев, проигрывания других вариантов взаимодействия действующих лиц.
В начальной школе в рамках системы гражданско-правового образования преподается курс светской этики «Я и мой мир». Данный курс прошел длительную экспериментальную проверку, одобрен Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, вошел в качестве 1-й ступени системы гражданско-правового образования в концепцию «Петербургская школа 2005–2010», утвержденную Правительством Санкт-Петербурга.
В начальном курсе «Я и мой мир» (автор Н.И. Элиасберг) ставится задача создания у учащихся системы нравственных ориентиров на основе изучения ценностей (что всего дороже и ни за какие деньги не купишь). Младшие школьники знакомятся и осознают такие ценности, как жизнь, достоинство, здоровье, свобода человека; любовь, забота, доброта; дружба со сверстниками и мир между людьми, основанный на уважении к правам человека; права и обязанности человека, правила взаимодействии «я» ученика с людьми в различных ситуациях; общественный порядок и его охрана, строгие требования закона; Родина-Россия. Выделенные в данном перечне курсивом темы дают возможность учителю пропедевтически касаться вопросов, связанных с освоением антикоррупционных действий в поведении человека. Приобщение школьников к данным нравственным ценностям осуществляется последовательно в каждом классе с расширением понятий. Построение курса обеспечивает эмоциональное восприятие, осмысление и обретение опыта деятельности в коллективе. Это позволяет добиться позитивных результатов в ориентировании учащихся на то, что признается (является) добром, а что – злом. Тем самым в сознание учащихся 1-й ступени школы посредством этого курса закладываются компоненты антикоррупционного сознания. Учащихся обращают к примерам подвигов во имя Отечества, бескорыстного служения Отечеству, уважения к людям, готовность безвозмездно оказывать помощь и услуги. В то же время воспитывается неприязнь к проявлениям эгоизма, жадности, стремлению и попыткам наживаться за счет других людей. Именно эти результаты становятся базой для рассмотрения сущности коррупции и юридических аспектов ее проявления в курсах обществознания в основной школе.
Реализация программ формирования эмоциональной грамотности
(32 часа в год) или курса «Я и мой мир» (30–32 часа в год) возможна как вариативная часть в расписании уроков при 6-дневной рабочей неделе в начальной школе (2, 3, 4-й классы).
Поэтому можно рекомендовать учителям начальных классов:
включение в план воспитательной работы классных часов (не реже 1 раза в четверть) по данной проблематике;
проведение родительских собраний на темы, посвященные нравственному выбору в ситуациях, связанных с коррупцией.
Возможные варианты тем классных часов в определенной динамике представлены в следующей таблице.
Основная тема года
|
Темы классных часов
|
Родительское собрание (в дискуссионной форме)
|
1-й класс
«Что такое хорошо, и что такое плохо?»
|
Что значит любить маму (папу)?
|
Неженки и сорванцы
|
«А если с тобой поступят так же?»
|
Нужны ли в 1-м классе отметки?
(О развитии самоознания ученика-первоклассника)
|
2-й класс
«Добро - для одного, а для других?»
|
Кого мы называем добрым?
|
Подарки и другие способы благодарности
|
Деньги: «свои» и «чужие»
|
Стимулирование школьника: кнут или пряник?
(Методы педагогического воздействия на ребенка)
|
3-й класс
«Это честно?»
|
Можно и нельзя
|
Как у нас в семье празднуются дни рождения
|
Мои друзья – мое богатство
|
Место ребенка в детском коллективе.
(Атмосфера жизни семьи как фактор психического здоровья ребенка)
|
4-й класс
«Что такое справедливость – что это?»
|
Упорство и упрямство
|
Мы все разные, но все ученики с равными правами
|
Как прожить без ссор?
|
Всегда ли родитель прав?
(Способы общения в семье)
|
Итоговым мероприятием каждого года может быть праздник («День подарков ПРОСТО ТАК», «Город мастеров», «Сто друзей ста мастей» и др. Опыт педагогического коллектива учителей начальных классов 56 гимназии).
Цель праздников: формирование мотивации, интереса к совместной деятельности (порадовать окружающих людей и получить удовольствие от их радости).
План подготовки и проведения праздника
В соответствии с планом воспитательной работы школы (по решению методического объединения) согласовываются тематика, время проведения, определяются учителя, ответственные за подготовку различных видов деятельности (оформление, музыкальное сопровождение, приглашение сторонних гостей, ведущие).
Девиз каждого праздника: «Никто не должен уйти грустным или обиженным».
Разрабатывается проект участия каждого класса в празднике (совместно классный руководитель со своим детским коллективом).
Например, в ходе праздника «День подарков ПРОСТО ТАК» при входе на этаж каждый ребенок получал сладкое угощение и коробочку от киндер-сюрприза, в которой лежала записка. Этой запиской могли быть поздравление, задание, смешной рисунок, приглашение на фотографирование, приглашение посмотреть мультфильм на перемене и т. п. В подготовке праздника «Город мастеров» классами выбирались профессии людей. Детям надо было сделать стенгазету об этой профессии (коллаж, в котором отразить атрибуты, известные лица, профессиональные курьезы и т. п.)
Очень важно создание праздничного настроения в течение дня: оформлением школы и класса, сюрпризами на переменах, необычным содержанием уроков, соответствующим теме праздника. Учащиеся основной школы могут подготовить к урокам презентации, в которых сообщается информация.
Основная часть праздника
(Возможно проведение праздника «в узком кругу», объединение классов параллели в актовом зале.) Главное в празднике – чтобы каждый ученик принял в нем участие на основе деятельностного подхода. В качестве гостей могут быть приглашены члены семей для активного участия.
В ходе праздника проводятся игры со зрителями, диалог с залом, общее дело для команд. Практическая часть: задания группам. Например: в классе, где дети решили от профессии повар перейти к профессии кулинар-кондитер, каждая команда получила коржи, взбитые сливки, джем, шоколадку, каждый принес какой-то фрукт. В течение 10 минут из имеющихся компонентов надо было сделать красивый торт.
Итоговый этап – самый яркий эмоциональный момент праздника – дарение и получение подарков, призов, наград, совместное чаепитие и угощение друг друга изготовленными изделиями.
|