Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе




Скачать 88.44 Kb.
Название Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе
Дата публикации 09.10.2014
Размер 88.44 Kb.
Тип Конкурс
literature-edu.ru > Литература > Конкурс
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43 г.Томска


Конкурс на лучшую методическую разработку

интегрированного урока по русскому языку и литературе.

Имя прилагательное, мы с тобой дружны…

Выполнила: Ни. Н.А., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №43.

Адрес: ул.Новосибирская 31, кв.36.

Телефон: 75-43-66.

Томск 2010

Цели урока

Дидактические:

  1. Повторение изученного об имени прилагательном как части речи.

  2. Роль имени прилагательного в художественной речи, в речевом высказывании.


Развивающие:

  1. Развитие познавательной активности, речемыслительной деятельности учащихся.

  2. Обогащение словарного запаса.

  3. Развитие диалогической и монологической речи.

  4. Исследование текстов.

Воспитательные:

  1. Формирование содержательной речи, взаимодействие учителя и ученика.

  2. Воспитание интереса к искусству слова, внимания и уважения к родной природе.


Подготовка учащихся к уроку

  1. Наблюдение за зимней природой.

  2. Черновик сочинения.

  3. Работа со словарями: синонимов, словообразовательным, этимологическим.

  4. Сообщения о писателе И.С.Соколове - Микитове, художнике К.Ф. Юоне.


Оборудование

  1. Портрет А.С. Пушкина.

  2. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

  3. Отрывок из рассказа И.С. Соколова – Микитова «Русский лес».

  4. Репродукция картины К.Ф. Юона «Волшебница зима».

  5. Иллюстрации о зиме.


Оформление доски


Портрет А.С. Пушкина

Седьмое декабря

Классная работа



К.Ф. Юон

(1875-1958)

А.С. Пушкин

«Зимнее утро»

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.



Репродукция

картины художника

«Волшебница зима».

И.С. Соколов-Микитов «Русский лес»

(Признаки предметов называешь

ты)







Выставка книг И.С.Соколова-Микитова

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,





Словари

Меня вам надо знать, беречь!








Содержание урока
I.Организационный момент.

(Тема урока закрыта ватманом).

II.”Открытие темы”.

1. Отгадайте загадку:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

- Почему? По каким признакам определили часть речи?

- Значение имени прилагательного?

2. Объявление темы урока.

(Снимается ватман).

-2 строчки не дописаны (оставить свободными). К концу урока мы должны будем их придумать. Что это может быть?

III .Контрольно – подготовительный этап.

1.Повторение. Актуализация опорных знаний.

-Что вы знаете об имени прилагательном?

Вопросы? Значения? Грамматические признаки?

(1.Постоянные, 2.Непостоянные).

В чем причина?

2. Сценка «Прилагается ли прилагательное? »

(Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»).

-Почему ошибся Митрофанушка?

-В какой морфеме «скрывается» отгадка?

3.Морфемный разбор: прилагательное.

4.Как образовано? Словообразовательный разбор.

Прилагатьприлагательныйприлагательное

(Переход из им. прилагательного).

5.Из истории слова. (Сообщения детей).

Прилагательное – это слово имеет корни в латинском языке. В переводе с латинского языка – нечто подкинутое, прибавленное, приложенное. Дословный перевод с греческого языка – эпитет.

6. Имя прилагательное – средство выразительности языка.

- Что такое эпитет?

- Все ли имена прилагательные эпитеты?
IV.Исследование языкового материала.

Употребление имен прилагательных в

стихотворной речи.

1.В.Выркин «Ищу слова». (Чтение наизусть).

- О чем это стихотворение?

- Какова его основная мысль?

- Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации?

- Пронаблюдаем, как это делал А.С. Пушкин.
2.А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1) Чтение стихотворения наизусть.

2) Смысловой анализ текста.

- О чем оно? Какие чувства передает? Вызывает?

- К какой лирике относится? (Пейзажная лирика – описание природы).

- Как описывается утро? Ключевые слова?

- Какие средства выразительности языка помогли нарисовать картину зимнего утра?

(Учащиеся называют эпитеты).

3) Выписать самые красивые словосочетания с именами прилагательными в роли эпитетов. Сделать их разбор. Объяснить окончания имен прилагательных.
Например: День чудесный.

Великолепными коврами.

3.Работа со словарем синонимов. (Предварительное задание учащимся).

Чудесный –

Великолепный –
4.Лингвистический эксперимент.

- Замените имена прилагательные стихотворения другими из синонимического ряда.

Что получается?

(Выбранные А.С. Пушкиным имена прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова).

V.Исследование языкового материала. Употребление

и роль имен прилагательных в прозе. Отрывок из рассказа И.С. Соколова – Микитова «Русский лес».


  1. Сообщение о писателе И.С. Соколове – Микитове. (Сообщения детей).

  2. Чтение отрывка из рассказа. (Читает учитель).

Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего света.

И. С. Соколов-Микитов

3.Смысловой анализ текста.

-О чем этот текст?

-Признаки текста. (Тема, смысловая и интонационная законченность, последовательность, логичность).

-О чём рассказывается?

-Что описывается?

Деревья –

Снег –

Птицы –

4. Строение текста.

- Тема? Как можно озаглавить? ( «Русский лес зимою»).

- Может ли оно выражать основную мысль? (Да, т.к. автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого).

5. Роль первого предложения.

1)Синтаксический разбор предложения.

Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

2)Хорош – краткая форма имени прилагательного делает речь более

торжественной, выразительной.

3)Роль союза И – увеличивает временное пространство, помогает уделить внимание каждому слову.
6.Лексическая работа.

Подобрать синонимы к слову:

Русский – родной, близкий, любимый

-Почему автор использует их? (Автор любит Родину).
7.Определение типа речи.

- Какому типу речи принадлежит текст? (Описание, повествование, рассуждение).

- Связь предложений в тексте. (Параллельная – она обычная для рассуждения:

почему хорош,

почему не налюбуешься,

почему невидимая жизнь).
8.План текста.

-Назвать и озаглавить микротемы.

1)Описание леса.

2)Описание тишины.

3)Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

- Роль трех последних предложений в тексте? (Основная мысль).

-Чему они учат человека? Что воспитывают? (Русский лес родной, особенный, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота).

-Композиция? (Композиция кольцевая, прием обрамления).
9. Роль имён прилагательных в тексте.

1) – Какие средства выразительности помогают описать лес? Передать его красоту?

(Эпитеты, метафоры).

-Какая часть речи выступает в роли эпитетов? Приведите примеры.

2) Выписать из I микротемы словосочетания

«прил. + сущ.»
I ст. II ст.

(Имена прилагательные (Имена прилагательные-

в роли эпитетов) определения)
(Одновременно работают у доски двое учащихся, записывают не менее 3-х

понравившихся словосочетаний).
Например:

Серебристая пыль. Зимний день.

Кружевные арки. Лесные тропинки.
-Чем отличаются примеры I и II столбиков?

-Значение имен прилагательных?

(Обозначают конкретные признаки: цвет, размер, состояние, принадлежность и т. д.).

-Эпитеты?

(Описывают признаки полно, точно, образно, ярко, эмоционально).
10.Лингвистический эксперимент.

-Прочитать текст I микротемы без имен прилагательных. Что получилось?

-Какова роль имен прилагательных в речи?

(Оживляют, делают образы красочными).

VI. Зимняя природа в изобразительном искусстве.

Репродукции художников о зимней природе.
1.-Какими средствами изображается зима в живописи? (Красками).

-В художественной литературе? (Словом).

-Что передает художник красками? (Свои чувства, радость общения с

природой).

-Кому это доступно? (Человеку внимательному, наблюдательному, чуткому).

2.Зима на картинах художника К. Ф. Юона.

1)Сообщение о художнике К. Ф. Юоне. (Сообщение ученицы).

2) «Читаем» картину.

-Что изображено?

-Любимая тема художника?

-Как он изображает зиму?

-Какими красками?

-Смысл названия картины «Волшебница зима»?

3.Родная природа на картинах художников? Иллюстрациях? (Каждый художник видит по-своему красоту зимней природы. Рисует своё видение её прелести).
VII. Обобщение.
-Какие мысли и чувства объединяют произведения А.С. Пушкина, И.С. Соколова-Микитова, К.Ф. Юона – поэта, писателя, художника?

(Эти произведения объединяют любовь к родной природе, восхищение ее красотой, умение вслушиваться и всматриваться в нее).

-В каком произведении наиболее сильно выражены чувства?

(В поэтическом тексте – этому способствует рифма, ритм, мелодия стиха, восторженная лексика, звукопись и т.д.)
VIII. Употребление имен прилагательных в речевом высказывании (собственном).



  1. Чтение и обсуждение 3-4 черновиков сочинений учащихся. Были предложены темы: «Русская зима», «Сказочный лес», «Волшебница зима».

  2. Роль имени прилагательного в речи.


IX. «Закрытие» темы урока.
- Что можно дописать в 3-4 строчки темы урока?

Признаки предметов

Называешь ты.
X. Подведение итогов урока.

- Что узнали на уроке? Чем занимались? (Релаксация)

- Самооценка своей работы.

Я ставлю себе…..,потому что…
XI. Домашнее задание.

- Доработать сочинения с учетом возможного использования имен прилагательных, услышанных на уроке, переписать в тетради.
Материал, задания по теме рассчитаны на 2 урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы
Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Районный конкурс на лучшую разработку проектной деятельности семьи...
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад с. Талачево муниципального района Стерлитамакский район...
Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Положение о проведении второго Всемирного лингвокультурологического...
Ение устанавливает порядок проведения второго Всемирного лингвокультурологического конкурса по русскому языку и литературе, посвященного...
Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Положение о проведении второго Всемирного лингвокультурологического...
Ение устанавливает порядок проведения второго Всемирного лингвокультурологического конкурса по русскому языку и литературе, посвященного...
Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Учебники. Русский язык
Цели: повышение качества образования, качества обучения русскому языку и литературе; совершенствование форм и методов обучения русскому...
Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Викторина по литературе. 3
Среда. День Творчества (конкурс на лучшую зарисовку о зиме). Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. Принимают...
Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Рабочая программа по русскому языку 6 класс на
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,...
Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Викторина литературных знаний “Любви все возрасты покорны…” Аукцион...
Разработки внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе с применением игровых технологий
Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Пояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении...

Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе icon Рабочая программа по русскому языку представляет
Авт сост.: С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С. Русина; Программы основной школы по русскому языку...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции