Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».




Скачать 70.53 Kb.
Название Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Дата публикации 09.10.2014
Размер 70.53 Kb.
Тип Сказка
literature-edu.ru > Литература > Сказка
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Цель: Совершенствование техники чтения.
Задачи: 1. Учить выразительному чтению целыми словами.

2. Коррекция устной речи посредством словарной работы и составления полных

ответов на вопрос учителя.

3. Воспитание мотивации к урокам чтения.
Оборудование: ТСО, раздаточный материал, портрет А.С. Пушкина, учебники, презентация, видеозапись мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде», сказки А.С. Пушкина.
Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Учитель: Назовите дату, день недели, урок. (слайд 1)



Учитель: Чему мы учимся на уроке чтения? Зачем нам это нужно?

Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться выразительно читать целыми словами.

Учитель: Не забывайте про наши правила.

Говорю:

- громко;

- выразительно;

- понятно для других.

Читаю:

- громко;

- выразительно;

- целыми словами


  1. Речевая разминка.

Учитель: Чтобы наша речь была чистой, правильной, выразительной проведём речевую разминку:
От топота копыт пыль по полю летит. (слайд 2)


Учитель: Прочитайте скороговорку медленно, быстро, тихо, громко, шёпотом.


  1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем?

Учитель: Назовите годы жизни поэта. (слайд 3)



Учитель: Что вам было задано на дом?

(Учащиеся читают наизусть стихотворение «Во глубине сибирских руд…»)

Учитель: Кому посвятил это стихотворение поэт?

Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения?

Учитель: Кто сможет назвать сказки, написанные А.С. Пушкиным?

Проверим, как хорошо вы знаете эти сказки. Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы должны назвать сказку. (слайды 4 – 7 )



(Учащиеся по очереди читают отрывки из сказок, остальные должны назвать название сказки.)

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо знаете сказки А.С. Пушкина.

Учитель читает стихотворение Александра Волобуева “Сказки Пушкина”.

Подрастая, девчонки, мальчишки
Дома, в школах и в детских садах
Открывают красивые книжки –
Необычные сказки в стихах.

Заражаясь романтикой древней,
Не боятся преград на пути,
И торопятся к спящей царевне, 
Поскорее на помощь прийти.

Царь Дадон будет вскоре убитым
Золотым петушком за обман.
И старуха – с разбитым корытом,
Потому что ей разум не дан.

Смелым справится просто с бедою,
Побеждают коварство не аз.
А работник, кто прозван Балдою,
Поумней, может, многих из нас.

В интонации теплой, душевной
Строк, рожденных гусиным пером,
Обращается лебедь царевной, 
Побеждается злоба добром.

Там русалки, колдуньи, зверюшки,
И царевич выходит на бой.
Здравствуй, мир под названием “Пушкин” –
Необъятный, прекрасный, живой.


  1. Физкультурная пауза.

  1. Ходьба на месте.

  2. Приседания.

  3. Упражнения для рук.



  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем?

Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения? Назовите сказки.

Учитель: Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Учитель: Сегодня мы начнём работу над одной из сказок А.С. Пушкина. А над какой, вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма. (Просмотр отрывка мультфильма.)

Учитель: Прочитайте название сказки. (слайд 8)


Учитель: Послушайте историческую справку о создании «Сказки о попе…» (слайд 9)


История создания сказки.

Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине  13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. 

Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». (показ портрета Н. В. Гоголя)

Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.


  1. Работа над сказкой.

  1. Словарная работа.

Учитель: В сказке есть слова, которые не употребляются в современной речи. Это – устаревшие слова. В этой сказке встречается много устаревших слов. Почему?
Эта сказка была написана в 1830 году ( 180 лет назад ). А как мы узнаём толкование устаревших слов? Значение устаревших слов можно найти в словаре. Он называется «Толковый словарь живого великого русского языка». Его автор Владимир Иванович Даль (1801-1872) был врачом. Он собирал устаревшие слова и записывал их значение. (показ портрета В.И. Даля)
Учитель: Давайте прочитаем значение некоторых таких слов. (слайд 10)


Поп – служитель в церкви.

Попадья – жена попа.

Поповна – дочь попа.

Толоконный (лоб) – сделанный из толокна, из овсяной немолотой муки. (Глупый человек).

Полба – разновидность пшеницы, каша из нее.

Оброк – налог (принудительный сбор с крестьян денег или продуктов).
Супостат – недруг.

Мета – намеченная цель.

Недоимки – неуплата.

Розь – разные, различные.

Подворье – дом с хозяйственными постройками.

Авось – может быть.

Тятя – отец.

  1. Чтение учителем текста.

Учитель: Я прочитаю вам текст, а вы ответите на такой вопрос: «Кто главный герой этой сказки?»

  1. Чтение учащимися текста.

Учитель: Прочитайте текст самостоятельно вполголоса. После чтения назовите других действующих лиц сказки.


  1. Физминутка для глаз.

  2. Работа по содержанию.

Учитель: А теперь прочитаем сказку вслух по цепочке. Не забывайте, что надо читать выразительно, целыми словами.

Учитель: Назовите других действующих лиц сказки.

Учитель: Где поп встретил Балду?

Учитель: Кто ему был нужен?

Учитель: Какую плату за свой труд попросил Балда? ( В год по 3 щелчка по лбу)

Учитель: На что надеялся поп, когда брал Балбу на работу? (На русский авось)

Учитель: Каким качеством характера обладал Балда? Найдите в тексте подтверждение.

(Работает за 7-х… До светла все у него пляшет…)

Учитель: Кто придумал средство, как спасти попа от расплаты? (Попадья)

Учитель: Какое? (Собрать оброк)

Учитель: За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За три года)

Учитель: Назовите главные черты характера попа и попадьи. Докажите свой ответ строчками из сказки.


  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Творчество какого поэта мы изучаем?

Учитель: Назовите годы жизни поэта.

Учитель: Для кого А.С. Пушкин писал свои произведения?

Учитель: Кто сможет назвать сказки, написанные А.С. Пушкиным?

Учитель: Над какой сказкой мы сегодня работали?

Учитель: Назовите действующих лиц.

Учитель: Чего боялся поп?

Учитель: Что придумала попадья?

Учитель: Смог ли выполнить задание Балда, мы узнаем на следующем уроке.

Учитель: Продолжите моё предложение: (слайд11)


- На уроке мне было интересно, когда …
- Сегодня я узнал, что …
- Мне было трудно, когда …
- Я хочу ещё прочитать …

Учитель: Закончить урок я хочу стихотворением Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо.
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

Учитель: А вам я говорю: «Большое спасибо за работу!» (слайд 12)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon В каком году родился А. С. Пушкин?
Ответ. Пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка...
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon Сказка о попе и о работнике его балде сказка о медведихе
А. С. Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, основоположник новой русской литературы, реформатор...
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»,...
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon Сказка о попе и о работнике его балде

Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и...
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке....
«Ходит по земле сказка… Ходит, рассказывая детям об одном и том же. Добро, рассказывает она, побеждает зло; чистосердечие лучше хитрости;...
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем...
Тема: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне...
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Тема: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». icon Контрольная работа. Конспект урока литературного чтения на тему:...
«А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции