«Социология социальных структур и институтов»




Скачать 468.71 Kb.
Название «Социология социальных структур и институтов»
страница 1/5
Дата публикации 07.06.2014
Размер 468.71 Kb.
Тип Курсовая
literature-edu.ru > Курсовая работа > Курсовая
  1   2   3   4   5


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

_________________С.А. Ветров

«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Социология социальных структур и институтов»

для студентов по направлению 030600.62 – журналистика

Курс III

Семестр V

Зачет -

Экзамен V семестр

Аудиторные занятия всего 51 ч

Из них:

Лекции 34 ч

Практические (семинарски) занятия 17 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 79 ч

Всего часов трудоемкости по дисциплине 130 ч

Омск 2010

Составители рабочей программы:

К.ф.н., старший преподаватель ______________ Д.В. Конишевский

.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой

«___» _______ 2000__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.
Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

Цель курса «Социология социальных структур и институтов» состоит в том, чтобы дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций; способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Задачи изучения курса включают в себя

  • усвоение студентами объема знаний по «Социология социальных структур и институтов»;

  • развитие у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой и различными источниками информации.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины.

Студент должен владеть основными теоретическими и практическими принципами работы журналистика.

Место и роль дисциплины как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования.

Курс ставит своей задачей изучение новейших тенденций развития «Социология социальных структур и институтов».

В результате изучения дисциплины студент должен:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

- теоретико-методологические истоки современного социологического знания;

- виды социальных процессов, факторы социального развития;

- особенности социологического подхода к анализу личности, факторы ее формирования в процессе социализации;

  1. Уметь:

- анализировать современные социальные процессы и явления;

- использовать усвоенный материал для получения нового знания.

  1. Владеть:

- основами социологического анализа;

- навыками написания всех форм записей – планов, конспектов, докладов, рефератов, фиксированных выступлений.
Формы работы студентов:

- прослушивание лекций;

- участие в дискуссиях на семинарах;

- чтение теоретических и эмпирических текстов к каждому семинару;

- доклады на семинарах;

- работа в малых группах на семинарах;

- домашняя контрольная работа по обработке заданного эмпирического материала и его интерпретации с помощью изучаемых категорий;

- домашнее задание в виде эссе;

- формализованный тест.

Виды контроля.

Текущий:

- ответы на вопросы преподавателя на семинарах;

- два письменных опроса.

Промежуточный:

- контрольная работа;

Итоговый: - формализованный тест.

Методика формирования результирующей оценки.

  • тест - 30%

  • домашнее задание (реферат объемом 6-8 стр.) - 40%

  • контрольная работа объемом 1-2 стр. - 30%


Тематический план


N2

Наименование

Аудиторные занятия

п/п

тем и разделов

(час)









в том числе









Лекции

Семинары

1

Тема 1. «История становления и развития социологии»

2




2

Тема 2. «Общество — целостная социокультурная система»

2

2

3

Тема 3. «Социология культуры»

2




4

Тема 4. «Социальные институты»

2

2

5

Тема 5. «Социальные организации»

2




6

Тема 6. «Социология личности»

2

2

7

Тема 7. «Социальные группы»

2




8

Тема 8. «Социальные движения»

2

2

9

Тема 9. «Социология масс»

2




10

Тема 10. «Социальные взаимосвязи»

2

2

11

Тема 11. «Социальные конфликты»

2

2

12

Тема 12. «Социальная мобильность»

4

2

13

Тема 13. «Социальная стратификация»

4

2

14

Тема 14. «Методы социологического исследования»

4

1



ИТОГО:

34

17



Темы и краткое содержание
Тема 1. «История становления и развития социологии»

Наука социология возникает как ответ на потребности общества в знаниях о социальных явлениях, процессах, законах развития, которые характеризуют европейское общество XIX века. Это период Великой французской революции, период коренного общественного преобразования в Европе, формирование новых социальных отношений, роста производственных сил, технических революций, формирования нового общества, нового мышления людей.

Тема 2. «Общество — целостная социокультурная система»

Исходным в понимании общества является представление об организованном сознательном труде человеческих сообществ, осуществляемом в целях создания условий, необходимых для жизни и развития людей. Общество (социум) можно определить как совокупность всех способов и форм взаимодействия и объединения людей. И в этом широком смысле общество включает в себя все, что отличает это новообразование от космически-природных явлений, позволяет рассматривать созданную человеком реальность как особую форму движения материи, как социальность, социальное начало.
Тема 3. «Социология культуры»

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
Тема 4. «Социальные институты»

Социальные институты являются основными структурными единицами общества. Они возникают, функционируют при существовании соответствующих общественных потребностей, обеспечивая их реализацию. При исчезновении таких потребностей социальный институт перестаёт функционировать и разрушается.
Тема 5. «Социальные организации»

В повседневной практике часто используется понятие «организация» причем в него вкладывается самое различное содержание. Существует множество определений организаций, из которых обычно выделяется концепция организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели. Организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Кроме того, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Они ясно точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации.
Тема 6. «Социология личности»

Личность - это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений.

В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты. Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций. Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Социогенный компонент состоит из следующих элементов: объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); способности к творчеству, знания, навыки; степень овладения культурными ценностями общества; нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность; способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге - словом, в образе жизни.
Тема 7. «Социальные группы»

Социальная группа — объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия.

Определение социальной группы включает четыре основных момента: социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»); стигматизация - «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы; идентификация - отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы - другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе - выходе» (и осуществлением «рефлексивного мониторинга», по Э. Гидденсу); хабитуализация - то есть «опривычивание» (согласно П.Бурдье), освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.
Тема 8. «Социальные движения»

Социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, Р. Тернер определяет социальное движение как «совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе».
Тема 9. «Социология масс»

Масса - это аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации. В массе нет никакого корпуса обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, никакой организованной группы установок, никакой структуры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Тем не менее, массовое поведение это совокупность индивидуальных линий поведения, и оно может оказывать значительное влияние на общество. Если индивидуальные линии сходятся, то масса становится могущественной силой.
Тема 10. «Социальные взаимосвязи»

Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. По мере усложнения эти взаимосвязи укрепляются и индивиду все труднее становится избегать их.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Социология социальных структур и институтов» icon Программа вступительного испытания по предмету социология для поступающих...
История социологии. Истоки социологии. Становление и развитие социологической теории в XIX – XX вв. Западная социология в XX в. Отечественная...
«Социология социальных структур и институтов» icon Энтони Гидденс Социология Оглавление социология 1 социология э. Гидденс
Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде
«Социология социальных структур и институтов» icon Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Целью дисциплины является ознакомление студентов с эволюцией структур, институтов и механизмов государственной власти России и с...
«Социология социальных структур и институтов» icon Согласовано Утверждаю Начальник бруо директор
Дагестана, развития демократических институтов остро встает вопрос обновления системы управления общеобразовательными учреждениями,...
«Социология социальных структур и институтов» icon Закон Российской Федерации «Об образовании»
Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей...
«Социология социальных структур и институтов» icon В. Н. Минина социология социальных проблем
А ведь от того, как он решается, зависит выбор направлений совместной деятельности большого количества субъектов, объемы и формы...
«Социология социальных структур и институтов» icon Социология
С 44 Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьяно­ва В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. 512 с
«Социология социальных структур и институтов» icon Решение теоретических и практических задач управления образовательным...
Саморегуляция психического состояния руководителя образовательного учреждения как фактор эффективного управления персоналом
«Социология социальных структур и институтов» icon Допущено Центральным Советом Союза спортивных обществ и организаций...
Настоящий учебник написан для студентов институтов фи­зической культуры, изучающих курс фехтования
«Социология социальных структур и институтов» icon Рабочая программа по дисциплине Социология Москва
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции