Скачать 176.29 Kb.
|
МОУ Борисоглебская СОШ № 10 Семинарское занятие 8 класс Главные члены Предложения Борисоглебский округ, 2010 г. Цель: - обобщение и расширение знаний учащихся о значении и способах выражения главных членов предложения, о порядке слов в предложении; - совершенствование навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым; - роль таких конструкций предложений в речи. Вопросы
Практическое задание
Литература 1 Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике. (Глава «Подлежащее и сказуемое»). – М.: Просвещение, 1996. Ч. 2 2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика (главы «Порядок слов в предложении», «Согласование сказуемого»). – М.: Просвещение, 1988. 3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке (главы: «Этот вездесущий инфинитив», «Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками», «Для чего иногда ставится тире?»). – Л.: Просвещение, 1990. с. 206 – 210. 4. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1988. С. 149. 5. Постникова И.И., Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М. Это непростое простое предложение (глава «Рассказ о предикативных отношениях»). М.: Просвещение, 1985. 6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка (глава «Стилистические функции порядка слов в предложении»). – м.: 198/7. Служевская Т.А. Уроки русской словесности (главы: «Инверсия как средство выразительности», «Выразительные возможности односоставных и неполных предложений», «Нарушение порядка слов»). СПб., 1994. Оборудование - тетради для семинаров; - литература по теме; - таблицы: «Способы выражения подлежащего» «Тире между подлежащим и сказуемым» - тест повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; - карточки со словами в начальной форме для составления этого текста; - текст, закрытый до момента проверки составленных учащимися предложений; - интерактивная доска. Задание (отрывок из «Капитанской дочки») Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: - Барин, не прикажешь ли воротиться? … Но ветер показался мне не силен. Я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. - найти и подчеркнуть главные члены предложения; - определить их особенности, способы выражения. Ход семинара
Женщина стучала в пол рогами ухвата с потным лицом, красным, и злым. У мечети заржала кобыла, голубая лазурь которой сияла на солнце. Дом и мебель были в стиле боярина XVII века с витыми ножками. Лежащая книга на столе прочитана. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. В ювелирном, отделе продают украшения для женщин из золота. Они спрашивают, какую ошибку допускает робот, строя предложения следующим образом (В. Шефнер. Сказки для умных, упражнение 405 из книги Т. Л. Служевской): Не гоните меня, тихо-тихо стоять буду я. Опасаюсь, сомневаюсь, озираюсь я... Рассказывают об инверсии как средстве выразительности, приводят пример, когда инверсия делает речь героя смешной (И. Ильф, Е. Петров. Золотой теленок. Глава 13.) Речь Васисуалия Лоханкина, обращенная к жене: Волчица ты. Тебя я презираю. К Птибурдукову нынче ты, мерзкая, уходишь от меня. Так вот к кому ты от меня уходишь! Волчица старая и мерзкая притом! В некоторых случаях лишь прямой порядок слов помогает понять смысл. Велосипед разбил трамвай. Солнце закрыло облако. Вопрос Как надо построить предложение? IV.Обобщая материал о грамматической основе предложения, учащиеся подчеркивают, что это фундамент предложения, что очень важно видеть грамматические основы в сложном предложении, чтобы правильно расставить знаки препинания, что простое предложение может быть односоставным, в этом случае грамматическая основа состоит или из одного подлежащего, или из одного сказуемого, что и подлежащее, и сказуемое могут быть выражены не только одним словом, а двумя и более; приводят примеры. Вынули вторые рамы, и весна ворвалась в комнату с удвоенной силой. В залитые светом окна глядело смеющееся весеннее солнце. Всем дышалось вольнее и лучше, на всех весна отражалась приливом обновления и бодрой жизненной силы. (В. Короленко) На душе было легко. Учитель предупреждает, что и односоставные, и неполные предложения должны выражать законченную мысль и быть понятными для слушателей или читателей. (Смысл неполного предложения может быть ясен лишь в контексте, из предыдущего предложения). Нельзя допускать в речи конструкций, подобных следующим. Я никогда никому ничего, но если я что-нибудь такое, то что же тут такого. Оно-то, конечно, потому что что ж. А что касается в общем, то совершенно буквально.Что вы! Разве я о ком-нибудь хоть что... когда-нибудь. Да я в школе ни о ком ничего никогда, когда даже в игре, а ведь это всерьез, а вы еще... (А. Гайдар) V. Какой из главных членов предложения главнее? Отвечая на этот вопрос, учащиеся отмечают на основе прочитанного, что по этому поводу существуют разные точки зрения, но обычно независимым членом предложения считают подлежащее — как член предложения, обозначающий предмет речи. «Подлежащее как бы указывает второстепенному члену, сказуемому, те грамматические признаки, которые оно (сказуемое) должно получить в данном предложении. И сказуемое подчиняется подлежащему, прислушивается к его указаниям». (И.И.Постникова и др.) И все же зависимость в грамматической основе мы обозначаем так: ----------------------???
Инсценировка Ведущий. В театральной гостиной обсуждали распределение ролей. Слово взял режиссер Грамматика. Режиссер Грамматика. Друзья, в новой пьесе две главные роли: это Подлежащее и Сказуемое. Мне кажется, что роль Подлежащего следует предложить именам Существительным. Как думают об этом сами Существительные? Существительные. Роль главного члена предложения весьма почетна и ответственна. Мы благодарим за доверие и попытаемся сыграть роль Подлежащего, используя свою начальную форму — именительный падеж. Если товарищи не возражают. Местоимение. Вношу уточнение. Прощу назначить основными исполнителями роли Подлежащего и нас. Не сочтите это нескромным — я просто учитываю и трезво оцениваю наши деловые качества: если имя Существительное называет предмет, то Местоимение указывает на него (он, я, ты, мы, вы, они и т. д.) Части речи. Смело! Верно! Режиссер Грамматика. Однако, друзья, и другие части речи должны быть готовы к исполнению роли Подлежащего. Дублерами основных артистов назначаются Прилагательное, Числительное, Наречие, Причастие, а также Инфинитив. Хотя таких случаев немного, однако вы знаете, что в хорошем спектакле даже эпизодическая роль должна быть сыграна отлично. Прошу прочитать предложения и найти свои слова. Ведущий. Части речи нашли свое место в предложении в роли Подлежащего. Как вы думаете, кто из них какое предложение получил? Стойкий всегда побеждает. Встретить друга — большая радость. Сегодня не похоже на вчера. Провожающие стояли у вагона. Режиссер Грамматика. Следует иметь в виду вот еще что: иногда для исполнения этой главной роли могут понадобиться не слова, а словосочетания. По силам ли нам это? Части речи. Конечно! По силам! Справимся! Ведь мы можем образовать такие словосочетания, которые в предложении будут служить одним его членом, в том числе и Подлежащим. Взять хотя бы цельные словосочетания (два товарища, брат с сестрой) или фразеологические обороты (стреляный воробей, анютины глазки). Так что все будет в порядке. Учащиеся демонстрируют составленную таблицу.
8. Группа учащихся, обобщающая материал о способах выражения сказуемого и видах его, тоже показывает сценку «В театральной гостиной», в которой обсуждаются исполнители роли Сказуемого. Режиссер Грамматика. Значение Сказуемого тесно связано со способом его выражения. В зависимости от способа выражения сказуемые делятся на:
Итак, кто берется исполнить роль простого глагольного Сказуемого? Глагол. Безусловно, я, Глагол. Мне под силу выразить и лексическое, и грамматическое значение; у меня есть такие грамматические ценности, как наклонение, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), только в форме несовершенного вида я позову в будущем времени на помощь еще глагол быть. (Я буду читать — простое глагольное сказуемое.) Режиссер Грамматика. Друг мой! Не забудьте, что иногда вам придется выступать вместе с товарищами — в цельном словосочетании, фразеологическом обороте. (Кто сегодня бьет баклуши — простое глагольное сказуемое.) Глагол. Учту. Режиссер Грамматика. Сложнее будет с составными сказуемыми. Вот составное глагольное Сказуемое. Понятно, что лексическое значение такого Сказуемого выражает Глагол. И для этого достаточно неизменяемой формы Глагола. Я думаю, наш почтенный Инфинитив согласится на эту роль. Инфинитив. Не стану возражать, ведь я и есть начальная форма Глагола. Режиссер Грамматика. А кто же возьмет на себя обязанность выражать грамматическое значение Сказуемого и связываться с Подлежащим? Инфинитив. Мы уже обсудили этот вопрос. Вместе со мной в составном глагольном Сказуемом будут работать вспомогательные Глаголы: начать, продолжать, закончить, хотеть, желать, мочь и другие, они, кстати, вносят и некоторые дополнения в лексическое значение Сказуемого. Краткое Прилагательное. Извините, мы должны сделать одно уточнение. Мы рады помочь вспомогательному Глаголу и готовы сыграть его роль. Режиссер Грамматика. Да, я думаю, что такие краткие Прилагательные, как рад, горазд, должен, способен, готов, вполне могут служить при Инфинитиве вспомогательным словом. А иногда на помощь опять-таки придется пригласить Глагол быть. Глагол быть. А я всегда готов, был готов и буду готов помочь товарищам. Здесь логично сделать перерыв в инсценировке и рассмотреть предложенную учащимися таблицу. Виды сказуемого и способы его выражения
Затем следует продолжить инсценировку. Режиссер Грамматика. Так. Перейдем к обсуждению роли составного именного Сказуемого. Кто будет исполнять роль вспомогательную и кому предложить роль именной части, выражающей лексическое значение Сказуемого? Представляется бесспорным, что роль именной части должны исполнять имена: Существительные, Прилагательные (полные и краткие), Числительные, а также Местоимения. Части речи. Согласны! Разумеется! Правильно! Причастие. Я считаю, что в список исполнителей этой роли должны быть внесены и Причастия. Наречие (робко). А можно и мне, Наречию, исполнить роль именной части, например: Это пальто мне впору. И не забудьте про категорическое сочетание, например: На улице становится холодно. Режиссер Грамматика. Конечно! А теперь подумаем о вспомогательном слове, такие слова в составном именном сказуемом называются глаголами-связками. Значит, эту роль следует предложить... Все. Глаголу! Глаголу! Режиссер Грамматика. Да! И прежде всего Глаголу быть. Однако рассчитываю и на помощь Глаголов становиться, являться, казаться и подобных им. А иногда и Глаголов движения: Он вернулся в село инженером. Всем спасибо за работу. Части речи расходятся, оживленно беседуя или облегченно вздыхая, а учащиеся, готовившие таблицу о способах выражения сказуемого, показывают последнюю часть. Составное именное сказуемое
VIII. Затем учащиеся или учитель предлагают найти грамматические основы в нескольких предложениях и в тексте «Капитанской дочки». Найдите грамматические основы в предложениях. Он был в комнате. Он был чем-то встревожен. Она осталась дома. Она осталась верной слову. Я стал на первую попавшуюся валежину и стал переобуваться. (В. Арсенъев) Сколько здесь сказуемых? А за стеной ревущее, звенящее, гремящее, спешащее, бегущее, несется настоящее. (В. Дыховичныи, М. Слободской). Говорить не думая — это стрелять не целясь. Родная сторона — мать, а чужая — мачеха. Слушать его было одно наслажденье. Марки — это его увлечение. Это было его увлечением. Сколько сказуемых в данном предложении? Соли — не пересаливай, хвали — не перехваливай. Сколько членов предложения? Иван Петрович должен был прийти с минуты на минуту. Мы очутились между двух огней. IX. Группа, обобщающая материал о постановке тире между подлежащим и сказуемым, знакомит товарищей с составленной схемой и приводит примеры. Тире между подлежащим и сказуемым
Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях над текстами учебников по истории, биологии, физике и др., о том, что при толковании новых понятий конструкции со знак тире между подлежащим и сказуемым необходимы, знакомят с толкованием слов, которые выбрали сами (Менталитет — это... Менеджер — это...). Те, кто работал с газетами, журналами, отмечают достаточно частое употребление знака тире в публицистических текстах. Наконец, те, кто обратился к художественной литературе, заметили, что такие типы предложений в ней встречаются редко. Предложения со знаком тире, которые учащиеся нашли в сочинениях товарищей, выписаны на доске. (Например, А С. Пушкин — великий русский писатель.) Практическое задание Письменно ответьте на вопросы полными предложениями, пользуясь разными видами сказуемых, избегая однотипности конструкций. Учитель обращает внимание на то, что это надо учитывать, работая над текстами сочинений. Вопросы - Кто такой А. С. Пушкин? Что такое «Капитанская дочка»? Кто главные герои повести? О чем повествуется в этом произведении? Чему учит эта повесть? - Интересна ли она для читателей, живущих в XXI столетии? - Что вы больше любите — стихи или прозу Пушкина? Какое стихотворение поэта является вашим любимым? Выполнив задание, учащиеся подчеркивают основу предложений, определяют вид сказуемого, способы его выражения. Текст может быть проверен на уроке-семинаре или после урока с сообщением результатов на следующем занятии. Вариант текста А. С. Пушкин — великий русский писатель. «Капитанская дочка» — это повесть, написанная в 1836 году. Главными героями ее являются Гринев, Швабрин, Пугачев, Маша Миронова. В этом произведении повествуется о судьбе дворян, оказавшихся свидетелями важного исторического события — восстания под руководством Емельяна Пугачева. Повесть учит сохранять свое достоинство, беречь честь смолоду, быть верным присяге и любимой. Она интересна и для читателей 21 века, но я больше люблю стихи Александра Сергеевича. Мое любимое стихотворение – «Вновь я посетил…» Заключение Урок-семинар традиционно заканчивается вопросами:
|
Прайм-еврознак Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:... |
Подготовка к егэ, гиа по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире... Вного предложения, который обозначает действие или признак предмета речи. Самым общим вопросом к сказуемому является вопрос: что... |
||
Пояснительная записка рабочая программа по «Занимательной математике»... Рабочая программа по «Занимательной математике» в 4 классе разработана как компонент образовательного учреждения. Содержание рабочей... |
Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская... Значение взглядов Г. Селье, И. П. Павлова, З. Фрейда на этиопатогенез и терапию неврозов. 21 |
||
Литература: 26 Глава 3 26 где находится карма 26 литература: 36 Глава... К64 Кармическая психология. Как избавиться от негативной кармы / В. В. Кононов. — М. Рипол классик, 2010. — 288 с. — (Вашатайна) |
Учебное пособие Ростов-на-Дону 2008 содержание введение Глава Эволюция... Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии) |
||
Мбоу «Нововикринская сош» Каякентского района между 9 «А» 9 «В» Учитель: Абдуллабекова Дж. А ... |
Темы: Линейные операторы. Матрица Линейного преобразования. Собственные... Основная часть делится на разделы или главы. Их должно быть 2—3, одна глава — около 2—3 страниц. Что касается оформления — неплохо,... |
||
Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской россии исследования и материалы москва Публикуются тексты орденских легенд, следственные документы и малоизвестные материалы по данной теме |
Материалы Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы IV международных Березинских чтений. Вып.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |