Стандарты второго поколения
Программа по английскому языку
(СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ)
Общая характеристика программы
Программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментальногоядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общегообразования, представленных в федеральном государственном образовательном стандартеобщего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положенияпрограммы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Требования к результатам обучения в программе описаны на уровне конкретных личностных,метапредметных и предметных действий, которыми должен овладеть учащийся в итоге освоения программы учебного предмета.
Данная программа включает четыре раздела:
пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнемразделов, примерное тематическое планирование с указанием минимального числа часов,отводимых на изучение тем, и определением основных видов учебной деятельности школьников;рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы,
преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы по иностранному языку для начального образования; дается общая характеристикакурса иностранного языка, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения иностранного языка, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытиюрезультатов освоения обучаемыми программы по иностранному языку на ступени основногообщего образования.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — метапредметном,личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии сосновными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной,трудовой, физической, эстетической . Раздел «Основное содержание» включает перечень
изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки с указанием минимальногочисла учебных часов, выделяемых на изучение каждого блока.
В разделе «Примерное тематическое планирование» представлен примерный перечень тем курсаиностранного языка и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристикаосновного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Цели программы:
1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, аименно:
2) — речевая компетенция
— языковая компетенция
— социокультурная компетенция
— компенсаторная компетенция
— учебно-познавательная компетенция
2) развитие личности учащихся посредством
реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
— ценностно-ориентационная компетенция
— эстетическая компетенция
— трудовая компетенция
— физическая компетенция
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать
различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы
речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на
его вопросы;
• рассказывать о себе, своей семье,
друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своем
городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, передавать
основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое
отношение к прочитанному /услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное
содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочно
понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные
прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую
информацию;
• читать аутентичные тексты разных жанров
и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты
разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием
различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного
перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную
информацию, выражать свое мнение;
• читать аутентичные тексты с выборочным
пониманием значимой/нужной/интересующей информации; письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с
опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах
изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или
письменного сообщения; кратко излагать
результаты проектной деятельности.
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• применение правил написания слов,
изученных в основной школе;
• адекватное произношение и различение на
слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах ифразах;
• соблюдение ритмико-интонационных
особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное,
вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений
на смысловые группы;
• распознавание и употребление в речи
основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
• знание основных способовсловообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
• понимание и использование явлениймногозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексическойсочетаемости;
• распознавание и употребление в речиосновных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого
иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных
форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных,
степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных,
предлогов);
• знание основных различий системиностранного и русского/родного языков.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• знание национально-культурныхособенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странахизучаемого языка;
• распознавание и употребление в устной иПисьменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболеераспространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• знание употребительной фоновой лексики иреалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцовфольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
• знакомство с образцами художественной,публицистической и научно-популярной литературы;
• представление об особенностях образажизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
• представление о сходстве и различиях втрадициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владенияиностранными языками в современном мире.
КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении иприеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковыхтрудностей ,переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА:
• умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельныхграмматических явлений, слов,словосочетаний, предложений;
• владение приемами работы с текстом:умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости откоммуникативной задачи;
• умение действовать по образцу/аналогиипри выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематикиосновной школы;
• готовность и умение осуществлятьиндивидуальную и совместную проектную работу;материалом;
• владение способами и приемамидальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• представление о языке как средствевыражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
• достижение взаимопонимания в процессеустного и письменного общения с носителями иностранного языка, установлениямежличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
• представление о целостном полиязычном,Поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этоммире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культурыкак через источники информации на иностранном языке (в том числемультимедийные).
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• владение элементарными средствамивыражения чувств и эмоций на иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцамихудожественного творчества на иностранном языке и средствами иностранногоязыка;
• развитие чувства прекрасного в процессеобсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• умение рационально планировать свойучебный труд;
• умение работать в соответствии снамеченным планом.
ФИЗИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• стремление вести здоровый образ жизни(режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Общая характеристика учебного предмета
Основная школа — вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования: начальную, основную и старшую. Особенности содержания обученияиностранному языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников.
Выделяются два возрастных этапа: 5—7 и 8—9 классы. К концу обучения в основной школе (8—9 классы) усиливается стремление школьников к самоопределению. У них с неизбежностью возникают вопросы:
• продолжать ли образование в полной средней школе (10—11 классы) или в начальном профессиональном учебном заведении (колледже, техникуме и др.);
• если продолжать образование в полной средней школе, то на каком уровне — базовом или профильном;
• если на профильном уровне, то какой профиль (из предлагаемых школой) выбрать?
Помочь самоопределению школьников призванапредпрофильная подготовка, которая
начинается в конце 8 класса и продолжается в 9 классе. Она способствует выявлению их потенциальных склонностей, способностей, готовности к выбору дальнейшего направления своего образования ик определению в нем места иностранного языка: либо в качестве одного из базовых учебных предметов, либо в качестве профильного.
Основные содержательные линии
Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства и навыки оперированияими, третьей — социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано ссоциокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают
взаимопонимание в социокультурной /межкультурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка:
• формирование мотивации изученияиностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;;
• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
• развитие умения планировать свое речевоеи неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/поключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действийсамонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной
деятельности на иностранном языке.
Место учебного предмета в учебном плане Иностранный язык как учебный предмет
наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 ч (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе основного (общего) образования. Объем инвариантной части от указанного количества часов составляет 395 ч, т. е. 75% учебного времени. Остальные 25% учебного времени составляют вариативную часть программы.
Общая характеристика программы
Программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Требования к результатам обучения впрограмме описаны на уровне конкретных личностных, метапредметных и предметных действий, которыми должен овладеть учащийся в итоге освоения программы учебного предмета. Данная программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов, примерное тематическое планирование с указанием минимальногочисла часов, отводимых на изучение тем, и определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы по иностранному языку для начального образования; дается общая характеристика курса иностранного языка, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения иностранного языка, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемымипрограммы по иностранному языку на ступени основного общего образования. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях —
метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результатыобозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической. Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки с указанием минимального числа учебных часов, выделяемых на изучение каждого блока. В разделе «Примерное тематическое планирование» представлен примерный перечень тем курса иностранного языка и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Цели программы:
1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция
— языковая компетенция
— социокультурная компетенция— компенсаторная компетенция
— учебно-познавательная компетенция
2) развитие личности учащихся посредством
реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
— ценностно-ориентационная компетенция
— эстетическая компетенция
— трудовая компетенция
— физическая компетенция
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы;
• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
• сообщать краткие сведения о своемгороде/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
• описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
• воспринимать на слух и выборочнопонимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации; письменной речи:
• заполнять анкеты и формуляры;
• писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• применение правил написания слов, изученных в основной школе;
• адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
• соблюдение ритмико-интонационных
особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;• распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
• знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
• понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• представление об особенностях образажизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
• представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
умение выходить из трудного положения вусловиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА:
• умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи;
• умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом;
• владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
• представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные).
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• умение рационально планировать свой учебный труд;
• умение работать в соответствии с намеченным планом.
ФИЗИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ:
• стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Общая характеристика учебного предмета
Основная школа — вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования: начальную, основную и старшую.Особенности содержания обучения иностранному языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников. Выделяются два возрастных этапа: 5—7 и 8—9 классы. К концу обучения в основной школе (8—9 классы) усиливается стремление школьников к самоопределению. У них с неизбежностью возникают вопросы:
• продолжать ли образование в полной средней школе (10—11 классы) или в начальном профессиональном учебном заведении (колледже, техникуме и др.);
• если продолжать образование в полной средней школе, то на каком уровне — базовом или профильном;
• если на профильном уровне, то какой профиль (из предлагаемых школой) выбрать?
Помочь самоопределению школьников призванапредпрофильная подготовка, которая начинается в конце 8 класса и продолжается в 9 классе. Она способствует выявлению их потенциальных склонностей, способностей, готовности к выбору дальнейшего направления своего образования и к определению в нем места иностранного языка: либо в качестве одного из базовых учебных предметов, либо в качестве профильного. Основные содержательные линии Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства и навыки оперирования ими, третьей — социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным
языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативныхуменийпредполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык». Результаты изучения учебного предмета Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
• готовность отстаивать национальные иобщечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою граждан-скую позицию;
• развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Место учебного предмета в учебном плане Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология» Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 ч (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе основного (общего) образования. Объем инвариантной части от указанного количества часов составляет 395 ч, т. е. 75% учебного времени\ Остальные25% учебного времени составляют вариативную часть программы |