Урок по теме «А. С. Пушкин»




Скачать 52.72 Kb.
НазваниеУрок по теме «А. С. Пушкин»
Дата публикации10.10.2014
Размер52.72 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > История автомобилей > Урок
Тема: Итоговый урок по теме «А.С.Пушкин».

Цели и задачи: развитие способности воспринимать и понимать глубинный смысл поэзии, стимулирование творческой деятельности учащихся; систематизация и обобщение знаний школьников о жизни и творчестве А.С.Пушкина; воспитание интереса и уважения к внутреннему миру человека.

Тип урока: контроль знаний.

Форма урока: диалог с элементами путешествия.

Оборудование: карта «Пушкинские места», выставка книг об А.С.Пушкине, портреты поэта.
Ход урока.

  1. Сообщение темы и задач урока.

  2. Эмоциональный настрой учащихся на работу.

  1. Чтение отрывка из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

  2. Вступительное слово о том, что Пушкин многолик и многогранен, прост и непостижим, доступен ребенку и всегда интересен взрослому.

  1. Работа над темой урока.

  1. Чтение

Учащиеся наизусть читают стихотворения «Узник», «Кавказ», «Если жизнь тебя обманет…», а также отрывок из сказок и одно стихотворение по выбору.

  1. Беседа

  • Что послужило внешним толчком для написания стихотворения «Узник»? (Посещение кишиневского острога в 1821 году).

  • Какова главная мысль стихотворения? (Стремление к свободе).

  • Как вы думаете, откуда автор берет темы и сюжеты своих произведений? (Пушкин много путешествует, встречается с людьми. Их рассказы, предания, а также воспоминания, настроения, раздумья поэта легли в основу многих стихотворений и сказок).

  • Вспомните свое первое знакомство с поэтом. Как это произошло? И что запомнилось? (С помощью сказок, услышанных и прочитанных еще до школы. Запомнились мелодичные стихи, волшебные приключения героев сказок.)

  • Каким человеком предстает перед нами автор таких разных произведений? (Поэт умеет вовлечь волшебными историями ребенка. Он проникает в мысли, надежды, сомнения людей разного возраста и характера. Он мечтает о свободе, восхищается красотой и величием, грустит о прошлом и с оптимизмом думает о будущем.)

  • Что еще можно сказать об А.С.Пушкине? Вспомните наиболее важные моменты его жизни.

  1. Сообщения учащихся.

1-й ученик. А.Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина 26 мая 1799 года. Домашнее образование было бессистемным, но А.Пушкин все же вынес из него безупречное знание французского языка и страсть к чтению. Весной 1811 года отец подал прошение о приеме Александра в Царскосельский Лицей – новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

2-й ученик. 8 января 1815 года лицеисты сдавали экзамен. Незадолго до этого по распоряжению лицейского начальства Пушкину надлежало сочинить стихи ко дню торжественного акта, на котором должны присутствовать «высокие особы». Пушкин назвал свое приветствие «Воспоминания в Царском Селе». Услышав это произведение, Державин, присутствовавший на экзамене, благословил юного поэта.

3-й ученик. В 1817 году Пушкин закончил лицей и переехал в Петербург. Его имя известно. Смелые стихи поэта отмечены царем. В мае 1820 года Пушкин отправляется в первую ссылку. Он путешествует по Кавказу, Крыму. В Одессе попадает под надзор графа Воронцова. По доносу графа поэта отправляют в новую ссылку – в Михайловское.

4-й ученик. О восстании 14 декабря 1825 года поэт узнает в Михайловском. Пушкина вызывают к царю. Вновь столица. Своих симпатий поэт не скрывает. В тяжелую эпоху, последовавшую после восстания декабристов, много пишет. Известно его послание в Сибирь.

5-й ученик. Знаменитая Болдинская осень 1830 года. За три месяца создано около 30 стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последних главы «Евгения Онегина». А в 1831 – 1833 годы Пушкин создает серию сказок.

6-й ученик. Женитьба на первой красавице света Наталье Гончаровой. Все больше забот. Все чаще конфликты. Самый острый из них – с Жоржем Дантесом. 26 января 1837 года Пушкин посылает барону Геккерну резкое письмо по поводу его приемного сына. Дуэль неизбежна. Она состоялась на Черной речке. 29 января 1837 года в 2ч 45 мин. После двух дней страданий Пушкин умер. После смерти Пушкина среди его рукописей найдено стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

  1. Слово учителя.

Пушкин – гениальный поэт и удивительный человек. О нем всегда много писали. Жизни и творчеству поэта посвящено огромное количество книг и произведений изобразительного искусства. И это не только книги для взрослых.

С любовью хранятся в многочисленных музеях Пушкина его рукописи, книги, вещи, предметы обстановки.

  1. Путешествие по пушкинским местам. (Слайдовая презентация)

1-й экскурсовод. Музей в Царском Селе. Лицей. Сюда поступил в 1811 году Пушкин. Этот гостеприимный «храм науки» стал для него домом до 1817 года.

2-й экскурсовод. Село Михайловское, где находится музей-усадьба. Пушкин бывал здесь в 1819 году, а с 1824 по 1826 год находился в ссылке. В 1836 году Пушкин приехал сюда в последний раз: он привез для погребения мать. Здесь написаны многие стихи, проза, главы «Евгения Онегина».

3-й экскурсовод. Село Тригорское в двух километрах от Михайловского. Это бывшее имение Осиповых-Вульф, соседей и друзей Пушкина.

4-й экскурсовод. Деревня Выра Гатчинского района Петербургской области, где находится музей литературных героев. Созданный по повести «Станционный смотритель». Пушкин был здесь не менее 13 раз. По преданию, именно здесь разыгрались события повести.

5-й экскурсовод. Музей-квартира А.С.Пушкина на Мойке в Петербурге. Пушкин поселился здесь 12 сентября 1836 года и собирался прожить менее двух лет. Но 27 января 1837 года был смертельно ранен. Здесь он умер. Тысячи людей пришли сюда почтить память поэта.

  1. Беседа.

  • Зачем нужны музеи Пушкина? (Чтобы сохранить память о поэте).

  • Что бы вы хотели увидеть из экспонатов такого музея? Почему?

Во многих музеях хранятся портреты Пушкина. Они очень разнообразны.

  1. Художественная галерея.

Искусствоведы представляют репродукцию портретов Пушкина кисти В.Тропинина, О.Кипренского, В.Серова, К.Сомова и др.

  1. Конкурс скульпторов.

Ученики получили домашнее задание подготовить проект памятника Пушкину по специальной схеме и выступить со своими предложениями. Их оценивает конкурсная комиссия, аргументируя свои решения.

  1. Подведение итогов

Пушкин – «солнце русской поэзии», самая значительная фигура в литературе.

У каждого свой Пушкин. Читатели ищут и находят в его произведениях то, что им интересно, важно, созвучно их мыслям и настроениям. А если человек проникнет в глубинный смысл его поэзии и прозы, то сможет постичь и то, что прежде было ему недоступно.

Поэтому мы вновь и вновь будем возвращаться к творчеству А.С.Пушкина.

  1. Домашнее задание

Устное рассуждение на тему «Чем мне интересен Пушкин».
Домашнее задание к данному уроку по группам

  • Чтецы: чтение наизусть стихотворений: «Узник», «Кавказ», «Если жизнь тебя…», двух отрывков из сказок.

  • Литературоведы готовят рассказ о наиболее значительных событиях жизни А.С.Пушкина.

  • Искусствоведы готовят рассказ о портретах А.С.Пушкина

  • Экскурсоводы изучают материалы о музеях Пушкина.

  • Скульпторы готовят проекты памятника А.С.Пушкина по схеме:

  • Определить основную идею – девиз;

  • Продумать место;

  • Определить материал;

  • Составить надпись.


Список книг, представленных на выставке

  • Новиков И. Пушкин в Михайловском.-М.,1974.

  • Смольников И. Болдинская осень.-Л., 1986.

  • Тынянов Ю. Пушкин.- М., 1987.

  • Шубин Б. Дополнение к портретам. – М., 1990

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУрок по теме: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУрок по теме «А. С. Пушкин и искусство»
Рассказать о малоизвестной стороне творческой личности А. С. Пушкина – об отношении поэта к пластическим искусствам (живописи, скульптуре),...

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУрок по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...
Цель урока: Создание условий для формирования умения анализировать авторскую и народную сказки

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУрок английского языка по теме: “Ireland”. 7-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУрок английского языка по теме: “Mexico City”. 7-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУрок английского языка по теме: “Healthy Food”. 6-й класс
Цель: активизация лексики по теме как средства повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУрок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»
Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок по теме «А. С. Пушкин» iconУроков: четвёртый по теме, двадцать третий в общем планировании
Урок литературы с использованием икт по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции