Скачать 84.39 Kb.
|
М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Й С Л А В Я Н С К И Й И Н С Т И Т У Т РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: Основы психосоматики Москва Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “основы психосоматики». Пояснительная записка. Психосоматика как область междисциплинарных исследований: философии, культурологии, этнологии, психофизиологии, медицины, психологии и др. Психосоматическая проблема как "поле" теоретического движения в психосоматике, задающая междисциплинарный статус психосоматики. Человеческая практика межличностного общения и психологического воздействия (педагогика, религия, врачевание) как эмпирический источник междисциплинарного положения психосоматики. Предмет психологического исследования в психосоматике: изучение генезиса, структуры и функций психосоматических явлений как в процессе онтогенетического развития человека, так и при различных формах телесной и душевной патологии (заболеваниях). Психосоматические феномены, их поведенческие характеристики. Возможности их классификации. Психосоматические расстройства в структуре различных заболеваний, Первичные и вторичные психосоматические симптомы. Традиционные подходы к изучению психосоматической патологии а медицине: а) влияние психических факторов на происхождение, течение и лечение заболеваний; б) влияние соматической болезни на психическую деятельность человека; Психосоматика — как одно из направлений профессиональной деятельности клинического психолога. Основные задачи, решаемые психологом в психосоматике; в) характеристика особенностей психической деятельности больного на разных этапах диагностики и лечения, психологическая квалификация психосоматических проявлений в их индивидуально-психологическом и личностном контексте; б) разработка психологически обоснованных реабилитационных и психо-коррекционных программ и методик оказания помощи больным; в) участие в психопрофилактической работе; г) участие в решении вопросов трудоустройства и трудовой экспертизы; д) учет динамики состояния больных в процессе лечения; е) психологическая экспертиза новых и нетрадиционных методов психологического воздействия Цели курса: - ознакомление студентов с основными проблемами психосоматики;
Тема 1. Краткая история психосоматики. Проблема соотношения души и тела (психики и сомы) в истории философии и медицины. Идея целостного подхода к больному в лечебной практике врачей различных эпох. Поворот от эмпирического знания о психосоматике к научной разработке проблемы в XIX веке. Русская врачебная школа XIX в. и идеи психосоматического подхода. Идеи русской физиологической школы (И. М. Сеченов, И. П. Павлов и их ученики), их роль в возникновении концепции нервизма. Идеи К. М. Быкова и его последователей о роли кортико-висцеральных связей в развитии психосоматической патологии. Современные представления о механизмах кортико-висцеральной регуляции соматических функций и их значение для понимания сущности психосоматических связей и лечения психосоматических расстройств. Ограниченность данного подхода рамками физиологического анализа. Концепция стресса Селье и ее роль в понимании психосоматической патологии. Классические схемы анализа в рамках концепции стресса, экспериментальные и клинические факты и их интерпретация с точки зрения неспецифического подхода к пониманию психосоматической патологии. Краткая история развитая психосоматического направления в медицине в Западной Европе и Америке. Психоанализ как методологический и теоретический фундамент психосоматики. Понятия "язык тела", "конверсия на орган" в интерпретации психосоматических расстройств. Идея психосоматической специфичности и ее трансформация в истории развитая психосоматического направления в медицине. Влияние психологических концепций (бихевиоризма, феноменологического направления, гуманистической психологии, позднего психоанализа) на развитие представлений о психосоматической патологии. Современные тенденции s развитии психосоматического направления на Западе и их отражение в работах советских врачей и психологов. Критический анализ методологии классической психосоматики. Тема 2. Основные проблемы современной психосоматики, Тема 2.1. Психосоматические явления в норме и патологии Понятие «организм» и "тело"; психологическая специфика телесности человека. Основы культурно-исторического подхода к пониманию человеческой телесности. Психосоматический феномен и психосоматический симптом. Психосоматические феномены в личностном контексте. Тема 2.2. Основные виды психосоматических расстройств а) психосоматические расстройства функционального типа (вегетоневрозы); б) заболевания психосоматической специфичности; в) вторичные (психологические по генезу) нарушения психики при хронических заболеваниях. Тема 2.3. Внутренняя картина болезни Внутренняя картина болезни (ВКБ). Общемедицинский и психологический подходы к ее изучению. Современные представления о сущности ВКБ. Факторы, влияющие на формирование и динамику ВКБ. Проблема психологической типологии ВКБ. Вопросы нозологической специфичности и ВКБ. Особенности ВКБ и личность больного. Методические возможности психологического изучения ВКБ. ВКБ и задачи психопрофилактики и психологической коррекции. Тема 2.4. Личность пациента Представление о личностной предрасположенности на факторе риска различных соматических заболеваний. Различные подходы к пониманию личностных факторов риска. Проблема развитии личности ребенка (подростка) в условиях соматического заболевания. Изменения и аномалии личности у больных, страдающих хроническими заболеваниями. Факторы, влияющие на формирование аномальных черт личности. Возможности психологической диагностики личности пациентов Психологические основы реабилитации и психотерапии больных с различными соматическими заболеваниями. Личностные показатели эффективности психологической помощи больным. Тема 2.5. Основные принципы психодиагностики больных с психосоматическими заболеваниями Обязательность анализа жизненного пути больного, системы отношении в ближайшем социальном окружении, трудовых установках больного, жизненных планов и др. для понимания генеза психосоматических расстройств и изменений личности больных и выработки стратегии психологической помощи. Тема 2.6. Основные психологические подходы к реабилитации больных с психосоматическими расстройствами Основные задачи и направления реабилитационной работы. Психологическая коррекция и психотерапия в системе реабилитации. Компетенций клинического психолога в решении задач реабилитации больных. Тема 2.7. Деонтологические и этические проблемы работы психолога в ncиxoсоматике Проблема ятрогений. Виды ятрогений. Способы предотвращения и преодоления ятрогений и психологические обследования в ходе психокоррекционной работы. Тема 3. Значение психологического изучения больных с соматическими расстройствами для теории и практики клинической и общей психологии и медицины. Литература.
12.Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987, 196 с.
Вопросы к экзамену
Темы рефератов
|
Монография Медиаобразование в России: краткая история развития – Таганрог: Познание, 2002. 266 c |
И. В. Вачков основы технологии группового тренинга Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии |
||
Краткая история систем кодирования символов естественных языков в... Кодирование символов: основа для обеспечения возможности работы компьютеров с текстовыми данными |
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В... Основные причины, определяющие особенности российского шоу-бизнеса |
||
Стивен Хокинг Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр Однако основные представления о рождении и дальнейшей судьбе Вселенной можно изложить и без помощи математики так, что они станут... |
Доклад директора мбоу «сош №9» Краткая информационная справка о школе – 8 |
||
Литература баларамамурти Й., Краткая история народа андхра, М, 1956.... Воробьев-Десятовский В. С., К вопросу о роли субстрата в развитии индоарийских языков, — «Советское востоковедение», 1956 №1 |
Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... |
||
Календарно-тематическое планирование. 10 Класс Краткая характеристика и содержание курса «английский в фокусе 10–11» (“spotlight”) |
П. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском... Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |