А. Ю. Чумаченко Научный




Скачать 379.46 Kb.
Название А. Ю. Чумаченко Научный
страница 1/3
Дата публикации 02.10.2014
Размер 379.46 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3


VI ГОРОДСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«РОССИЯ: НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ»


Категории времени и пространства в стихотворениях

двух русских поэтов – Николая Гумилева и Александра Кушнера





Автор

обучающийся гр. 312
профессионального училища №20

А.Ю. Чумаченко
Научный руководитель

преподаватель
профессионального училища №20

Л.И. Матвеева



г. Оленегорск

2003

План


  1. Введение. Художественные категории пространства и времени в русской поэзии ХХ века: семантический диалог двух стихотворений.

  2. Основная часть. Художественные категории времени и пространства в стихотворениях двух русских поэтов:

    1. Акмеизм и «петербургская» школа поэзии второй половины ХIХ века.

    2. Николай Гумилев и Александр Кушнер: судьбы поэтов; их взгляды на поэзию. Художественно-философский мир творчества.

    3. Филологический анализ стихотворения Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай» (1919г.) и Александра Кушнера «Сон» (1974г.)

  3. Обобщение. Художественное время и пространство как способ отражения исторического времени и пространства, сближения авторских позиций при различном творческом видении.


ТЕМА исследования:




«Категории времени и пространства в стихотворениях двух русских поэтов - Николая Гумилева и Александра Кушнера»


ЦЕЛЬ исследования:




проанализировать художественное воплощение категорий времени и пространства в двух стихотворениях русских поэтов.


ОБЪЕКТ исследования:




стихотворения Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай» и Александра Кушнера «Сон».


ПРОБЛЕМА исследования:




доказать, что художественная реализация категорий времени и пространства в названных поэтических произведениях отражает не только своеобразие творческого видения авторов, но и специфику исторического времени.



ГИПОТЕЗА исследования:




стихотворение Н. Гумилева «Заблудившийся трамвай» воплощает идеи реального героического времени в ирреальных художественных формах; стихотворение А. Кушнера «Сон» отражает специфику духовной жизни в «безгеройную эпоху».



Посвящается 300-летию Санкт-Петербурга

Время принуждает сказать

все в одной фразе, потому что

на две фразы его может не хватить.

У. Фолкнер

I. Введение

Представляется, что категории пространства и времени – интереснейший предмет филологического исследования. Это обусловлено тем, что реальное и художественное пространство и время – отнюдь не одно и то же. Особое звучание категории пространства и времени приобрели в искусстве ХХ столетия, где алогичность бытия подчеркивается всеми художественными средствами. Автор заставляет время длиться, растягивает его, чтобы передать определенное психологическое состояние героя, иногда – останавливает («выключает»), порой заставляет время двигаться вспять. (Так же может видоизменяться по авторской схеме и художественное пространство.) Не случайно один из великих романов ХХ века называется «В поисках утраченного времени» (автор М. Пруст).

Наше исследование художественных проявлений категорий времени и пространства построено на основе анализа двух произведений русской поэзии ХХ века. Автором данного исследования определена идейно-художественная взаимосвязь двух стихотворений, сходных по лирической фабуле и основным мотивам. Кроме того, на наш взгляд, есть несомненное этико-эстетическое сходство творческих концепций авторов – Николая Гумилева и Александра Кушнера; имеет место взаимосвязь «петербургской» школы современной поэзии, ведущим представителем которой является Кушнер, с таким поэтическим направлением Серебряного века, как акмеизм.

Мы видим свою задачу и в том, чтобы рассмотреть обусловленность контекста каждого из произведений контекстом исторического времени, а также включить произведения Гумилева и Кушнера в ассоциативные связи с мировой историей и культурой (прежде всего, французской), русской поэзией XIX века (Пушкиным, Баратынским), современной поэзией (Бродским).

Нам хотелось определить взаимосвязь семантических пространств, на пересечении которых всегда строится авторский замысел и создается художественная ткань любого произведения литературы.
II. Основная часть

1.Акмеизм и «петербургская» школа русской поэзии второй половины ХХ века.

По замечанию Омри Ронена, «более чем какое-нибудь другое литературное направление ХХ века, акмеизм сопротивлялся точному его определению». В начале 20-х гг. Осип Мандельштам писал: «Очень небольшая литература по акмеизму и скупость на теорию его вождей затрудняет его изучение».

В литературном фельетоне А. Блока «Без божества, без вдохновенья» была сделана попытка «развенчать» это литературное направление, но в то же время автор фельетона (сам Блок!) не процитировал ни одной строки из поэтических произведений Гумилева, Ахматовой и Городецкого, о которых шла речь.

Итак, акмеизм и его идейно-художественные установки трудно поддаются аналитическим определениям. В чем причины этого?

Акмеизм «возник в кружке любящих и ценящих друг друга молодых поэтов, что не помешало ему стать литературной школой, но школой иного (домашнего) типа, чем символизм».1 По определению Л.Я. Гинзбург, «литературная школа – понятие растяжимое: от эпохального направления до компании друзей».

В гумилевской заметке о Теофиле Готье есть такой тезис: «Он последний верил, что литература есть целый мир, управляемый законами, равноценными законам жизни.

Он не подразделял его на высшие и низшие касты, на враждебные друг другу течения. Он уверенной рукой отовсюду брал, что ему было надо, и все становилось золотом в этой руке».2

Эти мысли о французском поэте определяют многое и в творческой концепции самих акмеистов.

«Отвергнув теософию, «цеховики» слили философию и теологию в филологию».3

Слово ими воспринималось как Слово Божественное:




Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог.

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово – это Бог.4

Этот «филологический пафос» участники «Цеха поэтов» унаследовали от Иннокентия Анненского, чей «филологизм» был подмечен еще современниками: «Он был филолог, потому что любил произрастания человеческого слова <�…> Иннокентий Федорович <�…> сам сознавал, что для него внешний мир ничего, кроме слова, не представляет…»5

На наш взгляд, именно филологизм как взаимозависимость и взаимообусловленность божественного, реального и художественного миров и есть главный постулат эстетики акмеистов (а не «вещность», «реальное», «земное», о чем идет речь во многих исследованиях об акмеизме).




Есть Бог, есть мир – они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

(Н. Гумилев)





Мир не расколот на два,

Слито с небесным земное…

(С. Городецкий)

В этом смысле этика и эстетика акмеистов связаны не только с творчеством и убеждениями И.Ф. Анненского, но и с поэзией Е.А. Баратынского, особенно с ее поздним периодом. Так, в стихотворении Баратынского «Приметы» (1839 г.) есть строки:






Пока человек естества не пытал

Горнилом, весами и мерой,

Но детским вещаньям природы внимал,

Ловил ее знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она

Любовью ему отвечала,

О нем дружелюбной заботы полна,

Язык для него обретала.
Почуя беду над его головой,

Вран каркал ему во спасенье.

И замысла, в пору смирясь пред судьбой,

Воздерживал он дерзновенье.


Особую роль в творческом видении акмеистов играл «библейский подтекст», который в их произведениях «не выпячивался, не выделялся курсивом».

«Акмеисты <�….> видели свою задачу в том, чтобы противопоставить себя предшествующей литературной эпохе – эпохе «грешных слов» и небывалой экзальтации».6

Если же говорить о литературных традициях, то весьма обоснованным представляется мнение филолога М.Л. Гаспарова, полагающего, что акмеизм разрабатывал не собственно «классицистскую», а последующую классицизму «парнасскую» линию в литературе: «Акмеизм подхватывает хотя бы на короткое время – парнасскую традицию поэтики, футуризм – символистическую (а символизм – романтическую)».7

Что же было «после акмеизма»?

Расстрел Николая Гумилева в 1921 г. положил предел надеждам на воскрешение акмеизма. «Была беспощадно и непоправимо разрушена та «домашность» <�….>, без которой акмеизм просто не мог существовать».8

Нельзя не упомянуть тезис Ю.М. Лотмана и З.Г. Минц: «Акмеизм оказался способным к постоянному развитию своей поэтической системы, ко все более глубокому ее теоретическому осмыслению».9 Крупицы подлинного акмеизма различимы в стихах советских поэтов 1920-х годов. Не случайно и стихотворцы поколения Иосифа Бродского (50-е – 60-е гг.), сознательно стремившиеся учиться у Мандельштама и Ахматовой, начинали с ученичества именно у акмеистов.

«Такой путь проделали многие поэты «петербургской» школы, дебютировавшие в 1950-е годы»<�…>.

Описанная ситуация, как капля воды, отразила в себе общее положение вещей: воздействие акмеизма на большую часть советской послевоенной поэзии до поры до времени было анонимным, то есть – едва ли не самым сильным».10

Эта мысль исследователя О.А. Лекманова о воздействии акмеистов на русскую поэзию второй половины XX в. представляется нам верной.

Таким образом, два поэта: Николай Гумилев и Александр Кушнер – относятся, по принятой нами гипотезе, к разным поэтическим поколениям, но к одной поэтической традиции.
2. Николай Гумилев и Александр Кушнер: судьбы поэтов; их взгляды на поэзию; художественно-философский мир творчества.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Ю. Чумаченко Научный icon А. А. Арефьева Научный
Среди основных видов можно выделить: научный туризм; туры истории природы; приключенческий туризм; путешествия в природные заповедники...
А. Ю. Чумаченко Научный icon Степанов Александр Михайлович Большой словарь эзотерических терминов Об
Ведущий научный сотрудник Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, фгу «Федеральный научный клинико-экспериментальный...
А. Ю. Чумаченко Научный icon Образ мира и психологическое изучение мышления
Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной...
А. Ю. Чумаченко Научный icon Курсовая работа Научный руководитель Антропова Л. В
Современные детские и юношеские общественные организации: сущность и виды деятельности
А. Ю. Чумаченко Научный icon Ростовской области
Научный поиск. Вып. Учебно-методические материалы Недели науки– Азов, 2012. – 116 с
А. Ю. Чумаченко Научный icon Инновационная экономика в современном обществе. Вопросы теории
Научный сотрудник, преподаватель Альметьевского государственного института муниципальной службы
А. Ю. Чумаченко Научный icon История семьи на фоне исторической эпохи
Научный педагог дополнительного образования высшей категории, к и н. Рубинштейн Татьяна Геннадьевна
А. Ю. Чумаченко Научный icon В комплексном лечении онкологических больных
Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова; Онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина рамн, Москва
А. Ю. Чумаченко Научный icon Исследовательская работа По направлению «Моя школа» На тему «Национальная одежда»
Научный Преподаватель высшей квалификационной категории Е. А. Бугрова
А. Ю. Чумаченко Научный icon Деформации личности педагога
Научный редактор – кандидат психологических наук, член редакционного совета журнала «Вопросы психологии» Щур В. Г
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции