Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика




НазваниеЧеловек и общество. Человек и государство. Общество и политика
страница1/9
Дата публикации28.09.2014
Размер0.89 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Авто-обзор > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  1. Часть. Подборка текстов по основным проблемам ЕГЭ.

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика.

1. Проблема несправедливости социального устройства. Проблема социального неравенства. Проблема людей без определённого места жительства. Проблема всеобщего обнищания народа. Проблема социальной незащищённости. Проблема влияния социальной среды на человека. Проблема социального сиротства.

2. В чем заключается смысл жизни человека?

3. Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема роли детства в формировании личности человека.

4. Проблема обучения.

5. Значимость труда в жизни человека. Проблема разделения физического и интеллектуального труда в обществе: может ли человек из хорошей семьи заниматься физической работой и выглядеть достойно в глазах окружающих?

6.Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема нравственных уроков истории.

7.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

8.Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема героизма.

9. Проблема выбора профессии.

10.Проблема закономерностей исторического развития государства. Что определяет судьбу государства?

11.Проблема дефицита заслуженно авторитетных людей в современном обществе. (Нужны ли обществу авторитеты?) Проблема истинных и ложных авторитетов. (Кого можно назвать подлинно авторитетным человеком?).

12. Каким должен быть настоящий человек, человек с большой буквы?

13. Проблема сущности прогресса. В чем заключается общественный прогресс: только ли в познании нового либо еще и в нравственном самосовершенствовании каждого члена общества?

14. Проблема художника и власти.

15. Проблема эмиграции.

16. Проблема взяточничества, казнокрадства, беззакония чиновников. Проблема безответственности чиновников.

17. Проблема героической борьбы народа за свою независимость.

18.Проблема взаимоотношений народа и власти.

19. Проблема трагического положения человека в тоталитарном государстве.

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

20. Общество и политика.

21. Война и мир. Проблема исторической памяти. (Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших во время Великой Отечественной войны?). Проблема солдатской судьбы. Проблема непонимания людьми значимости событий военных лет.

1. Проблема несправедливости социального устройства.

Текст.

Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросенок-то... Смеется... Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри... травка во рту, ей-богу, травка!.. Вот штука-то!
И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном
гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг
друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже
более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в
одинаковой степени их умы и желудки. Здесь, освещенные ярким светом
висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов;
стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь
окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув
рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже,
окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с
толстым слоем розоватого сала... Бесчисленное множество баночек и
коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту
эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о
двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них
матерью, - поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно.
Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища.
Он дернул брата за рукав и произнес сурово:
- Ну, Володя, идем, идем... Нечего тут...
Одновременно подавив тяжелый вздох (старшему из них было только десять
лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув
последний влюбленно-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы
торопливо побежали по улице. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь
дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких,
сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки... Но они
мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на
несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.
По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились
улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими
синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы,
веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица
нарядных дам - все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие
переулки, мрачные, неосвещенные косогоры... Наконец они достигли
покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его - собственно
подвал - был каменный, а верх - деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и
грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они
спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали
ощупью свою дверь и отворили ее.
Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно
успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к
мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому
ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс - настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания.

И.А. Куприн

Материал для аргументов:

1. И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». «Атлантида» - судно, на котором путешествует герой рассказа,  — наглядная модель человеческого общества, где одни легкомысленно живут за счёт других, задавленных тяжестью труда.

2. Проблема социального неравенства поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Уличные сцены, описание помещений, в которых живут Раскольников (комната, напоминающая шкаф или морскую каюту), Мармеладовы (проходная комната, в которой вся жизнь семьи на виду) свидетельствуют о несправедливости жизни, об унижении человеческой личности.

3. Пьеса М. Горького «На дне» является обвинительным актом мироустройству, которое раздавливает человека, не даёт раскрыться лучшим человеческим стремлениям, звучит как приговор жизни: не может существовать общество, столь безжалостно разрушающее человека. Каждый из героев мог бы сказать о себе: «Я есть вещественное доказательство преступления».

4. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы видим, как социальное неравенство обрекает людей на нищету (положение семьи Мармеладовых), заставляет людей торговать собою (судьба Сони Мармеладовой), порождает страшные теории и становится одной из причин убийства (Родион Раскольников).

5. О. Павлов «Конец века». О. Павлова интересует деление мира на тех, кто идет в небеса, и тех, кто идет в противоположную сторону. Действия совершаются в период Рождества, а действующими лицами являются медперсонал больницы, утративший милосердие, и страдалец-бомж, которому не оказали помощи в больнице и который умер.

6. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая». Среда обитания – это социальное, бытовое, нравственное, психологическое пространство жизни человека. Это то, что формирует его характер, лепит личность, корежит или насыщает светом душу. Социально-бытовые обстоятельства жизни героев повести можно определить одним словом: страшные.  

Детдомовцы, колонисты, беспризорные – таков их общественный, официальный статус. В переводе на обиходный, в том числе их собственный язык – «урки», «шакалы», «шпана», «блатяги», «дикая орда»…

Даже сиротами мальчиков никто не называет, и, пожалуй, сами они себя таковыми не чувствуют, ибо сиротство – это некое положение относительно родителей, это присутствие, пусть со знаком минус, родителей в судьбе ребенка. Здесь же – абсолютная пустота: не просто беспризорность, бессемейность – безродность. Большинство людей, с которыми жизнь сталкивает братьев, равнодушны к ним, а то и потенциально или открыто опасны для них. Мучительная и постоянная борьба за выживание оборачивалась вынужденной борьбой каждого против всех, кто мог лишить жизненно необходимой пайки. Закон детдомовской жизни был жесток: «Сильные пожирали все, оставляя слабым крохи, мечты о крохах, забирая мелкосню в надежные сети рабства…» И тем не менее в этом бушующем море ненависти есть островки добра и теплоты. Прежде всего – это сами Кузьменыши, которым их братский союз помогает в нечеловеческих, жестоких обстоятельствах остаться людьми, не превратиться в «шакалов», в «урок», в «шпану». Именно благодаря тому, что они есть друг у друга, в душе каждого из них не угасает любовь, теплится, вопреки окружающему холоду, доверие, жалость, сострадание – причем не только друг к другу, но и к окружающим, чужим и даже враждебным людям. А каким высоким благородством исполнена их любовь к Регине Петровне, для которой они становятся истинными рыцарями, заступниками, защитниками! И, наконец, братское единение Кольки и Алхузура – это символ подлинной, неистребимой человечности.
2. В чем заключается смысл жизни человека?

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней "с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо "жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное "я”. Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию "золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог — полная утрата смысла жизни. "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” — эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек — к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное "я”.

Материал для аргументов:

1.В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» поднимается проблема смысла жизни. Главный герой всю свою жизнь посвятил обогащению материальному, чем даже не успел воспользоваться, внутренний же мир его пуст. Он такой же, как все люди его круга, один из многих. Он лишён индивидуальности, а значит, и имени. При этом автор наделяет именами эпизодических героев ( коридорный Луиджи, старик Лоренцо). Именно эти люди живут полной жизнью, видят и ценят её красоту, они олицетворяют естественность и радость бытия. Так в чём же заключается смысл жизни человека?

Этот рассказ о бессмысленной трате бесценного дара — жизни – в погоне за материальными ценностями.

2. Проблема смысла жизни поднимается в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль». Смысл жизненных исканий Изергиль – в стремлении оставить след на земле, сохранить память о себе в воспоминаниях людей, жить для того, чтобы любить и быть любимой. Но жизнь этой незаурядной женщины протекла ради исполнения собственных желаний, потому, видимо, итог её жизни – одинокая старость. Ей противопоставлен другой герой – Данко, смысл жизни которого - служение людям. Ради них он совершает подвиг: вырывает из груди сердце и освещает им путь людям, жертвуя собою.

3. У Пьера Безухова, героя романа Л. Толстого «Война и мир», главная цель – открыть смысл жизни человека и человечества в целом. Пьер проходит большую эволюцию от утверждения прогрессивности Наполеона до признания народной правды и практического участия в тайном декабристском обществе во имя справедливых идей и целей. Путь его – путь к народному миру, к истине.
Текст.
(1) Имеет ли наша жизнь смысл, а если да, то какой именно? (2) Или жизнь — это никчемный процесс естественного рождения, созревания, увядания и смерти человеческого существа? (3) Должен ли вообще человек искать смысл в собственной жизни?

(4) Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы, или, вернее, единый вопрос "о смысле жизни", волнует и мучает в глубине души каждого человека. (5) Человек может на долгое время забыть о нем, погрузиться с головой в будничные заботы, но жизнь так устроена, что навсегда отмахнуться от него

не может даже упрямый или очерствевший человек. (6) Железный факт приближения старения и исчезновения есть для каждого из нас постоянное напоминание нерешенного, смолоду отложенного в сторону вопроса о смысле жизни.

(7) Но, несмотря ни на что, огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него. (8) Они называют такую позицию "принципиальным отказом" от попытки разрешить "неразрешимые вопросы". (9) Так людям, поглощенным созданием и реализацией своих текущих планов, легче жить. (10) Они стремятся "устраиваться в жизни", добывать жизненные блага, утверждать и укреплять свою позицию в

жизненной борьбе. (11) Стремление к процветанию, к житейскому благополучию кажется им осмысленным, очень важным делом, а поиски ответа на «отвлеченные» вопросы — бессмысленной тратой времени. (12) Вот молодой человек окончил учебу и сразу приступил к поиску теплого местечка на службе. (13) Вскоре «местечко» найдено, и он уже задумался о карьере, об удачной женитьбе, о «семейном гнездышке».

(14) Сразу после того, как цели поставлены, начинается поиск жизненных средств к их осуществлению: плетутся интриги на службе, завязываются нужные знакомства, обделываются денежные дела, совершаются выгодные приобретения. (15) И вот жизнь занята многоцветными земными интересами

и даже имеет удачу в их осуществлении.

(16) Но мне хочется спросить о том, достаточно ли будет этого человеку, будет ли он счастлив этим? (17) Может быть, с течением времени нашей жизни этот вопрос разрешится для каждого из нас сам собой и не стоит прилагать пустых усилий для его рассмотрения?

(18) Мне все-таки кажется, что поиск ответа на этот вопрос гораздо более важен для человека, чем поиск куска хлеба для утоления голода. (19) Ведь чем дольше мы будем откладывать его, тем глубже будет та пропасть, в которой

окажется наша душа.

(По С.Л. Франку.*)

* Семён Людвигович Франк (1877—1950) — известный русский философ, религиозный мыслитель и психолог.

Основные проблемы:

Значимость вопроса о смысле жизни для каждого человека. (Должен ли человек ставить перед собой

вопрос о смысле жизни?)

Позиция автора:

Вопрос о смысле жизни крайне важен для каждого. Человеку нельзя уходить от его решения, не стоит также откладывать это решение на будущее.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconКурс «Окружающий мир» в начальной школе состоит из двух образовательных...
«Начальная школа ХХI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой и др в историческом блоке темы «Российская империя», «Эпоха правления...

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconКалендарно-тематическое планирование 7 класс. Новая история (28 часов). №
Основные понятия: традиционное общество, индустриальное общество, общество; предпринимательский дух, ойкумена, реконкиста, конкиста....

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconРабочий план учителя на 2009/2010 учебный год
Т. Алексеев, К. Хийема,Т. Кала и др. Человек, культура, общество. Часть Учебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconРабочий план учителя на 2009/2010 учебный год
Т. Алексеев, К. Хийема,Т. Кала и др. Человек,культура, общество. Часть Учебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconРабочий план учителя на 2008/2009 учебный год
Т. Алексеев, К. Хийема, Т. Кала и др. Человек, культура, общество. Часть Учебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconРабочий план учителя на 2008/2009 учебный год
Т. Алексеев, К. Хийема, Т. Кала и др. Человек, культура, общество. Часть Учебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconРабочий план учителя на 2009/2010 учебный год
Т. Алексеев, К. Хийема,Т. Кала и др. Человек,культура, общество. Часть Учебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconГ. оренбурга человек, общество, наука
При решении неравенств приходится производить преобразование числовых, алгебраических или функциональных выражений. Эти преобразования...

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconЖизненный путь и творчество Николая Николаевича Розенталя
«обычный» человек как наиболее характерный представитель общества и культуры своего времени. Глубже познавая личность, мы, как будто...

Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика iconИнформационное общество понятие, фактически заменившее в конце 20...
Такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции