Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси




Скачать 0.63 Mb.
Название Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси
страница 1/6
Дата публикации 25.09.2014
Размер 0.63 Mb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
ЧАСТЬ I

Тема № 1

Восточные славяне. Киевская Русь в IX – XII вв.

(4 часа)

1.     Восточные славяне в VI – IX вв.: происхождение, расселение, хозяйственная деятельность.

2.     Становление Киевской Руси. Деятельность первых князей.

3.     Крещение Руси и его значение.

4.     «Русская правда» об общественно-политических и экономических особенностях развития древнерусского государства.

5.     Культура Киевской Руси.

Источники и литература

1.     Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси XI – XII вв. – М.: Художественная литература, 1978. –  С. 25-37, 121-133.

2.     «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона  // Хрестоматия по  древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М.: Высшая школа, 1994. – С.25-40.

3.     Русская правда // История России: Хрестоматия. – Ч. 1 / Сост. В.П. Макаров. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. – С. 11-17.

4.     Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. –  М.: Политиздат, 1989. – 318 с.

5.     Зимин А.А. Правда русская. – М: Древлехранилище, 1999. – 424 с.

6.     История отечественного государства и права. Ч. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: МГУ, 1992. – С. 32-58.

7.     История России: Народ и власть / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Лексикон, 2001. – С. 49 –95.

8.     Как была крещена Русь. – М.: Наука, 1990. – С.15-59.

9.     Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение, 1974. – 336 с.

10.            Михайлова И. Тягался Павлуша с Андрюшей: Как судили в Древней Руси // Родина. – 1999. – № 9. – С. 34-37.

11.            Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М.: Просвещение, 1984. – 336 с.

12.            Романов Б.И. Люди и нравы Древней Руси. – М.: Просвещение, 1981. – С.20-47.

13.            Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 351 с.

Методические рекомендации

1.  При подготовке ответа необходимо опираться на текст «Повести временных лет». Назовите основные гипотезы происхождения славян, процесс колонизации ими Восточной Европы. Какой точки зрения придерживается автор «Повести Временных лет»? Какие сведения о славянах содержатся в греческих, римских и арабских письменных источниках? Что означает термин «анты»? Расскажите о взаимоотношениях восточных славян с соседними племенами и государствами. Летописцу Нестору было известно  более десяти крупных восточнославянских племен, из которых сложилось древнерусское государство, назовите места их поселения. Проследите по карте расселение восточных славян. Как летописец характеризует различные племена восточных славян, что известно об их хозяйственной деятельности?

2. Дайте определение и признаки государства. Необходимо уяснить, что процесс образования государства сложный и длительный, охватывающий значительный временной период. Проанализируйте основные теории возникновения государственности у восточных славян (норманизм и антинорманизм), аргументируйте их, используя в качестве источника «Повесть временных лет». Подробно рассмотрите деятельность первых князей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

Проанализируйте  внутреннюю  политику  киевских князей, особо обратив  внимание  на правление  Владимира Святого, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.  Опишите внешнюю политику первых древнерусских князей. Когда и с кем были заключены  первые договоры Руси, каковы их итоги?

3. Раскройте причины введения христианства.  Как  в «Повести временных лет» описан выбор веры? Почему Владимиром  было выбрано  именно  православие?  Рассмотрите процесс крещения Руси князем Владимиром Святославовичем. Назовите  основные методы христианизации населения Руси.   Каково значение принятия православия  в истории  России?  Раскройте феномен двоеверия.

4.  «Русская правда» – это первый  дошедший до нас письменный сборник законов древнерусского государства. Охарактеризуйте «Русскую Правду» как исторический источник (этапы становления юридического памятника, историческая обстановка, редакции, составные части). Какие юридические нормы зафиксированы  в «Русской Правде»? На основе  текста документа раскройте особенности экономического и общественно-политического развития Киевской Руси. Какие категории населения упоминаются в источнике? Охарактеризуйте их положение. Проанализируйте систему  права, судопроизводства, семейно-брачные отношения. Что означают термины: смерд, рядович, закуп, челядь, холоп, тиун, огнищанин, вира, вервь?

5. Порассуждайте над определениями культуры. Охарактеризуйте устное народное творчество. Раскройте влияние крещения Руси на русскую культуру. Расскажите о процессе зарождения и развития письменности на Руси. Назовите памятники литературы Киевской Руси. Подробнее остановитесь на содержании историко-религиозного произведения Иллариона «Слово о  законе и благодати» и на «Поучении» Владимира Мономаха. Какие памятники архитектуры древней Руси (Х - первой четверти XII вв.) вам известны?   Охарактеризуйте основные жанры изобразительного искусства: иконопись, фреска, мозаика.

Темы докладов

1.     «Повесть временных лет» как исторический источник.

2.     Язычество восточных славян.

3.     Появление письменности на Руси.

4.     Быт и нравы древней Руси.

5.     Древнерусский город.

Тема № 2

Русские земли в XII- XIII вв.

(2 часа)

1.     Феодальная раздробленность на Руси: причины, крупнейшие княжества, последствия.

2.     Завоевание Руси монголо-татарами.   Русь  и Золотая Орда.

3.     Борьба  с агрессией шведов и немецких рыцарей.

4.     Русская культура второй четверти  ХII- XIII вв.

Источники и литература

1.     Летописные повести о монголо-татарском нашествии: Лаврентьевская летопись // Памятники литературы Древней Руси: XIII в. – М.: Художественная литература, 1988. – 704 с.

2.     Повесть о битве на реке Калке // Хрестоматия по  древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М.: Высшая школа, 1994. – С.74-76.

3.     Повесть о разорении Рязани Батыем // Хрестоматия по  древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 76-84.

4.     Слово о погибели Русской земли // Хрестоматия по  древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 84-85

5.     Житие  Александра Невского  // Памятники литературы  древней Руси. XIII в. – М.: Художественная литература, 1981. – С. 426-439.

6.     Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (XIII – XIV вв.) // Хрестоматия по древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М.: Художественная литература, 1981. – 602 с.

7.     Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие / Сост. А.С. Орлов и др.  – М.: МГУ, 1999. –350 с.

8.     Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М.:  Аграф, Тверь: Леан, 2000. – 480 с.

9.     Греков Б.И., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: русские земли в XIII – XV в. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 325 с.

10.            Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Политиздат, 1989. – 318 с.

11.            История отечественного государства и права. Ч. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: МГУ, 1992. – С. 58-101.

12.            История России: Народ и власть / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Лексикон, 2001. – С. 95 –133.

13.            Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М..: Наука, 1984. – С. 5-33.

14.            Рыбаков Б.А.  Мир истории: начальные века  русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 351 с.

15.            Рыбаков Б.А. Киевская Русь  и русские княжества  XII-XIII вв. – М.: Наука, 1982. – С. 57-89, 120-141.

16.            Андреев  В.Ф. Северный страж Руси: Очерки истории средневекового Новгорода. – Л.: Лениздат, 1989. – 175 с.

17.            Пашуто В.Т. Александр Невский. – М.: Молодая гвардия, 1974. – 160 с.

18.            Макарихин В.П. Витязь Северной Руси: Повествование об Александре Невском. – М.: Профиздат, Н.Новгород: Книга, 1993. – 31 с.

19.            Макарихин В.П. Новгород земли  Низовской. Повесть о великом князе  Юрии Всеволодовиче. – Н.Новгород, 1994. – 64с.

20.            Скрынников Р.Г. Русь в IX-XVII в. СПб: Питер, 1999. –  402 с.

21.            Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М.: Просвещение, 1984. – 336 с.

Методические рекомендации

1. Назовите  предпосылки  феодальной раздробленности  Руси. Что означает этот термин? Обозначьте особенности и хронологические рамки    феодальной раздробленности на Руси. Какие точки зрения историков по этому вопросу вам известны?  Охарактеризуйте ведущие политические центры удельной Руси. Подробнее остановитесь на важнейших чертах экономического и общественно-политического развития Новгородской республики, Владимиро-Суздальской земли и Галицко-Волынского княжества.   Назовите последствия феодальной раздробленности.

2. Расскажите  об образовании монгольской империи. Перечислите  основные направления и итоги завоевательных походов монгольской армии. В чем причины военных успехов монголов? Когда и где состоялась первая встреча монгольских войск с русскими, каковы ее итоги? Рассмотрите ход завоевания Руси  монголами. Какое отражение оно нашло в памятниках древнерусской литературы («Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о погибели русской земли»)?  Каковы  причины  поражения русских  княжеств с борьбой с монголо-татарским нашествием? Охарактеризуйте систему взаимоотношений русских земель с Золотой Ордой.  При ответе раскройте значение следующих понятий: ярлык, число, численник, выход, ям, баскак, бесермен. Опишите отношения православной церкви и Золотой Орды.  Проанализируйте влияние монгольского завоевания на дальнейшую историческую судьбу России.

3. Расскажите о появлении на территории Прибалтики рыцарских орденов и об их экспансии на Восток. Каковы были цели, обоснования этой экспансии? Можно ли считать ее одним из многочисленных крестовых походов западноевропейских рыцарей? Что вы знаете о первых  столкновениях  Руси  с немецкими  и шведскими феодалами?  Расскажите о ходе  Невской  битвы, каково  ее значение?  Рассмотрите Ледовое побоище и  его последствия.  Выявите роль князя Александра Ярославовича Невского  в отражении агрессии с Запада. Как личность князя представлена в агиографической литературе («Житие Александра Невского»)?  В чем заключались особенности внешнеполитического курса Александра Невского в отношении Орды и стран Запада? При раскрытии этого вопроса целесообразно обратиться к работам Л.Н. Гумилева.

4.   В чем заключались особенности русской культуры в период феодальной раздробленности?  Проанализируйте тенденции  развития литературы и искусства этого периода. Одним из центральных произведений эпохи является «Слово о полку Игореве». Дайте его характеристику. При рассмотрении архитектуры обратите внимание на памятники Владимиро-Суздальского и Новгородского зодчества.

Темы докладов

1.     Выдающиеся князья Владимиро-Суздальской Руси (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо).

2.     Глава монгольской империи Чингисхан.

3.     Александр Невский: исторический портрет.

Тема № 3

Формирование  русского централизованного государства

в XIV - XVI вв.

(4 часа)

1.     Возвышение Москвы. Куликовская битва и ее отражение в исторических источниках.

2.     Завершение объединения русских земель в XV- нач. XVI вв. (Василий I, Василий II, Иван III, Василий III).

3.     Формирование идеологии самодержавия. Теория «Москва – третий Рим».

4.     Общественно-политическое развитие России в XVI в. Реформы и опричнина.

5.     Основные направления внешней политики при Иване IV.

6.     Социально-экономическое развитие России в XVI в. Этапы закрепощения крестьян на Руси.

7.     Русская культура в XIV – XVI вв.

Источники и литература

1.     Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. – М.: Художественная литература, 1981. – 602 с.

2.     Задонщина // Хрестоматия по  древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 93-100.

3.     Сказание о Мамаевом побоище  // История России: Хрестоматия. – Ч. 1 / Сост. В.П. Макаров. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. – С. 21-24.

4.     Сказание о князьях Владимирских // Хрестоматия по  древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 115-117.

5.     Послание старца Филофея к великому князю Василию III  // История России: Хрестоматия. – Ч. 1 / Сост. В.П. Макаров. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. – С. 24.

6.     «Сказание о Магамете-салтане» Ивана Пересветова // Хрестоматия по  древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 132-139.

7.     Переписка  царя Иван Грозного с князем Андреем Курбским // Хрестоматия по  древнерусской литературе: Учеб. пособие для вузов / Сост. М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 139-152.

8.     Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие / Сост. А.С. Орлов и др.  – М.: МГУ, 1999. – 350 с.

9.     Черепнин Л.В.  Образование  Русского централизованного государства  в XIV-XV вв. Очерки  социально-экономической  и политической  истории  Руси. – М.: Соцэкгиз, 1960. – 899 с.

10.            Тихомиров М.Н. Россия в XVI в. –  М.: Мысль, 1976. – 446 с.

11.            Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М.: АСТ, 2002. – 480 с.

12.            Скрынников Р.Г. Ермак. – М.: Просвещение, 1986. – 158 с.

13.            Зимин А.А.  России на рубеже  XV-XVI столетий: Очерки социально – политической истории. – М.: Мысль, 1982. – 333 с.

14.            Тюльпанов Б.Л. Начало Москвы // Вопросы истории. – 1997. – № 1. – С. 24-40.

15.            Греков И.Б., Шахмагонов  Ф.Ф.  Мир  истории: русские земли  в XIII -XV вв. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С.150-189.

16.            Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М.: Наука, 1984. – С. 8-68, 80-123.

17.            Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. – М.: Мысль, 1993. – 415 с.

18.            Борисов Н.С. Иван  Калита. – М.: Молодая гвардия, 1995. – 302 с.

19.            Борисов  Н.С  И свеча бы не угасла…(О Сергии Радонежском). – М.: Молодая гвардия, 1990. – 301 с.

20.            Буганов В.И. Куликовская битва. – М.: Педагогика, 1985. – 112 с.

21.            Вернадский Г.В.  Россия в средние века. – М.: Аграф, 2000. – 350 с.

22.            Живая вода Непрядвы. – М., 1988.– С. 391-631.

23.            Трепавлов В.В. «Большой хозяин». Русский царь в представлениях  народов России ХУ-ХУШ вв. // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 124-138.

24.            Юрганов А.Л. Символ  русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. – 1997. – № 8. – С. 118-132.

25.            Древнерусское искусство: Рукописная книга. – М.: Наука, 1983. – 400 с.

26.            Древнерусская литература: Изображение общества. – М.: Наука, 1991. – 244 с.

27.            Ильин  М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. – М.: Искусство, 1976. – С.27-60.

28.            Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М.: Просвещение, 1984. – 336 с.

29.            История отечественного государства и права. Ч. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. – М.: МГУ, 1992. – С. 101-129.

30. История России: Народ и власть / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Лексикон, 2001. – С. 167 – 273.

Методические рекомендации

1. Расскажите о появлении Московского княжества. Раскройте основные причины возвышения Москвы.  Какие точки зрения историков известны вам по этому вопросу? Выявите особенности геополитической обстановки в  конце XIII - середине XV вв., условия, в которых проходил процесс объединения русских земель. Назовите этапы создания единого русского централизованного государства.  Для целостной проработки проблемы необходимо обратиться к карте. Охарактеризуйте деятельность первых московских князей (Даниил Александрович, Иван Калита, Симеон Гордый, Иван II). Какие методы использовались ими  для расширения территории княжества и повышения его авторитета? Проследите эволюцию политической линии московских правителей в отношениях с Золотой Ордой.  Какие процессы проходили в Орде накануне Куликовской битвы? Расскажите о подготовке сторон к сражению. Используя в качестве источников «Сказние о Мамаевом побоище», «Задонщину», опишите ход битвы и ее итоги. Как характеризуют авторы Дмитрия Донского? В чем основное значение Куликовской битвы?

2. Охарактеризуйте  процесс политической централизации  русских земель в конце XIV- первой  четверти XVI вв. Расскажите, какие территории отошли к московскому княжеству при Василии I и Василии II. Что такое «Люблинская уния» и каковы ее последствия для русского государства? Как осуществлялось присоединение к Москве Новгорода Великого при Василии III  и Иване III? В чем особенности политического развития монгольского государства во второй половине XV в.? Расскажите об освобождении Руси от монголо-татарского ига. Дайте общую характеристику Судебника 1497 г. Опираясь на текст документа, выделите его основное содержание, значение. Раскройте вопрос о завершении политического объединения российского государства в первой четверти XVI в.

3. Начните раскрывать вопрос с определения понятия «самодержавие». В чем сущность самодержавия как политического строя и государственной идеологии? Проанализируйте изменения в международной обстановке в середине XV в., как они отразились на положении Руси? Расскажите о формировании русской государственной символики, подробно остановитесь на появлении в нашей стране эмблемы в виде двуглавого орла. Что она означает? Какие точки зрения высказываются исследователями о происхождении этого символа? Перечислите, какие изменения происходят во второй половине XV в. в государственной терминологии (появление термина «Россия» и др.). Кто автор теории «Москва – третий Рим», когда она сформулирована, каковы предпосылки ее появления? Используя текст источника, раскройте ее основное содержание, выделите главную идею. Подводя итоги, назовите еще раз особенности формирования самодержавной идеологии в нашей стране, факторы, обусловившие этот процесс, повлиявшие на него.

4. Какие этапы можно выделить в правлении Ивана IV? Приведите известные вам трактовки личности Ивана IV и его правления крупнейшими российскими историками. Опишите состав «Избранной Рады». На основе текста «Сказания о Магмете-салтане» Ивана Пересветова охарактеризуйте программу реформ первого российского царя. Выделите основные направления реформ. Расскажите о Земском Соборе: когда он впервые был созван, какие категории населения принимали участие в его работе, каковы функции, полномочия, цель создания этого органа? Опираясь на текст Судебника 1550 г., раскройте его главное содержание. В чем заключалась военная реформа, каково ее значение? Назовите важнейшие решения Стоглавого Собора 1551 г. Выявите основные линии влияния реформ на политическую систему, сферу государственного управления, социальную структуру. Какой слой общества стал опорой Ивана IV?   На основе анализа текста переписки Ивана IV и Андрея Курбского опишите наилучшую, по мнению царя, модель государственного устройства России. Какова его аргументация? Раскройте точку зрения его оппонента А. Курбского. Попробуйте ответить на вопрос о причинах изменения политического курса Ивана IV. Что означает термин «опричнина», какова его этимология? Расскажите о целях, сущности, проявлениях, последствиях политики опричнины. Приведите различные позиции российских историков XIX – XX вв. по этой проблеме. Подведите итоги правления Ивана Грозного. Какое влияние оно оказало на дальнейшее развитие страны?

5. Выделите основные направления и задачи внешней политики Ивана IV. Подробно расскажите о восточном направлении (борьба за присоединение к России Казани, Астрахани, Сибири), раскройте значение внешнеполитических успехов на этом направлении. Обозначьте хронологические рамки Ливонской войны. Какую цель преследовал в ней Иван IV? Расскажите о соотношении сил воюющих сторон и основных событиях на разных этапах войны. Каковы были итоги и последствия Ливонской войны?

6. Проанализируйте особенности развития феодально-крепостнических отношений, сельского хозяйства в России в XVI в. Охарактеризуйте основные социальные группы, сословия. Какую роль играли в общественно-политической системе бояре и дворяне? Какие категории городского населения можно выделить?  Расскажите о развитии городов, их статусе, развитии ремесла и торговли. Что такое «тягло»? Раскройте основные этапы оформления на Руси системы крепостного права. Подробнее, используя текст документов, остановитесь на решении этого вопроса в Судебнике 1497 г. и Судебнике 1550 г. Что означает понятие «Юрьев день»? Когда окончательно завершилось формирование системы крепостного права? Расскажите о жизни и быте русского крестьянства.

7. Как отразились общественно-политические процессы на духовном развитии страны в XIV-XVI вв.? Подробнее остановитесь на литературе этого периода и появлении книгопечатания.  Рассматривая русское зодчество, обратите внимание  на северо-западное зодчество (Новгород), строительство и становление ансамбля Московского  кремля, возведение Нижегородского кремля, основных тенденциях храмового зодчества XVI  в. (распространение шатрового стиля и др.) и приведите примеры.   Своего расцвета достигает иконопись, рассмотрите ее основные школы и направления, расскажите о творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева. Какое значение имели работы Андрея Рублева для дальнейшего развития иконографии? Какими чертами характеризовалась система образования в России?  Обратите внимание на быт и нравы жителей страны. Опираясь на текст «Домостроя», рассмотрите модель семейно-брачных отношений городского населения XVI в.

Темы докладов

1.     Иван III: исторический портрет.

2.     Личность и деятельность Ивана IV в отечественной историографии.

3.     Поход Ермака в Сибирь.

4.     Россия XVI века в работах иностранных авторов.

5.     Творческое наследие Андрея Рублева.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon А. Ф. Черняев Золото Древней Руси
Золото Древней Руси. Русская матрица основа золотых пропорций. М.: Белые альвы, 1998. 144 с., ил
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon Вопросы для экзамена по истории отечества Восточные славяне в древности:...
Возникновение государства. Правления киевских князей с Рюрика по Владимира Мономаха. Социально-экономические отношения на Руси. Внешняя...
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon Истоки русской музыки восходят к творчеству восточно-славянских племен,...
Древней Руси до возникновения в IX в первого русского государства. О древнейших видах восточно-славянской музыки можно судить по...
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon Генезис правовых отношений в Древней Руси. Первые русские законодательства

Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon Русская философия уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью...
«путями русского богословия» (выражение известного богослова и историка русской мысли Г. В. Флоровского). Как и в средневековой Европе,...
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. 2 е изд
Будовниц И. У. Общественно – политическая мысль древней Руси (11 – 14 в в.). М., 1960
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon Билеты по литературе для 6 класса
Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет». Анализ произведения
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические
Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреч и древнерим искусство явилось образцом для творчества художников, поэтов, писателей, скульпторов,...
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon Культура Древней Руси (IX- xii в.) Исторические условия развития
Земледелие: подсечно-огневое → переложное (паровая система) → двуполье → трехполье
Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси icon Ведический словарь древней Руси и Бхараты (результаты научного исследования)
Песнь Господа – 108 шлок из «Махабхараты» («Гитапанишады») литературно поэтический перевод с санскрита
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции