Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва




НазваниеИтоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва
страница1/29
Дата публикации12.05.2014
Размер3.81 Mb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Философия > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29




В.А. КАНКЕ
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ НАУКИ
ИТОГИ XX СТОЛЕТИЯ
Рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия»
Москва«Логос» • 2000
УДК 1:001

ББК 87.3

К19
Федеральная программа книгоиздания России
Рецензенты:

доктора философских наук

В.М. Розин (Институт философии РАН),

А.И. Уваров (Межвузовский центр

по философскому образованию Российской Федерации)
Канке В.А.

К19

Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. - М.: Логос, 2000. - 320 с.

ISBN 5-88439-017-3
Рассматриваются ведущие философские направления XX века, включая феноменологию, фундаментальную онтологию, герменевтику, аналитическую философию, постструктурализм и постмодернизм. Освещаются наиболее авторитетные концепции и этические аспекты науки, вопросы методологии научных исследований. Представляет собой первое фундаментальное обобщение философских итогов XX столетия.

Для магистрантов и аспирантов в области точных, естественных и общественных наук, а также для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Философия». Представляет интерес для ученых и специалистов, разрабатывающих проблемы в области философии и методологии науки, интеллектуальных читательских кругов.
УДК 1:001

ББК 87.3
ISBN 5-88439-017-3

© Канке В.А., 2000

© «Логос», 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ЧАСТЬ 1 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА 5

1.1 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 6

Эдмунд Гуссерль – основатель феноменологии 6

Коперникианский поворот Гуссерля 6

Феноменологический метод Гуссерля 8

Гуссерль о кризисе европейских наук 13

Литература 14

1.2. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ 15

Мартин Хайдеггер: величие и превратности судьбы 15

Содержание философствования по Хайдеггеру 15

Метод Хайдеггера 24

Литература 25

1.3 ГЕРМЕНЕВТИКА 25

К истории вопроса 25

Философский проект Гадамера 27

Основные черты герменевтики Гадамера 28

Гадамеровская критика и критика Гадамера 32

Литература 34

1.4 ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА: 34

ОТ КРИТИКИ РАЗУМА К ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 34

От критической к эстетической теории 34

Юрген Хабермас: философия коммуникативного дискурса 37

Ю. Хабермас: практика дискурса 39

К.-О.Апель: трансцендентальная прагматика 40

Литература 43

1.5 ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ 44

Структурализм: основные идеи 44

Мишель Фуко: философия дискурсивных практик 46

Жак Деррида: деконструкция и не-определенность 50

Жан Лиотар: конституирование постмодернизма 54

Что такое философский постмодернизм? 56

Литература 57

1.6 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 58

Г. Фреге и Б. Рассел: основатели движения 58

Людвиг Витгенштейн: от языка как логики к практике как языку 61

Джон Остин и Джон Сёрл: теория речевых актов 65

Ричард Хэар: универсальный прескриптивизм 66

О соотносительности языков 67

Логико-лингвистический метод 70

Литература 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

Что делать с парадигмами философии? 72

ЧАСТЬ 2 73

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 73

2.1 МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НАУКИ 73

Наука и не-наука. Критерии научности 73

Аналитическая философия науки 76

Феноменологическая философия науки 79

Философия науки М. Хайдеггера 82

Герменевтическая философия науки 84

Критическая философия науки франкфуртцев 86

Постмодернистская философия науки 88

Философия науки как коммуникация моделей и интерпретаций 90

Литература 91

2.2 МЕТОДЫ НАУКИ 92

К вопросу о специфике науки 92

Индуктивный метод, контекст научных открытий 97

Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании 103

Аксиоматический и конструктивистский методы в логике и математике 107

Прагматический метод в технических и гуманитарных науках 111

Литература 117

2.3 ЭКСПЕРИМЕНТ И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 118

Экспериментальное знание: качественные и количественные понятия 118

Связь эксперимента с теорией: конвенционализм, тезис Дюгема-Куайна 121

Принципы наблюдаемости, относительности к средствам наблюдения, дополнительности. Операционализм Бриджмена 122

Измерение в гипотетико-дедуктивных и прагматических науках 125

Концепция сменяемости теорий К. Поппера 128

Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса 130

Концепция научных парадигм и революций Т. Куна 131

Принцип соответствия теорий и их несоизмеримость 132

Литература 134

2.4 НАУКА И ЭТИКА 134

Этика как прагматическая наука 134

Ученые об этике (анализ воззрений А. Пуанкаре и А. Эйнштейна) 137

Этика ответственности 139

Этическое измерение науки 142

Литература 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

Философия и наука в зеркале друг друга 146


Посвящаю моей жене Людмиле

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconУчебник допущено Министерством образования Российской Федерации в...
Учебник предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих политические и психологические науки

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconУчебное пособие для вузов
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconУчебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconИстория России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших...

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconИстория России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших...

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconТеория и методы
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по...

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconЕ. Ф. Жукова Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconН. Ф. Самсонова Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших...

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconСфера
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия» Москва iconДорошев В. И. Введение в теорию маркетинга: Учеб пособие
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции