Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3




Скачать 346.77 Kb.
НазваниеПрограмма по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3
страница1/5
Дата публикации18.09.2014
Размер346.77 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Краснооктябрьская СОШ им.Р.Гамзатова»
Введено в действие Рассмотрено на заседании приказом директора методического объединения от___________№___ учителей начальных классов __________ Г.А.Исмаилов Протокол от ________ № ___


Программа

подготовки

будущих первоклассников

2014 год

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы.

3. Организация образовательного процесса.

Приложение №1. Программа курса «Математика и логика».

Приложение №2. Программа по «Обучению грамоте и развитию речи».

Приложение №3. Программа «Я и окружающий мир».

Приложение №4. Работа с родителями.

Приложение №5. Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность к школе».

Приложение №6. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.

Пояснительная записка

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.

Цели программы:

1. Обеспечение для всех шести - семилетних детей микрорайона школы, не получивших возможности развития и воспитания в детском саду, возможностями единого старта для обучения в школе;

2. Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования I ступени;

3. Оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.

Задачи:

1. Организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;

2. Организовать для детей образовательный процесс в школе, в дневное время, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;

3. Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;

4. Организовать комплексную деятельность педагога, психолога в образовательном процессе;

5. Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;

6. Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;

7. Провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.

Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий;

  • систематичность и последовательность занятий;

  • вариативность содержания и форм приведения занятий;

  • наглядность;

  • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;

  • постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

  • индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

  • повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.

Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

Занятия проводятся каждый день, кроме субботы начиная с 03.03.2014 г. (3 урока по 30 минут). Занятия завершаются 8 мая. После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.
Учитывая, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, будут использованы для формирования у детей целостного образа жизни старшего дошкольника.

Именно в этом образе жизни заключается отличие подготовительных групп для старших дошкольников от групп кратковременного пребывания, создаваемых при школах, где образовательный процесс выстраивается как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.
По сравнению с традиционными программами детского сада, с целым днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.

Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).

Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе рисования, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.

Одновременно организуется работа по психологическому сопровождению детей, которая реализуется психологом школы.

Усилия психолога в рамках такой программы направлены:

  • регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;

  • информирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей, их активности, успехов на психологических занятиях;

  • вовлечение в развивающую работу родителей и учителей в качестве участников психологических занятий;

  • проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, соответствующих тематике и целям психологических занятий;

  • изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности.



Организация учебного процесса
Режим работы групп

ЗАНЯТИЯ

НАЧАЛО ЗАНЯТИЯ

КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ

1. ЗАНЯТИЕ

12часов 30минут

13часов 00минут

ПЕРЕМЕНКА

13часов 00минут

13часов

10 минут

2. ЗАНЯТИЕ

13часов

10 минут

13часов

40 минут

ПЕРЕМЕНКА

 

3. ЗАНЯТИЕ
УХОД ДОМОЙ

13часов

40 минут

13часов
50минут
14часов
20минут

 13часов

50минут

14часов
20минут

КОНСУЛЬТАЦИИ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

12 часов 15минут

 

Программа рассчитана на 108 часа.

Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.

Приложение №1

Пояснительная записка по курсу « Математика и логика»



Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений « Предшкольная пора»

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готовы к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, узнавать что-то новое.

Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  2. Увеличение объема внимания и памяти.

  3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Программа курса «Математика и логика» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего занятий за год.

К концу обучения по программе «Математика и логика предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей

Обучающиеся должны иметь представление:

- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;

- об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки;

- о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде;

- о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.

Знать:

- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;

- для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

- состав чисел первого десятка;

- знаки >, <, = для записи сравнения;

- знаки +, -, = для записи сложения и вычитания;

- общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.

Уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;

- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади;

- по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых фигур.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 icon«согласовано» «утверждаю»
В течение этого времени ведётся работа по развитию фонематического слуха детей: обучению их первоначальному чтению, расширению и...

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 iconАгарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению
Умк «Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Академкнига/Учебник. 2009»

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 iconУчебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 iconУтвержден
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 iconУчебников для 1 класса
Бунеев Р. Н. Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник по обучению грамоте и чтению. Букварь

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 iconРабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В. В. Воронковой...

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 iconПрограмма по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с...

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 iconВлияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики пальцев рук старших дошкольников
Актуальность. Слаженная и ловкая работа пальцев рук детей способствует развитию интеллекта и речи ребенка, влияет на степень подготовленности...

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 iconПрограмма по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на...
Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) язык»...

Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3 iconПеречень учебников используемых в образовательном процессе мкоу сош...
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции