Скачать 1.81 Mb.
|
ПРОСВЕЩЕНИЕ Г. П. Сергеева Е. Д. Критская класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 3-е издание Москва « Просвещение » 2011 УДК 372.8:78 ББК 74.268.53 С32 Руководитель проекта — заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент Г. П. Сергеева Сергеева Г. П. С32 Уроки музыки. 7 класс пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. — 3-е изд. — М> : Просвещение, 2011. — 111с. — ISBN 978-5-09-023174-9. Пособие адресовано учителям, которые работают с учебно-методическим комплектом «Музыка» для учащихся 7 класса авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. В пособии от урока к уроку раскрываются темы учебника, даются рекомендации, как эффективнее использовать все элементы учебно-методического комплекта (учебник, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала). В пособии учитель найдет и культурологический материал, расширяющий и углубляющий содержание учебника. Пособие поможет учителям более интересно и содержательно проводить уроки музыки. УДК 372.8:78 ББК 74.268.53 ISBN 978-5-09-023174-9 © Издательство «Просвещение», 2007, 2011 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2007, 2011 Все права защищены Предисловие Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Д. Шостакович Каждый урок нужно построить так, чтобы учащийся к его концу чувствовал не усталость, а рост сил и с нетерпением ждал следующего урока. 3. Кодаи Пособие для учителей «Уроки музыки. 7 класс» написано в соответствии с авторской программой «Музыка»1, разработанной на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования2. Цель пособия — познакомить учителя с содержанием программы «Музыка» для 7 класса и разработанного на ее основе учебно-методического комплекта, включающего в себя учебник, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала. Пособие состоит из двух частей, каждая из которых соответствует структуре программы и учебника «Музыка» для данного класса: «Особенности драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». В пособии последовательно раскрывается содержание учебных тем, методы и приемы обучения, способы творческой деятельности учащихся. Одна из главных задач пособия — стимулировать учителя не столько выполнять предлагаемые рекомендации авторов, сколько вариативно применять их. При этом необходимо соотносить освоение нового материала с собственным опытом работы, учитывать особенности общего и музыкального развития учащихся каждого конкретного класса и опираться на идеи преемственности программы для семиклассников с программами предыдущих лет обучения. Учебник призван сделать значимыми для школьников не только произведения классической музыки, но и наиболее яркие сочинения музыки современной, которая требует работы мысли, включения «умных эмоций». Логика построения занятий должна привести учащихся к осмыслению того, что «духовный багаж, в отличие от обычного багажа, обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти по дорогам жизни». Эти слова Д. Б. Кабалевского, приведенные на См.: Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 5—9 кл. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2004; Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 1—7 кл.; Искусство: 8—9 кл. / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М., 2007. Сборник нормативных документов: Искусство. — М., 2006. последних страницах учебника, для учащихся могут стать своего рода выводом из уроков музыки. Однако учителю необходимо стремиться к тому, чтобы с самого начала уроки музыки помогали донести эту мысль до сознания школьников. Это особенно важно, так как многие ребята ограничивают свое общение с музыкой только произведениями легких жанров, популярной музыки. Учителю нужно быть очень осторожным, не навязывать свою точку зрения, а попытаться приучать подростков аргументировать свое мнение относительно музыкальных кумиров. Следует выходить на сопоставление различных трактовок классики современными музыкантами-исполнителями, терпеливо воспитывать у семиклассников иммунитет против пошлости. Как и в предыдущих классах, внимание учителей-музыкантов в данном пособии привлекается к особенностям работы над разворотами учебника, которые являются его структурными единицами, организующими материал уроков. Издание «Творческой тетради» в учебно-методическом комплекте для 7 класса не запланировано. Поэтому, прежде чем приступать к освоению содержания учебника, учителю необходимо сказать школьникам о возможности самостоятельного создания такой тетради. В этом своеобразном дневнике музыкальных (шире — художественных) впечатлений необходимо помочь семиклассникам определить рубрики, в которых они будут выполнять задания, отвечать на вопросы, поставленные на страницах учебника. Две (примерно одинаковые) части «Творческой тетради» могут соответствовать двум разделам учебника. В них школьники будут записывать свои размышления о содержании музыкальных сочинений, изучаемых на уроках. В третьей части тетради желательно поместить такие рубрики, как «Моя фонотека», «Моя видеотека», «Моя библиотека», «Телевизионные передачи о музыке и музыкантах», «Любимые музыкальные произведения», «Любимые исполнители», «Песенник», «Музыкальный словарь» и др. Четвертая часть «Творческой тетради» может быть посвящена таким темам, как: «Моя коллекция произведений искусства» (репродукции произведений изобразительного искусства, фрагменты прозаических и поэтических сочинений, созвучные музыке, и т. п.), «Мой культурный досуг» (информация о посещении концертов, выставок, музеев, участие в концертах, праздниках, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и др.), «Участие в исследовательских проектах». Возможны и другие рубрики (по выбору учащихся и учителя), в которых найдут отражение специфика школьной жизни семиклассника, его внешкольные увлечения и художественные пристрастия. Урок музыки как урок искусства (в основе которого лежит духовно-практическое отношение к миру) ориентирует не столько на репродуктивную деятельность учащихся, сколько на опыт сотворчества. Главное — процесс совместной музыкально-творческой деятельности, постоянное участие в различных способах интонирования музыки, будь то вокализация, хоровое пение, пластическое, инструментальное, графическое «интонирование». Когда речь идет о развитии культуры восприятия, вокально-хоровой культуры, надо опираться на своеобразие интонационно-слухового опыта каждого ученика и не требовать от всех одного и того же уровня знаний. В процессе музыкального развития семиклассников необходимо учитывать и особенности подросткового возраста, в первую очередь связанные с формированием голосового аппарата. У большинства мальчиков в этот период наблюдается процесс мутации. Поэтому при пении нужно следить за тем, чтобы они бережно относились к своему голосу, не использовали форсированный, излишне напряженный и громкий звук. Мальчикам, у которых мутация проходит в острой форме, следует на определенный период времени воздержаться от пения, а остальным не стесняться петь «взрослыми» голосами (как правило, на октаву ниже). У девочек в этот период могут наблюдаться такие симптомы, как утомляемость голоса при пении, сиплый тембр, отсутствие звонкости, трудности в воспроизведении высоких звуков певческого диапазона. В связи с этим для вокально-хоровой работы с семиклассниками рекомендуется выбирать песни с более ограниченными тесситурными условиями (например, авторская песня). Необходимо проводить тщательную подготовку к разучиванию нового вокального репертуара (рас-певание, «разогрев» певческого аппарата на фрагментах известных песен), чаще прибегать к вокализации доступных с вокальной точки зрения основных тем инструментальных сочинений, чередовать пение с другими видами исполнительства — дирижированием, пластическим интонированием, ритмическими аккомпанементами и др. Реализация интонационного подхода предполагает применение разнообразных методов обучения, неотъемлемой принадлежностью которых является музыкально-художественный опыт учащихся. Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки способствует организации диалога и полилога учащихся с автором, лирическими героями произведения, его исполнителями. Метод эмоциональной драматургии урока в единстве с методом «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) и методом концентричности организации музыкального материала способствуют актуализации предшествующего музыкального опыта учащихся, расширению интонационного словаря, пополнению жизненно-музыкальных впечатлений школьников и созданию структурной целостности урока. В процессе «поиска знакомого в новом», выявления различных связей и отношений между произведениями разных авторов, стилей, эпох учащиеся постигают духовно-нравственные ценности, заложенные в искусстве. А методы создания «композиций» и художественного контекста позволят в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности и сопоставления художественных произведений (музыки, литературы, пластических искусств) усилить эмоциональное воздействие музыки на школьников. Применение метода интонационно-стилевого постижения музыки, основанного на доверии к интуиции, накопленному музыкальному опыту учащихся, предполагает в то же время создание проблемных ситуаций. В процессе вдумчивого вслушивания, самостоятельной интерпретации (оценки) и исполнительской трактовки изучаемых сочинений, выполнения творческих заданий происходит осмысление стилистических особенностей музыки, закономерностей ее развития, установление интонационных связей музыкального тематизма как в рамках отдельного произведения того или иного композитора, так и его творчества в целом. Внимание учащихся направляется на мелодическое, ритмическое, жанровое преобразование темы и соответственно ее смысловое переинтонирование. Все это в конечном счете открывает возможность учиться музыке у самой музыки, постигать ее законы, обращаясь к конкретным музыкальным произведениям. Постоянное возвращение к пройденному материалу, многократное повторение одних и тех же сочинений, углубляет восприятие художественного образа произведения, ведет к выявлению истоков творчества того или иного композитора, особенностей его стиля в соотношении с национальным стилем, стилем эпохи. Этому способствует и широкое привлечение музыкальных и внемузыкальных (жизненных, художественных, собственно интонационных) ассоциаций, аналогий. Важно, чтобы наиболее эмоциональные, волнующие, говорящие интонации музыки Глинки и Баха, Чайковского и Бетховена, Мусоргского и Прокофьева и многих других композиторов стали как бы собственными высказываниями школьников, раскрывающими понимание и знание ими музыки. Полноценное усвоение тем возможно при условии, что у школьников сложилось устойчивое понимание музыки как части жизни. Теперь перед ними может быть выдвинуто положение о том, что музыка подвластна законам жизни, по ним существует, развивается, воздействует на людей. Учащиеся приобретают знания о средствах, формах, благодаря которым музыкальное искусство диалектически отражает жизнь, ее законы. Научить ребят думать, размышлять о жизни — это значит научить видеть все противоречия, присущие ей. И музыкальное искусство становится в этом неоценимым помощником. Ведущими в результате освоения тем (см. табл. 1) становятся умения наблюдать за жизнью одного или нескольких образов, существующих в рамках одного произведения; выявлять связи между музыкальными образами, определять характер их взаимодействия и развития в произведениях крупной формы различных жанров (опера, балет, симфония и др.); выявлять идейно-эстетическое содержание с опорой на знания об общности законов развития музыки и жизни. Примерное тематическое планирование Дискуссионные вопросы взаимопроникновения легкой и серьезной музыки могут стать поводом для организации различных форм внеурочной музыкально-эстетической деятельности, в том числе защиты исследовательских проектов. Примечание.* Звездочкой в учебнике и в этой таблице отмечены произведения, углубляющие представления учащихся о содержании темы. ТЕМА ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ: «ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ» Музыка как искусство процессуальное — интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой, требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической) они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развертыванием сюжета, слов (поэтических идей). Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б. И. Тищенко; «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Кармен» Ж. Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р. К. Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Э.-Л. Уэббера и музыка к драматическим спектаклям. Каждое из предлагаемых произведений является, можно сказать, новацией в музыкальном искусстве своего времени. Но для того чтобы учащиеся полноценно восприняли каждое из них, они должны понять, что это музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идет к нам. Сказанное определяет тему вводного урока. Тема: «Классика и современность» Задачи урока — актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Классика — это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители — художники прошлого. Можно не знать этого опыта, можно пренебречь им, что нередко и случается, но тогда мы лишаем себя возможности общения с лучшими образцами проявления человеческого духа и подвергаемся опасности превратиться в заурядных потребителей материальных ценностей. Общение с классической музыкой обогащает мировосприятие подростков, расширяет его спектр, привлекает внимание к тем сторонам человеческой деятельности, о которых они могут только догадываться, позволяет прожить иную жизнь, выраженную в художественных образах, сделать ее своей и тем самым начать глубже чувствовать и понимать реальную жизнь. 2—Сергеева, 7 кл. 9 Для этого необходимо научиться наслаждаться красотой звучания, совершенством формы, постигая смысл художественного произведения, сопереживая, наблюдать за развитием музыки, слышать заложенные в ней противоречия, понимать способы их преодоления. А это значит — понимать язык музыки и других видов искусства. Знание языка во многом основывается на интуиции, на имеющейся у каждого человека способности к сопереживанию, соощущению, которые и делают язык искусства универсальным, не требующим перевода. Произведение искусства всегда передает отношение автора к жизни, определенную систему взглядов, идеалов, мировоззрение. Наиболее важные и глубокие процессы определенного времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. «Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего», — писал А. В. Луначарский. Очевидно, поэтому музыкальная классика, независимо от времени ее сочинения, остается созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Такие произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Разбираться в них — увлекательная задача, особенно в сопоставлении с многочисленными современными интерпретациями, версиями, которые появляются в наши дни. Одни из них отличает высокий художественный вкус, и они вызывают желание послушать и оригинальное произведение. Другие становятся своего рода вариациями на тему классического произведения, имеющими мало общего с оригиналом, искажают смысл, могут изменить его вплоть до противоположного. Современные версии классической музыки помогают приобщить к ней активных любителей поп-музыки. Важно, чтобы учащиеся поняли: по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Вспоминается широко известное высказывание: скажи мне, кто твой друг, и я скажу — кто ты... Определяющими для постижения семиклассниками художественных произведений разных стилей, особенностей музыкальной драматургии произведений крупной формы, будь то опера, балет или симфония, концерт и др., могут стать слова Д. Д. Шостаковича: «Никакие, даже самые вдохновенные слова о музыке не могут дать представление обо всем ее неисчерпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка... Чтобы узнать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо ее слушать». Более того, насколько это возможно, необходимо постоянно включать учащихся в исполнение музыки, и не только предназначенной для пения, но и инструментально-симфонической, в том числе мелодий и тем из симфоний, концертов и др. На с. 6—7 учебника учащиеся смогут прочитать о том, что называют классикой, какие произведения считают классическими, почему к ним постоянно обращаются представители разных эпох, в том числе и наши современники, и как важно понимание стиля произведения. На уроке учитель предлагает послушать фрагменты из нескольких сочинений. Желательно, чтобы эти произведения относились к разным эпохам, были написаны разными авторами прошлого и настоящего — зарубежными и отечественными, в разных жанрах серьезной и легкой музыки. В учебнике приведены нотные примеры вступления «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского, фрагмента «Монтекки и Капулетти» из балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», начала увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена и арии «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л. Уэб-бера. Пусть учащиеся попытаются ответить на вопросы, поставленные в учебнике, соотнесут звучание музыки с нотами, напоют мелодию «Рассвета...» Мусоргского, исполнят (или разучат) арию из мюзикла «Кошки». Исполнение этих произведений позволит привлечь внимание семиклассников к дискуссионному вопросу: «Какое из этих произведений можно отнести к классике?» Очевидно, мнения учащихся разделятся. Одни отнесут музыку Мусоргского к классической, а музыку Уэббера — к современной популярной музыке, другие оба произведения назовут классическими. В этом случае возникает необходимость ввести понятие классика жанра. Обращение к иллюстрациям на с. 6—7 напомнит о группе «Битлз», песни которой также считаются классикой — образцом рок-музыки. Учащиеся могут вспомнить, какие песни этой группы они знают, и исполнить их в классе. Учитель должен быть готов к предложениям детей и иметь возможность исполнить аккомпанемент названных школьниками песен или включить аудиозапись с музыкой этой группы. В целом семиклассники могут прийти к выводу о том, что по звучанию музыки всегда можно отличить стиль эпохи (старинная или современная эта музыка), стиль национальный (русская или зарубежная), индивидуальный стиль автора (музыка Бетховена, Мусоргского, Прокофьева), который отличает совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. Целесообразно предложить учащимся записать в «Творческую тетрадь» свои самые яркие музыкальные впечатления, что поможет им систематизировать знания о музыке. Так, после вводного урока, актуализирующего жизненно-музыкальный опыт учащихся, построенного на уже знакомом им материале, можно дать задание заполнить странички тетради, посвятив их разным жанрам. |
Программы 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 200 |
Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками... Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ 181 |
||
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва |
Пособие для учителей общеобразовательных школ москва |
||
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений На основании решения Методического Совета школы №1 от 16 сентября 2013 г., протоколов шмо учителей русского языка, протоколов шмо... |
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка «Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» М.: Просвещение,2011. При составлении программы... |
||
Учебному плану для I-II классов общеобразовательных учреждений Республики Дагестан Примерный учебный план для I-II классов дагестанских общеобразовательных учреждений разработан на основе федерального государственного... |
«Сложное предложение» Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец.... |
||
Пояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку... И класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников... |
Пояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку... М класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |