Русская литература XIX века Жена поэта




Скачать 167.77 Kb.
Название Русская литература XIX века Жена поэта
Дата публикации 26.09.2014
Размер 167.77 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Арлюкская средняя общеобразовательная школа»

Реферат

(русская литература XIX века)
Жена поэта
Работу выполнила

Шевелёва Вера

учащайся 9 класса

МОУ «Арлюкская средняя

общеобразовательная школа»

п. ст. Арлюк Юргинский район

Руководитель

Иванова Галина Васильевна

учитель русского языка и

литературы МОУ «Арлюкская

средняя общеобразовательная школа»
2011 г
Оглавление

Стр.

Введение …………………………………………………………………………………………2
Глава 1. В родительском доме. Детство и юность ……………………………………………3
Глава 2. Супружеская жизнь Александра Сергеевича и Натальи Николаевны …………….5
Глава 3. Наталья Николаевна и Дантес. Роковая дуэль……………………………………….6
Глава 4. Письма Пушкина к жене……………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………………….9
Литература……………………………………………………………………………………….10
Приложения

Приложение 1……………………………………………………………………………………11

Приложение 2…………………………………………………………………………………...12

Приложение 3……………………………………………………………………………………13

Приложение 4……………………………………………………………………………………14

Приложение 5……………………………………………………………………………………15

Приложение 6 ……………………………………………………………………………………15

Приложение 7 ……………………………………………………………………………………17

Приложение 8 ……………………………………………………………………………………18

Приложение 9 ……………………………………………………………………………………19

Приложение 10 ………………………………………………………………………………….20
Введение

Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызвала бы столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся вот уже второе столетие.

С этой женщиной связана жизнь и гибель величайшего гения России – Александра Сергеевича Пушкина. Эта женщина – Наталья Николаевна Пушкина (урождённая Гончарова). Неприязненное и откровенно враждебное отношение к жене Пушкина особенно усилилось после трагической гибели поэта, в которой многие, не зная обстоятельств, её вызвавших, склонны были обвинить именно Наталью Николаевну. «Пушкин дрался из-за неё на дуэли» – значит, она виновата. Входить в подробности вначале было незачем и некогда. Как виновата, в чём именно провинилась? Вдову поэта, убитую горем, буквально забросали камнями яростных обвинений.

В одной рукописи, дошедшей до нас, некого, неведомого нам стихотворца, написанной под непосредственным впечатлением (на следующий же день после смерти Пушкина) и в самых резких тонах осуждающей Наталью Николаевну, читаем: «Жена – твой враг, твой злой изменник», - риторически обращается автор к почившему поэту и гневно восклицает в адрес его вдовы: «К тебе презреньем всё здесь дышит… Ты поношенье всего света, предатель и жена поэта».

Долгое время на биографическую литературу действовал тот образ Натальи Николаевны, который создал в своей широко известной монографии «Дуэль и смерть Пушкина» П. Е. Щеголев. Он весьма превратно трактует переписку Пушкина с женой.

Анна Ахматова и Марина Цветаева также немало способствовали распространению ложного представления о Н. Н. Пушкиной как о бездумной и бездушной светской красавице. С точки зрения М. Цветаевой, союз Пушкина и Гончаровой – это союз гения и красоты. «Просто – красавица. Просто – гений». Разные люди, руководимые самыми разными, а порой и противоположными чувствами сходились на одном – на несправедливости к ней.

Тем важнее и актуальнее задача восстановления подлинной исторической правды, над решением которой немало потрудился Дмитрий Дмитриевич Благой, выдающийся литературовед-пушкинист. Письмам Пушкина к невесте и жене Д. Д. Благой придавал большое значение как основополагающему документу для восстановления подлинного облика Натальи Николаевны Пушкиной.

Глава 1

В родительском доме. Детство и юность

Чем дальше шло время, отдалялась роковая дата, тем меньше было желающих разобраться в этом и вообще понять, что представляла собой жена поэта. Народ не хотел знать её, и пустоты памяти заполнились раз и навсегда отлитыми штампами. Она была «бездушная красавица», «светская львица», «пустой лист бумаги», отличалась «духовной нищетой» и много-много других определений, полных недоброжелательства, осуждения и злобы, укоренилось в России за более чем полтора столетия. В этом злом шуме, то затихающем, то возрастающем, едва пробивались голоса тех, кто когда-то знал её, и тех, кто потом, спустя годы, хотел разобраться, в чём именно состояла её вина, и понять, что Наталья Николаевна на самом деле собой представляла.

Современницы г-жи Пушкиной – дамы высшего круга, любительницы изящных искусств и интеллектуальных бесед, хозяйки салонов – говорили о простоте, удивительной простоте Натальи Николаевны.

Под простотой можно понимать многое – непосредственность, бесхитростность, доверчивость, открытость, необразованность, наивность и даже глупость. И дамы, и юные девицы описывали в своих дневниках необыкновенную тонкость и одухотворённость внешности Натальи Николаевны.

В санкт-петербургском свете сложилось мнение, что Наталья Николаевна недостаточно умна. Ум трудно определять количественно, следует понимать его особенности. Говорят: «сколько голов, столько и умов», и это так. Бывает ум чисто «головной», холодный, бывает и «ум сердца» - тепло души. Вот этот-то ум – сердца – и был свойствен Наталье Николаевне.

Язвительный князь Вяземский в письме к жене замечает ещё о невесте Пушкина: «Говорят, что у неё нет ума. Денег тоже нет. Что же ему <�Пушкину> останется?». Конечно, девочка, в которую влюбился поэт (а ей не было ещё 17 лет), не была ни развитой, ни начитанной – пташка только ещё выпархивала из гнезда.

А каким было это гнездо? До 7 лет – радостная и спокойная жизнь на природе у деда Афанасия Николаевича в имении Полотняный Завод (см. Приложение 1). Она была любимая внучка. Впечатления богатой природы и простота и естественность сельской жизни. Потом – московский дом, омрачённый душевной болезнью отца, Н. А. Гончарова. Однажды маленькая Наташа чуть не пострадала во время приступа его безумия – он погнался за ней с ножом.

Дом, в котором не было веселья, не бывало гостей и приёмов. К тому ж в этом доме вечно недоставало денег. Приходилось отказывать дочерям в удовольствиях (кроме Натальи, в

семье росли ещё две дочери: Александра и Екатерина – выезжать было не в чем и не на чем. Мать, Наталья Николаевна, удручённая жизнью, не отличалась душевным теплом.

Домашнее учение снабдило Наташу элементарными знаниями. Домашнее воспитание дало всё, что полагается барышням – манеры, танцы, французский язык. Однако мрачный дом и суровая, порой жестокая мать не дали любви и ласки. Мягкая и нежная по натуре Наташа, вероятно, страдала от этого холода. Только дружба с сёстрами и братьями согревала её.

Поэтому легко понять, что Наталья Николаевна с детства горячо предалась вере в Бога. Такую веру – простую, по-детски чистую – она сохранила навсегда. В письмах к жене Пушкин не раз с нежностью упоминает о её привычке долго молиться, стоя в углу перед образами. Возможно, в эти минуты он жалеет, что никогда не молился так горячо сам, и надеется, что её обращение к Богу защитит их семью, дом.

Светской шлифовки получить до замужества Наталье Николаевне не довелось – огранку она прошла уже в петербургском свете, и Пушкин с первых шагов учил и наставлял молоденькую жену то замечаниями, то похвалами, а то и насмешками, порой и обидными. И всё же в высшем свете Наталья Николаевна вряд ли ощущала себя своей. Она не была создана, чтобы блистать в обществе. Конечно, Наталья Николаевна участвовала в светских разговорах, современникам запомнился её удивительно мелодичный и приятный голос. Но ведущей в беседах быть она не могла.

Красоту Натальи Николаевны сравнивали с ангельской, божественной, небесной, она сияла, предоставляя окружающим любоваться и восхищаться ею (см. Приложение 2).

К сожалению, при жизни Пушкина было создано мало портретов Натальи Николаевны. Первый её портрет, акварель Александра Брюллова, написанный после свадьбы, не передаёт всей её прелести (см. Приложение 3). А. Брюллов не был профессионалом, как его брат, знаменитый Карл Брюллов (см. Приложение 4). Пушкин мечтал о том, чтобы портрет его жены был создан мастером. Но все работы художников, все портреты, передающие действительно божественную её прелесть, к сожалению, относятся уже к позднейшему времени. В них отражается тонкая, нежная душа Натальи Николаевны. Глядя на её лицо, невозможно поверить в какие-либо дурные поступки или помыслы этой женщины (см. Приложение 5). И вместе с тем, она была очень живой, прелестной, отнюдь не «святошей» и могла быть мила и забавна, как писал о своей жене Пушкин.


Глава 2

Супружеская жизнь Александра Сергеевича и Натальи Николаевны

Наталья Николаевна выходила замуж, как выходили тогда 90 девиц из 100, - не выбирала, а была выбрана, сосватана и помолвлена по решению старших и при её согласии. Раннее сватовство Пушкина было принято после долгих колебаний, и эти неспокойные два года отняли у неё девичью весну, время первоцветов, первых мечтаний о любви и возлюбленном. Всё, что могло быть светлого и прекрасного в любви, мог дать ей только муж – он был поэт, он был обаятельный человек, он обладал притягательной силой, он был влюблён и, конечно, сумел пробудить в ней ответную любовь. Характер у неё был мягкий, податливый, она была добра и отзывчива: «Гляделась ли ты в зеркало, …с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я ещё более твоего лица».

Катит по Москве свадебная, в цветах карета. Дорогу свадебной карете, её бубенцам да колокольцам, её праздничному вихрю. Пушкин и Наталья Николаевна – теперь госпожа Пушкина – едут, скачут от Никитских ворот, от Большого Вознесения, на Арбат. Квартира на Арбате готова к семейной жизни поэта. Подъехали к дому. Их уже ждали. Пушкин выводит из кареты Наташу. Все любуются весёлостью и радостью поэта и его молодой женой, «расписной картиночкой».

В сенях с Натальи Николаевны «раздевают» пуховые шали, бархатную шубку, и Наташа… как бледный цвет подснежный, на тонкой шее – жемчужины. Когда потом ростовщикам будет закладываться всё, Наталья Николаевна всегда будет сохранять свадебные жемчужины.

Выпито первое праздничное шампанское, и поэт берёт руки Наташи в свои. Не выпускает. Касается её лица и целует в глаза. Ему нравилось целовать её в глаза.

- Будь молода, потому что ты молода, и царствуй, потому что ты прекрасна, - говорит поэт жене. Всё внимание сейчас подарено только ей одной.

Все трудности замужней жизни Наталья Николаевна приняла покорно. За шесть лет, которые супруги прожили вместе, Наталья родила четверых детей (см. Приложение 6). Судя по всем письмам Натальи Николаевны, по образу её жизни и в молодости, и в зрелые годы основная черта её характера, предначертание её судьбы, свойство её природы – чувство выраженное, пожалуй, ярче, чем все другие чувства, присущие её натуре, это чувство материнства. Она была матерью прежде всего. Ради детей она жила на свете. В них она видела своё счастье. Пушкин не мог не ценить в ней этот дар материнства.

Ещё одну трудность принесло замужество – ей, хозяйке, полагалось вести дом, но опыта у неё не было, к тому же постоянно не хватало денег. Бывали случаи, когда она не знала, чем

будет кормить семью завтра. Её драгоценности – несколько золотых, с камушками, вещиц и кашемировые шали – частенько были отнесены в заклад за небольшие деньги. И, вернувшись от одного ростовщика, вскоре попадали к другому.

Светские развлечения приносили свои радости, отвлекали от будничных забот. Рауты, балы и танцы, которые она любила. А также, конечно, доставляло удовольствие и само приготовление к выходу в свет: новая причёска – фантазии парикмахера, бальные туалеты – забота тётушки Е. И. Загряжской (см. Приложение 7). Старая статс-дама, незамужняя, бездетная, любила своих племянниц, и особенно Наташу. Наряжать и украшать её доставляло ей то же удовольствие, как в детстве игра в куклы. Была тут и некоторая доля тщеславия: тётушка хвалилась племянницей.

Глава 3

Наталья Николаевна и Дантес. Роковая дуэль

В январе 1834 года Наталья Николаевна была представлена ко Двору. В феврале Высочайшим указом Жорж – Шарль Дантес определён корнетом в Кавалергардский полк (см. Приложение 8). Осенью сёстры Гончаровы – Александра и Екатерина (см. Приложение 9) – переезжают в Петербург. Наталья Николаевна жалеет сестёр, засыхающих в стародевстве, хочет устроить их судьбу. Пушкин предвидел, к чему это приведёт, и остерегал жену («Эй, женка! Смотри… Моё мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети покамест малы; родители, когда уже престарелы. А то хлопот не наберёшься, и семейственного спокойствия не будет»). Так оно и случилось. Забота о судьбе сестёр обернётся самой чёрной неблагодарностью, даже предательством одной из них.

Владимир Соллогуб утверждал, что в петербургском обществе не было молодого человека, который не влюбился бы в жену поэта с первого взгляда. Дантес познакомился с Натальей Николаевной в 1834 году, но не влюбился. Вероятно, любовался и потом в письмах 1836 года воздавал хвалу её красоте. В сентябре 1835 года любование и восхищение переходит у Дантеса в увлечение. На балах Дантес и Наталья Николаевна были красивой парой – ими, несомненно, любовались и старые дамы, и не танцующие мужчины, и, вероятно, немало шепотков умиления и восхищения долетало до их ушей. Дантес был очень честолюбив – успехами в светских кругах он дорожил. А успех у первой красавицы Петербурга – вот это была бы победа, это было бы торжество! Наталья Николаевна совершила непоправимую ошибку: она призналась Блистательному Кавалеру в своём ответном чувстве, она думала утешить его тем, что он для неё небезразличен и занимает место в её сердце.

18 октября 1836 года между Натальей Николаевной и бароном Геккерном (см. Приложение 8), усыновившим в России Дантеса, состоялся разговор в одной из гостиной

в доме баварского посланника. Разговор с Геккерном должен был показаться ей крайне неприличным и обидным. Даже при недалёком уме («удивительной простоте») жены Пушкина

и при всей изворотливости и осторожности нидерландского дипломата в выборе слов она почувствовала, что дело принимает опасный поворот: почтенный господин склоняет её к измене мужу и возлагает на неё вину за болезнь своего обожаемого «сына». Затем последовала рассылка целого десятка анонимных писем. В среду, 4 ноября, с утренней почтой в начале девятого часа Пушкин получает письмо с анонимным пасквилем. Тут же происходит откровенный разговор с женой, рассказавшей о минутном свидании с Дантесом, о том, что она хранила его записки. Слёзы, слёзы и повторение на все лады одного и того же – «Я ничего плохого не сделала». Крики затихли, слёзы, возможно, смешались, и наконец было сказано: «Я тебе верю, но негодяи добились своего – имя наше замарано». Дуэль, назначенная 4 ноября 1836 года длиною в 84 дня 9 часов и 5 минут, окончена была 27 января 1837 года.

Мальчик Гена в беседе с корреспондентом газеты «Комсомольская правда» Зоей Ерошок о гибели Пушкина сказал: «Дантес стрелял в Пушкина и попал в сердце. Пушкин стрелял в Дантеса и попал в пуговицу. У Пушкина было большое сердце. Дантес сразу в него попал. А у Дантеса не было сердца – пуговица вместо него».
Глава 4

Письма Пушкина к жене

Больше всего о жене Пушкина мы узнаём из его писем к ней. Она сохранила все письма, которые он писал, расставаясь всякий раз даже ненадолго, а значит, любила перечитывать и дорожила ими.

«Среди гениальных творений Пушкина есть величайшее творение человеческого духа. Во всемирной литературе я не знаю книги о любви, которая была бы столь достоверной, искренней, лишённой всяческих прикрас, земной, по-бытовому прозаичной и вместе с тем достигающей божественных высот. Это книга его писем к жене. Книга их любви», - пишет известный поэт Николай Доризо в своих полемических раздумьях «Жена поэта». Эти письма очень деловые, иногда грубоватые. Слова в них не во фраках и бальных нарядах. Такими мы бываем только с самыми близкими людьми. Сам стиль этих писем неопровержимо говорит о том, что Пушкин и Наталья Николаевна жили одной общей жизнью, что у них были одни и те же заботы и интересы.

Рядом с материальными заботами о семье, с мучительными поисками денег на прожитие, с деловыми поручениями, а порой и отцовскими наставлениями жене, которая была для него и верным другом, делившим с ним все неимоверные житейские трудности, и матерью его детей, и

женой-ребёнком (ведь он был старше её не только на тринадцать лет, но и на свою гениальность), вдруг такая пронзительная тоска по любимой, такая благородная нежность. Эти письма – не литература, а сама жизнь.

Вот что писал об этих письмах А. И. Куприн: «Я хотел бы тронуть в личности Пушкина ту сторону, которую, кажется, у нас ещё никогда не трогали. В его переписке так мучительно трогательно и так чудесно раскрыта его семейная жизнь, его любовь к жене, что почти нельзя читать это без умиления. Сколько пленительной ласки в его словах и прозвищах, с какими он обращается к жене!»

Николай Доризо выразил сожаление о том, что «эти письма до сих пор не собраны в отдельный том и не изданы вместе…». Полемические раздумья советского поэта о Наталье Николаевне появились в печати в год его шестидесятилетия, в 1983 году. А в 1987 по инициативе литературоведа-пушкиниста, одного из старейших членов Редколлегии серии «Литературные памятники», члена-корреспондента Академии наук СССР Дмитрия Дмитриевича Благого (1893 – 1984) в издательстве «Наука» в Ленинграде выходит издание

«А. С. Пушкин. Письма к жене», которое подготовила Я. Л Левкович.

Письма Пушкина к невесте и жене являются главным документом для восстановления подлинного облика Натальи Николаевны. Именно в письмах проявляется всё чарующее обаяние души и самого поэта, и тот «чистейшей прелести чистейший образец», каким она предстала ему ещё до женитьбы и сохранилась в нём до последних минут жизни.

Н. Н. Пушкина – самый частый корреспондент поэта. По количеству писем, ей написанных, соперничать с ней может только Вяземский, первые письма к которому отправлял Пушкин. Вяземскому больше чем за 20 лет знакомства поэт отослал 72 письма, жене – за 17 месяцев разлуки – 78 писем. Письма писались из Москвы, из Петербурга, Болдина, Михайловского, Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга, Симбирска, из сёл Павловское и Языково. Первое письмо написано 20 июля 1830 г., последнее – 18 мая 1836 года.

В письмах звучит живая речь Пушкина. Письма к жене являются ещё и человеческим документом. Вспоминаются мудрые слова Мариэтты Сергеевны Шагинян: «Надо уметь читать документы, надо их расколдовывать и размаскировывать, а это дело художника». И далее: «Документ очень часто не открывает, а скрывает правду…». При чтении писем великих людей следует вести себя крайне деликатно.

«А письмо твоё меня огорчило, а между тем и порадовало; если ты поплакала, не получив от меня письма, стало быть, ты меня ещё любишь, женка. За что целую тебе ручки и ножки».

Заключение

Трудно определить меру выпавшего на долю Натальи Николаевны счастья, очевидно лишь, что страдать её пришлось много. Выйдя в 18 лет замуж по любви, она в 24 года осталась вдовой с четырьмя маленькими детьми на руках. Перед смертью Пушкин был полон безмерной тревоги за её будущее, за судьбу детей. Он наказывал жене уехать в деревню, выдержать двухлетний траур, а затем найти достойного человека и выйти за него замуж. Воля Пушкина была для Натальи Николаевны свята.

Наталья Николаевна всю жизнь помнила Пушкина, отмечала день его смерти. По пятницам (день смерти поэта) и в последние дни января Наталья Николаевна соблюдала строгий пост и уединялась, предаваясь печальным воспоминаниям (см. Приложение10).

Последние годы жизни она много болела и в 1863 году скончалась пятидесяти одного года от роду.

… Предметом особого беспокойства Пушкина была репутация его жены – её невиновность в истории с Дантесом не вызывала у поэта сомнения: «Ты ни в чём не виновата».

Пушкин говорил: «Она, бедная, безвинно терпит и может ещё потерпеть во мнении людском».

Пушкиноведение советского времени почти игнорировало жену поэта, хотя высоко ценило стихи, ею вдохновенные. Биографы поэта обходили молчанием глубокую веру Натальи Николаевны. А между тем вера в Бога и верность заветам Господним составили основное душевное богатство жены поэта.

Любовь его, как солнечный восход,

Воображенье согревает наше.

И тот, кто сомневается в Наташе,

Не сторону Дантеса ли берёт?

Ведь Пушкин верил ей, идя к барьеру.

Кто смеет посягнуть на эту веру?

Хочется надеяться, что данная работа окажется полезной на уроках литературы, посвященных изучению жизни Пушкина, его судьбы. Данный материал можно использовать при знакомстве с любовной лирикой поэта и включать во внеклассные мероприятия, связанные с творчеством А. С. Пушкина.

Список литературы:
1. Баранская, Н. В. Цвет тёмного мёду. Платье для г-жи Пушкиной. – М.: ТЕРРА, 2004.

2. Доризо Николай Жена поэта. // Полемические раздумья. – 1983.

3. Коршунов, М. П., Терехова, В. Р. Мальчишник: Пушкин, Лермонтов – судьба, поэзия и родственные связи. – М.: ТЕРРА, 1999.

4. Очей очарованье. Пушкинское Болдино в советской литературе: Сборник / [вступит. статья, составление и подготовка текстов В. И. Баранова]. – Горький: Волго-вятское кн. изд-во, 1987.

5. Побединская, Л. А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

6. Пушкин А. С. Письма к жене. // Издание подготовила Я. Л. Левкович. – Ленинград: изд-во «Наука», 1987.


Приложение 1.



Несмотря на все недостатки свои, детей Наталия Ивановна любила, как и всякая мать. Трем свои дочерям дала прекрасное по тем временам для девиц образование: они знали французский, немецкий и английский, основы истории и географии, русскую грамоту, разбирались в литературе, благо библиотека, (собранная отцом и дедом) под надзором Натальи Ивановны сохранилась в большом порядке. Стихи знаменитого на всю Россию Пушкина знали наизусть, переписывали в альбомы. Могли они вести и домашнее хозяйство, вязать и шить, хорошо сидели в седле, управляли лошадьми, танцевали и играли не только на фортепьяно - могли разыграть и шахматную партию. Особенно в шахматной игре блистала младшая, Наташа.

Приложение 2.



Приложение 3.



Приложение 4.



Приложение 5.


Портрет Н. Н. Ланской работы И. К. Макарова (1849)

Приложение 6.



Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина
(1832-1919г.)


Получила домашнее образование. С 1852г. - фрейлина. С 1860 г. замужем за генерал-майором Л.Н.Гартунгом. Л.Н. Толстой, знавший ее, отразил некоторые черты ее внешнего облика в Анне Карениной.



Старший сын, Александр Александрович Пушкин
(1833-1914г.)


Воспитанник 2-ой Петербургской гимназии и Пажеского корпуса. Награжден золотым Георгиевским оружием с надписью "За храбрость" и орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. За 35 лет военной службы стал кавалером многих русских и трех иностранных орденов. В 1890 г. А.А. Пушкин "за отличие по службе" был произведен в генерал-лейтенанты.



Младший сын, Григорий Александрович Пушкин
(1835-1913г.)


Воспитанник Пажеского корпуса. Корнет, ротмистр лейб-гвардейского Конного полка, переведен в министерство внутренних дел, где дослужился до старшего советника. С 1866 по 1899 годы жил в селе Михайловском.



Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина
(1836-1913г.)


Получила домашнее образование. Вышла замуж за М.Л. Дубельта. Во втором браке - Меренберг. Современники называли ее "прекрасной дочерью прекрасной матери". В 1876г. Наталья Александровна предоставила И.С. Тургеневу для публикации письма отца к ее матери. Это вызвало недовольство ее братьев.


Приложение 7.


























Е. И. Загряжская (1779 – 1842). Худ. А. П. Брюллов.

Акварель. 1830.

Приложение 8.


Приложение 9.


Приложение 10.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русская литература XIX века Жена поэта icon Урока Тема урока. Основное содержание
Русская литература I четверти XIX века в преддверии А. С. Пушкина. Россия в I половине XIX века
Русская литература XIX века Жена поэта icon Литература XIX века» 3 секция «русская поэзия XIX xx веков»

Русская литература XIX века Жена поэта icon Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Русская литература XIX века Жена поэта icon Рабочая учебная программа по литературе (индивидуальное планирование)...
«Русская литература XIX века. 10 класс» (ч. 1,2) для общеобразовательных учреждений (автор – В. И. Коровин, М. «Просвещение», 2008г.),...
Русская литература XIX века Жена поэта icon Update 16. 09. 14 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении...
В 84 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое изда­ние....
Русская литература XIX века Жена поэта icon Все шедевры мировой литературы в кратком изложении сюжеты и характеры...
В 84 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое изда­ние....
Русская литература XIX века Жена поэта icon Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева...
Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
Русская литература XIX века Жена поэта icon Русская культура в первой половине XIX века
Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания...
Русская литература XIX века Жена поэта icon Литература XVIII века Русская литература XIX века
«Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс»...
Русская литература XIX века Жена поэта icon Русская литература XIX века
Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции