Скачать 104.21 Kb.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТРАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: Психология управления Москва Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “Психология управления” Теоретические основы психологии управления. Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепции: «экономического человека», «человеческих отношений», «человеческих ресурсов», «самоактуализирующейся личности», «развивающейся организации». Управленческие парадигмы: технократическая, адаптивная, организационно-культурная. Социально-психологические закономерности становления организационных культур. Корпоративная культура как инструмент управления организацией. Управленческие роли: руководитель; администратор; организатор; управленец. Социально-психологические процессы в организации. Понятие социально-психологических процессов и их классификация. Процессы групповой динамики в организации – группообразование, неформальные группы в организациях, межгрупповое взаимодействие. Типология взаимодействий между людьми в организации. Власть и влияние, конкуренция и кооперация, конфликты и взаимопонимание. Понятие коммуникации и ее основные характеристики. Социально-психологический анализ нисходящих и восходящих коммуникаций. Социально-психологическая характеристика феноменов лидерства и руководства в организации. Функции и структура деятельности руководителя. Стили руководства. Психология административной деятельности.Социально-психологические исследования формальных организаций. Механическая и организмическая модели организации. Классические принципы административного управления (Тейлор, Файоль) и их социально-психологическая характеристика. Социально-психологические особенности организационной деятельности. Происхождение термина «организация». Типология организационных структур. Цели и содержание организационной деятельности. Социально-психологический аспект проектирования организационных структур. Типы организационных форм – авторитарная, функциональная, проектная, личностная – и соответствующая им типология социализации личности в организации. Психология управленческой деятельности. Содержание управленческой деятельности. Управление по целям. Социально-психологическая характеристика базовых управленческих форм. Понятие стратегического планирования в организации. Коллективный и коллегиальный подходы к принятию управленческих решений. Особенности командного управления. Социально-психологические проблемы разработки управленческих программ. Прикладные направления социальной психологии управления. Управление персоналом (кадровый менеджмент). Социально-психологическая подготовка руководителей и специалистов (СПТ и ОДИ). Развитие организаций и организационное консультирование. Социально-психологические особенности управления в условиях кризиса. Формирование общественных связей организации. Личная эффективность руководителя. Содержание дисциплины Тема 1. Теоретические основы психологии управления. Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепции: «экономического человека», «человеческих отношений», «человеческих ресурсов», «самоактуализирующейся личности», «развивающейся организации». Управленческие парадигмы: технократическая, адаптивная, организационно-культурная. Социально-психологические закономерности становления организационных культур. Организационная культура – как интегративная характеристика организации. Социально-психологическая детерминация становления и развития организационных культур. Характеристики основных подходов к типологии организационных культур (Константин, Шейн). Социально-психологическое содержание основных типов организационных культур – органической, предпринимательской, бюрократической, партиципативной и анализ особенностей проявления социально-психологических феноменов в каждой из них. Корпоративная культура как инструмент управления организацией. Управленческие роли: руководитель; администратор; организатор; управленец. Тема 2. Социально-психологические процессы в организации. Понятие социально-психологических процессов и их классификация. Процессы групповой динамики в организации – группообразование, неформальные группы в организациях, межгрупповое взаимодействие. Типология взаимодействий между людьми в организации. Власть и влияние, конкуренция и кооперация, конфликты и взаимопонимание. Понятие коммуникации и ее основные характеристики. Социально-психологический анализ нисходящих и восходящих коммуникаций. Социально-психологическая характеристика феноменов лидерства и руководства в организации. Основные подходы в исследовании межличностного влияния в организации: «теория черт» лидерства, функциональная, ситуационная, вероятностная модели руководства, мотивационный и перцептивный подходы, концепция «ценностного обмена». Функции и структура деятельности руководителя. Стили руководства. Личностные качества и стиль. Управленческая решетка. Стиль в управленческой культуре. Тема 3. Психология административной деятельности.Социально-психологические исследования формальных организаций. Значение теории бюрократии М. Вебера для социальной психологии управления. Механическая и организмическая модели организации. Сущность и социально-психологические требования к административной деятельности. Социально-психологические аспекты планирования. Классические принципы административного управления (Тейлор, Файоль) и их социально-психологическая характеристика. Социально-психологические особенности организационной деятельности. Происхождение термина «организация». Типология организационных структур. Сущность субординационных и координационных связей в организации. Новые технологии и организационные структуры. Цели и содержание организационной деятельности. Социально-психологический аспект проектирования организационных структур. Типы организационных форм – авторитарная, функциональная, проектная, личностная – и соответствующая им типология социализации личности в организации. Тема 4. Психология управленческой деятельности. Содержание управленческой деятельности. Понимание управления как совместной деятельности. Управление по целям. Социально-психологическая характеристика базовых управленческих форм – коллективистской, рыночной, бюрократической, демократической и диалоговой. Понятие стратегического планирования в организации. Коллективный и коллегиальный подходы к принятию управленческих решений. Особенности командного управления. Типология управленческих команд. Принципы формирования эффективной управленческой команды. Социально-психологические проблемы разработки управленческих программ. Прикладные направления социальной психологии управления. Управление персоналом (кадровый менеджмент). Социально-психологическая подготовка руководителей и специалистов (СПТ и ОДИ). Развитие организаций и организационное консультирование. Социально-психологические особенности управления в условиях кризиса. Формирование общественных связей организации. Личная эффективность руководителя. Основы мотивирующей речи. Конфликт-менеджмент и стресс-менеджмент в деятельности руководителя. Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ
Перечень вопросов для самоконтроля
Перечень экзаменационных вопросов
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература: Основная
Дополнительная
|
И управления имени К. Г. Разумовского кафедра «Педагогика и психология» Обсужден и одобрен на заседании кафедры «педагогики и психологии» Московского государственного университета технологий и управления... |
Программа дисциплины «Социальная психология» Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего... |
||
Тема: криминальная психология Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии |
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс... В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... |
||
Решение теоретических и практических задач управления образовательным... Саморегуляция психического состояния руководителя образовательного учреждения как фактор эффективного управления персоналом |
Общие вопросы психологии развития Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... |
||
Оглавление Хрестоматия является учебным пособием по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология» для студентов факультетов и отделений... |
Документированная информация составляет основу управления, его эффективность... Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять... |
||
Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология» Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология» |
Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |