Скачать 379.46 Kb.
|
VI ГОРОДСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «РОССИЯ: НОВОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ» Категории времени и пространства в стихотворениях двух русских поэтов – Николая Гумилева и Александра Кушнера
г. Оленегорск 2003 План
ТЕМА исследования:
ЦЕЛЬ исследования:
ОБЪЕКТ исследования:
ПРОБЛЕМА исследования:
ГИПОТЕЗА исследования:
Посвящается 300-летию Санкт-Петербурга Время принуждает сказать все в одной фразе, потому что на две фразы его может не хватить. У. Фолкнер I. Введение Представляется, что категории пространства и времени – интереснейший предмет филологического исследования. Это обусловлено тем, что реальное и художественное пространство и время – отнюдь не одно и то же. Особое звучание категории пространства и времени приобрели в искусстве ХХ столетия, где алогичность бытия подчеркивается всеми художественными средствами. Автор заставляет время длиться, растягивает его, чтобы передать определенное психологическое состояние героя, иногда – останавливает («выключает»), порой заставляет время двигаться вспять. (Так же может видоизменяться по авторской схеме и художественное пространство.) Не случайно один из великих романов ХХ века называется «В поисках утраченного времени» (автор М. Пруст). Наше исследование художественных проявлений категорий времени и пространства построено на основе анализа двух произведений русской поэзии ХХ века. Автором данного исследования определена идейно-художественная взаимосвязь двух стихотворений, сходных по лирической фабуле и основным мотивам. Кроме того, на наш взгляд, есть несомненное этико-эстетическое сходство творческих концепций авторов – Николая Гумилева и Александра Кушнера; имеет место взаимосвязь «петербургской» школы современной поэзии, ведущим представителем которой является Кушнер, с таким поэтическим направлением Серебряного века, как акмеизм. Мы видим свою задачу и в том, чтобы рассмотреть обусловленность контекста каждого из произведений контекстом исторического времени, а также включить произведения Гумилева и Кушнера в ассоциативные связи с мировой историей и культурой (прежде всего, французской), русской поэзией XIX века (Пушкиным, Баратынским), современной поэзией (Бродским). Нам хотелось определить взаимосвязь семантических пространств, на пересечении которых всегда строится авторский замысел и создается художественная ткань любого произведения литературы. II. Основная часть 1.Акмеизм и «петербургская» школа русской поэзии второй половины ХХ века. По замечанию Омри Ронена, «более чем какое-нибудь другое литературное направление ХХ века, акмеизм сопротивлялся точному его определению». В начале 20-х гг. Осип Мандельштам писал: «Очень небольшая литература по акмеизму и скупость на теорию его вождей затрудняет его изучение». В литературном фельетоне А. Блока «Без божества, без вдохновенья» была сделана попытка «развенчать» это литературное направление, но в то же время автор фельетона (сам Блок!) не процитировал ни одной строки из поэтических произведений Гумилева, Ахматовой и Городецкого, о которых шла речь. Итак, акмеизм и его идейно-художественные установки трудно поддаются аналитическим определениям. В чем причины этого? Акмеизм «возник в кружке любящих и ценящих друг друга молодых поэтов, что не помешало ему стать литературной школой, но школой иного (домашнего) типа, чем символизм».1 По определению Л.Я. Гинзбург, «литературная школа – понятие растяжимое: от эпохального направления до компании друзей». В гумилевской заметке о Теофиле Готье есть такой тезис: «Он последний верил, что литература есть целый мир, управляемый законами, равноценными законам жизни. Он не подразделял его на высшие и низшие касты, на враждебные друг другу течения. Он уверенной рукой отовсюду брал, что ему было надо, и все становилось золотом в этой руке».2 Эти мысли о французском поэте определяют многое и в творческой концепции самих акмеистов. «Отвергнув теософию, «цеховики» слили философию и теологию в филологию».3 Слово ими воспринималось как Слово Божественное:
Этот «филологический пафос» участники «Цеха поэтов» унаследовали от Иннокентия Анненского, чей «филологизм» был подмечен еще современниками: «Он был филолог, потому что любил произрастания человеческого слова <�…> Иннокентий Федорович <�…> сам сознавал, что для него внешний мир ничего, кроме слова, не представляет…»5 На наш взгляд, именно филологизм как взаимозависимость и взаимообусловленность божественного, реального и художественного миров и есть главный постулат эстетики акмеистов (а не «вещность», «реальное», «земное», о чем идет речь во многих исследованиях об акмеизме).
В этом смысле этика и эстетика акмеистов связаны не только с творчеством и убеждениями И.Ф. Анненского, но и с поэзией Е.А. Баратынского, особенно с ее поздним периодом. Так, в стихотворении Баратынского «Приметы» (1839 г.) есть строки:
Особую роль в творческом видении акмеистов играл «библейский подтекст», который в их произведениях «не выпячивался, не выделялся курсивом». «Акмеисты <�….> видели свою задачу в том, чтобы противопоставить себя предшествующей литературной эпохе – эпохе «грешных слов» и небывалой экзальтации».6 Если же говорить о литературных традициях, то весьма обоснованным представляется мнение филолога М.Л. Гаспарова, полагающего, что акмеизм разрабатывал не собственно «классицистскую», а последующую классицизму «парнасскую» линию в литературе: «Акмеизм подхватывает хотя бы на короткое время – парнасскую традицию поэтики, футуризм – символистическую (а символизм – романтическую)».7 Что же было «после акмеизма»? Расстрел Николая Гумилева в 1921 г. положил предел надеждам на воскрешение акмеизма. «Была беспощадно и непоправимо разрушена та «домашность» <�….>, без которой акмеизм просто не мог существовать».8 Нельзя не упомянуть тезис Ю.М. Лотмана и З.Г. Минц: «Акмеизм оказался способным к постоянному развитию своей поэтической системы, ко все более глубокому ее теоретическому осмыслению».9 Крупицы подлинного акмеизма различимы в стихах советских поэтов 1920-х годов. Не случайно и стихотворцы поколения Иосифа Бродского (50-е – 60-е гг.), сознательно стремившиеся учиться у Мандельштама и Ахматовой, начинали с ученичества именно у акмеистов. «Такой путь проделали многие поэты «петербургской» школы, дебютировавшие в 1950-е годы»<�…>. Описанная ситуация, как капля воды, отразила в себе общее положение вещей: воздействие акмеизма на большую часть советской послевоенной поэзии до поры до времени было анонимным, то есть – едва ли не самым сильным».10 Эта мысль исследователя О.А. Лекманова о воздействии акмеистов на русскую поэзию второй половины XX в. представляется нам верной. Таким образом, два поэта: Николай Гумилев и Александр Кушнер – относятся, по принятой нами гипотезе, к разным поэтическим поколениям, но к одной поэтической традиции. 2. Николай Гумилев и Александр Кушнер: судьбы поэтов; их взгляды на поэзию; художественно-философский мир творчества. |
А. А. Арефьева Научный Среди основных видов можно выделить: научный туризм; туры истории природы; приключенческий туризм; путешествия в природные заповедники... |
Степанов Александр Михайлович Большой словарь эзотерических терминов Об Ведущий научный сотрудник Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, фгу «Федеральный научный клинико-экспериментальный... |
||
Образ мира и психологическое изучение мышления Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной... |
Курсовая работа Научный руководитель Антропова Л. В Современные детские и юношеские общественные организации: сущность и виды деятельности |
||
Ростовской области Научный поиск. Вып. Учебно-методические материалы Недели науки– Азов, 2012. – 116 с |
Инновационная экономика в современном обществе. Вопросы теории Научный сотрудник, преподаватель Альметьевского государственного института муниципальной службы |
||
История семьи на фоне исторической эпохи Научный педагог дополнительного образования высшей категории, к и н. Рубинштейн Татьяна Геннадьевна |
В комплексном лечении онкологических больных Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова; Онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина рамн, Москва |
||
Исследовательская работа По направлению «Моя школа» На тему «Национальная одежда» Научный Преподаватель высшей квалификационной категории Е. А. Бугрова |
Деформации личности педагога Научный редактор – кандидат психологических наук, член редакционного совета журнала «Вопросы психологии» Щур В. Г |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |