Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842)




Скачать 291.6 Kb.
Название Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842)
страница 1/3
Дата публикации 30.09.2014
Размер 291.6 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Николай Васильевич Гоголь

(1809–1852)

Повесть «Шинель» (1842)

Жанр — «петербургская» повесть

Последнее произведение из цикла «Петербургские повести». В «Шинели» представлены все основные темы и идеи цикла

Основа сюжета: анекдот об охотнике, который долго мечтал о хорошем ружье, копил на него деньги, но, купив, нечаянно утопил в реке. Вернувшись домой, человек слег и уже не вставал — схватил горячку. Только благодаря

друзьям, подарившим ему другое ружье, бедный чиновник вернулся к жизни

Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из гоголевской „Шинели“


Композиция

Повесть состоит из двух частей:

история с шинелью

«фантастическое окончание»

Шинель — «вечная идея» героя, которой он живет. Мир Акакия Акакиевича — это бездушный мир

чинов и денег, абсурдное пространство существования

Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием

«нефантастической фантастики» — о мертвеце ходят слухи, которым можно как верить, так и не верить




Сказовая манера придает «повести иллюзию действительной истории, переданной как факт, но не во всех мелочах точно известной рассказчику». «В “Шинели” сказ этот стилизован под особого рода небрежную, наивную болтовню» (Б. М. Эйхенбаум «Как сделана “Шинель” Гоголя»)


Акакий Акакиевич Башмачкин


Имя

Имя Акакий с греч. означает «незлобливый». Повествователь с иронией рассуждает о фамилии героя: она «когда-то произошла от башмака», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс -к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует. Символична ситуация с выбором имени новорожденному Башмачкину. Это своеобразная игра артикуляции

Чин

«Титулярный советник» — чин IX класса. Башмачкин — мелкий бедный чиновник

Типичность героя

Герой типичен для своего времени: «В одном департаменте служил один чиновник». Его смерть ничего не меняет: «На другой день уже на его месте сидел новый чиновник».

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было»

Внешность

«Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным»

Речь

Башмачкин «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения», «имел обыкновение совсем не оканчивать фразы». Речь героя свидетельствует о его интеллектуальной и духовной

неразвитости

Способности

Может только переписывать слово в слово, находит невероятно трудным «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения»

Отношение к работе

Живет исключительно службой: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки». «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,нет, он служил с любовью»

Житийные черты

- отказ от житейских соблазнов: «не предавался никакому развлечению»;

- смирение и безропотность: «умел быть довольным своим жребием», «отличался всегда тихостью голоса»;

- выносливость к лишениям: «приучился голодать по вечерам»;

- прилежание в труде: «он служил с любовью»;

- уединение, внутренняя сосредоточенность на своей жизненной цели и т. д. Герой переживает мученичество и лишения. После его смерти происходят чудеса (один

значительный чиновник в этом мире становится добрее). Жизнь героя часто соотносят с «Житием святого Акакия Синайского»

Смерть

Перед смертью герой оказывается способным на бунт: «сквернохульничал, произнося самые страшные слова», «слова эти следовали непосредственно за слогом “ваше превосходительство”»

«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное,

никому не дорогое, ни для кого не интересное». Герой одинок в мире

После смерти душа Акакия Акакиевича не находит покоя, пока не восстанавливает справедливость

Акакий Акакиевич — тип «маленького человека», один из центральных в литературе 40-х гг. ХIХ в. Гоголь продолжает пушкинские традиции (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника») в изображении героя бедного, но способного на любовь, сострадание, самоотречение. Он в конфликте с бездушным миром, который отнимает то, что составляет смысл жизни (шинель)


Авторское отношение к герою

Снижение героя

В герое уничтожается все духовное, меняются ценностные ориентиры. Смыслом жизни, идеалом и единственной мечтой становится вещь — шинель. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела, он не живет, он лишь существует. Потеря главной ценности приводит к смерти

Возвышение героя

Житийные черты. Мечта наполняет жизнь Башмачкина смыслом. Смерть его подобна смерти романтического героя, утратившего свой идеал

Рассказчик сочувствует герою: «на него обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира». Один из сослуживцев в словах героя «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» услышал слова «Я брат твой». «Значительное лицо» тоже преображается после встречи с Акакием

Акакиевичем

При описании «маленького человека» сострадание и смех неотделимы друг от друга


Шинель героя


Старая «шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом»

Мечта о шинели меняет жизнь героя, одухотворяет ее, наделает смыслом: «с этих пор как будто самое существование его» делается «как-то полнее, как будто бы он женился...»

Возможность получения желаемого порождает в смиренном Башмачкине несвойственную ему смелость: «в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» (что было герою не по чину)

Приобретение шинели для героя — целое событие, праздник, «день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича». «Светлый гость в виде шинели» оживляет существование. Нарушается привычный ход жизни героя:

«Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Впервые за несколько лет Акакий Акакиевич отправляется вечером из дома, в гостях пьет несколько бокалов шампанского

Утрата шинели — трагедия, которая приводит к смерти и последующим мытарствам души, жаждущей возмездия за равнодушие к судьбе «маленького человека» «высокопоставленных чиновников»


Конфликт


«Маленький человек»

Бездушный мир чиновничества



Власть чина


В мире Акакия Акакиевича «прежде всего нужно объявить чин»

Должность полностью

Порабощает душу «значительного лица», лишает его человеческого облика

- «разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: “Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто

стоит перед вами?” Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку»;

- «сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться»


Хронотоп

Пространство

- Место действия — Петербург. Это пространство

бюрократического автоматизма.

- Герой живет не в лучшей части города, где улицы пустынны, «даже и днем не так веселы, а тем более вечером», ходит по «черным лестницам петербургских домов», «умащенным водой, помоями и проникнутым насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов».

- Рассказчик замечает, что «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать»

Время

События разворачиваются осенью и зимой: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья, или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»



Художественные средства организации повествования

Обобщение

«Поступила просьба от одного капитан-исправника,

не помню какого-то города».

«Так уж на святой Руси все заражено подражанием,

всякий дразнит и корчит своего начальника»

Детализация

«И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп»

Юмор, ирония, сарказм

«Как будто он был не один, а какая-то приятная

подруга жизни согласилась с ним проходит вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу»

Гротеск и абсурд, каламбуры

«Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его». «Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом»

Иллюзии реальности повествования

«Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять…»

Особая

синтаксическая

организация повествования

Автор нанизывает придаточные предложения, дает огромное количество деталей, подробностей, а потом снимает напряжение банальностью, синтаксическим алогизмом



Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным... Что ж делать! Виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед, и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как. Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта. Покойница матушка, чиновница и очень хорошая женщина, расположилась, как следует, окрестить ребенка. Матушка еще лежала на кровати против дверей, а а по правую руку стоял кум, превосходнейший человек, Иван Иванович Ерошкин, служивший столоначальником в сенате, и кума, жена квартального офицера,

женщина редких добродетелей, Арина Семеновна Белобрюшкова. Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Соссия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. "Нет, - подумала покойница, - имена-то все такие". Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. "Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие всь имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий". Еще переворотили страницу - вышли: Павсикахий и Вахтисий. "Ну, уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий". Таким образом и произошел Акакий Акакиевич.

(Н.В.Гоголь «Шинель»)
В1. Как в литературоведении называют тип героя, к которому принадлежит Акакий Акакиевич?
В2. Кем по роду занятий был Акакий Акакиевич?
В3. Как называется способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается насмешливое отношение к предмету разговора?
В4. Как называется композиционный элемент, позволивший автору создать описание героя: «…чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького

роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид

подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и

цветом лица что называется геморроидальным...»
В5. Назовите стилистический приём, которым Н.В.Гоголь воспользовался при описании Башмачкина ( «несколько рябоват», «несколько рыжеват», «несколько подслеповат»), чтобы обратить внимание читателя на заурядность и неопределённость его внешности.
В6. Как называется художественный приём, помогающий передать мысли персонажа: «Нет – подумала покойница, - имена-то все такие»?
В7. Приведённый фрагмент представляет собой историю жизни героя, предшествующую основным событиям повести. Как в литературоведении называется этот элемент композиции произведения?
С1. Как в повести подтвердились слова старухи о неудачливой судьбе родившегося мальчика?
С2. Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей 19-20 веков прибегал к фантастике в своём творчестве?

В1. маленький человек

В2. чиновник

В3. ирония

В4. портрет

В5. повтор

В6. внутренний монолог

В7. предыстория

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь  помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже  "перепишите", или "вот интересное, хорошенькое дельце", или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" - и в этих проникающих словах эвенели другие слова: "Я брат твой". И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...

(Н.В.Гоголь «Шинель»)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Поэма «Мертвые души» История создания
«мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. Н. В. Гоголь: «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение отдал мне...
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon Николай Васильевич Гоголь Биография
Религиозно-публицистическая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В...
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon Тема : Николай Гоголь (1809-1852). «Тарас Бульба». Гоголь и Украина....
Ии литературы (повесть); работа над совершенствованием навыков текстологического анализа произведения; воспитание культуры связной...
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Гоголь. Н. В. Тарас Бульба. Старосветские помещики. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon Из послесмертия говорят Марлен Дитрих, Николай Гоголь, Владимир Высоцкий, Элвис Пресли…
Когда вы подрастете, вы поймете, что ангелы запрятали в эту книгу золотой ключик
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon Список книг по внеклассному чтению для будущих пятиклассников
Летопись. Повесть временных лет (фрагменты). Призвание варягов. Выбор веры. Крещение Владимира. Повесть о Никите Кожемяке. Повесть...
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon Список книг для чтения в 8 классе
Из древнерусской литературы: «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Повесть о Шемякином...
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия...
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon Диссертация канд исторических наук : 07. 00. 02. Архангельск, 2002....
Упадышев Николай Васильевич. История исправительно-трудовых лагерей в Архангельской области, 1937 1953 гг. Диссертация канд исторических...
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Повесть «Шинель» (1842) icon Русская литература 19 сентября
Епифания) и повествования светского характера, проникнутые средневеково-традиционной моралью (фольклорно-лиричная «Повесть о Горе-Злочастии»,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции