Введение. Литература и история.
|
Устное народное творчество.Лирические и исторические песни. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
|
.Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».Особенности содержания и художественной формы преданий
|
Древнерусская литература. Жанры. Житие как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития
|
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести
|
Из литературы 18 века. Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.
|
Проблема воспитания истинного гражданина Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
|
Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»
|
Литература 19 века. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
|
И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.
|
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей.
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения «Туча», «К…», «!9 октября».
|
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. (на основе изученного в 6-7 классах).
|
А.С.Пушкин. «История Пугачева»(отрывки).
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
|
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
|
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
|
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
|
Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции.Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».
|
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Система образов. Проблема человека и судьбы.. Образ Петербурга. Композиция повести.
Тестирование по творчеству Пушкина
|
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Поэма «Мцыри». Романтический герой и романтическая поэма.
|
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме.
|
Подготовка к домашнему сочинению «Природа и человек в поэме» по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
|
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки
|
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.
|
Образ Хлестакова. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
|
Особенности композиции комедии. Подготовка к домашнему сочинению
|
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного)
|
Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.
|
М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.
|
Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.
|
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова -Щедрина
|
Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество
|
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. рассказ «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.
|
Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».
|
Образ рассказчика. Главные герои.
|
Композиция рассказа
|
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
|
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
|
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
|
Из литературы 20 века. И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика.
|
А.И.Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Понятие о счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. Нравственные проблемы рассказа
|
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна
|
А.А.Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории.
|
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.
|
Урок – семинар. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению
|
Урок – семинар. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению
|
И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству.
|
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»(отрывки). Тэффи, Дымов, Аверченко, М.Зощенко.
|
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
|
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме
|
Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.
|
Композиция поэмы. Авторские отступления в поэме «Василий Теркин»
|
А.А.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»
|
Стихи песни о Великой Отечественной войне. Урок-концерт
|
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»
|
Классное чтение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»
|
Русские поэты о Родине, родной природе.
|
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
|
Зарубежная литература.У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джулетта». Поединок семейной вражды и любви
|
Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.
|
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
|
Черты классицизма в комедии Мольера.
|
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство
|
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
|
Итоговый урок-зачет «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе»
|
№
урока
|
Тема урока
|
Виды деятельности
обучающихся
|
Планируемые
образовательные
результаты изучения темы
|
Ведущие формы, методы и средства обучения
|
1.
|
Введение. Литература и история.
|
Беседа. Тестирование.
|
Выявят связь истории и литературы.
|
Коллективная, работа с учебником.
|
2.
|
Устное народное творчество.Лирические и исторические песни. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Выявят особенности художественной формы фольклорных произведений.
|
Анализ лирических песен и частушек. Аудио, выразительное исполнение частушек и песен.
|
3
|
.Предания. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».Особенности содержания и художественной формы преданий
|
Беседа
|
Выявят особенности содержания и художественной формы преданий
|
Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания.
|
4.
|
Древнерусская литература. Жанры. Житие как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития
|
Рассказ учителя. Беседа. практикум.
|
Выявят особенности содержания и формы воинской повести и жития
|
Анализ текста
|
5.
|
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
6.
|
Из литературы 18 века. Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Познакомятся с основными фактами биографии и творчества писателя, составят речевые характеристики персонажей.
|
Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
|
7.
|
Проблема воспитания истинного гражданина Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
|
Практикум
|
Обучатся анализу эпизода драматического произведения
|
Анализ текста, чтение по ролям
|
8.
|
Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»
|
Урок развития речи
|
Обучатся написанию сочинения на литературную тему.
|
Письменный ответ
|
9.
|
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Получат представление о жанровом своеобразии, композиции басен.
|
Анализ текста, выразительное чтение, чтение по ролям.
|
10.
|
И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.
|
Урок внеклассного чтения
|
|
Индивидуальные сообщения по теме урока
|
11.
|
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей.
|
Рассказ учителя, практикум.
|
Познакомятся с характерными жанровыми особенностями думы
|
Сопоставительный анализ, выразительное чтение
|
12.
|
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения «Туча», «К…», «!9 октября».
|
Рассказ учителя, беседа.
|
Составят представление об отношении А.С. Пушкина к теме истории в литературе.
|
Анализ текста, выразительное чтение, устный ответ.
|
13.
|
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. (на основе изученного в 6-7 классах).
|
Семинар
|
|
Большой круглый стол
|
14.
|
А.С.Пушкин. «История Пугачева»(отрывки).
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Составят представление о связи истории пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя
|
Сравнительная характеристика
|
15.
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Познакомятся с историей создания произведения и сравнят героев повести с их историческими прототипами.
|
Индивидуальные сообщения , составление Диаграммы Вена.
|
16.
|
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.
|
Беседа. Обучение устному рассказу
|
Обучатся устному рассказу. Составят сравнительную характеристику героев
|
Устный рассказ, сравнительная характеристика: Диаграмма Вена.
|
17.
|
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
|
Беседа
|
Составят характеристику героини.
|
Дневник двойной записи.
|
18- 19
|
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.
|
Беседа, практикум.
|
Сравнят описание пугачевского восстания в романе и историческом труде Пушкина. Сделают вывод об авторской оценке народного восстания.
|
Диаграмма Вена
|
20.
|
Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции.Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка».
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
21.
|
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Система образов. Проблема человека и судьбы.. Образ Петербурга. Композиция повести.
Тестирование по творчеству Пушкина
|
Беседа, рассказ учителя
Урок контроля
|
Изучат систему образов персонажей, особенности композиции повести, образ Петербурга .
|
Выразительное чтение, монологическое высказывание.
|
22.
|
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Поэма «Мцыри». Романтический герой и романтическая поэма.
|
Рассказ учителя, семинар
|
Познакомятся с основными сведениями из биографии писателя. Обобщат знания о месте исторической темы в творчестве Лермонтова
|
Инсерт-таблица, монологическое высказывание
|
23.
|
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме.
|
Практикум
|
Разовьют представление о жанре поэмы, изучат особенности композиции поэмы.
|
Анализ эпизода, выразительное чтение текста
|
24.
|
Подготовка к домашнему сочинению «Природа и человек в поэме» по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
|
Урок развития речи
|
|
|
25.
|
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки
|
Рассказ учителя, семинар
|
Познакомятся с биографией писателя, составят представление об исторической теме в творчестве писателя.
|
Работа с книгой
|
26
|
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.
|
Беседа, практикум.
|
Разовьют представление о сатире и юморе, составят представления о приемах сатирического изображения чиновников.
|
Выразительное чтение по ролям, анализ текста
|
27
|
Образ Хлестакова. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
|
Практикум
|
Познакомятся с литературным понятием «миражная интрига», «хлестаковщина».
|
Выразительное чтение по ролям, анализ текста
|
28
|
Особенности композиции комедии. Подготовка к домашнему сочинению
|
Урок развития речи
|
Выявят особенности композиции комедии.
|
Сочинение.
|
29
|
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного)
|
Рассказ учителя, беседа
|
Обобщат и разовьют понятие образ «маленького человека»
|
Анализ текста, выборочное чтение
|
30
|
Образ Петербурга. Роль фантастики в повести.
|
Практикум
|
Сделают вывод о месте фантастического в повести, составят представление об образе Петербурга
|
Выборочное чтение
|
31
|
М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.
|
Рассказ учителя, беседа.
|
Познакомятся с биографией писателя, сделают вывод о средствах создания комического в произведении
|
Выборочное чтение отрывка, анализ эпизода
|
32
|
Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении.
|
Рассказ учителя, беседа.
|
средства создания комического в произведении
|
Выборочное чтение отрывка, анализ эпизода
|
33
|
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова -Щедрина
|
Урок контроля
|
|
|
34
|
Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество
|
Рассказ учителя, беседа.
|
Разовьют понятие о жанре рассказа. Составят представление о художественной детали как средстве создания художественного образа.
|
Выразительное чтение, анализ текста, монологическое высказывание
|
35
|
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. рассказ «После бала». Образ рассказчика. Главные герои.
|
Рассказ учителя, беседа.
|
Познакомятся с биографией писателя, проанализируют проблематику рассказа и образ автора.
|
Анализ текста, чтение выборочное.
|
36
|
Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».
|
Практикум
|
Усовершенствуют умения выявлять особенности композиции рассказа.
|
Выборочное чтение
|
37
|
Образ рассказчика. Главные герои.
|
беседа
|
|
|
38
|
Композиция рассказа
|
практикум
|
Усовершенствуют умения выявлять особенности композиции рассказа
|
Монологическое высказывание
|
39
|
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
|
Урок внеклассного чтения
|
Понятие нравственности
|
|
40
|
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова
|
Урок внеклассного чтения
|
Анализ стихов
|
|
41
|
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Расширят знание биографии писателя. Сделают вывод о психологизме рассказа.
|
Чтение с пометами, с остановками.
|
42
|
Из литературы 20 века. И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика.
|
Рассказ учителя, беседа.
|
Расширят знание биографии писателя. Усовершенствуют умение выявлять проблематику рассказа.
|
Выразительное чтение, анализ
|
43
|
А.И.Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Понятие о счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. Нравственные проблемы рассказа
|
Рассказ учителя, беседа
|
Усовершенствуют умения выявлять нравственную проблематику рассказа, разовьют понятие о фабуле и сюжете.
|
Выборочное чтение.
|
44
|
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна
|
Урок развития речи
|
Что такое нравственность
|
|
45
|
А.А.Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории.
|
Рассказ учителя, беседа
|
Расширят знание биографии писателя. Усовершенствуют умение выразительного чтения
|
Выразительное чтение
|
46
|
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.
|
Рассказ учителя, беседа
|
Расширят знание биографии писателя. Разовьют понятие о драматической поэме.
|
Выразительное чтение, анализ текста.
|
47
|
Урок – семинар. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению
|
Урок развития речи
|
Проявят сформированность интеллектуальных общеучебных умений
|
Индивидуальные сообщения, групповая работа
|
48
|
Урок – семинар. Образ Пугачева в фольклоре, произведения А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению
|
Урок развития речи
|
Проявят сформированность интеллектуальных общеучебных умений
|
Индивидуальные сообщения, групповая работа
|
49
|
И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству.
|
Рассказ учителя, беседа
|
Познакомятся с биографией писателя.
|
Работа с книгой
|
50
|
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом»(отрывки). Тэффи, Дымов, Аверченко, М.Зощенко.
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
51
|
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
|
Рассказ учителя. Беседа.
|
Познакомятся с биографией писателя, усовершенствуют навык выборочного чтения по проблемному вопросу.
|
Выборочное чтение
|
52
|
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме
|
Рассказ учителя, беседа
|
Познакомятся с биографией поэта. Усовершенствуют навык анализа поэтического текста
|
Работа с учебником, индивидуальные сообщения
|
53
|
Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.
|
Беседа
|
Обучатся устному рассказу
|
Устный рассказ, выразительное чтение
|
54
|
Композиция поэмы. Авторские отступления в поэме «Василий Теркин»
|
Практикум
|
Усовершенствуют навык анализа композиции поэмы.
|
Выразительное выборочное чтение
|
55
|
А.А.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
56
|
Стихи песни о Великой Отечественной войне. Урок-концерт
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
57
|
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»
|
Рассказ учителя, беседа
|
Усовершенствуют навык анализа проблематики рассказа
|
Выразительное выборочное чтение, анализ
|
58-59
|
Классное чтение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
60
|
Русские поэты о Родине, родной природе.
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
61
|
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
62
|
У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джулетта». Поединок семейной вражды и любви
|
Рассказ учителя, беседа
|
Разовьют представление о конфликте как основе сюжета драматического произведения
|
Выразительное чтение по ролям
|
63
|
Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.
|
Практикум
|
Сформируют знания о сонете как лирической форме.
|
Анализ текста
|
64
|
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
|
Рассказ учителя, беседа
|
Разовьют понятие о классицизме, о сатирическом, сделают вывод об общечеловеческом звучании комедии.
|
Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
|
65
|
Черты классицизма в комедии Мольера.
|
Рассказ учителя, беседа
|
Разовьют понятие о классицизме, о сатирическом, сделают вывод об общечеловеческом звучании комедии.
|
Выразительное чтение по ролям, анализ текста.
|
66
|
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
67
|
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
68
|
Итоговый урок-зачет «Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе»
|
Урок-зачет
|
Обобщат и систематизирую знания
|
Индивидуальная работа
|