Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 0.73 Mb.
Название Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница 1/5
Дата публикации 13.10.2014
Размер 0.73 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет медиакоммуникаций



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


На тему

«Поэма А. С. Пушкина «Полтава»: идеологический и литературный контекст»

Студент группы № 446

Лепехина Анастасия

Руководитель ВКР

К. ф. н, ординарный профессор

А.С. Немзер


Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ





ОГЛАВЛЕНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I 11

Стиль Пушкина: образы и символы 11

Романтическая и классицистическая традиции в «Полтаве» 15

ГЛАВА II: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПОЭМЫ 22

Россия во второй половине 1820-х гг.: идеология 22

Полтава: история создания 39

Пушкин и декабристы 42

Аналогия Петр-Николай 48

ГЛАВА III: ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ «ПОЛТАВЫ» 53

Нарратор в поэме 55

Пушкин и Рылеев 61

Пушкин и Байрон: Индивидуализм против естественного хода истории 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СНОСКИ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 81


ВВЕДЕНИЕ


Около 1 апреля 1829 года в Петербурге отдельным изданием выходит поэма Александра Сергеевича Пушкина «Полтава». Спустя некоторое время – в том же, 1829 году, - ведущие столичные журналы публикуют рецензии на новое творение поэта. И вопреки ожиданиям автора, «самая зрелая изо всех моих (Пушкина) стихотворных повестей, та в которой всё почти оригинально (а мы из этого только и бьемся, хоть это еще и не главное), «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» не имела успеха»1.

Критики упрекали поэта в том, что он исказил историческую реальность: в поэме «всякое лицо имеет свой характер, но только не такой, как нам представляет история, и следовательно исторические события разногласят с вымышленными характерами»2. В частности, Матрена (Мария) не могла искренне полюбить старика и выбрала Мазепу не из-за страсти своей, «но из тщеславия, в надежде быть первою в Малороссии — панею гетманшею»3. Пушкинского Мазепу и вовсе окрестили «безрассудным и мстительным старичишкой»: разве мог он, гетман Малороссии, обозлиться на Петра из-за простой «шутки» - из-за того, что царь его публично «за усы <�…> седые // <�…> с угрозой ухватил» [IV, 212]4? Не мог, писал рецензент: «Мазепа в поэме жестоко обруган, но не представлен в том виде, каким представляет его история»5. Среди других недостатков поэмы: употребление «низких, бурлацких слов» и введение Пушкиным неверного заглавия, отступление от жанра героической поэмы и безыскусное подражание Байрону.

Жанровая оригинальность «Полтавы» беспокоила критиков особенно. Сопоставляя поэму с традицией XVIII в., они находили, что той до эпопеи далеко: «главное действие только скользит, так сказать, мимо Полтавы»6. Отнести «Полтаву» к жанру романтической поэмы (основы которого были заложены самим лордом Байроном) также невозможно – не позволяют все же обнаруженные рецензентами черты исторической эпопеи. Много позже – через десять лет – критик «Галатеи» напишет: «От нарушения единства действия разрушился эффект повести»7.

В 1831 году в альманахе «Денница» появляется опровержение. Поэт объяснил, что Матрена ничуть Дездемоны не хуже – сумела же та полюбить старого генерала за рассказы о былых сражениях. Что касается Мазепы, то он «действует в <�…> поэме точь-в-точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер» [VII, 133], а затеять месть за «дерганье усов» мог не только украинский гетман, но и любой уважающий себя европейский дворянин. Заглавием «Полтава» обязана своему эпиграфу, и если бы Байрон вместо ряда «картин одна другой разительнее» описал бы историю «обольщенной дочери и казненного отца, то, вероятно, никто бы не осмелился после него коснуться сего ужасного предмета». О столь обсуждаемом жанровом своеобразии поэмы Пушкин не сказал ничего. Разве что – короткое упоминание: «это сочинение совсем оригинальное, а мы из того и бьемся».

Ответ рецензентам был лаконичен. Может быть, из-за «лености» поэта, или снисхождения его – отечественная критика «еще находится во младенчестве» [VII, 116], или из-за то, что слишком раздосадован был Пушкин неприятием «самой зрелой» своей поэмы:

«<�…> разбор был украшен обыкновенными затеями нашей критики: это был разговор между дьячком, просвирней и корректором типографии, Здравомыслом этой маленькой комедии. <�…> Таково было мне первое приветствие в любезном отечестве». [VI, 476]

Именно так воспринял Пушкин одну из первых критических статей на «Полтаву» отзыв Н.И. Надеждина в «Вестнике Европы».

Поэт не раскрыл своего замысла; не назвал причин, по которым история о соблазнении Матрены находится по соседству с описанием Полтавского сражения; и не объяснил, что поэма эта – антиромантическая и антидекабристская. И «Полтава» осталась непонятой современниками.

В литературоведческой традиции XX века также нет единого мнения, как трактовать одну из самых оригинальных пушкинских поэм. Так, в работе А.Н. Соколова «Полтава» Пушкина и «Петриады» поэма рассматривается как текст, развивающий и замыкающий традицию классицизма. Автор объясняет, каким канонам подчинялось сочинение поэтических текстов о Петре I и как встраивается в их корпус «Полтава». Дается довольно полное описание различий в изображении главных персонажей (Петра, Мазепы, Кочубея, Карла) и основных сцен Полтавского боя у Пушкина и сочинителей «Петриад». Соотносит поэму со сложившимся каноном и Б.И. Коплан в работе «Полтавский бой Пушкина и оды Ломоносова».

Следует отметить исследование Л. Флейшмана «Поэзия как проза: нарратор в пушкинской «Полтаве». Ученый описывает появление нарратора в поэме – прием этот типичен для прозы, но не для поэзии. История рассказывается героем, отделенным автора и временем, и кругозором. Вычленение нарратора позволяет отделить пушкинское мнение, от характеристик, произносимых с позиций персонажей «Полтавы» - с помощью этой техники поэт проводит собственную оценку исторических событий и действующих лиц. До Флейшмана о нарраторе в «Полтаве» писали Ю.М. Лотман (отмечавший диалогичность разных компонентов поэмы, разрушающую монологическую традицию романтических поэм 1820-х) в статье «К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина» и В. Шмид в «Нарратологии Пушкина».

Укажем также на работы, посвященные сопоставлению «Полтавы» и сочинений Байрона и Рылеева. Среди них – исследования В.М. Жирмунского (монография «Байрон и Пушкин»), который детально изучил роль поэзии Байрона в творчестве Пушкина; комментарии А. Цейтлина к полному собранию сочинений Рылеева и часть работы Г.М. Фридлендера «Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе».

Особого внимания заслуживает труд Н.В. Измайлова, в котором дается детальный анализ поэмы. Измайлов приводит разбор текстов, на которых основывался Пушкин. «История Малой России» Д. Бантыша-Каменского упоминается как главный исторический источник, а произведения Рылеева и Байрона названы в качестве источников литературных образов (например, образа палача и сцены казни, которые были написаны под влиянием «Войнаровского» Рылеева и «Паризины» Байрона). Кроме того, Измайлов подробно рассказывает, что повлияло на идейное содержание «Полтавы», как и почему Пушкин описывает историческую реальность. Для нашей работы наиболее важно, что Измайлов говорит об отступлении поэта от жанра романтической поэмы, выходе за его границы, и об антидекабристских настроениях Пушкина в 1828 г. Также ученый характеризует отношение автора «Полтавы» к Петру и Петровской эпохе, к современной власти и основным событиям в мире. К сожалению, мы не располагаем работами, в которых подробно рассматривается идеологический и литературный контекст поэмы.

Научная новизна исследования заключается в описании идеологического и литературного контекстов и как следствие:

  • истолковании художественной цельности «Полтавы»;

  • характеристике жанрового своеобразия поэмы;

  • описании основных символов и отсылок к современной поэту социально-политической ситуации.

Актуальность темы: любое произведение – это комплексное отражение реальности, а объекты культуры не могут быть корректно восприняты без понимания, какие предшествующие работы и исторические события оказали на них влияние. Попытка абстрагироваться от совокупности символов приводит к неверной интерпретации произведения. «Полтава» Пушкина в данном случае – классическая иллюстрация того, какие оттенки смыслов может потерять произведение, если не принимать во внимание идеологический и литературный контексты.

Цель работы: определить идеологический и литературный контексты «Полтавы» и более полно охарактеризовать содержание и символику поэмы.

В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:

  • Выяснить, на каких исторических фактах основывается поэт;

  • Проанализировать произведения Пушкина, которые оказали влияние на «Полтаву»;

  • Определить, произведения, черты которых проявляются в «Полтаве»;

  • Сравнить, как Пушкин и его современники описывают одни и те же события.

Исследование проведено при помощи соответствующей методологии. Во-первых, применен литературоведческий анализ с использованием интертекстуального подхода – на основе сочетания историко-литературного и структурного методов. Данный инструментарий позволяет охарактеризовать преемственность текстов, установить степень и источники заимствования, определить происхождение образов и символов в поэме. Во-вторых, использован историко-генетический метод – он необходим, чтобы объяснить, каковы социополитические события, определившие характеры героев и описания тех или иных исторических фактов.

Объект исследования: поэма «Полтава» Пушкина.

Предмет исследования: литературный и идеологический контексты поэмы: то, как историческая и литературная реальность соотносятся с их изображением в «Полтаве». Проведено изучение политической ситуации в России в конце 1820-х гг (как и в какой степени она определила идейное содержание поэму); воздействия идеологий (и исторических личностей как носителей идеологий); произведений, оказавших влияние на текст Пушкина, а также жанровых традиций, в той или иной степени значимых для поэмы.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что сопоставление «Полтавы» с идеологическим контекстом, с жанровой традицией и с контекстом произведений Пушкина поможет снять противоречия в толковании поэмы и прояснить литературные и исторические отсылки в тексте.

Материал для исследования: тексты Пушкина конца 1820-х гг, произведения современников поэта и его литературных предшественников.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава сконцентрирована на изучении теоретических аспектов исследования, в ней же дается трактовка используемым терминам (идеологический и литературный контекст, многоплановость пушкинского слова и интертекстуальность). Кроме того, характеризуются основные концепции, сформировавшие исследовательскую парадигму, освещается взгляд на поставленную проблему в современном литературоведении. Вторая глава – реконструкция политической ситуации в России с конца 1825 до 1828 года через газетные статьи того времени (опубликованные в «Северной пчеле») и описание взглядов и убеждений Пушкина в годы, предшествующие «Полтаве» и в пору работы над поэмой. В третьей главе приводятся разбор идеологического и литературного контекстов поэмы, «Полтава» рассматривается в интертекстуальном ключе. В заключении представлены выводы и возможные пути дальнейшего исследования.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon 1. Основные научные направления и школы менеджмента
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Цель дисциплины «Философия и история образования» расширение мировоззренческой и педагогической культуры педагогов профессионального...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «философия»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Объём дисциплины и виды учебной работы Error: Reference source not found
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Методика обучения чтению и преподаванию лит-ры (спец.) Двуреченская О. Н. ст преп. 125
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Экзамен является этапом оценки качества освоения поступающим основной образовательной программы третьей ступени высшего профессионального...
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции