Интеллектуальная игра По русскому языку




Скачать 84.75 Kb.
Название Интеллектуальная игра По русскому языку
Дата публикации 10.10.2014
Размер 84.75 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Интеллектуальная игра
По русскому языку
«Умники и умницы»


Выполнили:

учителя 2-х классов

МОУ СОШ №3

Ульянова Е.В., Ревуцкая И.П.
"УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Цели. Проверить знания детей по русскому языку; воспитывать интерес к знаниям.

Оборудование. Ребусы, фигурки "Умник" и "Умница", рисунок с изображениями Петрушки и Буратино, карточки со скороговорками, бумага, ручки, П.К.

Ход игры

Учитель.

Нашу встречу хочется начать с загадки. Учитель открывает текст пословиц на доске.

Он и поит, и кормит. Он и до Киева доводит.

О чём говорится в этих пословицах?

Дети. О языке.

Конечно, это язык. Ну, а сегодня он не до Киева доведёт одну из команд, а до победы.

Итак, гость сегодня - его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке, записанные на карточках.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговеньем относился к родному языку. По его мнению, «русский язык - это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Ученик 2. «Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой. Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как.

Ученик З. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев предупреждал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предшественниками».

Сегодня у нас необычная игра — "Умники и умницы". Весь год вы, дети, боролись за право выйти в финал, писали диктанты, контрольные работы, учились читать. Теперь победители будут соревноваться между собой.

Итак, знакомьтесь - наши участники...

Учитель называет имена и фамилии игроков - всего их 9 человек — и объясняет правила игры. Они аналогичны тем, что и в телевизионной передаче "Умники и умницы ".

Учитель приглашает первую тройку игроков.

Предварительный тур.

Прочитай стихотворение выразительно, в первом четверостишии подчеркни орфограммы в корнях слов. Выдели приставки.

На скрипучие качели

Сели шустрые шмели.

Повертелись, загудели,

На веревки налегли.

Плохо кончились затеи

Лопнул старенький канат...

Все упали вверх тормашками

И вздыхали под ромашками:

"Ох, как лапочки болят!"

(М.Моравская)

- Жюри определяет правильность выполнения задания, выбор дорожек участниками.

Вопросы для участников 1 тройки.

Первый агон.

- Из какого произведения отрывок?

Вопрос для первого участника

И снова медведь:

- О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского ежа.

Ответ: К.И. Чуковский. "Телефон".

Вопрос для второго участника

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке.

Ровно тридцать лет и три года...

Ответ: А.С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".

Вопрос для третьего участника

Девочка взяла братца и побежала.

А Баба Яга подошла к окошку и спрашивает:

- Девица, прядешь ли?

Ответ: сказка "Гуси-лебеди".

Второй агон.

Вопрос для теоретиков.

- Как называются слова, имеющие несколько лексических

значений?

Вопрос для первого участника

- Найди как можно больше лексических значений слова «ко-

рень»

Вопрос для второго участника

- Найди как можно больше лексических значений слова

«ручка»

Вопрос для третьего участника

- Найди как можно больше лексических значений слова

«ключ»

Третий агон. «Зашифрованное слово»

Вопрос для первого участника

Его корень в слове «вязать»,

Его приставка в слове «замолчать»,

Его суффикс в слове «сказка»,

Его окончание в слове «рыбка». (Завязка.)

Вопрос для второго участника

Его корень в слове «снежинка»,

Его приставка в слове «подъехал»,

Его суффикс в слове «лесник»,

Его окончание в слове «ученики». (Подснежники.)

Четвёртый агон.

Вопрос для теоретиков.

- Как называются слова, которые одинаково пишутся или слышатся, но имеют разное лексическое значение?

Вопрос для первого участника

- Вставьте нужные слова в предложения, поставьте знак ударения.

Мы ... теплое парное молоко. Возьми пилу и ... дрова.

Король жил в красивом.... Мальчик оставил ключ в....
Вопросы для теоретиков.

1. Что без меня предметы?

лишь названья!

Но я приду - всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады и хлеб растёт, (глагол), приведите пример

2. Всему название дано -

и зверю, и предмету,

вещей вокруг полным-полно,

а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз -

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами! (имя существительное)

3. Художницу эту знает весь свет,

раскрасит художница всякий предмет,

ответит всегда на вопросы такие:

какой и какая, какое, какие! (имя прилагательное)

4. «Скажи наоборот» (общекомандное)

Ведущий. Открыть.

Дети. Закрыть.

Ведущий. Лечь.

Дети. Встать.

Ведущий. Уходить.

Дети. Приходить.

Ведущий. Говорить.

Дети. Молчать.

Ведущий. Найти.

Дети. Потерять.

Как можно назвать эти слова? (антонимы) Что такое антонимы?

5. Сколько букв в русском языке? (33)

Предварительный тур. «Найди ошибку»

Дети получают карточки с одинаковыми предложениями, которые содержат ошибки. Задание - найти и исправить эти ошибки. Побеждает участник, который первым правильно выполнит задание.

Предложения:

1. Мальчик полоскал собаку.

2. Все спустились с горы, а Витя все слизал.

3. На елке весят хлопушки.

4. Старик поседел на лавочке и пошел домой.

5. Цветы увидали от жары.

6. Хозяйка поласкала белье в ванне.

- Жюри определяет правильность выполнения задания, выбор дорожек участниками.
Вопросы для участников 2 тройки.

Первый агон.

Вопрос для первого участника

- В каком из приведенных слов все согласные твердые?

Мел, лось, может, слива, конь. (Может.)

Вопрос для второго участника

- В каком из приведенных слов количество букв и звуков сов

падает?

Мать, ясли, беречь, боюсь, сеют.

Вопрос для третьего участника

- Сколько раз встречается звук [с] в указанном предложении?

Через поле и лесок подаётся голосок.

Второй агон. «Пословицы шутят»

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Вопрос для первого участника

Два сапога – тара.

Вопрос для второго участника

Ус - хорошо, а два – лучше.

Вопрос для третьего участника

Трус своей лени боится.

Третий агон. «Зашифрованное слово»

Вопрос для первого участника

Его корень в слове «дарственный»,

Его приставка в слове «подумать»,

Его суффикс в слове «лесок». (Подарок.)

Вопрос для второго участника

Его корень в слове «писать»,

Его приставка в слове «рассказать»,

Его суффикс в слове «книжка»,

Его окончание в слове «вода». (Расписка.)

Четвёртый агон. «Угадай-ка»

- Какие три желания исполнила Царевна – лягушка?
Вопросы для теоретиков.

1.Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)

2. Сколько всегда мягких согласных в русском языке?

3. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? (существительное)

4. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (синонимы)

5. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (черепаха)

6.Два или несколько предложений, связанных по смыслу, (текст)

7.Значок - обозначение звуков на письме, (буква)

8.Общая часть родственных, или однокоренных слов, (корень)

9.Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твёрдый знак)

Финал.

1. "СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ СЛОВА"

Задание для всех участников

Учитель обращается к участникам:

- Вы любите игрушки?

Каждому участнику дают листочек с авторучкой. На листке записано слово "игрушка ".

- Кто больше составит слов?

Ответ: игра, рука, груша, круг, шар, уши, шкура, рагу, рак.

2. Подбор синонимов.

-Подберите синонимы к словам.

Вопрос для первого участника

Шалун (озорник, хулиган, проказник)

Вопрос для второго участника

Приятель (друг, товарищ)

3. Ребусы.

Ребус для первого участника

Ответ: волк.

Ребус для второго участника
Ответ: Валя.
Итог игры. Награждение участников.
И вот пришёл прощанья час,

Игра закончилась у нас.

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал немножечко умней,

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их -

Не зря твой день потрачен.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интеллектуальная игра По русскому языку icon Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...
Интеллектуальная игра По русскому языку icon С гимназическими классами Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка»
Цель: расширить кругозор учащихся, повысить их уровень знаний по русскому языку; формировать интерес к изучению языка
Интеллектуальная игра По русскому языку icon Рабочая программа по русскому языку 6 класс на
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,...
Интеллектуальная игра По русскому языку icon Пояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении...

Интеллектуальная игра По русскому языку icon Литературно интеллектуальная игра
Цель: знакомство детей с творчеством русских и современных писателей на станциях: литература, культура, история, окружающая среда,...
Интеллектуальная игра По русскому языку icon Интеллектуальная игра
Портрет А. С. Пушкина. Выставка книг (Сказки, повести, стихи). выставка детских рисунков
Интеллектуальная игра По русскому языку icon Внеклассное мероприятие: интеллектуальная игра
Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова
Интеллектуальная игра По русскому языку icon Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
М. Т. Барановой (базовый уровень), на основе «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова,...
Интеллектуальная игра По русскому языку icon Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
Государственного стандартаосновного общего основногообразования по русскому языку
Интеллектуальная игра По русскому языку icon Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Программы по русскому языку для основной школы 5-9 классы....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции