Скачать 220.05 Kb.
|
Аналитическое обоснование программы Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание. В очередном послании Главы РМ Меркушкина Н.И. Государственному собранию было сказано, что проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта. Не остается в стороне и наша школа, поэтому особое внимание педколлектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся. В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на 1.Конвенцию ООН о Правах Ребенка; 2.Конституцию Российской Федерации; 3. Закон Российской Федерации «Об образовании»; 4. Национальную Доктрину образования Российской Федерации; 5. Закон РМ «Об образовании» Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»: 1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования. 2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий. 3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей. Цели программы «Здоровье». 1.Формирование у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек. 2. Продемонстрировать многогранную природу здоровья. 3. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника. 4. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья. 5. Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. 6. Создать методические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого школьника и работника школы. 7. Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья. Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье» 1. Школа ставит перед собой следующие задачи: - поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы; - валеологический анализ уроков; - разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей; - содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе; - вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья; - оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка; - пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни. 2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями: - научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования; - прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций; - практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы). 3. Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование. 3.1. Диагностическая деятельность. Школа решает следующие конкретные диагностические задачи: - диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения; - диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка; - диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации; - контроль за сбалансированностью питания; - мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития. 3.2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей. 3.3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия: - прием детей в первые классы, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья; - разработка комплекса развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе. 3.4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи: - консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер; - индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни; - повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний; - на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни. В соответствии с этим в школе вводится следующая модель школы здоровья: 1. Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры. 2. Физическая воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников. 3. Работа медицинского кабинета ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства. Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой. 4. Служба здоровья школы (Школьный совет содействия укреплению здоровья) оценивает состояние здоровья педагогического и технического персонала, уровень его компетентности по данному вопросу, готовность к системным действиям по сохранению здоровья, поддерживает работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся, создает позитивные ролевые модели. 5. Консультирование, психологическая и социальная служба включают в работу базирующиеся в школе структуры социального обеспечения. 6. Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе. 7. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников. Что будет достигнуто в процессе реализации программы «Здоровье» в школе: 1. Сформировано ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса. 2. Сформирована валеологическая культура педагогов, учащихся и их родителей. 3. Внедрены новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни. 4. Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками). 5. Создана школьная модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании). 6. Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов. Программа «Здоровье» на 2012 – 2015 год
Стратегия развития школы в рамках программы «Здоровье» Ресурсы, необходимые для развития программы: готовность персонала, родителей, учеников к участию в программе, профессиональная компетентность учителей, ресурс власти, ресурс времени, информационные ресурсы, финансовые и материально технические. Общие тактические задачи на первом этапе реализации программы: 1. Провести социологические исследование учащихся школы, выявить и определить реальное состояние здоровья школьников. 2. Провести «инвентаризацию» школьных проблем, выявив существенные факторы, влияющие на здоровье. 3. Вовлечь родителей и общественность села в реализацию программы. 4. Обеспечить образовательное пространство для осуществления программы (экскурсии с целью изучения опыта по школам – новаторам, научным и учебным центрам). Школьный совет содействия здоровью. Школьный совет отвечает за состояние школьный среды, внедрение различных направлений УВП, содействующих здоровью, поддержание чистоты в классах, мастерских, в спортивном зале и туалетах школы. Школьный совет – это проводник интересных идей, содействующих созданию в школе атмосферы взаимоуважения и заботы. Школьный совет прилагает усилия по привлечению родителей и общественности к проблемам школьной жизни. Члены совета: 1. Куликова Ю.М. – заместитель директора школы по ВР 2. Куликова М.Г. – учитель физической культуры 3. Петрова Л.П.– учитель биологии 4. Ерёменко Н.В.– зам. директора по АХЧ 5. Мясникова Э.К.– член родительского комитета 6. Заболотнова Л.И.– повар школы 7. Пашина Н.Н.– медсестра 8. Здор Е.В. – учитель информатики 9. Федотова А.Е. – социальный педагог 9. Ученики из каждого класса по одному 10. Диспетчер по питанию Деятельность медицинского пункта 1. Оказание своевременной и целенаправленной медицинской помощи. 2. Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья. 3. Создание здоровой и безопасной образовательной среды (микроклимат, освещенность, мебель). 4. Повышение эффективности психологической поддержки. В связи с данными задачами, исходя из содержания программы «Здоровье», необходимо иметь следующие показатели: - число заболеваний за год; - количество дней, пропущенных по болезни; - количество учащихся, переболевших за год ( %); - количество впервые выявленных заболеваний; - количество детей, наблюдающихся узкими специалистами; - пограничные нервно – психические состояния; - патология желудочно – кишечного тракта; - инфекционные заболевания; - травматизм; - нарушение остроты зрения; - число впервые выявленного кариеса; - физическое развитие; - масса тела; - осанка; - риск формирования зависимости (случаи употребления наркотиков, алкоголя, курение); - получение социальной помощи. Данные показатели дают возможность объективно оценивать состояние здоровья учащихся в динамике и могут быть использованы в качестве медицинских критериев эффективности различных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья. Примечание: из общего количества учащихся школы необходимы данные на каждый класс отдельно. Образование в области физического воспитания. Дети по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы – основную, подготовительную и специальную. На основе учета возраста, показателей физической подготовленности, степени заболевания ежегодно к началу учебного года формировать специальные медицинские группы учащихся. Занятия проводить с учетом рекомендаций МРИО (методическое пособие «Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»). Соблюдать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к урокам физкультуры, трудового обучения, (проветриваемые чистые помещения, специальная форма, определенные нормами физические нагрузки). Соблюдать динамические паузы на всех уроках в 1-6 классах. Профилактика заболеваний через здоровое питание. Деятельность по улучшению питания школьников должна предполагать два аспекта: питание ребенка в школе и контроль за полноценностью питания в семьях учеников. Для решения данной проблемы необходимо: 1. Не нарушая финансовой сметы, оптимизировать рацион питания исходя из возможностей школы (овощи с пришкольного участка). 2. Добиваться витаминизации рациона питания в период с марта по май (соки, фрукты). 3. Выдерживать режим питания школьников, учитывая их возрастные особенности. 4. Медицинской сестре, ответственному за питание, компетентной общественности контролировать процесс приготовления пищи. 5. Минимальными ресурсами при идеальной чистоте выдерживать эстетику столовой. 6. Учителям, находить возможность в доступной, деликатной форме информировать детей о питании в домашних условиях. Участие родителей и общественности в реализации программы «Здоровье». Родители должны помогать своим детям: - в овладении необходимыми знаниями и умениями в области сохранения здоровья; - в процессе организации ими учебной и досуговой деятельности; - в организации здоровья жизнедеятельности за рамками учебно-воспитательного процесса в лицее; - в борьбе с вредными привычками. Педагогические работники и родители должны знать вредные факторы и уметь исключить или минимизировать их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Активизировать просветительскую работу по вопросам здорового образа жизни со всеми участниками образовательного процесса: - с родителями учащихся 1-11 классов – «Наркомания знак беды» (родительское собрание) - с педколлективом – «Антиалкогольное и антинаркотическое воспитание личности». Педагогическое мастерство учителя (семинар) - с учащимися – Ролевая игра «Жить со знаком плюс», «Конференция человеку нужен друг». Организовывать встречи с работниками здравоохранения. Текущее планирование. Для определения особенностей МКОУ «Красносельская средняя общеобразовательная школа» подготовить следующую информацию: 1. Объемные показатели школы (численность учащихся, педагогического и вспомогательного персонала, количество учебных классов (спортзал), размеры пришкольного участка и др. Ответственная: Ерёменко Н.В. 1. Информационная среда школы ( выход в Интернет, различные способы связи, компьютерное обеспечение, возможность выписывать периодические издания, связь с другими школами и т.д.). Ответственная: Здор Е.В. 2. Особенности географического положения школы (особенности села – подробно). Архитектурные и ландшафтные особенности около школьного пространства, близость водоемов, транспортных узлов, жилых комплексов, промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.п. Ответственная: Мусатов В.П. 3. Качественные особенности школьного здания, его комфортность, уровень коммуникаций, теплообеспечение, возможности питьевого режима. Ответственная: Ерёменко Н.В.. 4. Особенности школьной территории, состояние двора, спортивных площадок. Ответственный: Куликова Ю.М.. 5. Социальный состав родительской общественности, степень ее готовности к сотрудничеству. Ответственная: Федотова А.Е.. 6. Уровень компетентности педагогического коллектива, его возможные особенности. Ответственная: Куликова Ю.М.. 7. Совещание при директоре «Концепция здоровьесберегающего образования и воспитания». Ответственная: Куликова Ю.М. Общешкольное родительское собрание «Семья и школа за сохранение здоровья детей». Ответственная: Куликова Ю.М. Совещание при директоре «Первые шаги школы в работе по программе «Здоровье». Ответственная: Куликова Ю.М. Образование и воспитание в области здоровья. Цель: организация деятельности всех служб по обучению здоровью в школе. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и как индикатор правильности выбора пути. Исходя из этого, необходимо проводить следующие занятия, используя уроки природоведения, трудового обучения, физкультуры, русского языка, биологии, математики, ИЗО, классных часах.
|
Российской Федерации «Об образовании» Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №32661(действующая редакция от 01. 12. 2012) |
Вносится Правительством Российской Федерации Проект федеральный закон О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной... |
||
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-фз "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" |
Закон Ханты-Мансийского ао югры от 1 июля 2013 г. N 68-оз "Об образовании... Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон) регулирует отдельные отношения в сфере... |
||
Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» Самара является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом... |
Основная образовательная программа основного общего образования моу... Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни... |
||
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования... Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни... |
Закон «Об образовании» По своей структуре учебный план школы соответствует Базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации... |
||
Закон РФ "Об образовании" Статья Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования |
Закон Российской Федерации «Об образовании» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04. 02. 2010г. Пр. 271 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |