Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс




Скачать 138.21 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс
Дата публикации02.10.2014
Размер138.21 Kb.
ТипРабочая учебная программа
literature-edu.ru > Авто-обзор > Рабочая учебная программа



Российская Федерация

МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2

243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82



Рассмотрено

на заседании методического

Совета школы

протокол №____

от «____» ________________2013 г.

Утверждено

приказом директора

МБОУ ССОШ №2

№___ от______________

____________/Бурая Е. М./





Рабочая учебная программа

по искусству (изо)

4 класс

начальное общее образование

Составлена на основе

программы «Изобразительное искусство»

Автор: Кузин В. С.

(название программы, автор программы)

Срок реализации программы: 2013-2014 уч. г.

Решетнёва Т. Д., Шархунова Л. Д., Довженко Т. С.

(ФИО педагога, составившего рабочую учебную программу)




г. Стародуб

2013 г.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования, авторской программы В. С. Кузина, Ломова С. П.. Игнатьева С. Е. и др. (Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012) Программа полностью соответствует авторской программе. Изменений в программе нет.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

  • Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • Реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

  • Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способностей к художественному творчеству;

  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;


Место предмета в учебном плане.

В базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Содержание образования
Программой предусмотрены следующие виды деятельности:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись) – 8 часов;

  • рисование на темы, по памяти и представлению - 14 часов;

  • декоративная работа – 8 часов;

  • лепка – 2 часа;

  • беседы – 2 часа.

Итого – 34 часа
Рисование с натуры – 8 часов

Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.

Рисование на темы, по памяти и представлению – 14 часов

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармонического сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы.

Изображение пейзажа в различных состояниях и времени года, сюжетных композиций, истории, иллюстрирование литературных произведений.

Декоративная работа – 8 часов

Народное и современное декоративно-прикладное искусство:народная художественная резьба по дереву, русский пряник, произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок, примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, прялки, перегородки). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, праздничной открытки, памятного кубка

Лепка – 2 ч.

Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды г. Скопина, рельефных изразцов.

Лепка героев русских народных сказок.
Беседы – 2 часа

Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света». Остальные беседы проводятся в процессе учебных занятий.
Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания, в основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:

  • 1 четверть «Осень на пороге»;

  • 2 четверть «Город чудный, город славный»;

  • 3 четверть «В мире искусства»;

  • 4 четверть «Наш красивый дом».


Тематический план




Наименование темы четверти

Количество часов

1

«Осень на пороге»

9

2

«Город чудный, город славный»

7

3

«В мире искусства»

10

4

«Наш красивый дом»

8




итого

34

Основные темы бесед в процессе урока:

  • жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);

  • великие полководцы России;

  • портреты знаменитых русских писателей;

  • литература, музыка, театр и изобразительное искусство;

  • русский портретист Валентин Серов;

  • тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова;

  • красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи — мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);

  • в мастерской художника;

  • прославленные центры народных художественных промыслов;

  • искусство родного края;

  • орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т. д.).

Рекомендуемые для бесед произведения искусства

Айвазовский И. Девятый вал; Кораблекрушение; У крымских берегов; Черное море.

Антокольский М. Иван Грозный; Петр I.

Борисов-Мусатов В. Весна; Водоем.

Бубнов А. Утро на Куликовом поле.

Ван Гог В. Подсолнухи.

Васнецов В. Царь Иван Васильевич Грозный; Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Венецианов А. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.

Верещагин В. «В штыки! Ура! Ура! (Атака)».

Врубель М. Портрет С. И. Мамонтова.

Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.

Герасимов С. Автопортрет.

Голубкина А. Л. Н. Толстой.

Горбатов К. Псков.

Грабарь И. Автопортрет; Груши; Натюрморт.

с золотой рыбкой.

Караваджо М. Лютнист.

Кардовский Д. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

Кившенко А. Военный совет в Филях в 1812 году.

Кипренский О. Портрет А. С. Пушкина.

К лас П. Завтрак с ветчиной.

. Некрасов в период «Последних песен»; Пасечник.

Куинджи А. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Эльбрус. Лунная ночь; Море. Крым.

Кустодиев Б. Автопортрет; Масленица; Московский трактир; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина; Купчиха за чаем.

Лансере Е. Святослав на пути в Царьград.

Левитан И. Осенний день. Сокольники; Ветхий дворик.

Левицкий Д. Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой, дочери художника.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

Лермонтов М. Конногренадер; Кавказский вид с саклей.

Маковский В. В мастерской художника.

Маковский К. Крестьянский обед во время жатвы; В мастерской художника.

Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Матисс А. Вид из окна.

Милле Ж. Пастушка со стадом овец.

Мясоедов Г. Косцы.

Нисский Г. Полустанок. Станция Подсолнечная.

Перов В. Охотники на привале.

Пластов А. Колхозные кони; Автопортрет; На гумне; Полдень; Витя-подпасок; Лето.

Пушкин А. Автопортрет.

Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.

Репин И. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу
Календарно-тематическое планирование уроков искусства (изо)
1 четверть (9 часов)

«Осень на пороге»




п/п

№ в теме

Тема урока

Кол – во

часов

Вид урока

Стр. учебника




1

1

Путешествуя по земному шару

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

4-7




2

2

Фрукты и овощи.

1

Рисование с натуры

8-17




3

3

Конструкция предметов. Ваза.

1

Рисование с натуры

18-31




4

4

Чудо-кувшины

1

Лепка

32-33




5

5

Дивный сад хозяйки Медной горы.

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

34-37




6

6

Ландшафтная архитектура

1

беседа

38-45




7

7

Мир любимых вещей

1

Рисование с натуры

46-49




8

8

Дверь, ведущая в сказку

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

50-51




9

9

«И посуда убежала…»

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

52-53





2 четверть (7 часов)

«Город чудный, город славный»


10

1

Красота моего города

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

60-63




11

2

Утро, день, вечер.

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

64-71




12

3

Сказочный лес

1

Декоративная работа

72-75




13

4

Старинные города России

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

76-79




14

5

Городской пейзаж

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

80-87




15

6

Построй свой дом

1

Декоративная работа

88-89




16

7

Праздничный наряд моего города

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

90-91





3 четверть (10 часов)

«В мире искусства»


17

1

Автопортрет

1

Рисование с натуры

94-101




18

2

Вглядываясь в человека

1

Рисование с натуры

102-109




19

3

Рисунки мастеров слова

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

110-111




20

4

Литература, музыка, театр

1

беседа

112-115




21

5

Живописные этюды

1

Рисование с натуры

-




22

6

Образы балета

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

116-121




23

7

Лепим героев сказки

1

Лепка

122-123




24

8

Сказки на шкатулках

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

124-129




25

9

Красота обычных вещей

1

Декоративная работа

54-55




26

10

Странные лица

1

Декоративная работа

56-57





4 четверть (8 часов)

«Наш красивый дом»


27

1

Города будущего

1

Декоративная работа

132-133




28

2

Интерьер - образ эпохи

1

Декоративная работа

134-141




29

3

Первоцветы

1

Рисование с натуры

-




30

4

Удобство и красота

1

Декоративная работа

142-147




31

5

«Этот день Победы»

1

Декоративная работа

148-149




32

6

Печка

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

150-153




33

7

Искусство дизайна

1

Рисование с натуры

-




34

8

Экологический плакат

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

154-155





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ



Знания и умения учащихся

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами и усвоить:

  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);

  • начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;

  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

  • начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности предмета освещения;

  • деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру или виду искусства;

  • чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

  • передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

  • использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;

  • применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

  • передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

Критерии НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО ИСКУССТВУ (ИЗО)

Оценка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

• умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

• умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока;



Материально-техническое обеспечение

В. С. Кузин, Ломов С. П.. Игнатьев С. Е. и др. (Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012)

Учебники
1Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс. (В. С. Кузин) М. Дрофа. 2012 г


Методические пособия
Кузин В. С.. . Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. М. Дрофа. 2012 г.

Литература: 1. «Православие для детей» Кострома 2002г.
2. «Православная икона» Санкт – Петербург «Тригон» 2004г.
3. И.В. Кошмина «Русская духовная музыка». Программы и методические
Рекомендации. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.

Технические средства

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по изобразительному искусству:

http://www.proshkolu.ru/club Про.Школу.ру. Клуб учителей изобразительного искусства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая программа по искусству ( изо ) Класс 9
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству...

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая программа учебного курса по искусству в 8 «Б», 8 «В», «9 «А»
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования...

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая программа по искусству (музыка и изо) 9 класс
Москва, Просвещение, 2010 год в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета...

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая программа по искусству (музыка) Класс 5
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (музыка), базисного учебного плана общеобразовательных...

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана...
Изо для 4 класса (автор В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина ) под редакцией В. С. Кузина (Программа для общеобразовательных учреждений....

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая учебная программа по предмету «Литература» 7 класс
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих документов

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая программа по «Искусству» составлена на основе стандарта регионального...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой по искусству родного края

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая программа по «Искусству» составлена на основе стандарта регионального...
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой по искусству родного края

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая программа по литературе 11 класс Составитель Голикова И. В
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе

Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс iconРабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции