Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет медиакоммуникаций
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему
«Поэма А. С. Пушкина «Полтава»: идеологический и литературный контекст»
Студент группы № 446
Лепехина Анастасия
Руководитель ВКР
К. ф. н, ординарный профессор
А.С. Немзер
Москва, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I 11
Стиль Пушкина: образы и символы 11
Романтическая и классицистическая традиции в «Полтаве» 15
ГЛАВА II: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПОЭМЫ 22
Россия во второй половине 1820-х гг.: идеология 22
Полтава: история создания 39
Пушкин и декабристы 42
Аналогия Петр-Николай 48
ГЛАВА III: ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ «ПОЛТАВЫ» 53
Нарратор в поэме 55
Пушкин и Рылеев 61
Пушкин и Байрон: Индивидуализм против естественного хода истории 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СНОСКИ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 81
ВВЕДЕНИЕ
Около 1 апреля 1829 года в Петербурге отдельным изданием выходит поэма Александра Сергеевича Пушкина «Полтава». Спустя некоторое время – в том же, 1829 году, - ведущие столичные журналы публикуют рецензии на новое творение поэта. И вопреки ожиданиям автора, «самая зрелая изо всех моих (Пушкина) стихотворных повестей, та в которой всё почти оригинально (а мы из этого только и бьемся, хоть это еще и не главное), «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» не имела успеха»1.
Критики упрекали поэта в том, что он исказил историческую реальность: в поэме «всякое лицо имеет свой характер, но только не такой, как нам представляет история, и следовательно исторические события разногласят с вымышленными характерами»2. В частности, Матрена (Мария) не могла искренне полюбить старика и выбрала Мазепу не из-за страсти своей, «но из тщеславия, в надежде быть первою в Малороссии — панею гетманшею»3. Пушкинского Мазепу и вовсе окрестили «безрассудным и мстительным старичишкой»: разве мог он, гетман Малороссии, обозлиться на Петра из-за простой «шутки» - из-за того, что царь его публично «за усы <�…> седые // <�…> с угрозой ухватил» [IV, 212]4? Не мог, писал рецензент: «Мазепа в поэме жестоко обруган, но не представлен в том виде, каким представляет его история»5. Среди других недостатков поэмы: употребление «низких, бурлацких слов» и введение Пушкиным неверного заглавия, отступление от жанра героической поэмы и безыскусное подражание Байрону.
Жанровая оригинальность «Полтавы» беспокоила критиков особенно. Сопоставляя поэму с традицией XVIII в., они находили, что той до эпопеи далеко: «главное действие только скользит, так сказать, мимо Полтавы»6. Отнести «Полтаву» к жанру романтической поэмы (основы которого были заложены самим лордом Байроном) также невозможно – не позволяют все же обнаруженные рецензентами черты исторической эпопеи. Много позже – через десять лет – критик «Галатеи» напишет: «От нарушения единства действия разрушился эффект повести»7.
В 1831 году в альманахе «Денница» появляется опровержение. Поэт объяснил, что Матрена ничуть Дездемоны не хуже – сумела же та полюбить старого генерала за рассказы о былых сражениях. Что касается Мазепы, то он «действует в <�…> поэме точь-в-точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер» [VII, 133], а затеять месть за «дерганье усов» мог не только украинский гетман, но и любой уважающий себя европейский дворянин. Заглавием «Полтава» обязана своему эпиграфу, и если бы Байрон вместо ряда «картин одна другой разительнее» описал бы историю «обольщенной дочери и казненного отца, то, вероятно, никто бы не осмелился после него коснуться сего ужасного предмета». О столь обсуждаемом жанровом своеобразии поэмы Пушкин не сказал ничего. Разве что – короткое упоминание: «это сочинение совсем оригинальное, а мы из того и бьемся».
Ответ рецензентам был лаконичен. Может быть, из-за «лености» поэта, или снисхождения его – отечественная критика «еще находится во младенчестве» [VII, 116], или из-за то, что слишком раздосадован был Пушкин неприятием «самой зрелой» своей поэмы:
«<�…> разбор был украшен обыкновенными затеями нашей критики: это был разговор между дьячком, просвирней и корректором типографии, Здравомыслом этой маленькой комедии. <�…> Таково было мне первое приветствие в любезном отечестве». [VI, 476]
Именно так воспринял Пушкин одну из первых критических статей на «Полтаву» отзыв Н.И. Надеждина в «Вестнике Европы».
Поэт не раскрыл своего замысла; не назвал причин, по которым история о соблазнении Матрены находится по соседству с описанием Полтавского сражения; и не объяснил, что поэма эта – антиромантическая и антидекабристская. И «Полтава» осталась непонятой современниками.
В литературоведческой традиции XX века также нет единого мнения, как трактовать одну из самых оригинальных пушкинских поэм. Так, в работе А.Н. Соколова «Полтава» Пушкина и «Петриады» поэма рассматривается как текст, развивающий и замыкающий традицию классицизма. Автор объясняет, каким канонам подчинялось сочинение поэтических текстов о Петре I и как встраивается в их корпус «Полтава». Дается довольно полное описание различий в изображении главных персонажей (Петра, Мазепы, Кочубея, Карла) и основных сцен Полтавского боя у Пушкина и сочинителей «Петриад». Соотносит поэму со сложившимся каноном и Б.И. Коплан в работе «Полтавский бой Пушкина и оды Ломоносова».
Следует отметить исследование Л. Флейшмана «Поэзия как проза: нарратор в пушкинской «Полтаве». Ученый описывает появление нарратора в поэме – прием этот типичен для прозы, но не для поэзии. История рассказывается героем, отделенным автора и временем, и кругозором. Вычленение нарратора позволяет отделить пушкинское мнение, от характеристик, произносимых с позиций персонажей «Полтавы» - с помощью этой техники поэт проводит собственную оценку исторических событий и действующих лиц. До Флейшмана о нарраторе в «Полтаве» писали Ю.М. Лотман (отмечавший диалогичность разных компонентов поэмы, разрушающую монологическую традицию романтических поэм 1820-х) в статье «К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина» и В. Шмид в «Нарратологии Пушкина».
Укажем также на работы, посвященные сопоставлению «Полтавы» и сочинений Байрона и Рылеева. Среди них – исследования В.М. Жирмунского (монография «Байрон и Пушкин»), который детально изучил роль поэзии Байрона в творчестве Пушкина; комментарии А. Цейтлина к полному собранию сочинений Рылеева и часть работы Г.М. Фридлендера «Поэмы Пушкина 1820-х годов в истории эволюции жанра поэмы в мировой литературе».
Особого внимания заслуживает труд Н.В. Измайлова, в котором дается детальный анализ поэмы. Измайлов приводит разбор текстов, на которых основывался Пушкин. «История Малой России» Д. Бантыша-Каменского упоминается как главный исторический источник, а произведения Рылеева и Байрона названы в качестве источников литературных образов (например, образа палача и сцены казни, которые были написаны под влиянием «Войнаровского» Рылеева и «Паризины» Байрона). Кроме того, Измайлов подробно рассказывает, что повлияло на идейное содержание «Полтавы», как и почему Пушкин описывает историческую реальность. Для нашей работы наиболее важно, что Измайлов говорит об отступлении поэта от жанра романтической поэмы, выходе за его границы, и об антидекабристских настроениях Пушкина в 1828 г. Также ученый характеризует отношение автора «Полтавы» к Петру и Петровской эпохе, к современной власти и основным событиям в мире. К сожалению, мы не располагаем работами, в которых подробно рассматривается идеологический и литературный контекст поэмы.
Научная новизна исследования заключается в описании идеологического и литературного контекстов и как следствие:
истолковании художественной цельности «Полтавы»;
характеристике жанрового своеобразия поэмы;
описании основных символов и отсылок к современной поэту социально-политической ситуации.
Актуальность темы: любое произведение – это комплексное отражение реальности, а объекты культуры не могут быть корректно восприняты без понимания, какие предшествующие работы и исторические события оказали на них влияние. Попытка абстрагироваться от совокупности символов приводит к неверной интерпретации произведения. «Полтава» Пушкина в данном случае – классическая иллюстрация того, какие оттенки смыслов может потерять произведение, если не принимать во внимание идеологический и литературный контексты.
Цель работы: определить идеологический и литературный контексты «Полтавы» и более полно охарактеризовать содержание и символику поэмы.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
Выяснить, на каких исторических фактах основывается поэт;
Проанализировать произведения Пушкина, которые оказали влияние на «Полтаву»;
Определить, произведения, черты которых проявляются в «Полтаве»;
Сравнить, как Пушкин и его современники описывают одни и те же события.
Исследование проведено при помощи соответствующей методологии. Во-первых, применен литературоведческий анализ с использованием интертекстуального подхода – на основе сочетания историко-литературного и структурного методов. Данный инструментарий позволяет охарактеризовать преемственность текстов, установить степень и источники заимствования, определить происхождение образов и символов в поэме. Во-вторых, использован историко-генетический метод – он необходим, чтобы объяснить, каковы социополитические события, определившие характеры героев и описания тех или иных исторических фактов.
Объект исследования: поэма «Полтава» Пушкина.
Предмет исследования: литературный и идеологический контексты поэмы: то, как историческая и литературная реальность соотносятся с их изображением в «Полтаве». Проведено изучение политической ситуации в России в конце 1820-х гг (как и в какой степени она определила идейное содержание поэму); воздействия идеологий (и исторических личностей как носителей идеологий); произведений, оказавших влияние на текст Пушкина, а также жанровых традиций, в той или иной степени значимых для поэмы.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что сопоставление «Полтавы» с идеологическим контекстом, с жанровой традицией и с контекстом произведений Пушкина поможет снять противоречия в толковании поэмы и прояснить литературные и исторические отсылки в тексте.
Материал для исследования: тексты Пушкина конца 1820-х гг, произведения современников поэта и его литературных предшественников.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава сконцентрирована на изучении теоретических аспектов исследования, в ней же дается трактовка используемым терминам (идеологический и литературный контекст, многоплановость пушкинского слова и интертекстуальность). Кроме того, характеризуются основные концепции, сформировавшие исследовательскую парадигму, освещается взгляд на поставленную проблему в современном литературоведении. Вторая глава – реконструкция политической ситуации в России с конца 1825 до 1828 года через газетные статьи того времени (опубликованные в «Северной пчеле») и описание взглядов и убеждений Пушкина в годы, предшествующие «Полтаве» и в пору работы над поэмой. В третьей главе приводятся разбор идеологического и литературного контекстов поэмы, «Полтава» рассматривается в интертекстуальном ключе. В заключении представлены выводы и возможные пути дальнейшего исследования.
|