Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений




Скачать 345.77 Kb.
Название Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений
страница 1/2
Дата публикации 24.09.2014
Размер 345.77 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Философия > Программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Всероссийский учебно-научно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

ПРОГРАММА

ПО БИОЭТИКЕ

ОБЩИЙ КУРС

для студентов высших медицинских учебных заведений

Москва

2001

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Всероссийский учебно-научно-методический Центр

по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н.Н.Володин



ПРОГРАММА
ПО БИОЭТИКЕ

ОБЩИЙ КУРС

для студентов высших медицинских учебных заведений

Москва ГОУ ВУНМЦ

2001
Учебная программа по биоэтике для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений подготовлена рабочей группой в составе:

Ю.М. Лопухин - акад. РАМН, директор НИИ физико-химической меди­цины МЗ РФ, Председатель этического комитета МЗ РФ, представитель РФ в Совете этических комитетов Совета Европы

А.Н. Бартко - к.ф.н., доцент кафедры философии и биомеднцинской эти­ки Московского медико-стоматологического университета

А.Я. Иванюшкин - к.м.н., доцент кафедры истории медицины и культуро­логии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доцент кафедры философии РАМН

Е.П. Михайловска-Карлова - д.ф.н., зав. кафедрой философии и биоме­дицинской этики Московского медико-стоматологического университета, акад. РАЕН

И.В. Силуянова - д.ф.н., профессор, зав. кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, член этического ко­митета РАМН

П.Д. Тищенко - к.ф.н., ст.н.с. Института философии РАН, доцент факуль­тета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова

Б.Г. Юдин - д.ф.н., профессор, и.о. директора Института человека РАН, заместитель председателя Российского Национального Комитета по биоэтике РАН, член бюро Международной ассоциации биоэтики (председатель региона Центральной и Восточной Европы), представитель РФ в руководящем Комитете по биоэтике Совета Европы.

В целях совершенствования программы замечания и предложения просим направлять в адрес Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 2, директор - П.А. Душенков).

© Составители, 2001

© ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биомедицинская этика - быстро развивающаяся область междисци­плинарных исследований. Проблемам биомедицинской этики посвящена деятельность крупных научных международных конференций и издается ряд специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике учреждены при национальных вра­чебных ассоциациях, а также при ряде международных организаций, та­ких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д. В 1996 году Сове­том Европы была принята Конвенция "О правах человека и биомедици­не". С вступлением в силу Конвенции принципы и положения биоэтики приобретают силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Рос­сию. Биомедицинская этика введена как обязательная медицинская дис­циплина в высших и средних медицинских учебных заведениях в боль­шинстве стран не только Северной Америки и Европы, но и Азии, Аф­рики и Латинской Америки. В решениях 4-ой конференции ВОЗ по про­блемам обучения биомедицинской этике (Женева, 1994 год) отмечено, что преподавание этой дисциплины должно быть не выборочным, но обя­зательным.

В 1976 году МЗ СССР была утверждена "Межкафедральная про­грамма по медицинской этике и деонтологии" для студентов высших ме­дицинских и фармацевтических учебных заведений, текстуально усовер­шенствованная в 1983 году. В "Межкафедральной программе" справедли­во предполагалось, что формирование морального сознания врачей и представителей других медицинских специальностей должно включать приобщение к нравственной традиции отечественной медицины, которое может быть осуществлено в период обучения на клинических кафедрах через непосредственную передачу морального опыта от учителей к уче­никам. Это положение остается верным и по сей день.

Существенным недостатком "Межкафедральной программы" явля­лось практически полное игнорирование ею научно-теоретического со­держания современной биомедицинской этики, концептуальный аппарат которой с начала 60-х годов получил развитие в трудах медиков, фило­софов, юристов, богословов и представителей других академических дис­циплин. Развитие биомедицинской этики было обусловлено революцион­ными достижениями в сфере высоких биомедицинских технологий, раз-

работкой концепции "смерти мозга" в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики (генодиагностика и ге-нотерапия) и т.д. Значительное влияние на развитие биоэтики как спе­циализированной теоретической дисциплины оказали идеи экологичес­кого и правозащитного движения.

Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на острейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Основополагающие положения биоэтики (такие, к примеру, как правило добровольного информированного согла­сия) составили теоретическое основание для сформировавшегося в по­следние десятилетия нового международно-признанного этического стан­дарта медицинской практики, нашедшего свое выражение в многочис­ленных документах международного права, национальных законода­тельствах (включая российское законодательство в области здравоохра­нения), этических кодексах и декларациях международных и националь­ных медицинских ассоциаций.

Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области современной биомедицинской этики негативно сказывается на имидже российского врача в глазах международного медицинского сооб­щества, ставит их в невыгодное положение по отношению к более подго­товленным в данной области зарубежным коллегам (например, при раз­работке совместных программ научного сотрудничества), негативно ска­зывается на проблеме конвертируемости дипломов, выдаваемых выпуск­никам российских медицинских вузов, препятствует формированию но­вых отношений в отечественном здравоохранении, более адекватно отве­чающих современным политико-экономическим условиям.

Перечисленные выше обстоятельства обусловливают насущную не­обходимость изучения пропедевтического курса "Общей биомедицинской этики", который позволит отечественным студентам медикам приобщить­ся к основам современных этических знаний применительно к области своей будущей профессиональной деятельности. Одновременно препода­вание биомедицинской этики окажется важнейшим шагом реформы всей системы преподавания общественных дисциплин в медицинских вузах, выступив связующим звеном между современным арсеналом гуманитар­ных знаний и реальными острейшими проблемами медицинской науки и практики.

Необходимо отметить наличие определенного опыта работы в дан­ном направлении. При поддержке руководства ведущих медицинских ву­зов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Самары, Волго­града и других городов с середины 90-х годов начато регулярное чтение элективных и обязательных курсов по биомедицинской этике. В чтении этих курсов задействованы представители разных специальностей - вра­чи, специалисты в области истории медицины, юристы, философы. Дан­ное обстоятельство выражает междисциплинарную специфику биомеди­цинской этики и полностью соответствует сложившейся международной практике преподавания дисциплины.

За последние годы в отечественной литературе появилось большое число публикаций ведущих отечественных медиков, философов, истори­ков медицины, богословов, юристов и преподавателей других специаль­ностей по проблемам современной биомедицинской этики.

Настоящая учебная программа "Биомедицинская этика. Общий курс" подготовлена рабочей группой под руководством академика РАМН, профессора Ю.М. Лопухина по инициативе Этического комитета МЗ РФ и Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ.

Программа предполагает двухуровневое преподавание медицинской этики будущим врачам и касается первого уровня - пропедевтического курса общетеоретической подготовки в данной области. Программа вто­рого уровня, конкретизирующая применение общетеоретических поло­жений к реалиям научной и практической деятельности в различных об­ластях практической медицины, должна быть разработана позднее.

Программа "Биомедицинская этика. Общий курс" является обобще­нием опыта преподавания этой дисциплины в четырех московских меди­цинских вузах - Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (кафедра истории медицины и культурологии - зав. кафедрой акад. РАМН, профессор А.М. Сточик), Российском государственном медицинском университете (кафедра биомедицинской этики – зав. кафедрой профессор И. В. Силуянова. Московском медико-стоматологическом университете (кафедра философии и биомедицинской этики – зав. Кафедрой профессор Е.П. Михайловска-Карлова) и на факультете фунда­ментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова (декан - профессор О.С. Медведев).
Структура программы отражает традиции преподавания биомедицинской этики, сложившиеся в мировой и отечественной практике, а также соответствуют обычному плану изложения соответствующих оте­чественных и зарубежных учебников и учебных пособий. Включение некоторых конкретных тем в "Общий курс" оправдано традицией препо­давания и тем обстоятельством, что развитие концептуальных основ био­этики всегда было связано с обсуждением и разработкой морально обос­нованных подходов к решению некоторых специфических проблем ме­дицинской науки и практики. Именно моральные проблемы репродукции, генетики, трансплантологии, ухода за умирающими пациентами, эвтана­зии, прав психиатрических больных и больных СПИДом в разное время оказывались в центре внимания н стимулировали теоретическое развитие биомедицинской этики.

Программа "Биомедицинская этика. Общий курс" включают осве­щение девяти тем и рассчитана на 36 часов (18 часов - лекционных, 18 -семинарских).

В соответствии с утвержденными учебными планами (март 2000 г.) преподавание биоэтики должно осуществляться:

Факультет

Семестр

Всего Часов


В том

числе *

Зачет,

семестр

семестр

Экзамен, семестр

л

П/З

Лечебный

2

36

18

18

2



Педиатрический

2

36

18

18

2

-

Медико-

профилактический

2

36

18

I8

2

-

Фармацевтический

2

36

18

18

2

_

Стоматологический

4

38

19

19

4

-

*Л - лекции,

П/3 - практические занятия.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

которые должен получить студент, пройдя курс биоэтики

Студент должен знать:

  1. Историю биомедицинской этики.

Теоретические основы биомедицинской этики.

  1. Основные правила биомедицинской этики.

  2. Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

  3. "Конвенцию о правах человека и биомедицине" (Совет Европы, 1997).

  4. Клятву врача ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", ст. 60).

  5. Права и моральные обязательства врача.

  6. Права пациентов.

  7. Моральные нормы внутрипрофессиональных взаимоотношений.

  8. Этические принципы проведения эксперимента на животных.

  9. Существо моральных проблем медицинской генетики.

  10. Существо моральных проблем трансплантации органов и тка­ней человека.

  11. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционны­ми заболеваниями и со СПИДом.

  12. Особенности морально-этических отношений в психиатрии.

  13. Моральные основы предпринимательской деятельности в меди­цине.


Студент должен уметь:


  1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться
    интересами пациентов.

  2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора
    и свободу действий.

  3. Защищать неприкосновенность частной жизни, как основу человеческого достоинства пациентов.

  4. Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).

  5. Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

  6. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и
    родственниками больных людей.

  7. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.

  8. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Название темы

Часы

П/П




Лекции

Семинары




  1. Медицинская этика. 2 2

История биомедицинской этики.

  1. Теоретические основы биомедицинской этики. 2 2

Основные этические теории и принципы

биомедицинской этики.

  1. Основные правила биомедицинской этики. 2 2

Права и моральные обязательства врачей.

Права пациентов.

  1. Основные модели взаимоотношения врачей 2 2 и пациентов. Этика профессионального

взаимодействия в медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения

клинических испытаний и экспериментов на человеке.

Моральные принципы проведения экспериментов

на животных.

  1. Медицинские вмешательства в репродукцию 2 2

человека. Моральные проблемы медицинской

генетики.

  1. Смерть и умирание. Моральные проблемы 2 2

трансплантации органов и тканей.

  1. Эпидемиология и этика. 2 2

СПИД - морально-этические проблемы.

  1. Этика в психиатрии и психотерапии 2 2

  2. Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения. 2 2

ВСЕГО: 18 18


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Медицина и этика. История биомедицинской этики

Нравственное измерение человеческого бытия и нравственная мотивация врачебной деятельности. Гуманистическая специфика меди­цинской науки и практики. Конфликт цели и средства в биомедицинской науке. Профессионализм и профессиональная ответственность.

Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль. Религиозные и фило­софские истоки биомедицинской этики. Особенности: биомедицинской этики как профессиональной этики. Проблема научного статуса профес­сиональной этики.

Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социаль­ное доверие к профессии; моральные добродетели врача.

Врачебная этика и христианские ценности милосердия, добротолюбия и сострадания.

Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпо­ративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля (конец XVIII века).

Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравст­венные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач". Пироговские съезды.

Медицинская этика в СССР. Социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины. Проблемы медицинской эти­ки в трудах НА. Семашко и Н.Н. Петрова. Концепция медицинской де­онтологии. Присяга врача Советского Союза 1971 года.

Клятва врача 1999 года ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), ст. 60).

Злоупотребление в медицине нацистской Германии. Суд над наци­стскими медиками. Нюрнбергский кодекс. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах.

Всемирная медицинская ассоциация (ВМА и ее документы по медицинской этике.

Современные биомедицинские технологии и новые ситуации мо­рального выбора. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека. Концепция фундаментальных прав человека. Мо­ральные конфликты в современной биомедицине. Биомедицинская этика и нравственное самосознание медицинского сообщества. Основопола­гающие документы биомедицинской этики. Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года.
Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

Структура и уровни этического знания: теория, принципы, прави­ла, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбо­ра. Свобода воли, совести и творчества.

Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приорите­тов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора). Потребности, способности и интересы. Моральные ценности и научное знание. Мораль и право. Санкции в праве и санкции в морали. Институционализация биомедицинской этики. Нравственная культура как основа врачебного профессионализма.

Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоре­тической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике.

Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное созна­ние. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными про­блемами современной медицины.

Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм). Теория обще­ственного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств prima facie У.Д. Росса. Современ­ные этические теории: либеральные и консервативные тенденции в эти­ке.

Учение о добре в русской философской традиции (Вл. Соловьев). Специфическая роль литературы в формировании отечественного нрав­ственного сознания (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов, В.В.Ве­ресаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын и др.).

Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной про­фессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Понятие "биоэтики" в концепции В.Р. Поггера и его эволюция в современной биомедицине. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Этика как наука и этика биомеди­цинской этики. Основные аспекты биомедицинской этики как междис­циплинарной области. Взаимоотношения биомедицинской этики с фило­софией, клиническими и медико-профилактическими дисциплинами, ме­дицинской социологией, психологией, правом, естественными науками и богословием.

Этическая теория и биомедицинская этика. Нормативная и де­скриптивная этика. Роль этических кодексов и принципов в медицинской практике.

Принцип "делай благо!" - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.

Принцип "не навреди!" - ответственность за бездействие и за не­правильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия дей­ствия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классифи­кация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Про­блема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.

Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономия). Уважение автономии пациента: по­лучение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помогли, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их прове­дением ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов). Тради­ционный медицинский патернализм (сильный и слабый). "Суррогатное" принятие решения и его правила.

Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливо­сти. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибу­тивная справедливость). Проблема справедливости в русской философс­кой традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справед­ливости (Дж. Ролус, Р. Нозик).

Основные правила биомедицинской этики.

Права и моральные обязательства врачей.

Права пациентов

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.

Право пациента на информацию и обязанность врача и исследо­вателей информировать. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетент­ного и некомпетентного больного.

Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Пра­вомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытания. "Суррогатное согласие" для некомпетентного па­циента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациен­тов (подростки и т.д.).

Врачебная тайна (правило конфиденциальности).

Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Эти­ческие аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. "Естественная", "обещанная" и "профессиональная" тайна. Правило кон­фиденциальности в условиях специализации и компьютеризации совре­менной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденци­альность и общение с родственниками больного. Анонимность медицин­ской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответствен­ность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.

Правило правдивости.

Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правди­вым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. "Святая ложь". Плацебо. Право пациента на получение правди­вой информации.

Правило уважения неприкосновенности частной жизни.

Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологичес­ких экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия

в медицине и научной деятельности.

Морально-этические проблемы проведения

клинических испытаний и экспериментов на человеке.

Моральные принципы проведения экспериментов на животных

Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Инженер­ная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель ост­рого, хронического и терминального состояния).

Медико-этические особенности оказания основных видов меди­цинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитацион­ная, консультативная, профилактическая). Этические особенности дея­тельности организаторов здравоохранения, фармацевтов, провизоров и вспомогательного медицинского персонала.

Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.). Врачебная ошибка и несчастный случай. Соотношение этиче­ского и юридического аспектов. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам. Проблема возмещения нанесен­ного пациенту ущерба. Страхование врачебных ошибок. История понятия ятрогении и его современный смысл.

Человек и болезнь. Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Врач и общество. Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи: обсле­дования, постановки диагноза, назначения лечения, осуществления меди­цинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилита­ционных и профилактических назначений. Слово врача как лечебный фактор.

Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых в про­цессе врачевания и научного исследования. Моральный климат меди­цинского коллектива. Партнерство, "моральный дух команды" и личная ответственность. Забота о профессиональном авторитете, имидже про­фессии - моральный долг врача.

Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и прин­ципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автоно­мия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина. Про­блема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке колле­га: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обуче­ния у постели больного.

Кодекс сословной чести как, обычай и как писаный свод правил. Суды чести (исторический аспект). Консилиум: прошлое и настоящее. Консилиум и врачебная тайна. Консилиум в условиях частной практики. Консилиум и риск ятрогении (полипрагмазия).

Моральные проблемы взаимоотношения с врачами-гомеопатами, отношение к целителям и другим представителям "альтернативной" медицины.

Этические аспекты взаимоотношений врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических уч­реждениях. Реформа сестринского дела в России. Современная филосо­фия сестринского дела.

Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этические комитеты в здравоохранении. История создания и основные направления деятельности. Исследовательские и больничные этические комитеты.

Этика ученых. Моральные аспекты взаимоотношения научного ру­ководителя и его учеников. Этические аспекты соавторства.

"Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке. Научная обоснованность осуществления эксперимента или ис­пытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и "не навреди" при проведении биомедицинских экспериментов. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на челове­ке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по науч­ным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтиче­ские и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты. Роль исследо­вательских этических комитетов при проведении исследований на чело­веке. Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрио­нах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер возна­граждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных пуб­ликаций результатов испытаний и экспериментов.

Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное со­держание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, исполь­зование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных. Этика от­ношения к лабораторным животным в практике преподавания.

Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики

Медицинские вмешательства в репродукцию человека: историче­ский, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Репро­дуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права.

Аборт и его виды. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, кон­сервативный и умеренный подходы к проблеме аборта.

Морально-этические проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация. Этическое регулирование стерилизации (ин­формированное согласие, конфиденциальность и т.д.). Контрацепция, стерилизация и религиозная мораль.

Бесплодие. Способы искусственного оплодотворения. Гетерологическая и гомологическая инсеминация. Технология экстракорпорального оплодотворения с последующим переносом эмбриона (ЭКО и ПЭ) и но­вые этические проблемы медицины. Дебаты вокруг проблем донации га­мет. "Суррогатное материнство". Искусственное оплодотворение и ятрогенный риск. Здоровье детей. Несовпадение биологического и социально­го родительства и проблема идентификации личности ребенка, право ребенка знать своих родителей.

Морально-этические проблемы пренатальной диагностики. Про­блема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Мо­рально обоснованный выбор в условиях неопределенности диагноза. Ди­рективная и недирективная модель врачебного консультирования по ре­зультатам пренатальной диагностики. Этические проблемы неонатологии.

Моральные проблемы установления критерия новорожденности. Этические нормы выхаживания недоношенных детей. Проблема эвтана­зии новорожденных с тяжелыми пороками развития.

Этические проблемы сексологии и сексопатологии.

Специфика моральных проблем медицинской генетики. Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия в ме­дицинской генетике. Кодирование, анонимизация и неидентифицируе­мость медико-генетической информации. Стигматизирующий характер генетического диагноза. Этические проблемы применения методов, ис­пользуемых медициной для диагностики и коррекции генетических на­рушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.). Моральные аспекты медико-генетичес­кого консультирования (директивная и недирективная модели).

Генетическая информация как собственность. Моральные пробле­мы реализации международного проекта "Геном человека". Патентование генов. Старые и новые варианты евгеники. Позитивная и негативная евгеника. Этические принципы генодиагностики и генетической терапии и инженерии. "Право знать" и "право не знать" генетический диагноз.

Медицинская генетика и криминалистика. Моральные аспекты генетических методов идентификации личности.

Проблема клонирования человека. Два подхода к проблеме: в США и Европе.
Смерть и умирание.

Моральные проблемы трансплантации органов и тканей

История отношения врача к умирающему больному. Успехи ане­стезиологии, реаниматологии и неврологии. Проблема критериев и дефи­ниции смерти. Смерть мозга: медицинские, философские, морально-этические, социальные и юридические проблемы. Значение профессио­нальной независимости врачей при диагностике смерти мозга.

Медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиа­тивной медицины. Актуальные проблемы компетентности и профессиональной подготовки врачей и медсестер. История, философия и органи­зационные принципы хосписа. Роль волонтеров. Поддержка близких уми­рающего больного. Проблемы и трудности развития служб паллиативной медицины в России. Споры вокруг понятия "право на смерть". Качество жизни умирающего. Страх смерти. Преодоление страха смерти как нрав­ственная и психотерапевтическая задача. Этические аспекты лечения хронической боли. Ординарные и экстраординарные методы лечения. На­чало и остановка жизнеспасающего и жизнеподдерживающего лечения.

История проблемы эвтаназии. Вопросы терминологии. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. Тенденция отказа от термина "пассив­ная эвтаназия". Активная, добровольная эвтаназия: "за" и "против". Ак­тивная эвтаназия как прямая и непрямая (смерть - побочное действие обезболивания).

Этико-правовые аспекты аутопсии. Допустимость аутопсии: модель презумпции согласия и презумпции несогласия. Обязательная аутопсия. Патологоанатомическое вскрытие и религиозная мораль. Аутопсия и за­кон.

Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров. Донорство как альтруистическая, осознанная, добро­вольная жертва ближнему. Правило пропорциональности в транспланто­логии. Эксперимент в трансплантологии.

Моральные проблемы пересадки органов и тканей от трупов. Трансплантология и проблема дефиниции смерти. Типы забора органов от трупов и связанные с ними моральные проблемы (рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия или добровольного инфор­мированного согласия). Проблема справедливости распределения ресур­сов донорских органов. Медицинские критерии распределения (гистосовместимость, неотложность, очередность). Необходимость финансовой ор­ганизационной независимости в работе медицинских бригад, ставящих диагноз смерти мозга, забирающих органы и совершающих транспланта­цию.

Тенденции коммерциализации в трансплаталогии. Моральные ог­раничения на торговлю органами и тканями для пересадок.

Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти). Этика реципиента.

Моральные проблемы пересадки фетальных органов и тканей.

Моральные проблемы ксенотранспланталогии. Проблема оценки риска ксенотрансплантаций. Проблемы разработки искусственных орга­нов.

Эпидемиология и этика.

СПИД - морально-этические проблемы
Эпидемиология и права человека. Право на благоприятную среду обитания. Право на эпидемиологическую информацию, ответственность за эпидемиологическую дезинформацию. Проблема защиты конфиденци­ального характера информации, получаемой в ходе эпидемиологических исследований. Право на возмещение ущерба в результате нарушения ги­гиенических нормативов, санитарных правил и т.д.

Инфекционные болезни как потенциальный источник социаль­ной опасности. Профилактические и противоэпидемические мероприя­тия. Высокая эпидемиологическая опасность как основание недоброволь­ной госпитализации инфекционных больных (чума, холера, дифтерия, полиомиелит и др.). Вынужденные ограничения прав человека в соответ­ствии с законом. Минимизация ущерба при проведении профилактичес­ких и противоэпидемических мер.

Социокультурный контекст истории иммунопрофилактики. Поня­тие профилактических прививок. Этическое правило пропорционально­сти как регулятор практики иммунопрофилактики. Опасность заболева­ния инфекционной болезнью против риска поствакцинальных осложне­ний. Добровольность и обязательность вакцинации. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. Морально-этические проблемы венерологии. Необходимость и допустимые ограничения ано­нимности в диагностике и лечении.

СПИД как глобальная проблема современности. Два подхода в
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon Психологию
...
Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon Учебное пособие для студентов вузов
Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено...
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: "Феникс", 2003....
Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon Сфера
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon Учебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon Психиатрия Москва "Медицина"
Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских...
Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon Учебник допущено Министерством образования Российской Федерации в...
Учебник предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих политические и психологические науки
Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon И. Н. Смирнов, В. Ф. Титов
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...
Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской...
Рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также...
Программа по биоэтике общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений icon Эриашвили Н. Д. Э77 Финансовое право: Учебник для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции