Скачать 0.67 Mb.
|
ПРОЕКТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОУ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, И ВАРИАНТЫ БУПОВ ДЛЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Содержание: ПРОЕКТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОУ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, И ВАРИАНТЫ БУПОВ ДЛЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………………………………………………………………………….……3 1. Основное общее образование ………………………………………………………………18 2. Базисный учебный план вечерних (сменных) образовательных учреждений общего образования ………………………………………………………………………………….....33 ПРОЕКТ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОУ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ, И ВАРИАНТЫ БУПОВ ДЛЯ ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Пояснительная записка Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Состав учебных предметов определялся на основе следующих принципов. 1. Принцип общекультурной направленности и гуманизации содержания образования. Данный принцип является основополагающим, поскольку он базируется на идее целеполагания в области основного общего образования. Общеизвестно, что глобальная цель основного общего образования состоит во всестороннем, гармоничном развитии личности, что достигается путем сбалансированного сочетания процессов обучения, воспитания и развития личности ученика. На достижение этой цели система образования ориентировалась всегда, но немаловажное влияние на содержание образования и, соответственно, базисных учебных планов оказывали социально-экономические условия на определенном этапе развития общества. В современных условиях особую значимость приобретают следующие социально-экономические факторы, определяющие формирование содержания образования:
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в современных условиях на первый план выдвигаются задачи воспитания личности, формирование личностных качеств, наиболее значимых для жизни в современном обществе, достаточных для формирования общей культуры, адекватного поведения в окружающей среде, сохранения здоровья. Исходя из этого, базисный учебный план должен включать набор учебных курсов, обеспечивающих реализацию вышеназванных целей и задач образования. Как показали исследования В. С, Леднева, связанные с анализом учебных планов школы более 50 стран мира, состав предметов достаточно стабилен в разных странах: БУПы включают от 12 до 18 учебных предметов. Что же касается учебного плана для основной школы, утвержденного в 2004 году, то он включает 16 учебных предметов, т.е. приближен к максимальному их числу в зарубежных школах. Следовательно, в БУПе есть резервы для сокращения числа учебных предметов за счет их интеграции, что позволит не только сократить набор курсов, но и ликвидировать одночасовые предметы, низкая эффективность изучения которых доказана педагогической практикой. 2. Принцип оптимизации и минимизации содержания. Второй принцип тесно связан с первым и предполагает, с одной стороны, сокращение числа одночасовых предметов путем их интеграции с другими учебными курсами, что позволит отобрать в содержание федерального компонента оптимальное для решения задач общего образования число учебных дисциплин. С другой стороны, целесообразно минимизировать (уменьшить) число часов, отводимых на изучение ряда учебных предметов, что позволит увеличить резервы вариативной части БУПа. Благодаря этому федеральный компонент будет включать тот перечень минимально необходимых предметов, которые в достаточной степени обеспечат формирование общей культуры, функциональной грамотности, способности к самоопределению и жизни в современном обществе, в то время как вариативной части позволит определить содержание образования с учетом специфики региона. 3. Принцип сбалансированности содержания образования. Данный принцип предусматривает необходимость рационального распределения числа учебных часов между циклами учебных предметов и отдельными учебными предметами. Если учитывать цели и задачи общего образования, подчиненными гармоничному развитию личности, то учебные часы должны распределяться равномерно между изучаемыми в школе курсами на уровне федерального компонента. В БУПе 2004 года этот принцип не соблюдается в ряде случаев. Так, на изучение предметов естественно-математического цикла отводится 51 час в неделю, а гуманитарного цикла — 61 час в неделю; в естественно-математическом цикле почти половина учебных часов отводится на математику (25 часов), а на остальные предметы (природоведение, география, биология, физика, химия, информатика и ИКТ) — 26 часов; в гуманитарном цикле 47 часов в неделю тратится на изучение русского и иностранного языков и литературы и 14 часов — на изучение истории и обществознания. При всем этом несмотря на такое число учебных часов, грамотность детей не становится лучше, а содержание стандартов по математике остается сильно перегруженным. Таким образом, возникает необходимость более сбалансированного распределения учебных часов между учебными предметами или их сокращения. 4. Принцип интеграции содержания образования. Данный принцип предусматривает возможность включения в БУП интегрированных учебных курсов. Так, в учебном плане для основной школы предусмотрено изучение интегрированного курса природоведения в 5 классе. Подобный курс естествознания вводится и в старшей школе. Однако вопрос о целесообразности подобных курсов до сих пор остается дискуссионным. В ряде стран Европы (Австрия Бельгия, Франция, Германия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Испания), а также в США, Турции, Японии в начальной и основной школе есть интегрированные курсы естествознания, которые изучаются учащимися, например, в Дании, Ирландии, Нидерландах, Швеции до 12 лет, в Норвегии — до 17 лет, в Португалии — до 13 лет, в Испании — до 14 лет. В старшей школе интегрированные курсы существуют как альтернативные наряду с самостоятельными учебными курсами. Эффективность введения интегрированных курсов в основной школе в отечественной практике доказана в ходе многолетнего педагогического эксперимента (1990 – 1997), который подтвердил влияние интеграции на осознанность усвоения знаний, формирование целостных представлений об окружающем мире, формирование интеллектуальных умений и познавательного интереса. Однако внедрение такого подобного курса в массовую практику в 6 – 7 классах не получило широкого распространения вследствие неподготовленности педагогических кадров. 5. Принцип соответствия объема содержания образования предельно допустимой аудиторной учебной нагрузке учащихся. Данный принцип основан на необходимости соблюдения норм, установленных СанПиНами. В настоящее время эти нормы нуждаются в пересмотре и научном обосновании. Без этой работы говорить о перегрузке или избыточности учебного плана не имеет никакого смысла. Базисный учебный план включает три части, ориентированные на ступени общего образования: начальное, основное общее и среднее (полное) общее образование. Базисный учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации. Базисный учебный план каждой ступени общего образования состоит из трех разделов: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки, но являются обязательными для финансирования. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Общеобразовательное учреждение по своему усмотрению может использовать часы инвариантной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.). Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Раздел «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. Занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования. В соответствии с Концепцией и Требованиями ФГОС, требованиями Заказчика об обеспечении преемственности начального и основного общего образования Исполнителями разработаны Базисные учебные планы начального и основного общего образования в единстве и взаимосвязи. Основное общее образование Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся — формирование нравственной позиции, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их самоопределения и самообразования. Особое место на этой ступени принадлежит V—VI классам. Содержание обучения в V—VI классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В V — VI классах вводятся интегрированные предметы: математика, естествознание, обществознание, обеспечивающие подготовку к изучению систематических курсов и социальное взросление учащихся. Содержание образования основной школы направлено на формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Изучение систематических курсов естественнонаучных и общественных дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость. Обучение языкам занимает центральное место в образовании, обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует развитию их познавательной, нравственной и эстетической культуры. В условиях становления российской государственности возрастает социальная значимость русского языка в формировании личности, духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры. В решении проблем национальной школы русский язык и русская культура будут играть роль посредника между родной культурой ученика и мировой культурой. Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации направлено на достижение обучающимися уровня владения языком, необходимого и достаточного для повседневного общения в жизни, а также в производственной и общественной деятельности. Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации призвано обеспечить:
В системе общего среднего образования русский (родной) язык занимает ведущее место в силу той роли, которую он играет в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Образовательно-воспитательное значение предмета определяется социальными функциями языка, который является средством общения людей и воздействия их друг на друга; средством познания действительности, хранения и усвоения знаний, приобщения к национальной культуре русского народа. Язык является также первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Без знания языка невозможна социализация личности. Изучение русского (родного) языка направлено на общее и речевое развитие учащихся, на достижение такого уровня владения речью, который необходим и достаточен для активного и плодотворного участия в предстоящей им взрослой жизни. Это предполагает:
Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с ее гуманистическим пафосом, патриотизмом и всечеловечностью. Основу литературы в школе составляет чтение и изучение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания. Литература в школе взаимодействует с другими учебными предметами. В единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла - формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся. Литература как искусство слова опирается на все богатство национального языка. Изучение русской литературы требует внимания к языку в его художественной функции, а изучение русского языка невозможно без постоянного обращения к литературе. Изучение литературы в школе призвано обеспечить:
Литературное образование учащихся национальных школ имеет много общего с литературным образованием учащихся русских школ. Тем не менее оно характеризуется ярко выраженной спецификой: а) наряду с русской литературой в национальной школе изучается родная литература; б) русская литература изучается в нерусской языковой и культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации и национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры, особенности художественного видения мира и т. п. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, которые, будучи воспитаны на эстетической традиции родной литературы (культуры), труднее воспринимают художественную специфику русской литературы, основанную на другой культурно-исторической традиции. Поэтому в процессе преподавания русской литературы в национальной школе необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы. Русская литература тесно связана с русской культурой в целом, является частью этой культуры. Поэтому перспективным аспектом изучения русской литературы является культуроведческий аспект, то есть изучение русской литературы на широком фоне русской культуры, что позволит учащимся национальной школы воспринимать русскую литературу как репрезентативную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в национальной школе реализуется принцип «диалога культур». Цель изучения предмета «Русская литература» в национальной школе в основном тождественна цели изучения литературы в русской школе. Она конкретизируется и приобретает специфику на уровне задач:
Иностранный язык является важнейшим средством межличностного и межкультурного общения, без которого невозможно развитие международных связей нашего государства. Расширение и качественные изменения характера международных связей государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки востребованными и реально необходимыми в практической и интеллектуальной деятельности человека. Основное назначение иностранного языка как учебного предмета состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке: английском, немецком, французском, испанском. Иностранный язык является существенным элементом культуры народа носителя этого языка и средством передачи его другим народам. Он открывает обучающимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, способствует лучшему осознанию своей национальной культуры, повышает уровень их гуманитарного образования. Изучение иностранного языка совместно с родным языком закладывает основы филологического образования и содействует осознанию учащимися своего мышления, общему речевому развитию человека, совершенствованию его коммуникативной культуры. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» призвано обеспечить:
Значимость математики как одного из основных компонентов базового образования определяется ее ролью в развитии человеческой цивилизации, в научно-техническом прогрессе, в современной науке и производстве, а также важностью математического образования для формирования духовной среды подрастающего человека, его интеллектуальных и морально-этических качеств через овладение обучающимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, для продолжения обучения в системе непрерывного образования. Изучение учебного предмета «Математика» призвано обеспечить:
Изучение учебного предмета «Информатика и информационные технологии» призвано обеспечить:
Объект изучения учебного предмета «История» — прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек — природа — общество). Основные системные характеристики — историческое время, историческое пространство, историческое движение. Содержание истории представляется в школьных курсах на разных уровнях: история человека — история социальных групп и социумов; история всемирная — история цивилизаций и история государств; история этнонациональная — история региональная — история края. Содержательные доминанты учебного предмета — история Отечества и всеобщая история. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, истории республики Российской Федерации, истории более крупного, в том числе цивилизационного, региона и как частица всемирной истории. Значение и воздействие истории состоят в рассмотрении и осмыслении последовательности свершившихся в прошлом уникальных, неповторимых и необратимых человеческих деяний и событий. Отсюда — иная, чем в социологии и других общественных дисциплинах, хронологически выстроенная структура содержания. История рассматривает человека, событие, ситуацию в их конкретности, целостности социальных, нравственно-этических, материальных, идеологических, культурологических и других отношений, представляет многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного и созидательного опыта людей. Овладение методами исторического познания с их диалектикой исторического и логического является важным элементом общей культуры человека. Изучение «Истории» призвано обеспечить:
Учебный предмет «Обществознание» направлен на содействие социализации личности, усвоение индивидом знаний о современном обществе и человеке, гуманистических и демократических ценностей, социальных норм, нравственных установок, способов познавательной и практической деятельности, образцов достойного поведения, формирование жизненной позиции личности в процессе усвоения социального опыта и на этой основе разностороннее развитие обучающихся. Целями изучения этого предмета являются:
География — единственный в российской школе учебный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей, о нашей Родине — России, ее природе, хозяйстве, населении, крупных регионах, экологической обстановке. География органично включает взаимосвязанные разделы о природных процессах и явлениях, их воздействии на человека, общество и хозяйство, характеристики ресурсного потенциала, природопользования, населения, хозяйства, городов и сельских поселений, регионов нашей страны необходимые для формирования современной картины мира, понимания характера развития конкретных территорий, стран и народов, особенностей их материальной и духовной культуры, состояния окружающей природной среды. Содержание школьной географии представляет важный элемент общечеловеческой культуры, активно способствует воспитанию человека и гражданина, патриота и интернационалиста. Изучение географии в школе призвано обеспечить:
Учебный предмет «Физика» является одним из базовых учебных предметов основного общего образования. Его роль обусловлена значением физической науки как фундамента естественнонаучного образования, философии естествознания и научно-технического прогресса. Предметом физики как науки является изучение общих закономерностей явлений окружающего нас мира. Физика рассматривает пространственно-временные формы существования материи в двух видах (вещество и поле), фундаментальные законы природы и современные физические теории, а также проблемы методологии естественнонаучного познания. Учебный предмет «Физика» включает изучение:
Содержанием предмета «Физика» являются: фундаментальные основы науки физики, метод модельных гипотез — научный метод познания, теоретические и экспериментальные методы. Изучение физики в школе призвано обеспечить:
Роль учебного предмета «Химия» как одной из базовых областей основного общего образования обусловлена значением соответствующей науки в познании законов природы и развитии производительных сил общества. Химия изучает вещества, их состав, строение, условия и способы превращения одних веществ в другие, практическое использование веществ и химических реакций. Изучение учебного предмета «Химия» призвано обеспечить:
Учебный предмет «Биология» является одним из базовых учебных предметов основного общего образования. Его роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира. Изучение учебного предмета «Биология» способствует развитию гармоничного человека, его активной деятельности в различных областях народного хозяйства и особенно в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, биотехнологии и др. Изучение «Биологии» призвано обеспечить:
Роль учебного предмета «Технология» обусловлена объективно существующей потребностью подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями. Технология — область знаний о преобразующей деятельности человека, о преобразовании материалов, энергии и информации в интересах человека, общества, охраны природы. Изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:
Усвоению обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, родной язык, иностранные языки, информационные технологии и основы безопасности жизнедеятельности. В VII—IX классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы и создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования. Продолжительность урока в основной школе — 45 мин. Продолжительность учебного года — 35 учебных недель. При проведении учебных занятий по родному языку в школах, где наряду с русским языком изучается родной язык (V—IX кл.), по иностранному языку (V—IX кл.), технологии (V—IX кл.), а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на 2 группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам. Для второй ступени представлены 2 варианта учебного плана: для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на русском языке, и для общеобразовательных учреждений, где обучение ведется на родном (нерусском) языке. За счет указанных в Базисном учебном плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
|
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Воронежа разработан на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих... |
Примерная программа основного общего образования по русскому языку... Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
||
Примерная программа основного общего образования по русскому языку... Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
Примерная программа основного общего образования по литературе для... ... |
||
Примерная программа основного общего образования по литературе для... ... |
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения... Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения... |
||
Учебник для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским... Учебник для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения |
Пояснительная записка к учебному плану мкоу «Рыбалкинская средняя общеобразовательная школа» Мбоу «Рыбалкинская средняя общеобразовательная школа» разработан на основе учебного плана для 1-4 классов с русским языком обучения... |
||
Образовательная программа по русской литературе для школ с родным... «Русская литература. 5-9 классы» под ред. М. В. Черкезовой, Москва, Дрофа, 2012 г к учебнику М. В. Черкезова. Русская литература.... |
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента... Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |