Принято:
педагогический совет
протокол от 27.08.2014 №1
|
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ №9 им.И.Ф.Учаева Е.К.Филиппова
Приказ от 27.08.2014 № 388
|
Основная образовательная
программа основного общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №9
имени И.Ф.Учаева
Согласовано:
Управляющий совет
протокол от 25.08.2014 №5
|
Содержание.
-
I.Целевой раздел
|
|
-
Цель и задачи основной образовательной программы основного общего образования
|
стр.4
|
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
|
стр.9
|
1.3.Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
|
стр.70
|
II.Содержательный раздел
|
|
2.1.Программы отдельных предметов, курсов
|
стр.79
|
2.2.Рабочие программы по предметам
|
приложение
|
2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
|
стр.141
|
2.4.Программа формирования ИКТ-компетентности
|
стр.155
|
2.5.Система воспитательной работы и дополнительного образования
|
стр.158
|
2.6.Программа коррекционной работы
|
стр.175
|
III.Организационный раздел
|
|
3.1.Годовой календарный график
|
стр.182
|
3.2.Пояснительная записка к учебному плану
|
стр.184
|
3.3.Учебный план
|
стр.188
|
3.4.Учебно-методическое сопровождение
|
стр.190
|
3.5.Система условий реализации программы
|
стр.194
|
1.Целевой раздел.
Школа - сложная и динамичная социальная структура. В ее стенах взаимодействуют порядка 2-х тысяч человек (педагогов, учащихся, родителей), имеющих самый различный образовательный, культурный, экономический и профессиональный уровень, со своими, порой, противоречивыми запросами и интересами.
Школа №9 им.И.Ф.Учаева способна предложить самые различные уровни общего и дополнительного образования - не только на уровне Государственных стандартов, но также специальные в соответствии с уровнем подготовки, состоянием здоровья, запросами и возможностями учащихся и их родителей, тем более, что в настоящее время все большее и большее количество жителей микрорайона приходит к выводу о необходимости получения образования, соответствующего современным социально-экономическим условиям.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», городской программой развития образования, Уставом и Программой развития школы настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы.
Цель программы - формирование образовательной политики.
Образовательная программа МОУ СОШ №9 им.И.Ф.Учаева - это нормативно-управленческий документ, который определяет стратегические приоритеты и характеризует специфику содержания образования, организационные и методические аспекты образовательного процесса. В основу построения образовательной программы заложены следующие принципы:
-гуманизации, который предполагает индивидуализированный подход к обучающимся, меру развития ученика;
-демократизации, каждый ученик выбирает траекторию своего образования;
дифференциации и индивидуализации, определяет содержание образования на различных уровнях;
-развивающего характера образования, предполагает развитие ученика в зоне его актуального развития;
-непрерывности образования, который предполагает преемственность между образовательными ступенями;
-системности, который предполагает совокупность всех компонентов образовательного процесса связанных между собой единой целью;
-управляемость, заключается в регулируемости и коррекции на основе педагогического мониторинга.
Информационная справка о школе.
Параметры
|
Характеристика
|
Правовой статус образовательного учреждения
|
Тип: общеобразовательное учреждение.
Вид: средняя общеобразовательная школа.
Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение.
|
Учредитель образовательного учреждения
|
Управление образования г. Волгодонска
|
Нормативная и правовая основа деятельности школы
|
Лицензия: серия К №0000021,
регистрационный номер 11319, 05 марта 2008
|
Устав МОУ СОШ №9 им.И.Ф.Учаева
|
Управление
|
Управление строится в соответствии с законодательством РФ и Типовым положением об общеобразовательном учреждении на принципах единоначалия и самоуправления.
Формы самоуправления в лицее:
-
конференция;
-
управляющий совет ;
-
общее собрание трудового коллектива;
-
педагогический совет;
-
методический совет;
-
совет старшеклассников.
|
1.1.Цель и задачи основной образовательной программы основного общего образования:
1. Создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.
2. Формирование и развитие личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, подготовленной к жизни в гражданском обществе и усвоению образовательной программы.
3. Формирование у обучающихся достаточного уровня навыков самостоятельной работы, ответственности за свое обучение, высоких моральных качеств, гражданской позиции.
4. Использование передовых современных технологий в процессе обучения, способствующих повышению качества усвоения учебных программ.
5. Воспитание личности на основе системы традиционных ценностей.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося такого типа мышления, который ориентируется на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лекционно-лабораторной, частично исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка:
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.
Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон. Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.
Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».
Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.
Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.
Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизмение.
Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего образования:
Реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.
Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области самостоятельности.
Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах.
Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Портрет выпускника основной школы
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования ОУ сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона.
Важнейшей частью основной образовательной программы основного общего образования ОУ является учебный план ОУ, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
При этом формы, средства и методы обучения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом ОУ и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа основного общего образования ОУ предусматривает:
- освоение учащимися на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
- приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе, профессиональной среде, овладение средствами коммуникации; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- достижение показателей развития интеллектуальной сферы, достаточной для организации своей учебной деятельности;
- овладение основами компьютерной грамотности;
- овладение системой общеучебных умений и навыков, умение сориентироваться в выборе своей профилизации;
- знание своих гражданских прав и обязанностей и умение их реализовывать и выполнять;
- уважение своего и чужого достоинства, уважение труда своего и других людей.
Осуществлено ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
• с Уставом ОУ и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в ОУ;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования ОУ, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом ОУ.
|