Скачать 88.44 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 г.Томска Конкурс на лучшую методическую разработку интегрированного урока по русскому языку и литературе. Имя прилагательное, мы с тобой дружны… Выполнила: Ни. Н.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №43. Адрес: ул.Новосибирская 31, кв.36. Телефон: 75-43-66. Томск 2010 Цели урока Дидактические:
Развивающие:
Воспитательные:
Подготовка учащихся к уроку
Оборудование
Оформление доски
Содержание урока I.Организационный момент. (Тема урока закрыта ватманом). II.”Открытие темы”. 1. Отгадайте загадку: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (Имя прилагательное) - Почему? По каким признакам определили часть речи? - Значение имени прилагательного? 2. Объявление темы урока. (Снимается ватман). -2 строчки не дописаны (оставить свободными). К концу урока мы должны будем их придумать. Что это может быть? III .Контрольно – подготовительный этап. 1.Повторение. Актуализация опорных знаний. -Что вы знаете об имени прилагательном? Вопросы? Значения? Грамматические признаки? (1.Постоянные, 2.Непостоянные). В чем причина? 2. Сценка «Прилагается ли прилагательное? » (Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»). -Почему ошибся Митрофанушка? -В какой морфеме «скрывается» отгадка? 3.Морфемный разбор: прилагательное. 4.Как образовано? Словообразовательный разбор. Прилагатьприлагательныйприлагательное (Переход из им. прилагательного). 5.Из истории слова. (Сообщения детей). Прилагательное – это слово имеет корни в латинском языке. В переводе с латинского языка – нечто подкинутое, прибавленное, приложенное. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. 6. Имя прилагательное – средство выразительности языка. - Что такое эпитет? - Все ли имена прилагательные эпитеты? IV.Исследование языкового материала. Употребление имен прилагательных в стихотворной речи. 1.В.Выркин «Ищу слова». (Чтение наизусть). - О чем это стихотворение? - Какова его основная мысль? - Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации? - Пронаблюдаем, как это делал А.С. Пушкин. 2.А.С. Пушкин «Зимнее утро». 1) Чтение стихотворения наизусть. 2) Смысловой анализ текста. - О чем оно? Какие чувства передает? Вызывает? - К какой лирике относится? (Пейзажная лирика – описание природы). - Как описывается утро? Ключевые слова? - Какие средства выразительности языка помогли нарисовать картину зимнего утра? (Учащиеся называют эпитеты). 3) Выписать самые красивые словосочетания с именами прилагательными в роли эпитетов. Сделать их разбор. Объяснить окончания имен прилагательных. Например: День чудесный. Великолепными коврами. 3.Работа со словарем синонимов. (Предварительное задание учащимся). Чудесный – Великолепный – 4.Лингвистический эксперимент. - Замените имена прилагательные стихотворения другими из синонимического ряда. Что получается? (Выбранные А.С. Пушкиным имена прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова). V.Исследование языкового материала. Употребление и роль имен прилагательных в прозе. Отрывок из рассказа И.С. Соколова – Микитова «Русский лес».
Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего света. И. С. Соколов-Микитов 3.Смысловой анализ текста. -О чем этот текст? -Признаки текста. (Тема, смысловая и интонационная законченность, последовательность, логичность). -О чём рассказывается? -Что описывается? Деревья – Снег – Птицы – 4. Строение текста. - Тема? Как можно озаглавить? ( «Русский лес зимою»). - Может ли оно выражать основную мысль? (Да, т.к. автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого). 5. Роль первого предложения. 1)Синтаксический разбор предложения. Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. 2)Хорош – краткая форма имени прилагательного делает речь более торжественной, выразительной. 3)Роль союза И – увеличивает временное пространство, помогает уделить внимание каждому слову. 6.Лексическая работа. Подобрать синонимы к слову: Русский – родной, близкий, любимый -Почему автор использует их? (Автор любит Родину). 7.Определение типа речи. - Какому типу речи принадлежит текст? (Описание, повествование, рассуждение). - Связь предложений в тексте. (Параллельная – она обычная для рассуждения: почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). 8.План текста. -Назвать и озаглавить микротемы. 1)Описание леса. 2)Описание тишины. 3)Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку. - Роль трех последних предложений в тексте? (Основная мысль). -Чему они учат человека? Что воспитывают? (Русский лес родной, особенный, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота). -Композиция? (Композиция кольцевая, прием обрамления). 9. Роль имён прилагательных в тексте. 1) – Какие средства выразительности помогают описать лес? Передать его красоту? (Эпитеты, метафоры). -Какая часть речи выступает в роли эпитетов? Приведите примеры. 2) Выписать из I микротемы словосочетания «прил. + сущ.» I ст. II ст. (Имена прилагательные (Имена прилагательные- в роли эпитетов) определения) (Одновременно работают у доски двое учащихся, записывают не менее 3-х понравившихся словосочетаний). Например: Серебристая пыль. Зимний день. Кружевные арки. Лесные тропинки. -Чем отличаются примеры I и II столбиков? -Значение имен прилагательных? (Обозначают конкретные признаки: цвет, размер, состояние, принадлежность и т. д.). -Эпитеты? (Описывают признаки полно, точно, образно, ярко, эмоционально). 10.Лингвистический эксперимент. -Прочитать текст I микротемы без имен прилагательных. Что получилось? -Какова роль имен прилагательных в речи? (Оживляют, делают образы красочными). VI. Зимняя природа в изобразительном искусстве. Репродукции художников о зимней природе. 1.-Какими средствами изображается зима в живописи? (Красками). -В художественной литературе? (Словом). -Что передает художник красками? (Свои чувства, радость общения с природой). -Кому это доступно? (Человеку внимательному, наблюдательному, чуткому). 2.Зима на картинах художника К. Ф. Юона. 1)Сообщение о художнике К. Ф. Юоне. (Сообщение ученицы). 2) «Читаем» картину. -Что изображено? -Любимая тема художника? -Как он изображает зиму? -Какими красками? -Смысл названия картины «Волшебница зима»? 3.Родная природа на картинах художников? Иллюстрациях? (Каждый художник видит по-своему красоту зимней природы. Рисует своё видение её прелести). VII. Обобщение. -Какие мысли и чувства объединяют произведения А.С. Пушкина, И.С. Соколова-Микитова, К.Ф. Юона – поэта, писателя, художника? (Эти произведения объединяют любовь к родной природе, восхищение ее красотой, умение вслушиваться и всматриваться в нее). -В каком произведении наиболее сильно выражены чувства? (В поэтическом тексте – этому способствует рифма, ритм, мелодия стиха, восторженная лексика, звукопись и т.д.) VIII. Употребление имен прилагательных в речевом высказывании (собственном).
IX. «Закрытие» темы урока. - Что можно дописать в 3-4 строчки темы урока? Признаки предметов Называешь ты. X. Подведение итогов урока. - Что узнали на уроке? Чем занимались? (Релаксация) - Самооценка своей работы. Я ставлю себе…..,потому что… XI. Домашнее задание. - Доработать сочинения с учетом возможного использования имен прилагательных, услышанных на уроке, переписать в тетради. Материал, задания по теме рассчитаны на 2 урока. |
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы |
Районный конкурс на лучшую разработку проектной деятельности семьи... Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад с. Талачево муниципального района Стерлитамакский район... |
||
Положение о проведении второго Всемирного лингвокультурологического... Ение устанавливает порядок проведения второго Всемирного лингвокультурологического конкурса по русскому языку и литературе, посвященного... |
Положение о проведении второго Всемирного лингвокультурологического... Ение устанавливает порядок проведения второго Всемирного лингвокультурологического конкурса по русскому языку и литературе, посвященного... |
||
Учебники. Русский язык Цели: повышение качества образования, качества обучения русскому языку и литературе; совершенствование форм и методов обучения русскому... |
Викторина по литературе. 3 Среда. День Творчества (конкурс на лучшую зарисовку о зиме). Принимаются работы, написанные как в стихах, так и в прозе. Принимают... |
||
Рабочая программа по русскому языку 6 класс на Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,... |
Викторина литературных знаний “Любви все возрасты покорны…” Аукцион... Разработки внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе с применением игровых технологий |
||
Пояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении... |
Рабочая программа по русскому языку представляет Авт сост.: С. К. Бирюкова, Р. З. Хайруллин, Н. Н. Вербовая, К. М. Нартов, Н. С. Русина; Программы основной школы по русскому языку... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |