Практические занятия




Скачать 68.53 Kb.
НазваниеПрактические занятия
Дата публикации27.09.2014
Размер68.53 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1

Переложение Библии для детей

План


  1. Время создания Библии. Ее состав. Идеологическая система Ветхого и Нового Заветов.

  1. Библейская космогония, соответствующие ей мифы других народов (вавилоно-ассирийские, египетские, древнегреческие, славянские и др.). Выявить сходства и различия библейской («Бытие») и вавилоно-ассирийской космогонии («Энума Элиш»).

  1. Интерпретация Библии для дошкольников (К.И.Чуковский, С.Лагерлеф).

  2. Особенности переложения Нового Завета Л. Толстым и Ч. Диккенсом.

  3. З.Косидовский как представитель исторической школы. Особенности изложения материала и построения его книги «Библейские сказания».

  4. Значение библейских сюжетов и образов в воспитательном процессе людей.

  5. Библейские мотивы, образы и сюжеты в мировой литературе.

Тексты

  1. Диккенс Ч. Жизнь нашего Господа Иисуса Христа. – Рига, 1991.

  2. Косидовский З. Библейские сказания. – М., 1966.

  3. Лагерлёф С. Легенды о Христе. – М., 1991.

  4. Священник Воздвиженский П.Н. Ветхий и Новый Завет: Библия в рассказах для детей младшего возраста. – Нижний Новгород, 1991.

  5. Толстой Л.Н. Учение Христа, изложенное для детей. – Пермь, 1994.

  6. Чуковский К.И. Вавилонская башня и другие библейские предания. – М., 1990.

  7. Энума Элиш // Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии / Пер. с аккад., сост. В. К. Афанасьева и И. М. Дьяконов. - М., 2000.

Тема 2

Мифология в интерпретации для детей

План

  1. Время создания мифологии. Миф, сказка, библейская легенда. Их сходство и отличия.

  2. Космогонические, теогонические, героические мифы (славянские, вавилоно-ассирийские, египетские).

  3. Образы божеств и берегинь (славянские, вавилоно-ассирийские, египетские).

Тексты

  1. А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции.

  2. А. Немировский. Мифы Древней Эллады.

  3. Г.С.Белякова. Славянская мифология. М., 1995.

  4. Мифы Древнего Египта, славянские, вавилоно-ассирийские.

Тема 3

Сказки народов мира

План

  1. Жанровые особенности и определение терминов «народная сказка», «литературная сказка», «бродячие сюжеты».

  2. Особенности «бродячих сюжетов» на примере фольклорных и литературных сказок разных стран.

  • Золушка: «Золотая туфелька» (вьетнамская), «Кхончхи и Пхатчхи» (корейская), «Тростниковая шапка» (английская) и др.;

  • Мальчик-с-пальчик: «Мальчик-с-пальчик» (немецкая), «Сказка про мальчика с сапожок» (французская), «Иссум-боси» (японская), «Липунюшка» (Л.Толстой), «Мальчик-с-пальчик» (А.Толстой);

  • Волшебная рыбка-помощница: «Золотая рыбка», «Заколдованное дерево Липка» (А.Афанасьев), «Сказка о рыбаке и рыбке и его жене» (бр.Гримм), «Золотая рыбка» (китайская), «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин).

  • Чудесный супруг: «Перышко Финиста Ясна Сокола» (А.Афанасьев), «Финист Ясный Сокол» (А.Н. Королькова), «Аленький цветочек» (С.Аксаков), «Красотка и чудовище» (Лепренс де Бомон);

  1. Найти свою группу сказок с близким сюжетом и проанализировать с учетом отражения в ней культуры страны, народной и авторской философии.

  2. Сказки народов мира как явление национальное и общечеловеческое, их художественная и воспитательная ценность.


Литература

  1. Азадовский М.К. Литература и фольклор. – Л., 1938.

  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М., 1977.

  3. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., 1989.

  4. Краснова Т. В ладу со сказкой: традиции фольклорной сказки в творчестве русских писателей XX в. – Иркутск, 1993.

  5. Литературная сказка: История, теория, поэтика: Сборник материалов и статей. – М., 1996.

  6. Макогоненко Г. П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). - Л., 1982.

  7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000.

  8. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969.

  9. Пропп В.Я. Русская сказка.- Л., 1984.

  10. Сказочная энциклопедия / Ред. Н.Будур. – М., 2005.

  11. Токарева Е.И. Народные варианты «Сказки о рыбаке и рыбки» А.С. Пушкина // Вопросы жанров русского фольклора / Ред. Н.И. Кравцов. - М., 1972. - С. 115.

  12. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке //Литературная учеба. 1990. - №2. - С.114.


Тема 4

Особенности литературной сказки О. Уайльда

Конспект Л.Ю.Брауде. «Сказочники Скандинавии» или «Скандинавская литературная сказка».

  1. Жанр литературной сказки. Его особенности.

  2. Формирование жанра литературной сказки в Англии XIX века. Внимание английской народной сказки на литературную сказку с ее эксцентризмом и сатирической направленностью. Влияние литературной сказки Андерсена.

  3. Место литературной сказки О. Уайльда в литературном процессе Англии XIX века.

  4. Культ красоты и особенности его художественного воплощения в сказках О. Уайльда:

  • доминирование нравственно-эстетической системы (красота, добро, милосердие);

  • художественное своеобразие сказок (парадоксальность изложения мыслей, орнаментальный характер повествования (напр. «Преданный друг»)).

  1. «Соловей и роза» О. Уайльда. «Свинопас» и «Соловей» Андерсена. Сопоставительный анализ.

  2. Рекомендации по проведению уроков внеклассного чтения на тему: «Сравнительный анализ сказки Андерсена “Снежная королева” и сказки О. Уайльда “Преданный друг”».

Тексты

О. Уайльд: «Гранатовый домик», «Счастливый принц»:

  • День рождения Инфанты.

  • Мальчик-звезда.

  • Соловей и роза.

  • Великан-эгоист.

  • Счастливый принц.

  • Преданный друг.


Андерсен:

  • Снежная королева.

  • Свинопас.

  • Соловей.


Тема 5

Отечественная поэзия в детском чтении

План

  1. К.И. Чуковский как теоретик детской литературы («От двух до пяти») Теория детской речи и фольклорных основ детской поэзии (глава «Лепые нелепицы»). Сказки К.И. Чуковского для самых маленьких, их своеобразие.

  2. Поэзия С.Я.Маршака как синтез родов, видов и жанров литературы. Обучающие книги Маршака для дошкольников. Традиции и новаторство.

  3. Игра-парадокс в произведениях «обэриутов».

  4. Специфика детской поэзии в творчестве Б.Заходера.

  5. Особенности современной игровой поэзии для детей.

  6. «Вредные советы» Г.Остера – современный вариант перевертыша.

Тексты


      1. К. Чуковский. Крокодил. Краденое солнце. Муха-Цокотуха. Федорино горе. Мойдодыр. Чудо – дерево. Путаница. Телефон.

      2. С. Маршак. Мороженое. Мяч. Рассказ о неизвестном герое. Сказка о глупом мышонке. Багаж.

      3. Б. Заходер. Кто на кого похож. Кит и кот. Никто. Школа для птенцов.

      4. А. Барто. Игрушки. Уральцы бьются здорово.

      5. С.Михалков. Всадник. А что у вас. Фома.

      6. И. Токмакова. Миниатюры – портреты деревьев. Я ненавижу Тарасова.

      7. Д. Хармс. Самовар. Игра. Врун.


Тема 6

Неомиф в зарубежной детской литературе

План

  1. Понятия мифа и сказки. Отличие фантастики от неомифа. Специфика неомифологических произведений.

  2. Особенности авторской мифологии в книге Д.Толкиена «Сильмариллион».

  3. Дж.Толкиен «Властелин Колец»:

  • Источники и жанровая природа трилогии (сказочные, романные, эпические черты).

  • Организация художественного пространства: способы создания образа Срединной земли (география, климат, государство, история), моральная основа Средиземья (Рохан и Гондор – локализация эпического пространства, запад – локализация добра, восток – зла).

  • Организация художественного времени: контраст авторского (в «прологе») и реального времён, линеарное и циклическое время.

  • Система персонажей трилогии, их моральная основа (маги, эльфы, люди, гномы, хоббиты, орки).

  • Семантика образа Кольца.

  1. Специфика фэнтези К.Льюиса, У.ле Гуин и др. (по выбору).


Тексты

  1. Толкиен Д.Р.Р. Сильмариллион. Хоббит, или Туда и обратно. Властелин колец.

  2. По выбору: Льюис К. Хроники Нарнии. Ле Гуин У. Волшебник Земноморья. Муркок М. Хроники Эльрика. Дж. Роулинг. Цикл о Гарри Поттере.

Литература

  1. Гаков В. Толкин Дж.Р.Р. // Энциклопедия фантастики . – Минск, 1995.

  2. Горелик М. Возвращение короля // Новое время. - № 49. - 2004.

  3. Кабаков Р.И. Возникновение героя (Литературно-сказочный образ в творчестве Дж.Р.Р.Толкина). – Л., 1989.

  4. Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Дж.Р.Р.Толкина // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. – Вып.6 – М., 1981.

  5. Кошелев С.Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж.Р.Р.толкина, У.Голдинга и К.Уилсона 50-60-х гг.. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филол. Наук. – М., 1983.

  6. Кошелев С.Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж.Р.Р.толкина, У.Голдинга и К.Уилсона 50-60-х гг.) Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата филол. наук. – М., 1983.

  7. Лихачева С. Миф работы Толкина // Литературное обозрение. - № 11/12. - 1993.

  8. Мамаева Н.Н. Творчество Толкиена как продолжение традиций английской литературной сказки // Дергачевские чтения. - Ч. 2. - Екатеринбург, 2001.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практические занятия iconПрактические занятия по курсу современной истории россии
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Практические занятия iconПояснительная записка проект «Забавушка»
Он включает в себя музыкальные занятия, праздники, развлечения, а также занятия по ознакомлению детей с искусством

Практические занятия iconПлан-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое...
«образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы»

Практические занятия iconПрезентация работ. Заключительная часть. Ход занятия. Водная часть....
Оборудование и материалы: компьютеры, диапроектор, карточки с изображением фруктов

Практические занятия iconПояснительная записка
Е. П., Скиба А. В. «Модульное обучение на уроках информатики. Программирование в среде Турбо-Паскаль» как поддерживающий профиль....

Практические занятия iconПрограмма вступительных испытаний по истории (для поступающих на...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...

Практические занятия iconПрограмма вступительных испытаний по истории (для поступающих на...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...

Практические занятия icon«Прекрасен наш союз» «Золотая калоша» Поздравления «Учителями славится Россия»
Спортивные занятия позволяют избежать опасности развития сердечнососудистых заболеваний, поддерживать тонус организма, прекрасно...

Практические занятия iconПрограмма вступительных испытаний по истории России (для поступающих...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...

Практические занятия iconЛитература
I. Историко- теоретические и практические основы использования народной педагогики в системе образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции