Пояснительная записка
Целью является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством.
Задачи:
Научить обучающих воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям;
Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности;
Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление восприятия музыкальных произведений;
Направление программы: В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
5 класс
Тема первого полугодия: «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
6 класс
Тема первого полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»; рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках
Тема второго полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки». В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве.
Сроки реализации программы – 2 года
Общая характеристика учебного курса:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2005;;
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Место курса в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю (1 час в 5 кл., 1 час в 6 кл.).
классы
|
1 четверть
|
2четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
5 класс
|
9 часов
|
7 часов
|
10 часов
|
9 часов
|
6 класс
|
8 часов
|
8 часов
|
9 часов
|
10 часов
|
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
5 класс
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод создания «композиций»;
метод игры.
Класс
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
Формы работы:
индивидуальная
коллективная (хоровое пение)
работа в парах (дуэт)
самостоятельная
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная:
традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок);
нестандартные уроки (уроки – практикумы, уроки-путешествия)
Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.
Личностные результаты:
5 класс
находить специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
Видеть взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
Знать роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
Сравнивать стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
6 класс
определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
отличать специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.
различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.
Метапредметным результатом учебной деятельности является развитие способности решать творческие задачи. Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия – познавательной деятельности – литературой, ИЗО, историей, МХК.
Предметные результаты:
Основное содержание курса:
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Виды музыкальной деятельности в 6 классе, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Формы контроля:
творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины.
Основное содержание:
№ урока
|
Тема
|
Количество часов
|
Музыка и литература –16 часов
|
1
|
Что роднит музыку с литературой. Песня.
|
1
|
2
|
Что роднит музыку с литературой. Песня.
|
1
|
3
|
Песня – душа народа. Вокальная музыка (жанры).
|
1
|
4
|
Жанры вокальной музыки. Вокальная музыка.
|
1
|
5
|
Жанры вокальной и инструментальной музыки. Вокальная музыка.
|
1
|
6
|
Фольклор в музыке русских композиторов.
|
1
|
7
|
Сказка в программной музыке русских композиторов.
|
1
|
8
|
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
|
1
|
9
|
Вторая жизнь песни.
|
1
|
10
|
Вторая жизнь песни. Всю жизнь мою несу родину в душе…
|
1
|
11
|
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
|
1
|
12
|
|
1
|
13
|
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
|
1
|
14
|
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
|
1
|
15
|
Музыка в театре, в кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
|
1
|
16
|
Мир композитора
|
1
|
Музыка и изобразительное искусство - 19 часов
|
17
|
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
|
1
|
18
|
Небесное и земное в звуках и красках.
|
1
|
19
|
Звать через прошлое к настоящему.
|
1
|
20
|
Звать через прошлое к настоящему.
|
1
|
21
|
Музыкальная живопись и живописная музыка.
|
1
|
22
|
Музыкальная живопись и живописная мка.
|
1
|
23
|
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
|
1
|
24
|
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
|
1
|
25
|
Волшебная палочка дирижера.
|
1
|
26
|
Образы борьбы и победы в искусстве.
|
1
|
27
|
Застывшая музыка.
|
1
|
28
|
Полифония в музыке и живописи.
|
1
|
29
|
Музыка на мольберте.
|
1
|
30
|
Импрессионизм в музыке и живописи.
|
1
|
31
|
О подвигах, о доблести, о славе…
|
1
|
32
|
В каждой мимолетности вижу я миры…
|
1
|
33
|
Мир композитора. С веком наравне.
|
1
|
34
|
Мир композитора.
|
1
|
35
|
Обобщение изученного материала
|
1
|
Литература:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Программа «Музыка»./Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2005;;
Составитель: С. А. Томчук, методист ЯИРО. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса. Ярославль, 2009 г.
Составитель: С. А. Томчук, методист ЯИРО. Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса. Ярославль, 2009 г.
Средства обучения:
Интернет – ресурсы.
Компьютер.
Музыкальная аппаратура.
Мультимедийный проектор.
Презентации по темам уроков.
Фонограммы классических произведений 5, 6 классов.
|