Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной)




Скачать 244.43 Kb.
НазваниеПрограмма по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной)
Дата публикации18.10.2014
Размер244.43 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
Пояснительная записка.
Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык» для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, допущенной Министерством образования РФ.

Рабочая программа по «Чтению и развитию речи» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, литература.

Предмет «Чтение и развитие речи» основывается на принципах связи искусства с жизнью, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений анализировать художественные произведения, овладения выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение предмета «Чтение и развитие речи» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умение вести диалог;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств.

Основные задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;

  • учить устанавливать причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами;

  • формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться планом ответа, составлять план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту;

  • формировать потребность в чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

  • обогащать чувственный опыт ребёнка;

  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;

  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.


Методы и приемы, используемые на уроках «Чтение и развитие речи», имеют широкий спектр: комментирование, анализ содержания, выразительное чтение и чтение по ролям. Широко привлекают­ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме­ты), изобразительная деятельность (рисование), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), письмо (дописывание), различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах), разнообразные виды самостоятельной работы (составление плана, самостоятельный анализ текста, составление отзыва о книге).

При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, в парах, организационно-деятельностные игры, деловые игры.
Особенности организации контроля.

Проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения контроли­руется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы (небольшие по объему): отве­ты на вопросы, тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.)

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и прохо­дит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке техники чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста задается по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки заготавливаются инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

I Устное народное творчество

10

II Русская литература XIX века

41

III Русская литература XX века

29

IV Зарубежная литература

12

Внеклассное чтение

8

ИТОГО

102


Раздел III. Содержание программы

I УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Виды устного народного творчества.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц.

Народная песня. Былина. Сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.

Русская народная песня. «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила …»

Былина. «На заставе богатырской» (в сокращении). События на краю родной земли. Герои былины — атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алеша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «бахвальщиком». Связь героя с родной землей и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Сказки. «Сказка про Василису Премудрую» (в сокращении). «Лиса и тетерев»
II РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский «Три пояса»

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце.

«Кот и повар» Рассказ и мораль в басне.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

«Руслан и Людмила»

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Тучи» Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.

«Баллада»

«Морская царевна»

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Майская ночь, или Утопленница» Реальное и фантастическое в повести. Элементы фольклора в повести.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Рыцарь на час» тема покаяния» в творчестве Некрасова.

«Саша»

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

«На заре ты её не буди»

«Помню я: старушка няня…»

«Это утро, радость эта…»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Злоумышленник». «Пересолил» (в сокращении). Авторская позиция. Юмор в рассказе.
III РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Песня о Соколе» как романтическое произведение как притча о смысле жизни. (В чём заключается подвиг Сокола? Смысл противопоставления Ужа и Сокола? Что понимает под "безумством" и "правдой" Уж и что значит "безумство храбрых", провозглашаемое в "Песне..."?) "Безумство храбрых - вот мудрость жизни - лейтмотив "Песни...". Активная, мужественная, дерзновенная поэзия, исполненная жажды подвига.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте, его работе в РОСТА.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэта и поэзии в жизни человека и общества. Разъяснение учащимся неологизмов Маяковского: взорим (от слова заря), занежен, вспоём, донце и др.

Марина Ивановна Цветаева. Краткий рассказ о поэте. «Красной кистью рябина зажглась…», «Вчера ещё в глаза глядел»

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Стекольный мастер»

Сергей Александрович Есенин Краткий рассказ о поэте.

«Нивы сжаты, рощи голы» Настроение человека через картины природы. «Собаке Кочалова»

Шолохов Михаил Александрович. Краткий рассказ о писателе.

«Судьба человека» Творческая история рассказа. Тема, идея. Главный герой А. Соколов. Судьба страны в биографии главного героя. Путь главного героя на дорогах войны. Судьба Андрея Соколова после войны. Истоки героизма и непреклонности героя

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Трудный хлеб» Любой человек, каким бы он ни был, заслуживает уважительного отношения, признания за ним права на жизнь, на нормальные условия  существования. для человека важно оказывать помощь, не унижая человеческого достоинства того, кому помогаешь.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня»

Юрий Иосифович Коваль. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Васи Куролесова» Юмористический детектив, рассказывающий о том, как простой деревенский парень Вася Куролесов помог милиции города Карманова поймать шайку мошенников.
IV ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Роберт Льюис Стивенсон. Жизнь, творчество писателя.

«Вересковый мед». Подвиг героя.

Эрнест Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о писателе.

«Снап» История бультерьера. Человек и собака. Взаимоотношения. Различные стороны характера этого животного, его бескорыстная любовь и привязанность к человеку.

Джеральд Даррел. Краткий рассказ о писателе.

«Живописный жираф»
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

Ведение дневника внеклассного чтения.

Произведения для заучивания наизусть.

  1. А. С. Пушкин «Тучи»

  2. Н. А. Некрасов Саша (отрывок).

  3. М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок).

  4. М. И Цветаева «Красной кистью…»

  5. К. Паустовский «Стекольный мастер» (отрывок).

  6. С. А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы»

  7. Н. Рубцов «Зимняя песня»


Список литературы для самостоятельного чтения.

  1. А. А. Ахматова Стихотворения

  2. А. Р. Беляев «Человек-амфибия»

  3. В. О. Богомолов «Иван»

  4. Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег»

  5. В.В. Быков «Альпийская баллада»

  6. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»

  7. Жюль Верн «Таинственный остров»

  8. З. Воскресенская «Сердце матери»

  9. А. М. Горький «В людях», «Мои университеты»

  10. С. А. Есенин Стихотворения

  11. М. М Зощенко Рассказы

  12. Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема»

  13. К. Г. Паустовский «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава»

  14. А. А. Сурков Стихотворения

  15. Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно)

  16. М. Н. Цветаева Стихотворения

  17. А. П. Чехов «Дом с мезонином»

  18. В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому»


Основные виды деятельности по освоению содержания

художественных произведений

  • осознанное, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • составление планов самостоятельно и с помощью учителя.



Календарно-тематическое планирование

уроков «Чтение и развитие речи»

п/п

Тема

Навыки чтения

Количество

часов

Дата




I четверть




25







  1. Устное народное творчество




10






«День знания»




1

02.09



Устное народное творчество

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

05.09



Русские народные песни

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

07.09



Былины. "На заставе богатырской"

Установление логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев

1

09.09



Р/Р Сочинение по картине В.М.Васнецова "Три богатыря"




1

12.09



Сказка "Сказка про Василису Премудрую"

Развитие умения доказывать принадлежность произведения к тому или иному жанру

3

14.09

16.09

19.09



Сказка "Лиса и тетерев"

Подбор соответствующих мест текста для подтверждения черт характера героя

1

21.09



Обобщающий урок по теме

«Устное народное творчество»




1

23.09




  1. Русская литература XIX века




41+4






Внеклассное чтение.

В. М. Шукшин «Мечты»

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

26.09



Литературная сказка

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

28.09



Жуковский В. А. Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

30.09



Жуковский В. А. "Три пояса"

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения
Совершенствования навыка написания отзыва

3

03.10

05. 10

07. 10



И.А.Крылов. Басни

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

10. 10



И.А.Крылов. Кот и повар

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения


1

12. 10



А.С.Пушкин. Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

14.10




А.С.Пушкин. "Руслан и Людмила"

Определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения своей мысли, выделение основной мысли произведения

6

17.10

19.10

21.10

24.10

26.10

28.10




II четверть




23






Внеклассное чтение.

М. М. Зощенко. рассказы

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

07.11



А.С.Пушкин. "Барышня-крестьянка"

Определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения своей мысли, выделение основной мысли произведения

5

09.11

11.11

14.11

16.11

18.11



А.С.Пушкин. Итоговый тест по произведениям




1

21.11



М.Ю.Лермонтов. Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

23.11



М.Ю.Лермонтов. Лирика. "Тучи"

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

1

25.11



М.Ю.Лермонтов. "Баллада"

1

28.11



М.Ю.Лермонтов. "Морская царевна"

1

30.11



М.Ю.Лермонтов. Итоговый тест по произведениям

1

02.12



Внеклассное чтение.

Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема»




1

05.12



Н.В.Гоголь. Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

07.12



Н.В.Гоголь. "Майская ночь, или Утопленница"

Составление характеристики героя по данному плану

5

09.12

12.12

14.12

16.12

19.12



Р/Р Сочинение по картине А.И.Куинджи "Украинская ночь"




1

21.12



Н.А.Некрасов. Биография

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

1

23.12



Н.А.Некрасов. "Рыцарь на час"

1

26.12



Н.А.Некрасов. "Сашка"

1

28.12




III четверть




31






А.А.Фет. Биография

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

1

11.01



А.А.Фет. Лирика

2

13.01

16.01



А.П.Чехов. Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

18.01



А.П.Чехов. "Злоумышленник"

Определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения своей мысли, выделение основной мысли произведения

1

20.01



Внеклассное чтение.

А. П. Чехов «Дом с мезонином»




1

23.01



А.П.Чехов. Итоговый тест по произведениям




1

25.01



Обобщение и систематизация материала по литературным произведениям ХIХ века (Составление теста)




1

27.01




III Русская литература XX века




29 +3






Максим Горький. Биография

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

1

30.01



Максим Горький. "Песня о Соколе"

1

01.02



В.В.Маяковский Биография

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

1

03.02



В.В.Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"

1

06.02



М.И.Цветаева. Биография

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

1

08.02



М.И.Цветаева. Лирика

1

10.02



К.Г.Паустовский Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

13.02



К.Г.Паустовский "Стекольный мастер"

Определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения своей мысли, выделение основной мысли произведения

3

15.02

17.02

20.02



Р/Р Характеристика героя - угадай по описанию

Составление характеристики героя по данному плану

1

22.02



Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский «Во глубине России»,




1

24.02



С.А.Есенин. Нивы сжаты, рощи голы

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

1

27.02



С.А.Есенин. Собаке Кочалова

1

29.02



М. А. Шолохов Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

02.03



М.А.Шолохов. "Судьба человека"

Составление характеристики героя по данному плану


3

05.03

07.03

09.03



Е.Н.Носов. Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения


1

12.03



Е.Н.Носов. "Трудный хлеб"

Определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения своей мысли, выделение основной мысли произведения

3

14.03

16.03

19.03



Внеклассное чтение.

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие»




1

21.03




IV четверть




22






Н.Рубцов. "Тихая моя родина"

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

1

02.04



Н.Рубцов."Русский огонёк"

1

04.04



Н.Рубцов. "Зимняя песня"

1

06.04



Ю.И.Коваль. "Приключения Васи Куролесова"

Определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения своей мысли, выделение основной мысли произведения

6

09.04

11.04

13.04

16.04

18.04

20.04



Внеклассное чтение.

А. Р. Беляев «Человек-амфибия»




1

23.04




IV Зарубежная литература




12






Роберт Луис Стивенсон. "Вересковый мёд"

Совершенствование навыка сознательного выразительного чтения

2

25.04

27.04



Эрнест Сетон-Томпсон. Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

02.05



Эрнест Сетон-Томпсон. "Снап"

Определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения своей мысли, выделение основной мысли произведения

4

04.05

07.05

11.05

14.05



Джеральд Даррел. Биография

Совершенствование навыка сознательного чтения

1

16.05



Джеральд Даррел. "Живописный жираф"

Составление характеристики героя по данному плану

3

18.05

21.05

23.05



Обобщающий урок по теме

«Из произведений зарубежной литературы»




1

25.05


Раздел IV

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

  • осознано, правильно, бегло, выразительно читать произведения вслух и «про себя», в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы русской орфоэпии;

  • выделять главную мысль произведения;

  • давать характеристику главным героям;

  • высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

  • пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • основные сведения о жизни писателей;

  • наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.


Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Рабочая программа имеет следующие обеспечение.

  1. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.)

  2. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Авт.-сост. Аксёнова А. К., Шишкова М. И. - М.: «Просвещение», 2006

  3. Портреты писателей, поэтов.

  4. Иллюстрации к произведениям.

  5. Репродукции картин по темам «Природа», «Великая отечественная война» к художественным произведениям.

  6. Аудиозаписи произведений.

  7. Художественна литература.

  8. Тестовые задания по произведениям.

  9. Карточки для контроля знаний.


Раздел VI

Список литературы

  1. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Родин И. О. Все произведения школьной программы в кратком изложении. –М.: Астрель: АСТ, 2007




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconПояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов издательства «Владос» 2011г под ред....

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconРабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии...
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с требованиями программы обучения под редакцией В. В. Воронковой...

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconРабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования для 8 класса, изложенного в Программе по чтению...

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconРабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconРабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку...
М класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников...

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по русскому языку...
И класса составлена на основе примерных программ и авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников...

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconУчебному предмету «Русский язык» для 11 класса составлена на основе...
«Русский язык» для 11 класса составлена на основе авторской программы курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных...

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...

Программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Культура русской речи»...
Программа «Культура русской речи» для 10 класса разработана на основе государственной программы под редакцией Н. Г. Гольцовой

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции