О чем может рассказать колокольня?




Скачать 94.03 Kb.
Название О чем может рассказать колокольня?
Дата публикации 04.10.2014
Размер 94.03 Kb.
Тип Вопрос
literature-edu.ru > История > Вопрос
Оглавление

  1. Введение 2

  2. Из истории названия села 4

  3. О чем может рассказать колокольня? 7

  4. Центр торговой жизни 9

  5. Заключение 10

  6. Список использованной литературы 12


Введение.

… Мы снова вместе, милая деревня,

В себе таишь ты запах старины,

Твоих домов белеющие крыши,

Крик петухов, да вечность тишины.

Такие добрые слова сможет прочесть каждый, кто окажется близ села Майдан.



Вот, что написано о нем в Татарском энциклопедическом словаре: «Майдан – село в Верхнеуслонском районе, в верховье реки Сулица, в 46 км к юго-западу от села Верхний Услон».

Необыкновенное, загадочное место! Люди издревле основывали свои поселения на берегах рек, уютных, красивых местах, окруженных лесами, землями пригодными для пахоты. А здесь… Кругом овраги (их, говорят, семь и у каждого свое имя), поросшие пышной травой, окаймленные лесами, как кружевами. И часто дует сильный порывистый ветер. На улицах села сохранились колокольня, старые дома, которые медленно разрушаются, распахнутые окна-глаза которых как - будто смотрят на мир с укоризной…

А само название села? Явно нерусское и оттого еще более привлекательное. И бесконечные рассказы стариков, о том, как село процветало, как бурлила в нем жизнь.

Чем интересно это село? Какова его история?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы мы прочитали книги по истории села, поработали со словарями, побеседовали с жителями , прошли по его памятным местам и попытались:

  1. Выяснить происхождение названия села;

  2. Изучить историю его основания;

  3. Собрать материал о наиболее значимых исторических памятниках села.



Из истории названия села.

Где вы живете?

На этот вопрос каждый ответит по - разному. Один скажет – в городе Москве, второй – в городе Казани, третий – в поселке Петровский Владимирской области, четвертый – в деревне Майдан.

Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Таким образом, у каждого населенного пункта есть свое название.

Слово «майдан» многозначное. Означает «пространство», «площадь», «арена», «манеж». Вот что написано о нем в «Казанском ретро – лексиконе»: «Слово удивительное … Имеется множество населенных пунктов с таким названием. Известны «майданки»- раскрашенные деревянные игрушки из одноименного села в Нижегородской области».

В татарском языке известно выражение «майдан тоту», что означает заниматься чем – либо, стоять на своем, удерживать пространство, оказывать довлеющее влияние, побеждать, захватывать и т.д.

Откуда же у исконно русского села, такое название?

Существует предание, что жители села являются потомками сосланных некогда Петром I за неповиновение стрельцов-бунтарей. Об этом жители села Майдан заявляют не без гордости. А в качестве доказательства широким жестом указывают на свою деревню. Мол, смотрите, как она неудачно, непродуманно расположена, в совершенно непригодном для земледелия месте. Настоящие крестьяне наверняка выбрали бы другую территорию – поровнее да поудобнее. А стрельцы были люди стремительного нрава, свободные от предрассудков, в какой-то степени бесшабашные и непрактичные, про таких говорят: рубаха – парень. Наказал их Петр за бунт стрелецкий, сослал с семьями в глухую российскую глубинку. Прибыли они в лесную глухомань, даже толком не оглядевшись, остановились и решили здесь жить. Им было все равно, что кругом поросшие лесом овраги да холмы. Главное есть река. Недолго думая, выкорчевали лес и заложили деревню, назвав ее коротко и звонко Майдан. Значит площадь. Площадь на холмах, освобожденных от леса.



А может, стрельцы специально выбрали такое ветреное место? Дело в том, что до революции в Майдане существовало 9 ветряных мельниц. Сейчас, конечно, ни одной не сохранилось.

В качестве еще одного доказательства своего родства со столичным стрелецким племенем нынешние жители Майдан называют… свой отличный от всех остальных акающий московский говор. И в самом деле, акают будь здоров. В отличие, например, от жителей соседнего, всего в пяти километрах расположенного села Ямбулатово, которые исключительно окают.

До сих пор жителей Майдана кое-кто из соседних деревень еще и называют «обожженными оглоблями». В шутку, наверное. Но почему так странно – уже почти никто не помнит. Но вот что рассказала Анна Ивановна Баймишева (самый главный в Майдане знаток местной истории и легенд).

В былые дореволюционные времена Майдан часто и сильно горел. Еще бы ему не гореть при таком ветре. Один из самых сильных пожаров приключился в селе в июне 1895 года. И вот после этого пожара некий мужик запряг лошадь и отправился собирать милость по окрестным деревням. А оглобли были обожженные. Долго он ездил, люди, издали завидев его повозку, говорили меж собой, мол, вон едут погорельцы, обожженные оглобли из Майдана. Так прозвище и приклеилось.

А вот как об этом пожаре повествует газета «Казанский телеграф» за 18 июня 1895 года:

«9 июня в с. Майдан Теньковской волости Свияжского уезда произошел большой пожар, от которого сгорело до основания 47 дворов с разными постройками.

На дознании выяснилось, что пожар случился от следующей причины: 7-летний мальчик Павел, играя на своем дворе, нашел коробочку со спичками и, вздув одну из них, бросил в лен, расставленный для сушки. Лен загорелся, перебрался на соломенную крышу избы Чаплановых и распространился далее. Отец и мать мальчика уверяют, что спичек зря не оставляли и виновными себя в этом не признают. Убытки погорельцами понесены от действительной стоимости строений по их оценке на 10910 рублей… Положение погорельцев самое бедственное».

А вот еще одна заметка из дореволюционного «Казанского телеграфа» на ту же тему. Этот пожар тоже случился в 1895 году, но чуть позже, чем первый, в июле:

«На днях в с. Майдан Свияжского уезда Теньковской волости произошел большой пожар, от которого сгорело до основания 18 дворов. По прекращении этого пожара около семи утра на расстоянии 300 саженей от сгоревшего крайнего двора вновь случился пожар и уничтожил еще 15 домов с надворными строениями. Погорельцы находятся в бедственном положении.

Произведенным дознанием выяснено, что данный пожар произошел от искры, вылетевшей из трубы во время топки у крестьянина Каряженкова. А второй начался из внутри надворного сарая крестьянина Шкудова и произошел не иначе как от неосторожного обращения самого Шкудова и его семейных…».

О чем может рассказать колокольня?



Высокая, как ракета, устремленная в небо четырехъярусная тридцатиметровая колокольня из красного кирпича – настоящее украшение села Майдан. Ее видно уже издали, едва подъезжаешь к селу. А если рассмотреть колокольню поближе, то, в глаза бросаются замысловатые узоры старинного рисунка. Эту колокольню можно назвать красавицей. Ее построили в начале прошлого века. Даже точная дата известна – в мае 1912 года храм стали строить, и в мае 1915-го строительство было завершено, в июле того же года купол покрыли железом и установили крест.

По этому поводу имеется документ – «Рапорт в Казанскую духовную консисторию». Документ хранится в Национальном Музее Республики Татарстан, а копия – в правлении Майданского Совета местного самоуправления (до лучших времен, до открытия в селе музея). В рапорте местные священники (среди них были отец Николай Кудряшов, дьякон Алексей Соловьев и псаломщик Петр Соколов) подали прошение в управление Казанской епархии и просили «о дозволении начать строительство… каменной колокольни, а со временем и всего храма). Потому что старая колокольня «слишком ветхая, так как построена 200 лет назад». Да к тому же она уже тогда была не новая, а привезенная за 15 верст из Теньков. И случалось, когда звонарь ударял в колокол, колокольня сотрясалась и наклонялась в такт ударов.

К началу 1912 года на строительство колокольни в Майдане было собрано 2 тысячи рублей от прихожан, еще 1300 рублей взято из церковной кассы. На эти деньги куплено 400 тысяч штук кирпича, 35 пудов бутового камня для фундамента, приобретено 15 кубов песку, 1500 пудов извести, 50 дерев лесу и так далее. Кроме того, на сельском сходе было решено жертвовать на постройку колокольни из своих средств путем ежегодного подушного обложения (по 50 копеек с человека). Проект колокольни был подготовлен строительным отделением Казанского губернского правления и одобрен епархиальным архитектором Малиновским. Строительству колокольни в немалой степени содействовал казначей сельского строительного комитета Андрей Баймишев. Церковный староста Ефим Харитонович Мартьянов пожертвовал на строительство колокольни 1000 рублей.

Так в Майдане появилась новая колокольня церкви Спасо - Преображения. А вот построить новую церковь, как планировали, в Майдане не успели. Помешала революция 1917 года . Более того, старенькую деревянную церковь в тридцатые годы разломали на бревна и построили из них школу. Она просуществовала до 1981 года.

Есть сведения о том, что деревянная церковь Спасо-Преображения с приделом в честь Рождества Христова, была построена на средства прихожан в середине XVIII века. В Майдане к тому времени насчитывалось 263 двора с населением 2190 человек казенных крестьян, да отставных и ученых воинов 76 человек, их семьи – 134 человека. Итого в целом 2400 жителя.



Центр торговой жизни

Когда-то в Майдане вовсю бурлила торговая жизнь. До революции здесь работало пять торговых лавок. В память об этом одна из местных гор до сих пор называется Кабацкой. Дважды в год – в середине сентября и середине мая – в Майдане проходили шумные веселые ярмарки. Сейчас от былого торгового великолепия остался только дом Сироткина.



Иван Григорьевич Сироткин был владельцем лавки, самой богатой в Майдане. И дом он имел видный – двухэтажный, с резными наличниками. Первый этаж был каменный – там, собственно, и располагалась лавка. А на втором этаже жил Сироткин с женой и дочерьми. Жительница нынешнего Майдана Анна Ивановна Баймишева (родилась в 1913 году) еще помнит эту лавку, как забегала туда порой за бубликами. Лавка и после революции некоторое время работала. А потом хозяин умер, остальных же Сироткиных безжалостно раскулачили и выгнали из села.

Дом Сироткина до сих пор сохранился. Его, как историческую реликвию конца XIX века, показывают приезжим. В советские времена в этом доме находилась сельская библиотека, потом располагались склады РТП. Сейчас дом пустует, медленно разрушается.

Старожилы рассказывают, что до революции в Майдане жил еще и барин с семьей по фамилии Смоленцев, у него здесь были поместье, земли. Куда потом делся барин – никто не знает. Сбежал, наверное, за границу.



Заключение

Сейчас на территории Майданского Совета местного самоуправления, проживает 560 человек (это 247 дворов). Причем в самом Майдане – 432, а в соседнем поселке с официальным названием Ясная Звезда (между собой именуемым просто Лесоучастком) – 72 человека. Почти все русские, татар среди жителей Майдан - 36, чувашей – 5. Растят в селе хлеб, занимаются скотоводством. Есть в селе и средняя школа. Жизнь идет своим чередом.

Однако никто не забывает историю своего необыкновенного села.

Проведя исследование страниц истории села Майдан, мы пришли к следующим выводам:

1. Майдан - старинное село, которое возникло несколько веков тому назад (в 17 веке). Возможно, основали его стрельцы – бунтари, сосланные царем Петром в глушь.

2.Название села означает площадь. Площадь на холмах, освобожденных от леса. Из- за частых пожаров, которые происходили в селе, жители села получили прозвище «обожженные оглобли»,

3. В Майдане сохранились колокольня и дом Сироткина – исторические памятники 19 - начала 20 веков, которые необходимо сохранить как можно дольше.

Много в России больших городов и маленьких поселков и сел. У всех у них своя история, также как и у Майдана. Все это наше Отечество, наша Родина – Россия.

«Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов…

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина».

(К. Ушинский, из учебника «Детский мир», 1876 г.)



Список использованной литературы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 г.

  2. Е.В.Бунеева, Р.Н. Бунеев, Моя любимая Азбука, М., Баласс, 2006 г.

  3. Верхний Услон: край родной, навек любимый…, По городам и весям, 2001 г.

  4. М.Глухов – Ногайбек, Казанский ретро – лексикон, Казань, 2002 г.

  5. Татарский энциклопедический словарь, Казань, Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999 г.

  6. С.И. Ожегов, Словарь русского языка, М., Русский язык, 1983 г.

  7. Н.М. Шанский, Т.А. Бобров, Школьный этимологический словарь русского языка, М., Дрофа, 2000 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О чем может рассказать колокольня? icon Психоаналитическая теория депрессии
Прежде чем рассказать о самой этой теории и ее дальнейшем развитии — это является темой следующей статьи — необходимо показать, что...
О чем может рассказать колокольня? icon Г. Вольска Саратовской области
Более чем тысячелетняя история России — это один из наиболее ярких в мировой истории примеров живой культурной преемственности различных...
О чем может рассказать колокольня? icon Отчет по производственной практике 230201
Становится очевидным, что чем позже начать тестировать программную систему, тем выше риски, и тем менее надежной она может получиться....
О чем может рассказать колокольня? icon Если вы заинтересовались Боби Чичерило, вот его контактные данные:...
Он собирает журналы, у него есть очень ценные журналы, выпущенные еще в начале века. У боба имеется большая коллекция вещей, которые...
О чем может рассказать колокольня? icon Связана с миром слов: по образованию она филолог, владеет несколькими...
Что ей есть что сказать, о чем рассказать, и она знает, как донести свои мысли до читателя. Так появился новый автор, чьи романы,...
О чем может рассказать колокольня? icon Леонид саксон асфодель, часть III аксель, Кри и фея
Вам разве бывает холодно? — Этот голос был странным, не мужским и не женским. А может, он был просто чем-нибудь приглушён?
О чем может рассказать колокольня? icon Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова ран
Представляется, что человеческий разум должен свободно строить формы, прежде чем подтвердится их реальное существование Из голой...
О чем может рассказать колокольня? icon Программа вечера поэзии
Имя уникальную способность к разумному мышлению, каждый человек может выработать свое отношение к жизни. Размышляя о том, что такое...
О чем может рассказать колокольня? icon Основные механизмы конструирования идентичности нацменьшинствами украины в постсоветский период
Уют. Это может вызывать у личности ощущение социальной потери, психологической травмы и желание чем–то ее компенсировать. Именно...
О чем может рассказать колокольня? icon Мифы и реальность
Почему это заболевание считается неизлечимым? Да потому, что не определены причины его возникновения. И это немудрено, ибо многие...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции