Скачать 345.77 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию ПРОГРАММА ПО БИОЭТИКЕ ОБЩИЙ КУРС для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2001 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию УТВЕРЖДАЮ Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н.Н.Володин ПРОГРАММА ПО БИОЭТИКЕ ОБЩИЙ КУРС для студентов высших медицинских учебных заведений Москва ГОУ ВУНМЦ 2001 Учебная программа по биоэтике для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений подготовлена рабочей группой в составе: Ю.М. Лопухин - акад. РАМН, директор НИИ физико-химической медицины МЗ РФ, Председатель этического комитета МЗ РФ, представитель РФ в Совете этических комитетов Совета Европы А.Н. Бартко - к.ф.н., доцент кафедры философии и биомеднцинской этики Московского медико-стоматологического университета А.Я. Иванюшкин - к.м.н., доцент кафедры истории медицины и культурологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, доцент кафедры философии РАМН Е.П. Михайловска-Карлова - д.ф.н., зав. кафедрой философии и биомедицинской этики Московского медико-стоматологического университета, акад. РАЕН И.В. Силуянова - д.ф.н., профессор, зав. кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета, член этического комитета РАМН П.Д. Тищенко - к.ф.н., ст.н.с. Института философии РАН, доцент факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова Б.Г. Юдин - д.ф.н., профессор, и.о. директора Института человека РАН, заместитель председателя Российского Национального Комитета по биоэтике РАН, член бюро Международной ассоциации биоэтики (председатель региона Центральной и Восточной Европы), представитель РФ в руководящем Комитете по биоэтике Совета Европы. В целях совершенствования программы замечания и предложения просим направлять в адрес Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (107564, г. Москва, ул. Лосиноостровская, 2, директор - П.А. Душенков). © Составители, 2001 © ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биомедицинская этика - быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. Проблемам биомедицинской этики посвящена деятельность крупных научных международных конференций и издается ряд специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике учреждены при национальных врачебных ассоциациях, а также при ряде международных организаций, таких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д. В 1996 году Советом Европы была принята Конвенция "О правах человека и биомедицине". С вступлением в силу Конвенции принципы и положения биоэтики приобретают силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Россию. Биомедицинская этика введена как обязательная медицинская дисциплина в высших и средних медицинских учебных заведениях в большинстве стран не только Северной Америки и Европы, но и Азии, Африки и Латинской Америки. В решениях 4-ой конференции ВОЗ по проблемам обучения биомедицинской этике (Женева, 1994 год) отмечено, что преподавание этой дисциплины должно быть не выборочным, но обязательным. В 1976 году МЗ СССР была утверждена "Межкафедральная программа по медицинской этике и деонтологии" для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, текстуально усовершенствованная в 1983 году. В "Межкафедральной программе" справедливо предполагалось, что формирование морального сознания врачей и представителей других медицинских специальностей должно включать приобщение к нравственной традиции отечественной медицины, которое может быть осуществлено в период обучения на клинических кафедрах через непосредственную передачу морального опыта от учителей к ученикам. Это положение остается верным и по сей день. Существенным недостатком "Межкафедральной программы" являлось практически полное игнорирование ею научно-теоретического содержания современной биомедицинской этики, концептуальный аппарат которой с начала 60-х годов получил развитие в трудах медиков, философов, юристов, богословов и представителей других академических дисциплин. Развитие биомедицинской этики было обусловлено революционными достижениями в сфере высоких биомедицинских технологий, раз- работкой концепции "смерти мозга" в неврологии и реаниматологии, фундаментальными открытиями в трансплантологии, психофармакологии, в области экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона, молекулярной биологии и медицинской генетики (генодиагностика и ге-нотерапия) и т.д. Значительное влияние на развитие биоэтики как специализированной теоретической дисциплины оказали идеи экологического и правозащитного движения. Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на острейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Основополагающие положения биоэтики (такие, к примеру, как правило добровольного информированного согласия) составили теоретическое основание для сформировавшегося в последние десятилетия нового международно-признанного этического стандарта медицинской практики, нашедшего свое выражение в многочисленных документах международного права, национальных законодательствах (включая российское законодательство в области здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций. Отсутствие систематического образования отечественных врачей в области современной биомедицинской этики негативно сказывается на имидже российского врача в глазах международного медицинского сообщества, ставит их в невыгодное положение по отношению к более подготовленным в данной области зарубежным коллегам (например, при разработке совместных программ научного сотрудничества), негативно сказывается на проблеме конвертируемости дипломов, выдаваемых выпускникам российских медицинских вузов, препятствует формированию новых отношений в отечественном здравоохранении, более адекватно отвечающих современным политико-экономическим условиям. Перечисленные выше обстоятельства обусловливают насущную необходимость изучения пропедевтического курса "Общей биомедицинской этики", который позволит отечественным студентам медикам приобщиться к основам современных этических знаний применительно к области своей будущей профессиональной деятельности. Одновременно преподавание биомедицинской этики окажется важнейшим шагом реформы всей системы преподавания общественных дисциплин в медицинских вузах, выступив связующим звеном между современным арсеналом гуманитарных знаний и реальными острейшими проблемами медицинской науки и практики. Необходимо отметить наличие определенного опыта работы в данном направлении. При поддержке руководства ведущих медицинских вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, Самары, Волгограда и других городов с середины 90-х годов начато регулярное чтение элективных и обязательных курсов по биомедицинской этике. В чтении этих курсов задействованы представители разных специальностей - врачи, специалисты в области истории медицины, юристы, философы. Данное обстоятельство выражает междисциплинарную специфику биомедицинской этики и полностью соответствует сложившейся международной практике преподавания дисциплины. За последние годы в отечественной литературе появилось большое число публикаций ведущих отечественных медиков, философов, историков медицины, богословов, юристов и преподавателей других специальностей по проблемам современной биомедицинской этики. Настоящая учебная программа "Биомедицинская этика. Общий курс" подготовлена рабочей группой под руководством академика РАМН, профессора Ю.М. Лопухина по инициативе Этического комитета МЗ РФ и Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ. Программа предполагает двухуровневое преподавание медицинской этики будущим врачам и касается первого уровня - пропедевтического курса общетеоретической подготовки в данной области. Программа второго уровня, конкретизирующая применение общетеоретических положений к реалиям научной и практической деятельности в различных областях практической медицины, должна быть разработана позднее. Программа "Биомедицинская этика. Общий курс" является обобщением опыта преподавания этой дисциплины в четырех московских медицинских вузах - Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (кафедра истории медицины и культурологии - зав. кафедрой акад. РАМН, профессор А.М. Сточик), Российском государственном медицинском университете (кафедра биомедицинской этики – зав. кафедрой профессор И. В. Силуянова. Московском медико-стоматологическом университете (кафедра философии и биомедицинской этики – зав. Кафедрой профессор Е.П. Михайловска-Карлова) и на факультете фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова (декан - профессор О.С. Медведев). Структура программы отражает традиции преподавания биомедицинской этики, сложившиеся в мировой и отечественной практике, а также соответствуют обычному плану изложения соответствующих отечественных и зарубежных учебников и учебных пособий. Включение некоторых конкретных тем в "Общий курс" оправдано традицией преподавания и тем обстоятельством, что развитие концептуальных основ биоэтики всегда было связано с обсуждением и разработкой морально обоснованных подходов к решению некоторых специфических проблем медицинской науки и практики. Именно моральные проблемы репродукции, генетики, трансплантологии, ухода за умирающими пациентами, эвтаназии, прав психиатрических больных и больных СПИДом в разное время оказывались в центре внимания н стимулировали теоретическое развитие биомедицинской этики. Программа "Биомедицинская этика. Общий курс" включают освещение девяти тем и рассчитана на 36 часов (18 часов - лекционных, 18 -семинарских). В соответствии с утвержденными учебными планами (март 2000 г.) преподавание биоэтики должно осуществляться:
*Л - лекции, П/3 - практические занятия. ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, которые должен получить студент, пройдя курс биоэтики Студент должен знать:
Теоретические основы биомедицинской этики.
Студент должен уметь:
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
История биомедицинской этики.
Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.
Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов.
взаимодействия в медицине и научной деятельности. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных.
человека. Моральные проблемы медицинской генетики.
трансплантации органов и тканей.
СПИД - морально-этические проблемы.
ВСЕГО: 18 18 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Медицина и этика. История биомедицинской этики Нравственное измерение человеческого бытия и нравственная мотивация врачебной деятельности. Гуманистическая специфика медицинской науки и практики. Конфликт цели и средства в биомедицинской науке. Профессионализм и профессиональная ответственность. Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи и мораль. Религиозные и философские истоки биомедицинской этики. Особенности: биомедицинской этики как профессиональной этики. Проблема научного статуса профессиональной этики. Этика Гиппократа (V-IV вв. до н.э.): гуманность (филантропия); заповеди благодеяния и не причинения вреда; врачебная тайна, социальное доверие к профессии; моральные добродетели врача. Врачебная этика и христианские ценности милосердия, добротолюбия и сострадания. Медицинская этика в зарубежных странах в Новое время, Корпоративно-сословная медицинская этика Т. Персиваля (конец XVIII века). Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Нравственные установки земской медицины. Этические идеи в трудах А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова. Вопросы врачебной этики в газете В.А. Манассеина "Врач". Пироговские съезды. Медицинская этика в СССР. Социальный и морально-этический контекст достижений советской медицины. Проблемы медицинской этики в трудах НА. Семашко и Н.Н. Петрова. Концепция медицинской деонтологии. Присяга врача Советского Союза 1971 года. Клятва врача 1999 года ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), ст. 60). Злоупотребление в медицине нацистской Германии. Суд над нацистскими медиками. Нюрнбергский кодекс. Антигуманное использование медицины в XX веке в других странах. Всемирная медицинская ассоциация (ВМА и ее документы по медицинской этике. Современные биомедицинские технологии и новые ситуации морального выбора. Техногенная культура и проблема защиты жизни и достоинства человека. Концепция фундаментальных прав человека. Моральные конфликты в современной биомедицине. Биомедицинская этика и нравственное самосознание медицинского сообщества. Основополагающие документы биомедицинской этики. Конвенция Совета Европы "О правах человека и биомедицине" 1996 года. Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики. Структура и уровни этического знания: теория, принципы, правила, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Проблема основания морального выбора: божественное откровение, природная очевидность, социальный договор, этический императив. Личность в ситуации нравственного выбора. Свобода воли, совести и творчества. Характер и основные виды этических конфликтов в современной биомедицине (конфликты на уровне ценностных установок и приоритетов, моральных принципов и правил, уникального нравственного выбора). Потребности, способности и интересы. Моральные ценности и научное знание. Мораль и право. Санкции в праве и санкции в морали. Институционализация биомедицинской этики. Нравственная культура как основа врачебного профессионализма. Основные этапы истории этики в ее отношении к развитию теоретической и практической медицины. Онтоцентризм и антропоцентризм в этике. Идеалистическо-деонтологическое, религиозное моральное сознание. Учение о моральном долге И. Канта, и его связь с моральными проблемами современной медицины. Теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты. Утилитаристские концепции блага, принцип полезности (Юм, Бентам, Миль Дж.С, современный американский утилитаризм). Теория общественного договора и ее развитие в современных теориях медицинской этики. Теория моральных обязательств prima facie У.Д. Росса. Современные этические теории: либеральные и консервативные тенденции в этике. Учение о добре в русской философской традиции (Вл. Соловьев). Специфическая роль литературы в формировании отечественного нравственного сознания (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов, В.В.Вересаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын и др.). Факторы, обусловливающие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в современную биомедицинскую этику. Понятие "биоэтики" в концепции В.Р. Поггера и его эволюция в современной биомедицине. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики. Этика как наука и этика биомедицинской этики. Основные аспекты биомедицинской этики как междисциплинарной области. Взаимоотношения биомедицинской этики с философией, клиническими и медико-профилактическими дисциплинами, медицинской социологией, психологией, правом, естественными науками и богословием. Этическая теория и биомедицинская этика. Нормативная и дескриптивная этика. Роль этических кодексов и принципов в медицинской практике. Принцип "делай благо!" - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента. Принцип "не навреди!" - ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классификация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Проблема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств. Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия автономия). Уважение автономии пациента: получение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помогли, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их проведением ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов). Традиционный медицинский патернализм (сильный и слабый). "Суррогатное" принятие решения и его правила. Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливости. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибутивная справедливость). Проблема справедливости в русской философской традиции (Вл. Соловьев, Ив. Ильин). Современные теории справедливости (Дж. Ролус, Р. Нозик). Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике. Право пациента на информацию и обязанность врача и исследователей информировать. Элементы информированного согласия: компетентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добровольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетентного и некомпетентного больного. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Правомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов и испытуемых, отзыв согласия или отказ от медицинской процедуры или участия в испытания. "Суррогатное согласие" для некомпетентного пациента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов (подростки и т.д.). Врачебная тайна (правило конфиденциальности). Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. "Естественная", "обещанная" и "профессиональная" тайна. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденциальность и общение с родственниками больного. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответственность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности. Правило правдивости. Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. "Святая ложь". Плацебо. Право пациента на получение правдивой информации. Правило уважения неприкосновенности частной жизни. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни. Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности. Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных Патернализм и антипатернализм в современной медицине. Инженерная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов по Р. Витчу. Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель острого, хронического и терминального состояния). Медико-этические особенности оказания основных видов медицинской помощи (скорая и неотложная, стационарная, реабилитационная, консультативная, профилактическая). Этические особенности деятельности организаторов здравоохранения, фармацевтов, провизоров и вспомогательного медицинского персонала. Проблема врачебной ошибки. История вопроса. Классификация ошибок (диагностические, тактические, организационные, деонтологические и т.д.). Врачебная ошибка и несчастный случай. Соотношение этического и юридического аспектов. Причины возрастания в современной медицине претензий пациентов к врачам. Проблема возмещения нанесенного пациенту ущерба. Страхование врачебных ошибок. История понятия ятрогении и его современный смысл. Человек и болезнь. Здоровье: стиль и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Врач и общество. Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами на различных этапах оказания медицинской помощи: обследования, постановки диагноза, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений. Слово врача как лечебный фактор. Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых в процессе врачевания и научного исследования. Моральный климат медицинского коллектива. Партнерство, "моральный дух команды" и личная ответственность. Забота о профессиональном авторитете, имидже профессии - моральный долг врача. Профессиональная этика и этикет. Правила хорошего тона и принципы деловых отношений. Репутация врачей. Профессиональная автономия. Автономия врача или ученого и административная дисциплина. Проблема коллегиальности и корпоративности. Отношение к ошибке коллега: этический и юридический аспекты. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обучения у постели больного. Кодекс сословной чести как, обычай и как писаный свод правил. Суды чести (исторический аспект). Консилиум: прошлое и настоящее. Консилиум и врачебная тайна. Консилиум в условиях частной практики. Консилиум и риск ятрогении (полипрагмазия). Моральные проблемы взаимоотношения с врачами-гомеопатами, отношение к целителям и другим представителям "альтернативной" медицины. Этические аспекты взаимоотношений врачей с медицинскими сестрами и другими специалистами в лечебно-профилактических учреждениях. Реформа сестринского дела в России. Современная философия сестринского дела. Межличностные, внутригрупповые и межгрупповые моральные конфликты. Пути их разрешения и формы предупреждения. Этические комитеты в здравоохранении. История создания и основные направления деятельности. Исследовательские и больничные этические комитеты. Этика ученых. Моральные аспекты взаимоотношения научного руководителя и его учеников. Этические аспекты соавторства. "Нюрнбергский кодекс" и "Хельсинская декларация" Всемирной медицинской ассоциации как основополагающие источники современных моральных норм проведения экспериментов и клинических испытании на человеке. Научная обоснованность осуществления эксперимента или испытания как фундаментальный моральный принцип. Принципы уважения автономии личности и "не навреди" при проведении биомедицинских экспериментов. Правило добровольного информированного согласия как необходимое условие проведения испытаний и экспериментов на человеке. Суррогатное согласие. Проблема не раскрытия информации по научным основаниям (исследования с использованием плацебо). Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследования. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты. Роль исследовательских этических комитетов при проведении исследований на человеке. Проблемы проведения испытаний и исследований на пре-эмбрионах, эмбрионах и плодах человека, детях, недееспособных пациентах, заключенных, военнослужащих. Этическая допустимость и размер вознаграждения испытуемым за участие в эксперименте. Этика научных публикаций результатов испытаний и экспериментов. Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное содержание. Моральный смысл обезболивания. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, использование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных. Этика отношения к лабораторным животным в практике преподавания. Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики Медицинские вмешательства в репродукцию человека: исторический, социальный, моральный, правовой и религиозный контекст. Репродуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права. Аборт и его виды. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Движение за запрет абортов. Автономия беременной женщины и право плода на жизнь. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта. Морально-этические проблемы контрацепции. Принудительная и добровольная стерилизация. Этическое регулирование стерилизации (информированное согласие, конфиденциальность и т.д.). Контрацепция, стерилизация и религиозная мораль. Бесплодие. Способы искусственного оплодотворения. Гетерологическая и гомологическая инсеминация. Технология экстракорпорального оплодотворения с последующим переносом эмбриона (ЭКО и ПЭ) и новые этические проблемы медицины. Дебаты вокруг проблем донации гамет. "Суррогатное материнство". Искусственное оплодотворение и ятрогенный риск. Здоровье детей. Несовпадение биологического и социального родительства и проблема идентификации личности ребенка, право ребенка знать своих родителей. Морально-этические проблемы пренатальной диагностики. Проблема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Морально обоснованный выбор в условиях неопределенности диагноза. Директивная и недирективная модель врачебного консультирования по результатам пренатальной диагностики. Этические проблемы неонатологии. Моральные проблемы установления критерия новорожденности. Этические нормы выхаживания недоношенных детей. Проблема эвтаназии новорожденных с тяжелыми пороками развития. Этические проблемы сексологии и сексопатологии. Специфика моральных проблем медицинской генетики. Проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия в медицинской генетике. Кодирование, анонимизация и неидентифицируемость медико-генетической информации. Стигматизирующий характер генетического диагноза. Этические проблемы применения методов, используемых медициной для диагностики и коррекции генетических нарушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.). Моральные аспекты медико-генетического консультирования (директивная и недирективная модели). Генетическая информация как собственность. Моральные проблемы реализации международного проекта "Геном человека". Патентование генов. Старые и новые варианты евгеники. Позитивная и негативная евгеника. Этические принципы генодиагностики и генетической терапии и инженерии. "Право знать" и "право не знать" генетический диагноз. Медицинская генетика и криминалистика. Моральные аспекты генетических методов идентификации личности. Проблема клонирования человека. Два подхода к проблеме: в США и Европе. Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей История отношения врача к умирающему больному. Успехи анестезиологии, реаниматологии и неврологии. Проблема критериев и дефиниции смерти. Смерть мозга: медицинские, философские, морально-этические, социальные и юридические проблемы. Значение профессиональной независимости врачей при диагностике смерти мозга. Медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиативной медицины. Актуальные проблемы компетентности и профессиональной подготовки врачей и медсестер. История, философия и организационные принципы хосписа. Роль волонтеров. Поддержка близких умирающего больного. Проблемы и трудности развития служб паллиативной медицины в России. Споры вокруг понятия "право на смерть". Качество жизни умирающего. Страх смерти. Преодоление страха смерти как нравственная и психотерапевтическая задача. Этические аспекты лечения хронической боли. Ординарные и экстраординарные методы лечения. Начало и остановка жизнеспасающего и жизнеподдерживающего лечения. История проблемы эвтаназии. Вопросы терминологии. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. Тенденция отказа от термина "пассивная эвтаназия". Активная, добровольная эвтаназия: "за" и "против". Активная эвтаназия как прямая и непрямая (смерть - побочное действие обезболивания). Этико-правовые аспекты аутопсии. Допустимость аутопсии: модель презумпции согласия и презумпции несогласия. Обязательная аутопсия. Патологоанатомическое вскрытие и религиозная мораль. Аутопсия и закон. Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров. Донорство как альтруистическая, осознанная, добровольная жертва ближнему. Правило пропорциональности в трансплантологии. Эксперимент в трансплантологии. Моральные проблемы пересадки органов и тканей от трупов. Трансплантология и проблема дефиниции смерти. Типы забора органов от трупов и связанные с ними моральные проблемы (рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия или добровольного информированного согласия). Проблема справедливости распределения ресурсов донорских органов. Медицинские критерии распределения (гистосовместимость, неотложность, очередность). Необходимость финансовой организационной независимости в работе медицинских бригад, ставящих диагноз смерти мозга, забирающих органы и совершающих трансплантацию. Тенденции коммерциализации в трансплаталогии. Моральные ограничения на торговлю органами и тканями для пересадок. Проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц), доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти). Этика реципиента. Моральные проблемы пересадки фетальных органов и тканей. Моральные проблемы ксенотранспланталогии. Проблема оценки риска ксенотрансплантаций. Проблемы разработки искусственных органов. Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы Эпидемиология и права человека. Право на благоприятную среду обитания. Право на эпидемиологическую информацию, ответственность за эпидемиологическую дезинформацию. Проблема защиты конфиденциального характера информации, получаемой в ходе эпидемиологических исследований. Право на возмещение ущерба в результате нарушения гигиенических нормативов, санитарных правил и т.д. Инфекционные болезни как потенциальный источник социальной опасности. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. Высокая эпидемиологическая опасность как основание недобровольной госпитализации инфекционных больных (чума, холера, дифтерия, полиомиелит и др.). Вынужденные ограничения прав человека в соответствии с законом. Минимизация ущерба при проведении профилактических и противоэпидемических мер. Социокультурный контекст истории иммунопрофилактики. Понятие профилактических прививок. Этическое правило пропорциональности как регулятор практики иммунопрофилактики. Опасность заболевания инфекционной болезнью против риска поствакцинальных осложнений. Добровольность и обязательность вакцинации. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. Морально-этические проблемы венерологии. Необходимость и допустимые ограничения анонимности в диагностике и лечении. СПИД как глобальная проблема современности. Два подхода в |
![]() |
Психологию ... |
![]() |
Учебное пособие для студентов вузов Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений |
![]() |
Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено... Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: "Феникс", 2003.... |
![]() |
Сфера Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений |
![]() |
Учебное пособие для вузов Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений |
![]() |
Психиатрия Москва "Медицина" Рекомендовано Управлением учебных заведений Министерства здравоохранения Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских... |
![]() |
Учебник допущено Министерством образования Российской Федерации в... Учебник предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих политические и психологические науки |
![]() |
И. Н. Смирнов, В. Ф. Титов Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших... |
![]() |
Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской... Рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также... |
![]() |
Эриашвили Н. Д. Э77 Финансовое право: Учебник для вузов Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |