«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи»




Название«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи»
страница1/6
Дата публикации24.09.2014
Размер0.57 Mb.
ТипРассказ
literature-edu.ru > Литература > Рассказ
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра прикладной лингвистики и образовательных технологий

в филологии

Фёдорова Мария Игоревна
Методика изучения монографической темы

«И.А. Бунин» в 11 классе
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
Направление подготовки – 054000.62 Филологическое образование

Профиль подготовки – Русский язык как неродной и литература

(очная форма обучения)

Научный руководитель: Коханова

кандидат филологических наук, (подпись) Валентина Александровна

профессор
Рецензент: Колышева

кандидат филологических наук, (подпись) Елена Юрьевна

доцент

Зав. кафедрой: Коханова

кандидат филологических наук, (подпись) Валентина Александровна

профессор

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Творчество И.А. Бунина в школьном изучении….6

1.1.История изучения творчества И.А. Бунина в школе…………….6

1.2. Творчество И. А. Бунина в школьных программах по литературе для 5-11 классов……………………………………………..9

1.3. Творчество И.А. Бунина в учебно-методических материалах по литературе для 11 класса……………………………………………….16

Глава II. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «И. А. БУНИН» В 11 КЛАССЕ……………………………………...21

2.1. Планирование монографической темы И.А. Бунин в 11 классе……………………………………………………………………...21

2.2. Изучение биографии И. А. Бунина в 11 классе………………….22

2.3. Изучение стилистических особенностей произведений И. А. Бунина в 11 классе (на примере рассказа «Холодная осень») …….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………39

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..44

Приложение 1. Материалы к уроку, посвященному изучению биографии И.А. Бунина………..…………………………………………44

Приложение 2. Конспект урока по теме: «Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи»……………………………………………………………………...49

Введение
Актуальность темы исследования. Творчество замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина вызывает неизменно высокий интерес читателей и ученых. Писателю свойственно обращение к внутреннему миру героев: проникновение в тайные импульсы души, загадки поступков, связи между «разумом» и «сердцем». Ракурс художественного произведения автора сужен до психологии и эмоциональности героя. Произведения И. А. Бунина расширяют эмоционально-нравственный опыт школьников, влияют на формирование их отношения к себе и окружающему миру, развивают эстетический вкус. Искусство большого и сложного русского художника привлекает внимание читателей также тем, что Бунин – писатель, сполна реализовавший свои возможности в творчестве, благодаря своему трудолюбию и силе воли, добившийся мирового признания своего таланта.

Однако знакомство с произведениями И.А. Бунина требует от читателя известной подготовленности. Это побуждает учителей и методистов искать подходы к преподаванию, создающие условия для более глубокого осмысления юными читателями идейно-художественного богатства произведений великого писателя. В связи с этим главное в работе над произведением - внимание к авторской мысли, выраженной не только в слове, но и композиции, в структуре образов и т. п., поэтому актуально, на наш взгляд, рассмотрение в школьном преподавании творчества И. А. Бунина с точки зрения своеобразия его стиля.

В своем исследовании мы опирались на труды литературоведов А.К. Бабореко, В.Н. Афанасьева, В.В. Нефедова, И.П. Вантенко, О.В. Сливицкой, Лаврова В. В. и др.; труды современных методистов Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Т.Ф. Курдюмовой, М Б, Ладыгина и др.

Цель: на основе анализа научно-методических трудов разработать вариант планирования системы уроков и модели уроков по монографической теме «И.А. Бунин» в 11 классе.

Задачи исследования:

1. Изучить работы по истории и теории литературы, методике обучения литературы, имеющие отношение к теме нашего исследования.

2. Проанализировать действующие школьные программы по литературе и выяснить, в каком объеме творчество И. А. Бунина представлено в каждом из классов средней школы.

3. Проанализировать методические рекомендации для уроков литературы, посвященных изучению творчества И.А. Бунина.

4. Разработать вариант планирования уроков в рамках монографической темы «И. А. Бунин» в 11 классе.

5. Создать примерные методические модели уроков по изучению биографии и конкретных произведений писателя в рамках монографической темы «И. А. Бунин» в 11 классе.

В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические: изучение научной литературы, анализ учебно-методических трудов, логический анализ, классификация, обобщение, систематизация.

2. Эмпирические: изучение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении раскрывается актуальность, сформулированы цели и задачи исследования. В первой главе приводится обзор действующих школьных программ и обзор методических рекомендаций по литературе для средней школы. Во второй главе рассматриваются проблемы изучения И. А. Бунина в школе. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. В приложении представлены материалы к уроку, посвященному изучении биографии И. А. Бунина. А так же конспект урока по теме: «Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи».

Глава I. Творчество И.А. Бунина в школьном изучении

    1. История изучения творчества И.А. Бунина в школе

Появление произведений И.А. Бунина в программах русской средней школы, в учебниках, а также в методической литературе относится к началу XX века, то есть к тому времени, когда И.А. Бунин стал известен широкой читательской публике.

Прежде всего необходимо сказать о появлении произведений Бунина в литературных хрестоматиях. Отдельные стихотворения Бунина стали включаться в историко-литературные хрестоматии еще до революции 1917 года.

Первые публикации в педагогических журналах, связанные с творчеством Бунина, имели отношение к двум основным проблемам:

1. произведения Бунина в чтении читателей разных возрастных групп, в том числе и в чтении школьников;

2. произведения современной литературы на внеклассных занятиях.

Произведения И.А.Бунина долгое время не включались в школьные программы по литературе. Лишь в 70-80-е годы ХХ века имя Бунина встречается в обзорной теме "Введение" в выпускном классе. В программах 90-х годов ХХ века творчество Бунина представлено уже значительно богаче.

В современной средней школе творчество Бунина изучается в основной школе и в старших классах в рамках отдельной монографической темы, в которую входят как лирические, так и прозаические произведения писателя, чаще всего - рассказы "Антоновские яблоки" и "Господин из Сан-Франциско", повести "Деревня", книга "Окаянные дни".

В современных учебниках по литературе для средних школ все чаще появляются разделы об И.А.Бунине. В учебные хрестоматии включены стихотворения и прозаические произведения писателя.

Так, например, в хрестоматии "Литература", составленной В.Я. Коровиной для учащихся 7 класса (1999), помещены стихотворение "Родина" и рассказы "Цифры" и "Лапти". [24] Автор-составитель обращает внимание учащихся на факты биографии писателя, которая дается в учебнике довольно подробно, а также предлагает материал "В творческой лаборатории И.А.Бунина", где учащимся показывается, как работал Бунин над фразой, какую роль в его прозе играет звук и ритм.

В современных учебниках по русской литературе XX века для 11 класса творчество Бунина представлено довольно подробно, ему посвящены специальные главы, дополненные вопросами и заданиями, а также темами сочинений и рефератов, списками литературы для подготовки к занятиям и для самостоятельной исследовательской работы учащихся. ,

В учебнике "Русская литература XX века" (1996), изданном под редакцией В.В. Агеносова, раздел "Иван Бунин" написан А.В. Леденевым. [44] В нем дана биография писателя, есть специальный раздел "Художественный мир писателя" и подробно анализируется лишь одно произведение писателя - рассказ "Господин из Сан-Франциско". Автор раздела отмечает такие особенности поэтики Бунина, как "высокая ценность единичного, отдельного", "необыкновенная краткость, концентрированность мысли и отсутствие литературных условностей", "мотив памяти", "художественно организованное воспоминание" и др. Рассматривая рассказ "Человек из Сан-Франциско" в связи с двумя другими рассказами писателя -"Братья" и "Сны Чанга", А.В. Леденев останавливается подробно на сюжетной его организации, временной и пространственной организации рассказа, авторской точке зрения и точке зрения персонажа, предметных деталях, ритмической и звуковой организации бунинского текста, а также пишет о возможности разного рода истолкований, интерпретаций рассказа. Здесь же даются вопросы и задания для повторения и самостоятельного анализа текста, которые, на наш взгляд, дают возможность не только организовать работу на занятиях, но и направить самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

В учебнике "Русская литература XX века" (1997), изданном под редакцией В.П. Журавлева, есть два раздела о Бунине, что весьма необычно. [45] Бунинское творчество тем самым разделяется на две части (до и после эмиграции). Раздел о дооктябрьском творчестве писателя написан Л.А. Смирновой. Он содержит отдельные факты биографии, краткий обзор творчества, обзор двух произведений о русской деревне - "Деревня" и "Иоанн Рыдалец", а завершается тоже анализом рассказа "Господин из Сан-Франциско". Как и весь учебник, главы о Бунине посвящены скорее не поэтике писателя, а его духовной эволюции. Раздел о творчестве Бунина после эмиграции написан одним из самых известных специалистов по бунинскому творчеству О.Н. Михайловым. Этот раздел также характеризуется особым вниманием к проблематике бунинских произведений и духовным исканиям писателя.

В методической литературе 80-90-х годов ХХ века, как и в названном выше учебнике, творчество Бунина чаще всего рассматривается в рамках темы "Литература русского зарубежья". Именно Бунин открывает такую рубрику в журнале "Литература в школе". В этом журнале публикуются статьи, посвященные изучению отдельных произведений Бунина, в том числе рассказов "Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание", автобиографического романа "Жизнь Арсеньева", книги "Окаянные дни", стихотворений "Забытый фонтан", "Детство", "Сказка", "Листопад" [Аксенова В.А., Короткова М.С., Ломова Т.М., Дзампаева Т.В., Потанина Л.А., Танкова Н.С.]. Можно сказать, что интерес к бунинскому творчеству в российской методической литературе, безусловно, очень высок.


1.2. Изучение творчества И.А. Бунина в современных школьных программах по литературе для 5-11 классов.

В данном параграфе представлен обзор действующих программ по литературе для средней школы, которые мы проанализировали с точки зрения изучения произведений И.А. Бунина.

В «Программе по литературе (5-11 класс)», созданной под редакцией Курдюмовой, почти во всех разделах курса рекомендуются к обязательному обучению произведения Бунина. [37, с. 19-94] В 5 классе авторы программы предлагают для чтения и обсуждения стихотворения «Детство» и «Сказка» и определяют круг вопросов связанных с изучением мира фантазии и мира творчества.

В 6-ом классе в разделе «Мифы народов мира» учащиеся знакомятся с отрывком из «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло в переводе И. А. Бунина.

В 7-ом классе для изучения предложены рассказы «Цифры» и «Лапти». Воспитание детей в семье, сложность взаимоотношений детей и взрослых – основные проблемы этих рассказов.

Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник» изучается в 9-ом классе. Внимание учащихся обращается на особенности бунинского рассказа, мастерство писателя-стилиста. В разделе «теория литературы» развивается понятие о стиле.

В 11-ом классе произведения Бунина открывают курс литературы. Для изучения предлагаются рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Иоан Рыдалец», «Чистый понедельник», а также стихотворения по выбору учителя и учащихся. Круг проблем, определяющий изучение творчества писателя на заключительном этапе образования представлен так: философичность лирики Бунина, тонкость восприятия психологии человека и мира природы, поэтизация исторического прошлого, осуждение бездуховности существования. [37, с. 59]

Особенностью программы является раздел «Произведения для заучивания наизусть», в котором предложены стихотворения И. А. Бунина «Сказка», «Родина», «Настанет день – исчезну я…», «Собака», «Слово», «Вечер».

В «Программе по литературе 5-9 классы» и «Программе по литературе 10-11 классы» под редакцией В.Г. Маранцмана творчество Бунина представлено скупо.

Лейтмотивом курса для 5 класса, определившим его построение, является движение времени,. Творчество И. А. Бунина представлено в цикле «Времена года». «Листопад» изучается вместе с другими стихотворениями в теме «Осень», а в теме «Весна» изучается стихотворение «Бушует полая вода…». Для внеклассного чтения авторы предлагают стихотворение «Кастрюк» как изображение прозаической картины весны.

В 6-ом классе для внеклассного чтения предлагается стихотворение И.А. Бунина «Лес, - и ясно-лазурное небо глядится…», обращается внимание на понятие о поэтическом образе.

 Сквозными доминантными проблемами курса литературы 8-го класса являются проблемы «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» (теоретико-литературный аспект).

Так в теме «Авторское отношение к герою» изучаются рассказы И.А. Бунина «Лапти» и «Танька». [40, с. 72]

В 11 классе изучаются как проза, так и поэзия И. А. Бунина. Рассматриваются темы «Природа и родина в поэзии И. А. Бунина», где для чтения и анализа учащимся предлагаются стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Раскрылось небо голубое...», «Еще и холоден и сыр февральский воздух», «Последний шмель» (по выбору). «Истинные и ложные ценности» по рассказу «Господин из Сан-Франциско». Также рассматривается тема любви, на примере рассказов «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». [41, с. 23]

В «Программе по литературе для 5-11 классов» под редакцией А.Г. Кутузова творчество И.А. Бунина представлено более полно, в связи с концепцией программы предполагается изучение литературы в ее жанрово-родовой специфике. [38]

В 5-ом классе в разделе «Лирические жанры» для самостоятельного чтения учащимся предлагаются стихотворения: «Укоры», «Густой зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», «Сказка».

В 6-ом классе в разделе «Мифы» представлена глава «Пост Гайавата» из «Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло (перевод И. Бунина). Тем самым обращается внимание на жизнь мифа в литературе нового времени, его поэтическую обработку и переложение. А в разделе «Лирическое стихотворение» учащиеся знакомятся с произведениями И. Бунина «Помню долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне серебряном от инея…», «Первый утренний, серебряный мороз…», «Пахарь», «Детство», а также отрывками из романа «Жизнь Арсеньева», объединенными общей проблемой – поэтический мир Бунина. В разделе «Литературная баллада» учащиеся самостоятельно знакомятся с балладой И. Бунина «Белый Олень» и в разделе «Поэма» с поэмой «Листопад».

В 8-ом классе в разделе «Древняя русская литература» прослеживается связь ее с литературой нового времени. Преемственность нравственный ценностей, приемы стилизации, сюжеты и традиции древнерусских литературных памятников рассматриваются среди прочих произведений и на примере стихотворения Бунина «Князь Всеслав»

В 9-ом классе в центре внимания проблема «Автор-образ-читатель», и учащимся рекомендуются для изучения рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Холодная осень», при анализе этих произведений речь идет о сюжете и характере, психологизме, особенностях бунинского стиля.

Программа 10-11 классов целиком ориентирована на гуманитарные школы, хотя, как считают ее авторы, может быть использована и в массовой школе. В 11-ом классе творчество И.А. Бунина изучается в рамках интегрального курса «Литературный процесс». Составителями программы обозначен широкий круг проблем, связанный с изучением творчества писателя: Толстовские и Чеховские традиции в творчестве Бунина; обращение к вечным вопросам человеческого существования; эстетика символистов и поэзия Бунина; образ природы («Осенний ветер», «Запах соли»); чувство пустынности, бездолья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 годов); живописание природы как декларация объективных эстетических ценностей; влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета; субъективно эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет; чувственная деталь, образы-детали; соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях Бунина; влияние Древнего Востока, фантастической философии; лирико-философское решение «мужицкой» темы («Деревня», «Антоновские яблоки»); чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени»; исследование неразрешимых противоречий национального характера; размышление о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»); поиски целостности жизни и психология человека («Наша чаша»).

Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: «чувство смерти» и жажда жизни. Образы последних дней героя («Худая трава»). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная, глубинная стихия природы («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»). Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения» жизни, синтез поэтического и прозаического, «открытый» лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-«лицо». [38, с. 93-136]

«Программа по литературе (5-11 классы)», созданная под редакцией Г.И. Беленького, складывается из 3-х звеньев: 5-7, 8-9, 10-11 классы. [36] Произведения Бунина не рассматриваются в 5-8 классах, они рекомендуются для изучения в 9-11 классах. Программа 8-9 классов построена как своеобразное завершение курса предшествующих классов школы и подготовка к изучению литературы на историко-хронологической основе. Такая структура курса литературы призвана выработать у учащихся к концу основной школы целостный взгляд на развитие отечественной литературы. В 9-ом классе в рамках раздела «Литература 20 века», ставятся проблемы, связанные с изучением рассказа «Велга» (близость рассказа к стихотворению в прозе), «Золотое дно» (тема запустения родной земли), «Сверчок» (трагедия и незаметный героизм «маленького человека»), «Косцы» (грусть по безвозвратно ушедшему, непередаваемая прелесть народной песни). А так же происходит знакомство учащихся с лирическими произведениями: «Полевые цветы», «Еще и холоден, и стар…», «Ковыль», «Ненастный день. Дорога прихотливо…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Слово», отмечаются «любовь и радость бытия» в стихотворениях Бунина, чувство природы, яркость красок, скорбные мотивы последних стихотворений.

Для самостоятельного чтения авторы программы рекомендуют рассказы «Крик», «Чаша жизни», «У истока дней», стихотворения «Сумерки», «Вечер», «Последний штиль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

В 11-м классе расширяется проблематика, связанная с изучением творчества Бунина. В процессе знакомства с рассказами «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол» речь пойдет о проникнутых грубостью картинах угасания «дворянских гнезд», светлых и темных сторонах деревенской жизни и мотивах очищающего влияния природы, обличения фальши современной цивилизации, «живописи словом» как характерной особенности стиля Бунина. При анализе лирических произведений внимание учащихся останавливается на тонкости передачи чувств и настроений лирического героя, экономности и выразительности художественных средств. [36, с. 65-138]

Нами также была рассмотрена «Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля» под редакцией М.Б. Ладыгина. [39] Авторы программы сосредотачивают внимание в основном на прозе писателя, лирика представлена несколькими стихотворениями.

В 5-ом классе для самостоятельного чтения программа рекомендует рассказ «Лапти», в 6-ом классе в разделе «Связь и взаимодействие литературы и фольклора» - стихотворение «Святогор и Илья», а для самостоятельного чтения стихотворения«Святогор» и «Баба Яга».

В разделе «Литературный процесс 19-20 веков» в 9 классе предлагается изучить рассказ «Господин из Сан-Франциско», обратив внимание учащихся на тему губительного влияния богатства на человеческую душу, символику и художественную деталь в новелле.

В курсе 11 класса творчество Бунина представлено в двух разделах: «Развитие русской литературы конца 19 начала 20 века» (здесь предлагаются для изучения такие произведения как «Деревня», «Легкое дыхание», обращается внимание на психологизм писателя, мастерство Бунина-реалиста); и «Русское литературное зарубежье», в котором представлены рассказы из цикла «Темные аллеи». В центре внимания авторов программы проблемы гуманизма, мастерства в изображении русского характера, эстетического совершенства и трагического звучания новеллистического Бунина. Однако лирика представлена только стихотворениями «Одиночество», «Баба Яга» и «Сатана Богу» и рассматриваются как реалистическая поэзия Бунина. Для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни» и «Суходол». [39, с. 159-219]
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» iconСписок художественной литературы для чтения летом
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки», сб. «Тёмные аллеи», «Господин из Сан-Франциско»

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» iconТесты по литературе, 9 класс. 1Жанр повествовательной литературы,...
...

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» icon5 класс Русская литература
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Натали», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник»

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» iconА. Н. Островский «Гроза», Бесприданница» И. А. Гончаров «Обломов»
И. А. Бунин сборник «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Деревня», «Антоновские яблоки» («Жизнь Арсеньева»)

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» iconПлан-конспект урока литературы в 11 классе б состоятельна ли человеческая...
Тема: «Состоятельна ли человеческая претензия на господство?» (По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско)

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» iconНаедине с осенью
Константина Георгиевича Паустовского. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Недаром...

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» icon«Унылая пора! Очей очарованье!»
Классная доска, ватман, разноцветные листья, картины об осени, запись произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года», компьютер...

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» iconСкидочный купон осень
Осень — самое время сесть за руль! Скидки до 90% на курс практики вождения и полный курс теории пдд!

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» iconПсихология управления
Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепции:...

«Сложность человеческих судеб» по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи» icon1. Общая структура Еврейского календаря Еврейский календарь считается...
Только добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла, во всех остальных изменениях...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции