Литература




Скачать 380.97 Kb.
НазваниеЛитература
страница1/3
Дата публикации07.10.2014
Размер380.97 Kb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Культура > Литература
  1   2   3
2

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Историко- теоретические и практические основы использования народной педагогики в системе образования ………………………................5
Глава II. Педагогические условия исследования творческого наследия Мустая Карима в современной школе………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………...27
Литература………………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………..31

3

ВВЕДЕНИЕ

Мы привыкли понимать под культурой совокупность достижений в области искусства, просвещения и науки. При этом за пределами внимания остается та совокупность категорий мировосприятия, социально психологических традиций, норм жизнедеятельности общественно – семейного поведения, привычек и вкусов, которое образует реальную почву жизни народа, ту тональность бытия, что отличает одну эпоху от другой, один народ от другого, придает неповторимый колорит характерам, поступкам и мыслям людей. В последние два - три десятилетия именно эта совокупность черт, эта атмосфера и почва жизни народа получила название «педагогическая культура». Понятие культуры тем самым существенно расширялось и углубилось, сблизилось с повседневной жизнью личностей и масс, непосредственной действительностью.

В педагогику внесли научный вклад великие педагоги как, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский и другие. История педагогической мысли показывает, что самые ценные педагогические сочинения имеют глубокие народные корни. Выдающиеся труды Я.А.Коменского «Материнская школа» основан на народном идеале воспитания в семье. Идеи К.Д.Ушинского связаны с «педагогическим гением народа».

На любом этапе жизни народа литература играет свою огромную роль – как произведениями, составляющими её золотой фонд, формирующими сознание многих поколений, так и отвечающими сегодняшним, текущим интересам общества, откликающимися на злобу дня.

Писатели, художники, композиторы, ученые воспитывали подрастающее поколение, старались привить ему самые благородные этические ценности. Никогда не померкнет нравственный подвиг А.Пушкин, Ф.Достоевского, Л.Толстого, Р.Гамзатова, Г.Тукая, М.Гафури, Акмуллы и мн. др., которые всю жизнь вели борьбу за утверждение высоких принципов

4

человеческой морали и честности. Их усилиями и усилиями многих поколений гуманистов – просветителей наша страна являлась своеобразном островком нравственности.

Обращенность творчества народного поэта Башкортостана к внутреннему миру человека, к проблемам нравственности, становления

личности, к вопросам развития общества позволяет нам сделать однозначный вывод о том, что Мустай Карим является мастером не только художественного слова, но и прекрасном знатоком принципов народной педагогической культуры. Не случайно из - под пера М.Карима вышли следующие строки: «Любое подлинное произведение литературы не может избежать вопроса о месте человека обществе, об общественном начале личности. В конечном счете не одними просто хорошими качествами характера, даже не одними благами деяниями исчерпывается ценность человека. Подлинным примером его ценности выступает его отношение к обществу в целом и в частности к своей среде, своему коллективу, его вера в них и их доверие к нему». Это понятие не отвлеченное. Не абстрактное, а конкретное, как конкурент, например, смысл таких строк Кайсына Кулиева: «Легко любить всё человечество, соседа полюбить трудней!».

Основы педагогики М.Карима – это народность и гуманность, гражданственность и патриотизм, национальные отношения, современное общество и школа, это художественный синтез данных сокровищ, скопление ума, опыт народной педагогики. Эти традиции, идущие от Мухаметсалима Уметбаева, Ризы Фахретдинова, Мажита Гафури и Шаихзады Бабича. Ведь не зря поэтов и писателей называют учителями нации.

Слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. И М.Карим посредством своего творчества и таланта обогатил не только само слово «культура», но и все то, что составляет его содержание.
5

Глава I. Историко- теоретические и практические основы использования идей народной педагогики в системе образования
Каждая нация имеет свою культуру и каждый тип культуры бесценна. При обращении к культуре башкирского народа мы всегда должны помнить и другую истину: жизнь и творчество нашего земляка и современника Мустая Карима стала частью этой культуры.

Продвигаться по пути совершенствования человека, отношений между

людьми возможны только изучая многословную историю культуры.

Культура, её сущность структуры, формы и способы проявления в разных

областях человеческой деятельности выдвигаются в настоящее время в ряд

наиболее актуальных научных проблем. Культура составляет не только

предмет науки, но является также великой и неотъемлемой частью

комплекса гуманитарных предметов системы народного образования и

воспитания.

Понятие «культура» появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда по возделыванию почвы, обработке металла и камня, воспитанию и образованию. Можно легко заметить, как много вмещает в себя это понятие, какой огромный диапазон человеческих деяний оно охватывает. По мере того, как люди все глубже проникали в тайны природы, в тайны самого человека. Менялось и само содержание понятия культуры.

Культура и общество имеют сложную систему отношений. Культура невозможна вне общества. Ибо она сама есть общественное порождение, результат деятельности каждого отдельного человека и общественной деятельности в целом. Это одна сторона связи. Другая состоит в том, что культура сама оказывает на общество огромное влияние. Она способна воздействовать на мнение народа, настроение людей. Характер и

6

нравственные устои каждого человека. Через отдельных людей и массы она воздействует на политику, науку.

В поставленные проблемы для нас большой интерес представляет традиционная народная культура, под которой понимается, по справедливому замечанию М.Карима ориентация человека на человека.

Видный ученый, академик Г.Н.Волков очень точно и емко определил народную педагогику как историю и теорию народного воспитания. Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп и воспитании и образовании детей, о морально – этических и эстетических воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути её использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, загадках, пословицах и поговорках,, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Каждая культура имеет свою специфику. Например, на уровне обыденного сознания и общественный психологии башкиры воспроизводили мир из своего внутреннего самочувствия во взаимодействии со средой. Это является одной из предпосылок того, что у башкир своеобразного в культуре немало. Более того, одно из важнейших определений культуры, как полагает М.Карим, можно характеризовать как негенетическую память этноса.

7

Культура есть память. Потому она всегда связана с историей. Всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной. Духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о

культуре нашего народа, мы говорим, об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, переступает границы исторических эпох.

Культура, в том числе и педагогическая. Исторична по своей природе. Культура вечна и всемирно, но при этом всегда подвижна и изменчива. В этом сложность понимания прошлого. Но в этом же и необходимость понимания ушедшей культуры: в ней всегда есть потребное нам сейчас, сегодня.

Наш современник видный ученый Г.Н.Волков считает, что «…важнейшая из культур – педагогическая культура воспитания». «Молодой социал - демократ Ульянов (Ленин), - продолжает он, - в возрасте нынешних студентов педвузов воспитание назвал вечной категорией. Имея ввиду вечное прошлое и вечное будущее.

Вечность воспитания предполагает признание вечности культуры и её неотъемлемой очень важной части – педагогики».

Одним из таких очагов стала исламская цивилизация.

Важно отметить, говорит М.Карим, что ислам создал своего рода «зонтик», защищавший культуру. Из её законов вытекали четыре важные для развития культуры особенности исламского мировосприятия и образа жизни: мусульмане терпимо относились к другим религиям и культам; они совершали паломничество в Мекку ; они должны были учить арабский язык, чтобы читать Коран; кроме того они очень высоко ценили торговлю, считавшуюся весьма престижным занятием.

Среди мусульман встречались не только преуспевающие купцы, но и выдающиеся ученые. Чьи мысли и слова были гораздо более значимы, чем
8

товары, предлагаемые торговцами. Одно из высказываний Мухаммада гласило: «Чернила ученого более святы, чем кровь мученика». Таким образом, исламская традиция признавала ценность умственного труда и рассматривала интеллектуальную деятельность как соответствующую предписаниям религии. Мусульманские ученые не только записывали, сохраняли, переводили и интерпретировали труды, созданные другими цивилизациями, в других странах, но и достигали впечатляющих достижений в самостоятельных исследованиях.

В странах ислама образование, как правило, начиналось с шести лет, когда ребенок мог декламировать на память основные молитвы. Начальные школы действовали при мечетях. В этих школах многие дети учились грамоте, читая Коран и переписывая поэтические произведения. Исламская система образования обеспечивала высокий уровень грамотности среди мусульман в то время, когда только немногие европейцы умели читать и писать.

Являясь фактором мирового порядка, ислам оказывал огромное воздействие и на общественную жизнь и культуру. В том числе и на

педагогическую культуру народов России, проповедующих исламские ценности.

При рассмотрении проблемы народности воспитания необходимо исходить из той посылки, что народное воспитание является одним из компонентов учебно - воспитательного процесса современной школы. Реальные культурные процессы всегда оказывали влияние на его функционирование.

Появившись на мировой арене в середине первого тысячелетия, башкиры заявили о себе как о самостоятельном этносе. И слова Мустая Карима: «Минувшему я шлю благословенье!» [10, 154] звучат сегодня, когда история и прошлое народа зачастую не являются стимулом для воспитания детей, особенно актуально.

9

История Башкортостана и его народа, не может быть замкнутой в самой себе. Тысячами незримых нитей прошлое связано с современностью, питает современность памятью былых страданий и радостей, воздействует на современность. Мы, как справедливо отмечает башкирский поэт, все, так или иначе, дети прошлого, хотя воздействие это сложно, но всегда зримо и прямолинейно.

Истоки духовной культуры этносов и система народного воспитания, к которым мы обращаемся в условиях современности, могут помочь в деле воспитания и образования подрастающего поколения.

Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без возрождения традиций воспитания. Ещё А.М.Горький говорил: «чем лучше мы будем знать прошлое. Тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение

творимого нами настоящего». Эта мысль как нельзя лучше выражает основную идею современного отечественного образования, осуществляемого на территории Российской Федерации в рамках федерального и национально- регионального образования. В том числе и в Башкортостане, где проживают многочисленные народы, каждый из которых имеет право на изучение и освоение своего прошлого через систему национально- регионального образования.

Социально – политические условия нынешнего этапа развития общества, межнациональные разногласия требуют усиления воспитания у подрастающего поколения таких общечеловеческих и нравственных качеств, как взаимоуважение, взаимопонимание и взаимотерпимость. Поэтому сегодня через систему образования целенаправленно должно осуществляться объединение представителей различной национальной принадлежности и

вероисповедания, воспитание в них чувства уважения к обычаям, традициям, языку, истории и культуре друг друга, а также формирование чувства
10

достоинства и гордости за достижения своей национальной культуры.

Проблема возрождения идей народной педагогики и её решение, прежде всего, ложится на учительство, родителей и общественность. Нельзя не согласиться с тем, что каждый ребенок имеет право быть воспитанным в своей корневой национальной традиций. Система образования должна направить свои усилия на реализацию способностей детей чувствовать, понимать, любить, оценивать историю, духовный опыт, опыт воспитания своего и других народов, как «золотой фонд» педагогики народов мира. Поэтому ближайшая задача образования – способствовать тому, чтобы дети знали свой родной язык, историю и культуру народов малой и большой родины, освоили общечеловеческие ценности не только теоретический, но и практически. Для этого они должны постоянно приобщаться к духовному наследию этносов, встречаться с ведущими деятелями культуры и искусства, посещать театры, концертные залы, музеи, участвовать в конкурсах,

фестивалях народного творчества, совместно с взрослыми возрождать народные традиции, обычаи, обряды и т.д.

Давайте, обратимся к истории народной педагогики. В период кочевой жизни башкиры получали воспитание молодого поколения наиболее опытным людям, их называли «канбаба мәктәбе». Обязательным было знание своих предков до седьмого колена. Народная педагогика свое воздействие осуществлял через традиции, обычаи, обряды: сабантуй, помочь (өмә), обряды именин (исем кушыу), приглашения в гости, свадьбы (Никах туйы). В народном воспитании широко используются пословицы и поговорки. Они выступают не только носителем опыта и знаний народа, но и регулятором поведения людей. В башкирском эпосе и сказах созданы образы героев, которые являются примером для подражания юношей и девушек. На эпических произведениях « Урал батыр », « Акбузат », « Кузыйкурпяс и
11

Маянхылыу» и других воспитывалось не одно поколение башкир.

Сила народной педагогики - в массовости педагогического процесса, так как она всегда питала школьное дело. Являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим. Она из поколения в поколение воссоздает образ народа в его лучших чертах. Пока она жива - жив народ, её создавший. Народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его воспитания. Задача современной школы и семьи – способствовать возрождению, сохранению и приумножению уникального педагогического опыта народов, так как он представляет такую же объективную реальность, как фактическую сторону исторического процесса. Истории народа в целом.

Мустай Карим всем своим творчеством обосновал необходимость опоры в деле воспитания детей на народную педагогику. Он уверен: когда школьная педагогика идет в разрез с педагогикой народной, тогда рвутся корни, исчезает национальная память, разрушается национальное самосознание, происходит задержка формирования личности, утрата человеческого достоинства, нравственных ценностей, чувства красоты, добра и милосердия – качеств, без которых немыслим настоящий гражданин Отечества.

Одна из задач современного обучения и воспитания, как считает педагог – гуманист, - приобщение детей к тому богатству, каким испокон веков владел каждый народ. Только усвоив свои национальные ценности, можно понять идеалы других времен и народов. Чтобы проводить эту работу с учащимися, учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Мустай Карим пишет: «Мой народ прошел тысячелетний путь. На этом пути были годы высоких взлетов народной души и были века, когда самосознание народов брело, спотыкалось, без сил и цели. Много было того, чем я горжусь и поныне, но ещё больше такого, отчего сжимается сердце. И

12

одной из величайших бед моего народа было невежество, мгла которого застила и великие костры прошлого. И поэтому путь из тьмы, из дебрей и круч до того дня, когда мир расступился и одна узкая тропа разбежалась тысячами троп и дорог по широкому тугаю. Таков путь не только всего народа, но и каждого башкира, судьба которого пришлась на этот рубеж» [13, 10-11].

Отношение человека к земле, к природе – категория не только экономическая, а прежде всего нравственная, гражданская. Педагог не скрывает, что его, сына Земли, волнуют Экологические проблемы, и он выражает свое искреннее сожаление в связи с тем, что люди, «сами того не желая, могул лишить себя жизни, если будут так по - варварски относиться к природе» [22, 55].

У башкир считалось, что хороший человек не может плохо относиться к породившей его природе, - можно ли назвать хорошим сына, который плохо относился к своей матери ?!

Национальное сознание личности и народа в целом формируется вековым укладом – отношением к своей земле, которую прекрасно охарактеризовал поэт, имея в виду свой родной край:

Чернозем благодатный наш –

Хоть возьми да на хлеб намажь

Потрясающие по нравственной притягательности слова о земле сказаны поэтом и в следующих строках:

Как чиста земля!.. О не грешно ли

По выстраданной чистоте ступать?..[13,16].

Этнопедагогика – это жизнь народа, его быт. А почти вся проза и драматургия писателя пронизаны народным бытом.

О бытовой жизни башкир, об атмосфере деревенской жизни, Мустай Карим пишет в «Долгом – долгом детстве»: «…какое это блаженство – полной грудью, привставая на цыпочки, вдыхать воздух аула» [12, 23].

13

И в каждом таком ауле у каждого был свой домик, о котором поэт прекрасно сказал:

Колыбель лубяную

С чердака принесли,

В этой маленькой люльке

Поколенья росли

По Мустаю Кариму, семейное воспитание – это не просто момент истины, моменты прямого контакта, это – жизнь, жизнь маленькой модели общества, объединенной одной фамилией. Он предлагает свое видение семейного воспитания: «детей нужно учить быть стойкими перед своими невзгодами, быть честными перед своими трудностями, тогда они, уже став взрослыми, не изменят себе». И не случайно в «Таганке» писатель призывает: «…пусть дети поверят в реальность мечты, пусть их не пугает несбыточность желаний» [12, 320].

Мустай Карим полагает, что существует ещё один обман семейного воспитания – это ожидание чуда от школы, перекладывание всей родительской ответственности на школу и учителя. Именно на этом происходит разлом личности. Ребенок приходит в школу в семь лет полностью сложившейся личностью. Его сутью – характером, линией поведения в жизни – уже стали вековые традиции, сложившиеся в семье. Народное воспитание, утверждает он, всегда добивалось такого воспитания, которое призвано было охватывать всего человека, а не скользить по поверхности его мозга.

И в этом комплексном воспитании личности средством этнопедагогики Мустай Карим огромную роль отводит родному языку. Ведь, язык является той могучей силой, которая способна защитить и до сих пор защищала народ от губительных вихрей истории. Против языка бессильны оказались мечи и штыки. Только через язык можно открыть перед человеком мир познания, язык – главное средство прогресса и просвещения, и, наконец, именно язык

14

является основой всех нравственных и моральных воззрений.

Главным предметом в общем гуманном развитии человека К.Д.Ушинский считал не древние языки, а родной язык и родную литературу.

Мустай Карим не просто подчеркивает значение изучения родного языка, но и принимает действенные меры в этом плане. Так, в 1962 году в Уфе проходила конференция по проблемам перевода национальных школ на обучение на русском языке. На этой конференции М.Карим и академик из Татарстана М.Махмутов выступили два-три раза и отстояли преподавание в национальных школах на родном языке.

В старину наши предки не случайно понятия «народ» и «язык» объединяли одним словом «язык». Народ – это есть и язык, живущая во плоти бессмертная речь, передавшая из глубин веков народное творчество и тем самым сохранившая для нас живую историю народа.

Речь идет о фольклоре, в котором, по меткому выражению М.Карима, «сосредоточен культурный, эмоциональный и нравственный опыт веков» [15, 13]. Башкирская народная песня – один из жанров фольклора – также является объектом внимания башкирского педагога. Не случайно и под его пера вышли следующие строки: «…самым потрясающим для меня в нашей национальной культуре явлением всегда была народная песня. Я у песни учусь всегда, вслушиваюсь не только в слова, но и в мелодию – мелодия родной песни дает душе самое лучшее самочувствие» [17, 142]. Одним из ведущих принципов этнопедагогики же любого народа является воспитание словом.

Именно об этом говорит М. Карим, подчеркивая, что разговор вели пожилые. Молодые их не перебивали, слушали и впитывали услышанное. Умные советы старших, удивительные истории из прошлого страны, - все это можно было услышать только на таких вот встречах. Слова передали не только факты из действительной жизни, но и донесли до нас сказки и предания, также эффективно воспитывающие детей. О том, как любили и

15

любят дети слушать сказки, предания, легенды знают все. Мы же обратимся опять Мустаю Кариму. В его повести «Радость нашего дома» читаем: «Я высовываю голову из – под теплого одеяла и тихонько прошу:

- Бабушка, бабусенька, расскажи сказку!

- ты все ещё не спишь, ночная птичка? – спрашивает она.

-Только одну сказку, а потом я усну, - снова прошу и уютно сворачиваюсь под одеялом.

В доме темно и тихо. Даже ветер на дворе как будто перестает выть. Бабушка начинает рассказывать. Её голос становится глухим, мне кажется – он доносится откуда-то издалека… нет, не издалека, а из давних-давних времен» [12, 278].

Этнопедагогическая включенность творчества Мустая Карима предполагает изучение принципов народности воспитания и отражения их в произведениях. Основными принципами этнопедагогики являются, как известно, личный пример и наставление. В произведениях М.Карима им отведено достойное место, что является чрезвычайно важным моментом для их пропаганды среди школьников.

Народность воспитания башкирского поэта и педагога, таким образом, осмысливает разнообразные формы нравственной ответственности перед своим народом, перед героическим, трагическим и обыденным прошлым своего края, где жили по своим законам и заветам его предки. И эти законы и заветы, как считает педагог, никогда не нарушались, а свято охранялись.

Основной идеей башкирской педагогической культуры являлось воспитание у подрастающего поколения, в особенности у юношей, качеств гражданина и патриота – защитника родной земли и родного очага. И невидимыми нитями связана эта основополагающая идея педагогической культуры башкирского народа и творчество и жизнь Мустая Карима – поэта и писателя; воина и защитника своей страны. Педагогические воззрения М.Карима нашли свое отражение не только в его художественных

16

произведениях, но и в его многочисленных публицистических статьях, воспоминаниях, беседах, в выступлениях в трудовых коллективах, вузах, техникумах, училищах, школах и перед педагогической общественностью.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать: башкирский поэт стал творцом педагогики, которую мы называем педагогикой Мустая Карима. И прав председатель Правления Союза писателей республики, народный поэт Башкортостана, Равиль Бикбаев, который пишет: «Творчество Мустая Карима – это школа окрыляющих переживаний и очищающих мучений, школа верности и непоколебимости. Сколько поколений наших современников, хотя они сами об этом особо и не говорят, воспитаны этой школой» [14]. Он уверен в том, что школе М.Карима программы без конца не меняются, с изменением общественного строя моральные ценности не девальвируются. Здесь взгляды, как в пословицах, испытаны и проверены.

«…Дети никогда не жалуются на трудности, - излагает он свои наблюдения. –Даже уродливые, хилые дети играют в непобедимых богатырей, голодные оборванцы воображают, что они царевичи. В «Радости нашего дома» я смотрю на мир глазами детей, стараюсь постичь его воображением детей. Ещё о голодных: если бы голодные взрослые заметили, что кусок глины похож на ломтик хлеба, то это причинило бы им страдание.

А голодные дети, «пекут» хлеб из глины и в этом находят облегчение. Вот так, на мой взгляд, по разному воспринимается действительность.

В «Радости» я сознательно «приукрашивал» и жизнь взрослых, их взаимоотношения, чтобы сказать, что при всех ужасах войны мечта о добре и гармонии, человечность и сострадание остаются первоосновой бытия людей.

В повести «Таганок», например, автор на все «смотрит глазами взрослых, оценивает его умом и опытом, порою иронизирует, что детям почти не присуще» [11, 14].

По М.Кариму, мир детей – это прежде всего мир неиссякаемых желаний. Вместе с тем, «есть другой мир, созданный самим ребенком, его

17

воображением. Вероятно, туда должен входить писатель не для того, чтобы учить ребенка правилам поведения, благоразумию и благообразию».

Острое педагогическое чутье позволило М.Кариму утверждать, что собственный рисунок куда больше радует, нежели шедевр Рафаэля, и что только вставшему на ноги ребенку не менее важно от порога дойти до ворот, нежели космонавту облететь планету. Он также справедливо утверждает: «Хорошо, когда младенчество проходит в свой срок, печально, когда оно затягивается слишком долго».

Необходимо также отметить то, что практически все прозаические произведения Мустая Карима в той или иной степени содержат повествования об учителях и школьной жизни.

Не вызывают сомнений и размышления писателя о том, что часть «учительства как – то опустилась ниже самой себя в смысле кастового достоинства, стала более подверженной веянию обывательщины». Вместе с тем М.Карим считает, что именно учительство « за годы хаоса в целом оказалось более стойкой в отстаивании своих нравственных установок и чести профессии» [19, 32].

Педагогика М.Карима – это бесценное его наследие по проблемам школы и становления человека.

Считая, что «воспитание богатой, красивой, дерзновенной человеческой натуры, ненасытной в познании и творчестве, воспитание ясного, живого ума и несгибаемой воли – это есть… воспитание посредством художественной литературы» [21], М.Карим утверждает, что человеческой характер нельзя свести к какому-то одному нравственному качеству, потому что «как бы ни был человек сложен, определенное нравственное начало в нем… преобладает: один носитель совестливости, другой – не знает сомнений, в третьих преобладает стремление к мечте и т. д. » но вместе с ним, как полагает писатель, целостность человеческой личности принципиально не допускает расчленения воспитательного процесса на его

18

функциональное составляющие. Подобное возможно не только в теории, где выделяются нравственное, гражданское, физическое, правовое и другие виды воспитания. В жизни ничего такого нет, в этом смысле воспитывает не мероприятие, а сама жизнь. Отсюда проистекает идея жизнедеятельности воспитательного процесса и на каждом, при этом, его этапе.

Конфуций говорил: «Только самым мудрым и самым глупым учеба ни к чему». Единственный в мире дважды лауреат Нобелевской премии Мария Кюри писала к своей сестре: «Иной раз у меня создается впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы», а Мустай Карим по этому поводу высказался так: «Педагогика – не железная сетка. И ребенка в неё посадить нельзя» [20]. Все эти мнения – результат деятельности души и сердца, неравнодушных к судьбам детей.

Не случайно детским произведениям М.Карима характерно его исключительно нежное и бережное отношение к жизнедеятельности детей, их переживаниям, надеждам, бедам и радостям; повести его полны мудрых лирических ремарок.

М.Карим стал подлинным народным избранником, любимым сыном своего народа. Самим фактом своего творчества он дал очень убедительный пример: как жить, как относиться к труду, к дружбе, к любви, к Родине.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература iconМесто предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...

Литература iconЛитература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

Литература iconProqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке

Литература iconЛитература. Образовательные ресурсы. Отечественная и зарубежная литература
Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала

Литература iconЛитература: языкознание, литература и поэзия. Медицина. Юриспруденция
Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет иностранных языков, специальность: английский и французский язык и литература...

Литература iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...

Литература iconЛитература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...

Литература iconО проведении городской контрольной работы по предмету «Литература» в форме сочинения
«Литература», определения степени готовности учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений города Тулы к прохождению государственной...

Литература iconЛитература Цикл
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 веков

Литература iconРабочая программа учебного предмета «литература»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции