Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков




Скачать 365.16 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков
страница1/5
Дата публикации04.10.2014
Размер365.16 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 17»

МЫТИЩИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ






УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 17»

________________________ (Е.В. Аганин)

30 августа 2013 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

Всеобщая история. История Средних веков.

Российская история с древнейших времён до начала XVI в.

(БАЗОВЫЙ)

Составитель: Тимченко

Наиля Викторовна,

учитель истории

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Российская история с древнейших времён до начала XVI в. и Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «История» 2004г. , а также в соответствии с концепцией развивающей образовательной системы «Школа – 2100».

Цели изучения курса:

В традиционной школе сложилась практика формулирования целей и задач по троичной схеме: цели подразделяются на обучающие, развивающие и воспитательные. В УМК «Школа 2100» принят новый формат – основным считается развитие личности ученика.

Главной целью изучения истории на ступени основного общего образования является:

обучение, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Изучение «История» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Цели формирования: овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

Цели образования: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

Цели воспитания: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Цели формирования ключевых компетенций: применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Цели изучения курсов Российской и всеобщей истории:

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни.

1-я и 2-я линии развития: Овладение исторической картиной мира:

• Объяснять разнообразие современного мира, связывая различные факты и понятия средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

3-я линия развития: Формирование открытого исторического мышления:

• Рассматривать в развитии общественные процессы становления и изменения средневековых обществ, выделять истоки современных общественных явлений в средневековых событиях и поступках людей средневековой эпохи.

4-я линия развития: Нравственное самоопределение личности:

• Учиться делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средневековья.

5-я линия развития: Гражданско-патриотическое самоопределение личности:

• Учиться делать и объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.

Задачами изучения истории в основной школе являются:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Основной задачей курса является формирование исторического мышления:

– дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике средневекового
общества;

– показать, чем отличается средневековый мир от мира современного.

Общая характеристика учебного предмета:

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества с внешними цивилизациями Древнего мира. Курс ставит целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Отличительной особенностью структуры программы является ее деление не только на темы, но и на модули – группы тем, связанных дидактическим единством и системой изучения материала: определение целей в начале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в 5 классе ученикам предложен четыре модуля по всеобщей истории

Второй отличительной особенностью данной программы является использование учебно-методологической системы понятий, с помощью которой происходит осмысление исторического процесса.

В основу этой системы понятий мы заложили сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального,цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного). Основой системы понятий в 5-6 классе являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.

Описание места учебного предмета в учебном плане : в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №17» г. Мытищи на изучение истории в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Примечание:

Подчеркивание – фразы из обязательного минимума государственного стандарта.

Прямой – обязательная для контроля часть программы.

Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль 1. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций.

Вводная тема. Рубеж древности и Средневековья. (2 часа)

Что такое Средние века, чем они интересны современным людям?

Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV-VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад - крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.

Тема 1. Запад христианского мира. V-X века. (4 часа)

Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).

Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане.

Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.

Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века. (4 часа)

Расцвет Византийской империи как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).

Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века (5 часов)

Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья.

Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096-1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.

Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.

Модуль 2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций

Тема 4.Особенности католической Европы. X–XV века. (4 часа)

Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик.

Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей

Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними, инквизиции (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.

Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И. Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).

Тема 5. Страны католической Европы. XI–XV века. (6 часов)

Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» - 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война (1337-1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д’Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уота Тайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции.

Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.

Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (5 часов)

Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году.

Модуль 3. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации

Тема 7. У истоков российской истории (7 часов)

Что изучает история России? История России – часть всемирной истории.

Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.). Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие.

Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма.

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

Тема 8. Древнерусское государство. IX-XII веков. (8 часов)

Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).

Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.

Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.

Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.

Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).

Тема 9. Русские земли и княжества XII-XIII веков

Эпоха монгольского нашествия. XIII-XIV века (9 часов).

Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия. Выделение нескольких культурно-политических центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь. Культурный подъем в XII – начале XIII веков в разных русских землях: рост городов, каменное зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку Игореве»).

Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности хозяйства, управления и культуры.

Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).

Золотая Орда: укрепление государства, принятие ислама, культурный расцвет. Русь и Орда: торговое и культурное влияние.

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.

Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.

Противостояние Руси и Орды: распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д.

Модуль 4. Российская история. Судьбы народов России в XIII-XV вв.

Тема 10. Эпоха образования Российского государства. XV– начало XVI века (8 часов)

Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.

Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.

Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIVXV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона «Троица»).

Иван III (1462–1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. – Стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III.

Вопрос о месте России среди средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва – третий Рим». Государственная символика России (герб, Московский Кремль)

Формы землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).

Формирование культуры Российского государства: проблема переплетения русских и византийских, европейских и восточных традиций.

Обобщение и контроль - 2 часа.

Резерв – 4 часа

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ

ЗА ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ

№ темы

Название темы

Самостоятельные, контрольные работы, тесты

1

Рубеж древности и средневековья

Самостоятельная работа – 1

2

Повторительно-обобщающий урок по темам 1 и 2

Тест – 1

3

Повторительно-обобщающий урок по теме

Защита проекта – 1

4

Повторительно-обобщающий урок по темам 4 и 5

Тест - 1

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир Средневековья»

Тест – 1

6

Распространение христианства. Ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности

Самостоятельная работа - 1

7

Повторительно-обобщающий урок по теме 8.

Защита проекта - 1

8

Главные политические центры Руси (продолжение)

Самостоятельная работа - 1


9

Повторительно-обобщающий урок по теме 9.

Тест – 1


10

Повторительно-обобщающий урок по теме 10.

Тест - 1

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир Средневековья»

Контрольная работа - 1




Итого

Защита проекта – 2

Самостоятельные работы – 3

Тесты – 5

Контрольные работы - 1
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconРабочая программа по истории Класс 6
Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразоват учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред....

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconРабочая программа по истории для 6-го класса по учебникам: Агибалова...
Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История средних веков» 6 класс, М., «Просвещение»

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconРабочая учебная программа по истории 6 класс для базового уровня
«История», а также программ курса «История средних веков» Бойцова М. А., Петровой Н. Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших...

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconРабочая программа по истории всеобщая история. История Нового времени
«История России. XIX начало XX века» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconТематическое планирование курсов истории России и всеобщей истории 6 класс
Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по истории и примерными...

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconРабочая программа По истории Класс 6 Количество часов 2 часа в неделю...
Программа разработана на основе примерной программы по «Истории средних веков», 6 класс и авторской программы «История России»,6...

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconРассмотрено
История России 6-11кл. Данилов А. А. Косулина Л. Г./ М. Просвещение 2008г, История средних веков. Ведюшкин В. А. / сб. Программы...

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconРабочая программа по курсу по выбору «Всеобщая история в художественных...
Знакомство с имагографическими источниками играет немаловажную роль в курсе подготовки педагогов гуманитарного профиля в связи с...

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconРабочая программа по курсу Всеобщая история 11 класс рабочая программа составлена на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования базового уровня по истории

Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков iconСкороспелов А. И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль,...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции