Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич




Скачать 0.79 Mb.
Название Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич
страница 1/7
Дата публикации 24.09.2014
Размер 0.79 Mb.
Тип Дипломная работа
literature-edu.ru > Литература > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В.ЛОМОНОСОВА

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ

ЛАЗАРЕВ АРТЕМ АЛЕКСЕЕВИЧ


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И КНР В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

(ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)


Дипломная работа
Научный руководитель

к.ф.н., доцент Кабаченко А.П.

МОСКВА 2008
Оглавление:


Стратегические направления взаимодействия Российской Федерации и КНР в начале XXI века. Политологический анализ 3

Введение 3

Актуальность темы дипломного исследования 3

Степень научной разработанности проблемы 6

Глава I. Внешнеполитические стратегии двух стран, как теоретическая основа становления стратегического партнерства 13

Современные внешнеполитические константы китайского руководства 13

Внешнеполитическая стратегия России (в перспективе до 2020 года) 16

Глава II. Основные направления российско-китайских отношений в последнее десятилетие ХХ века 20

Глава III. Стратегические направления взаимодействия России и Китая в начале XXI века 24

Двустороннее политическое партнерство 24

Торгово-экономическое сотрудничество 31

Разрешение пограничного вопроса: снятие старых противоречий и решение новых проблем 35

Сотрудничество в сфере ВПК: существующие проблемы и их потенциальные решения 40

Взаимодействие в гуманитарной сфере (образование, наука, культура) 42

Участие РФ и КНР в международных организациях: ШОС, АСЕАН, АТЭС 45

Заключение 49

Список литературы 52

Литература на русском языке 52

Периодические издания на русском языке 53

Литература и периодические издания на китайском языке 54

Литература и периодические издания на английском языке 55

Стратегические направления взаимодействия Российской Федерации и КНР в начале XXI века. Политологический анализ




Введение

Актуальность темы дипломного исследования


Восточно-азиатская стратегия России в широком смысле — это продолжающийся вот уже 18 лет поиск оптимальной парадигмы отношений с большими и малыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Понятно, что необходимость этого поиска обусловлена как внутрироссийскими (сибирско-дальневосточными), так внешнеполитическими интересами и потребностями. В этом поиске можно проследить своего рода эволюцию. Так, начало 1990-х гг. — этап стихийного, «импульсивного» формирования восточно-азиатской стратегии России, когда Россия определенным образом демонстрировала ориентацию на Запад и практически забыла о своих восточных регионах, предпринимавших отчаянные по пытки выжить. Как раз в эти годы проявилась тенденция автономизации сибирских и особенно дальневосточных российских земель от федерального центра.

Тогда же Россия, по сути, политически ушла из Юго-Восточной (ЮВА) и значительной части Северо-Восточной Азии (СВА). Однако одним из существенных факторов, все-таки удержавших Россию в регионе, было набиравшее тогда силу российско-китайское партнерство, позже обретшее статус «стратегического».

Вторая половина 1990-х гг. ознаменовалась началом нового этапа построения отношений РФ со странами Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Особенностью этого времени стала попытка внедрить в хозяйственный комплекс сопредельных Японии и Китаю российских территорий передовые технологии и инвестиции, т. е. в какой-то мере повторить опыт китайских открытых экономических зон (ОЭЗ). Как известно, эти попытки закончились провалом: деятельность секторов, связанных с функционированием этих зон, подверглась криминализации, произошла дискредитация самой идеи ОЭЗ. На этом этапе российско-китайское партнерство продолжало выполнять свою роль базового направления и даже диктующего фактора восточно-азиатской стратегии РФ. Причем во второй половине 1990-х гг. Пекин в качестве стимула развития отношений с Россией стал все более учитывать потребность Китая в энергоносителях (газ, нефть). То есть параллельно традиционной мотивации, обусловленной интересами военно-технического свойства, база китайско-российских отношений была расширена благодаря заинтересованности КНР в энергетическом сотрудничестве с нашей страной. На третьем этапе развития отношений РФ с ЮВА и СВА (условно назовем его «путинским») — с 2000 г. по настоящее время — российским руководством предпринимается попытка системно-политического и выборочно-экономического возвращения России в АТР, в Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию. Данная попытка осуществляется с учетом определенных геополитических интересов РФ и базируется на использовании ряда объективных ресурсов, прежде всего энергетических. Россия хотела бы стать не только военно-политической, но и экономико-технологической частью Восточной Азии и АТР в целом. Однако на пути возвращения в названные регионы России, прежде всего, необходимо преодолеть серьезные внутренние и внешние препятствия. К внутренним обстоятельствам, затрудняющим РФ достижение поставленной задачи, следует отнести экономико-технологическое отставание России от азиатских лидеров, малоэффективную структуру российской экономики, не позволяющую РФ ощутимо участвовать в глобальной и региональной торговле товарами с высокой степенью обработки, высокими технологиями и услугами. Внешним препятствием является конкуренция ведущих держав АТР, стремящихся не допустить Россию на выгодные рынки. Но как бы то ни было, особенность третьего этапа заключается в том, что именно в это время российским руководством был, не только сформулирован достаточно амбициозный проект по возвращению РФ в АТР, но и началось осуществление этого проекта. Россия вышла на новое качество диалога с АСЕАН, а российско-китайское партнерство, в экономическом плане ознаменовавшееся удвоением коммерческого оборота, превратилось в один из силовых факторов в регионе.

В узком смысле восточно-азиатская стратегия России — это реализация задачи по созданию и развитию двусторонних «узлов» партнерства с государствами СВА — Китаем, Северной и Южной Кореей, Японией и Монголией. Некоторые из этих «узлов» стали уже прочными (российско-китайское стратегическое партнерство). А некоторые — находятся на начальном этапе формирования (например, российско-японское партнерство) и в настоящее время существуют только в виде отдельных лигатур. Прагматичная российская стратегия выстраивается с учетом комплекса задач и мотиваций, в большой степени внутреннего свойства, связанного с необходимостью развития сибирских и дальневосточных регионов страны. Суть этой стратегии состоит в том, чтобы поставить систему партнерства со странами СВА (прежде всего с Китаем) на службу реализации геополитических и региональных задач России, сделать эту систему отношений тем «локомотивом», который помог бы вывести российский Дальний Восток и Сибирь из экономического тупика и поставить их на колею взаимовыгодной интеграции и соразвития с сопредельными территориями.

Несмотря на солидность, даже фундаментальность, международно-правовой базы китайско-российского сотрудничества, включающей в себя тысячи документов и обеспечиваемой благодаря работе десятков межведомственных комиссий и структур, некоторые политические акценты в тональности сложившегося еще в середине 1990-х гг. российско-китайского партнерства расставлены сравнительно недавно. Так, к 2003 г., по мнению части российских экспертов, Россия еще не сумела полностью определить свое отношение к бурно развивающемуся Китаю. Вследствие этого было некорректно утверждать, что в ее внешнеполитической активности относительно КНР Россия руководствуется уже полностью сложившимся комплексным стратегическим подходом. Скорее, политика России в отношении Китая была «частично реактивной» (отвечающей на каждый частный вызов — миграционный, территориальный и пр.). Одновременно два фактора могли (и могут) нивелировать увеличивающийся разрыв в совокупной мощи РФ и КНР. Во-первых, это сохраняющийся и даже, по последним данным российского МО, модернизирующийся потенциал России как ядерной державы. Во-вторых, появившаяся реальная возможность привлечения Японии, США, Южной Кореи к освоению ресурсов российского Дальнего Востока. В случае масштабного подключения КНР к этим планам можно будет говорить о вероятности создания интеграционного объединения всего Дальневосточного региона (Россия, Северо-Восточный Китай, обе Кореи, Япония) 1.

К 2006 г. и на политическом, и на политологическом уровнях была проделана большая работа по уточнению и совершенствованию курса РФ в отношении Китая. В определенном смысле произошла эволюция и даже некоторая переоценка китайского фактора в политике России. В российском политическом руководстве по проблемам российско-китайских отношений возобладала позиция, основанная на методе системного подхода. Другими словами, все элементы партнерства, его вероятные и реальные вызовы и риски, с одной стороны, и очевидные либо гипотетические (перспективные) выгоды и ресурсы, с другой — стали получать комплексную, даже системную, оценку. Дипломатические же инстанции, оповещаемые о результатах подобного анализа, начали использовать соответствующие наработки в своей деятельности. Это обстоятельство привело к двум немаловажным последствиям: а) на международно-политическом поле проявилась тенденция к более качественному, а не формально-декларативному, как это было раньше, российско-китайскому взаимодействию по всему спектру международных проблем (от реформирования ООН до региональных вопросов — Северная Корея, Иран, Ближний Восток, Центральная Азия и т. д.), причем стремление к консолидации позиций двух стран в противовес США и даже появление элементов «сдерживания» США стали более явственными; б) на экономическом «фронте» — усилилась зависимость как Китая от российских энергетических ресурсов, так и России от китайских инвестиций и технологий, опыта интеграции в мировое хозяйство, умелого сочетания либеральных и государственных подходов к экономике.

Россия, несмотря на все заявления об увеличении доли высоких технологий и продукции машиностроения в ее экспорте сегодня вынуждена наращивать поставки энергоносителей в Китай до максимально возможных пределов. Благодаря этому обстоятельству, судя по всему, и будут реализованы планы по увеличению взаимного товарооборота до 60—80 млрд. долл. в год. Это косвенным образом подтвердили результаты официального визита В. Путина в Китай в марте 2006 г. Иной возможности для увеличения объемов взаимной торговли (в частности, путем экспорта Россией ее технологичных товаров) пока, к сожалению, не просматривается2. Таким образом, актуальным представляется более детальная проработка стратегии во всех возможных сферах взаимодействия между странами, перевод экономического партнерства из статуса «сырьевого придатка» со стороны России и «мировой фабрики» со стороны КНР.

По мнению автора, следует отметить, что отношения с КНР являются своеобразной моделью для построения дипломатических отношений с рядом стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Монголия и т.д.), активное взаимодействие с которыми было прервано, или же приостановлено в связи с распадом СССР или внутренними процессами в стране. Этот факт обуславливает важность выработки четкой внешнеполитической стратегии в отношении КНР, как точки опоры в регионе, так и на мировой арене. В основу данной стратегии должны войти ключевые направления взаимодействия, четко оформившиеся в начале ХХI века.

Степень научной разработанности проблемы


По своей структуре источники, в которых анализируется данная проблема, делятся на три категории:

  1. Официальные материалы и документы, включающие концепцию внешней политики РФ и концепцию государственной безопасности РФ, документы съездов КПК3, тексты российско-китайских договоров, соглашений, выступлений и заявлений государственных руководителей РФ и КНР, информационные коммюнике по итогам российско-китайских и многосторонних встреч на разных уровнях4, отчеты о деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН5.

  2. Публикации в периодической печати: конкретный исторический материал, содержащийся в журнальных статьях и публикациях в периодической печати на русском и китайском языках6. Анализ этих документов не только позволяет понять процесс развития внешнеполитических отношений РФ и КНР в указанный период, но и понять сложность, неоднозначность, а иногда и противоречивый характер этого процесса. Это помогает более глубокому осмыслению многообразных процессов взаимодействия двух стран на данном этапе исторического развития.

  3. Широкий круг научных работ российских, китайских и зарубежных политологов. В ходе проведения дипломного исследования ориентирами служили оценки и взгляды, изложенные в этих фундаментальных работах.

Среди них научные работы и монографии О.А.Арина, Е.П.Бажанова, А.Д.Богатурова, А.Д.Воскресенского, Ю.М.Галеновича, В.Г.Гельбраса, Л.П.Делюсина, Б.Т.Кулика, И.А.Латышева, В.Ф.Ли, В.С.Мясникова, В.Е.Петровского, Э.А.Позднякова, О.Б.Рахманина, М.Л.Титаренко, С.Л.Тихвинского, Н.Т.Федоренко, П.П.Владимирова, А.М.Хазанова, А.Г. Яковлева, с китайской стороны Чжан Байцзя, Лю Чжиган, Чжао Хуашен, Син Гуаньчжэ, Сунь Цимин, Хай Юнь, Ли Цзицзе, Ло Чжиган, Лю Цзинчжи и другие.

Особо хотелось бы отметить группу источников, посвященных русско-китайским отношениям, позволяющим составить комплексную картину построения сложной многоуровневой системы межгосудасртвенных связей. Также анализ подобных источников позволил определить ряд проблем, и по сей день являющихся камнем преткновения на пути углубления стратегического партнерства. В этой связи следует отметить интересный факт: ряд китайских исследователей7 считают характер этих отношений неравноправными, все русско-китайские договоры, за исключением Нерчинского и Буринского, представляются как навязанные царской Россией Китаю. Российские специалисты не согласны с этой точкой зрения, признавая в тоже время, что это соприкосновение, как часто бывает между сопредельными государствами, к тому же столь крупными, отнюдь не всегда оказывалось ровным и бесконфликтным. Но возобладал все же дух благоразумия и здравого смысла. В свою очередь концепции отношений СССР и КНР и современных российско-китайских отношений в России и Китае имеют мало расхождений8. Как в российской, так и в китайской литературе высоко оцениваются внешнеполитические отношения России и Китая и их стратегическое сотрудничество9.

В работе использованы некоторые американские, японские и тайваньские источники. Они ценны тем, что передают реакцию правящих кругов США, Японии на китайско-российское сближение, их стремление помешать этому сближению, трансформировать Китай и Россию в государства более приемлемые для собственных интересов. В упомянутых источниках содержаться данные о направлениях и формах связей Пекина, Москвы с Вашингтоном и его союзниками, которые позволяют более трезво оценивать китайскую и российскую внешнеполитическую стратегию, не впадая в эйфорию от тех или иных «прорывов» в отношениях КНР с Россией.

Небольшое число монографий, а также общий недостаток информации по заявленной проблематике в определенной степени компенсируется изучением материалов научно-практических конференций, круглых столов, семинаров и дискуссий, которые проводились в последние несколько лет в России и Китае, в рамках года России в КНР и КНР в России10.

Для более полного и объективного прогноза развития стратегического партнерства России и Китая в работе приводится политологический анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на отношения стран. В качестве теоретико-методологической базы использованы материалы работ представителей российских, китайских, а также западных научных сообществ11.

Несмотря на декларируемое согласие в отношении концепции партнерства России и Китая, анализ материалов свидетельствует об отсутствии среди политологического сообщества единого подхода к дальнейшему развитию внешнеполитического взаимодействия двух стран. По мнению автора данного исследования, можно выделить четыре основные точки зрения на перспективу развития внешнеполитических отношений России и Китая: 1 – Китайско-российское стратегическое взаимодействие, направленное на утверждение многополярного миропорядка, находится на подъеме, в отличие от западной стратегии построения международных отношений, с откровенной доминантой США. 2 – Уровень политических отношений России и Китая высок, однако их эффективность достаточно низка и не имеет перспектив для развития, по причине активного воздействия внутренних и внешних факторов. 3 – Внешнеполитические отношения России и Китая не может восприниматься однозначно: позитивно или негативного. В условиях глобализации отношения двух стран, как частей единой политико-экономической миросистемы могут иметь разные последствия. 4 – Быстрое развитие китайской экономики и постепенное восстановление России после кризиса 1990-х годов, происходящие изменения внешнеполитического курса РФ и КНР не несут в себе новых угроз безопасности друг для друга, наоборот, в данных процессах заложен потенциал для создания новых международных структур и поддержания стабильности как в евроазиатском регионе, так и в общемировых масштабах.

В связи с этим Объектом исследования являются содержание и основные параметры межгосударственных отношений России и Китая на современном этапе. Предметом исследования являются основные направления взаимодействия Китая и России в начале XXI века (с 2000 по 2007 гг.), их глубина, а также возможности для развития и создания на их базе новых точек взаимного интереса между народами двух стран.

Цель исследования: осуществить политологический анализ и определить основные направления стратегического взаимодействия в современных российско-китайских отношениях, выяснить перспективы их развития.

Реализация данной цели предполагает ряд конкретных научных задач:

  1. Изложить основные факты и выявить особенности эволюции основных направлений российско-китайских отношений в 2000 – 2007 году.

  2. Изучить факторы, способствующие сближению стран и выделению ключевых направлений взаимодействия.

  3. Показать основные достижения в российско-китайских отношениях в 2000 – 2007 году точки зрения обеих сторон.

  4. Провести анализ и изучение самого феномена российско-китайского стратегического партнерства, как исторического явления, не исключая при этом противоречия между Пекином и Москвой, одни из которых уже дали о себе знать на нынешнем этапе, а другие – еще скрытые, могут сказаться в будущем, оказывая существенное влияние взаимоотношения между двумя странами.

  5. Определить возможные перспективы развития отношений между Россией и Китаем в контексте заявленных в обеих странах долгосрочных программ развития12.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные разработки китайских, российских и западных ученых историков, международников и политологов, а также политиков и дипломатов. В процессе работы автор рассматривал некоторые школы и направления международной теории и основные работы их представителей. Реализм и неореализм, марксизм-лениинизм и неомарксизм дали автору полезные методы научного анализа истории международных отношений и современной политической ситуации.

С точки зрения хронологических рамок работы исследование охватывает последнее десятилетие XX века (в качестве исторического обзора того, в какой стадии находись отношения России и Китая к началу XXI века) и первые 7 лет нового века. Временной интервал охватывает достаточно интересный с точки зрения внутриполитической ситуации в России период конца 2007 начала 2008 годов, ознаменованный очередным электоральным циклом. Как показывает практика подобных циклов в современной России, в данный период времени международные отношения с большинством стран переводятся в режим «автопилота», то есть разработка программных документов и направлений временно приостанавливается и ограничивается реализацией намеченных ранее или уже достигнутых соглашений. Однако проведенное исследование показывает, что, несмотря на это китайский вектор внешней политики продолжает развиваться. Заключаются новые соглашения по приоритетным направлениям, разрабатываются совместные проекты международного значения13. Что само собой свидетельствует о важности стратегического партнерства с Китаем для России.

Следует отметить, что в целом в выбранный для исследования достаточно небольшой отрезок времени вместились события и процессы поистине эпохального значения. Среди которых, терракты 11 сентября 2001 года в США, антитеррористическая операция в Афганистане, Иракская война 2003 года, обострение Косовского кризиса на территории бывшей Югославии в 2005-2007 годах и многие другие14, оказавшие сильное влияние на развитие отношений между двумя странами. Кроме того, эти радикальные перемены в мире дали мощный импульс развитию китайско-российских отношений, тесному сближению народов, открывающему возможность для концентрированного анализа внутренней логики и ключевых направлений развития этих отношений в тесной связи с процессом обновления внешнеполитических доктрин России и Китая.

Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые предпринята попытка систематизированного анализа ключевых сфер взаимодействия России и Китая.

На основе анализа внешнеполитических доктрин двух стран, дополненного историческими фактами получены объективные данные по основным направлениям взаимодействия России и Китая. Кроме того, используя большое количество российских, китайских и западных материалов удалось последовательно и подробно проанализировать развитие межгосударственных отношений нового типа. Современные российско-китайские отношения основываются не на идеологической базе или «блоковой» доминанте, а на учете взаимных интересов, на общеполитической базе принципов мирного сосуществования и на взаимовыгодных началах.

В исследовании предпринята попытка проанализировать различные договоры, соглашения, декларации, заявления и другие документы, подписанные в рамках российско-китайских встреч на разных уровнях. При этом, автор исследования не ограничивался документами политико-дипломатических отношений, в работе также приводится анализ соглашений, относящихся к социо-культурной, экономической, научно-технической сферам, а также ВПК.

Комплексное исследование основных параметров российско-китайских отношений проведено с учетом трансформации международных отношений и координации внешней политики России и Китая в условиях глобализации.

Структура работы отвечает поставленным целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также библиографического перечня использованных источников. Первая глава исследования посвящена анализу внешнеполитических стратегий государств, представляющих теоретическую основу под существующие отношения стратегического партнерства. Во второй главе приведен исторический обзор российско-китайских отношений в последнее десятилетие прошлого века, позволяющий понять степень разработанности основных направлений, позже обретших статус стратегических. В третьей главе представлен обзор и анализ стратегических направлений взаимодействия России и Китая в 2000 – 2007 годах. В заключении подводятся итоги исследования и излагаются перспективы развития и углубления отношений двух стран.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический...
Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал...
Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon Проект "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации"
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Советом по межнациональным отношениям при президенте РФ разработан...
Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon «взаимосвязь политики занятости и образовательной политики государства:...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon Аннотация к рабочей программе по литературе на 2013-2014 учебный год
Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Департамента государственной...
Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon Урок №1 Тема: «Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский...
Цель – показать обучающимся нравоучительный и философский характер фольклорной сказки
Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon Статьи (жирным шрифтом)
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, физический факультет, кафедра общей физики. Россия,119991, Москва,...
Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon С. Н. Архипов и И. В. Малый Кафедра вычислительной биологии, медицинский...
Модель взаимодействия рециклирования рецепторов с динамикой опосредованного рецепторами контакта у т-клеток
Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon Казанский Государственный Университет Филологический факультет, кафедра...
Примечательно также, что работы, выполненные на материале английского языка, занимают доминирующее положение в общем объеме исследований,...
Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon Российской Федерации" Опубликовано: 31 декабря 2012 г в "
Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования...
Философский факультет кафедра мировой и российской политики лазарев артем алексеевич icon Фгбоу впо московский государственный университет
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра энтомологии
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции