Скачать 70.53 Kb.
|
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». Цель: Совершенствование техники чтения. Задачи: 1. Учить выразительному чтению целыми словами. 2. Коррекция устной речи посредством словарной работы и составления полных ответов на вопрос учителя. 3. Воспитание мотивации к урокам чтения. Оборудование: ТСО, раздаточный материал, портрет А.С. Пушкина, учебники, презентация, видеозапись мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде», сказки А.С. Пушкина. Ход урока.
Учитель: Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. Учитель: Назовите дату, день недели, урок. (слайд 1) Учитель: Чему мы учимся на уроке чтения? Зачем нам это нужно? Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться выразительно читать целыми словами. Учитель: Не забывайте про наши правила. Говорю: - громко; - выразительно; - понятно для других. Читаю: - громко; - выразительно; - целыми словами
Учитель: Чтобы наша речь была чистой, правильной, выразительной проведём речевую разминку: От топота копыт пыль по полю летит. (слайд 2) Учитель: Прочитайте скороговорку медленно, быстро, тихо, громко, шёпотом.
Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем? Учитель: Назовите годы жизни поэта. (слайд 3) Учитель: Что вам было задано на дом? (Учащиеся читают наизусть стихотворение «Во глубине сибирских руд…») Учитель: Кому посвятил это стихотворение поэт? Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения? Учитель: Кто сможет назвать сказки, написанные А.С. Пушкиным? Проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы должны назвать сказку. (слайды 4 – 7 ) (Учащиеся по очереди читают отрывки из сказок, остальные должны назвать название сказки.) Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо знаете сказки А.С. Пушкина. Учитель читает стихотворение Александра Волобуева “Сказки Пушкина”. Подрастая, девчонки, мальчишки Дома, в школах и в детских садах Открывают красивые книжки – Необычные сказки в стихах. Заражаясь романтикой древней, Не боятся преград на пути, И торопятся к спящей царевне, Поскорее на помощь прийти. Царь Дадон будет вскоре убитым Золотым петушком за обман. И старуха – с разбитым корытом, Потому что ей разум не дан. Смелым справится просто с бедою, Побеждают коварство не аз. А работник, кто прозван Балдою, Поумней, может, многих из нас. В интонации теплой, душевной Строк, рожденных гусиным пером, Обращается лебедь царевной, Побеждается злоба добром. Там русалки, колдуньи, зверюшки, И царевич выходит на бой. Здравствуй, мир под названием “Пушкин” – Необъятный, прекрасный, живой.
Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем? Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения? Назовите сказки. Учитель: Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски, Но нет ничего интересней, Чем наши волшебные сказки. Учитель: Сегодня мы начнём работу над одной из сказок А.С. Пушкина. А над какой, вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма. (Просмотр отрывка мультфильма.) Учитель: Прочитайте название сказки. (слайд 8) Учитель: Послушайте историческую справку о создании «Сказки о попе…» (слайд 9) История создания сказки. Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». (показ портрета Н. В. Гоголя) Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.
Учитель: В сказке есть слова, которые не употребляются в современной речи. Это – устаревшие слова. В этой сказке встречается много устаревших слов. Почему? Эта сказка была написана в 1830 году ( 180 лет назад ). А как мы узнаём толкование устаревших слов? Значение устаревших слов можно найти в словаре. Он называется «Толковый словарь живого великого русского языка». Его автор Владимир Иванович Даль (1801-1872) был врачом. Он собирал устаревшие слова и записывал их значение. (показ портрета В.И. Даля) Учитель: Давайте прочитаем значение некоторых таких слов. (слайд 10) Поп – служитель в церкви. Попадья – жена попа. Поповна – дочь попа. Толоконный (лоб) – сделанный из толокна, из овсяной немолотой муки. (Глупый человек). Полба – разновидность пшеницы, каша из нее. Оброк – налог (принудительный сбор с крестьян денег или продуктов). Супостат – недруг. Мета – намеченная цель. Недоимки – неуплата. Розь – разные, различные. Подворье – дом с хозяйственными постройками. Авось – может быть. Тятя – отец.
Учитель: Я прочитаю вам текст, а вы ответите на такой вопрос: «Кто главный герой этой сказки?»
Учитель: Прочитайте текст самостоятельно вполголоса. После чтения назовите других действующих лиц сказки.
Учитель: А теперь прочитаем сказку вслух по цепочке. Не забывайте, что надо читать выразительно, целыми словами. Учитель: Назовите других действующих лиц сказки. Учитель: Где поп встретил Балду? Учитель: Кто ему был нужен? Учитель: Какую плату за свой труд попросил Балда? ( В год по 3 щелчка по лбу) Учитель: На что надеялся поп, когда брал Балбу на работу? (На русский авось) Учитель: Каким качеством характера обладал Балда? Найдите в тексте подтверждение. (Работает за 7-х… До светла все у него пляшет…) Учитель: Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (Попадья) Учитель: Какое? (Собрать оброк) Учитель: За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года) Учитель: Назовите главные черты характера попа и попадьи. Докажите свой ответ строчками из сказки.
Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем? Учитель: Назовите годы жизни поэта. Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения? Учитель: Кто сможет назвать сказки, написанные А.С. Пушкиным? Учитель: Над какой сказкой мы сегодня работали? Учитель: Назовите действующих лиц. Учитель: Чего боялся поп? Учитель: Что придумала попадья? Учитель: Смог ли выполнить задание Балда, мы узнаем на следующем уроке. Учитель: Продолжите моё предложение: (слайд11) - На уроке мне было интересно, когда … - Сегодня я узнал, что … - Мне было трудно, когда … - Я хочу ещё прочитать … Учитель: Закончить урок я хочу стихотворением Алифиренко. Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо. От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем, Как он писал – без перевода. Учитель: А вам я говорю: «Большое спасибо за работу!» (слайд 12) |
В каком году родился А. С. Пушкин? Ответ. Пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка... |
Сказка о попе и о работнике его балде сказка о медведихе А. С. Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, основоположник новой русской литературы, реформатор... |
||
Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»,... |
Сказка о попе и о работнике его балде |
||
Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!» А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и... |
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке.... «Ходит по земле сказка… Ходит, рассказывая детям об одном и том же. Добро, рассказывает она, побеждает зло; чистосердечие лучше хитрости;... |
||
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем... Тема: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне... |
Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... |
||
Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А.... Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
Контрольная работа. Конспект урока литературного чтения на тему:... «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |