Введение. Литература




Скачать 293.1 Kb.
НазваниеВведение. Литература
Дата публикации06.10.2014
Размер293.1 Kb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Литература > Литература



Содержание учебного материала

5 класс (интегрированный курс)

Наизусть

Теория литературы

Дата

Примеч.

1.

2.
3.

4.


5.

6.

7.


8.

9.


10.

11.


12.

13.

14.

15.
16.

17.

18.

19.
20.

21.

22.

23.


24.


25.

26.

27.
28.

29.

30.


31.

32.

33.


34.
35.

36.

37.


38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.
47.

48.


49.
50.

51.


52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.


60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.
69.
70.



1.


2.

3.


4.

5.


6.

7.

8.

9.
10.

11.
12.


13.
14.
15.
16.
17.
18.


19.
20.

21.
22.
23.

24.
25.
26.

27.

28.
29.

30.

31.
32.

33.
34.
35.

36.

37.

38.

39.

40.
41.

42.
43.

44.
45.
46.
47.
48.


1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.


16.

17.

18.


19.

20.

21.

22.

23-24.
25.

26.

27.
28.

29.
30.

31.

32.

ВВЕДЕНИЕ. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире, отражение жизни, быта, обычаев разных народов. Переводная и оригинальная литература. Роль чтения в жизни человека. Книга художественная и учебная.
Устное народное творчество. Истоки устного народного творчества, его основные виды (сказки, легенды, песни, загадки, пословицы, поговорки и др.). Воплощение в произведениях фольклора народного опыта, идеалов и стремлений человека.
Загадки, пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии.
Внеклассное чтение. Английские народные детские песенки и стихи в переводах К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, Б.В.Заходера, И.И.Токмаковой.
Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Волшебная сказка «Никита Кожемяка».
Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Волшебная сказка «Никита Кожемяка».
Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отличие бытовой сказки от волшебной. Русская народная сказка «Каша из топора».
«Каша из топора». Черты бытовой сказки в тексте. Образы солдата и старухи.
Сказки народов мира. Словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев». Противостояние добра и зла, прославление лучших человеческих качеств в сказке.
Победа мудрости, трудолюбия и находчивости над жадностью и хитростью в сказке «Двенадцать месяцев». Волшебные помощники и фантастические элементы в сказке.
Тема и сюжет художественного произведения. Развитие понятия о переводе. Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица».
Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица». Победа мудрости, трудолюбия и находчивости над жадностью и хитростью. Возвеличивание в сказке ума, мужества и отваги, жажды познания мира.
Контрольная работа по теме «Литература и фольклор. Особенности народных сказок».
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях русского поэта А.С.Пушкина. Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»).
«Пушкинская сказка – прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Волшебное в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Прославление веры в победу добра над злом. Образы царевны и злой мачехи.
Богатство выразительных средств сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Внеклассное чтение. Сказки Пушкина.
Х. К. Андерсен – «мастер снов и сказок» (С.Я.Маршак). Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке.
Понятие о литературном герое (персонаже). Герои сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева».
Развитие речи. Подробный пересказ эпизода сказки.

Кай и Герда – главные герои сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева». Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки.
Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева».
Развитие речи. Устный рассказ-характеристика героя сказки.
Общие и различные черты сказок А.С. Пушкина и Х.К. Андерсена. Кинематографические версии сказок.
Внеклассное чтение. Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».
Контрольная работа по теме «Литературная сказка. Литературный герой. Сказки А.С.Пушкина и Х.К.Андерсена».
Оскар Уайльд – изысканный ценитель красоты. Краткие сведения о писателе. Воспевание добросердечия, человечности и милосердия, преодоление эгоизма, жестокости и высокомерия в сказке «Мальчик-звезда».
Внутренняя и внешняя красота человека, конфликт жестокости, эгоизма и добра в сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда».
Прославление материнской любви в сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда».
Развитие речи. Развитие понятий о теме, идее и сюжете литературного произведения. Устный пересказ эпизодов сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда» (отрывки «Поиски трёх монет», «Встреча сына с родителями»).
Главный герой сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда». Поступки главного героя в начале и в конце сказки. Характеристика героя.
Утверждение в сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» любви к матери как одной из основных ценностей в жизни человека.

Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Самое прекрасное слово на земле – мама».
Д. Р. Киплинг. Краткие сведения о писателе. История Маугли – воспитанника джунглей.
Законы джунглей и ценности человека в произведении Д.Р.Киплинга «Маугли». Изображение в сказке сложных отношений человека и природы.
Главные персонажи сказки Д.Р.Киплинга «Маугли» и их характеристика.
Путь Маугли от детеныша до хозяина джунглей в одноимённой сказке Д.Р.Киплинга.
Роль описаний природы в произведении Д.Р.Киплинга «Маугли».
Внеклассное чтение. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
Контрольная работа по теме «Литературная сказка. Литературный герой. Сказки О.Уайльда и Д.Р.Киплинга».
Когда нельзя сказать иначе, чем стихами. М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта. Мечты о душевной гармонии и единении с миром природы. Тема свободы и одиночества в лирике поэта. «Тучи», «Утёс».
Выразительность и лиризм стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Утёс».
Ф.И.Тютчев – «жемчужноустый» выразитель картин природы. Краткие сведения о поэте. Поэтическое осмысление окружающего природного мира в лирике поэта. «Чародейкою зимою…»
А.А.Фет – выдающийся русский поэт. Краткие сведения о поэте. Изображение, воспевание состояний природы. Яркость и сила поэтических образов. Тонкий лиризм и музыкальность стихотворений о природе. «Я пришёл к тебе с приветом» и другие стихотворения поэта.
Внеклассное чтение. Парад поэзии. Лирика русских поэтов о природе.
Э.Сетон-Томпсон. Краткие сведения о писателе. Мир природы в произведении «Лобо». Утверждение в рассказе любви ко всему живому.
Главный герой произведения Э.Сетона-Томпсона «Лобо».
Разнообразие интересных наблюдений за поведением и повадками животных в рассказе Э.Сетона-Томпсона «Лобо».
И.А.Бунин. Краткие сведения о поэте. Поэтические картины природы. Гармония состояния природы и человека в лирике Бунина. «Живопись словом».
С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. Народные мотивы пейзажной лирики С.А.Есенина.
Контрольная работа по теме «Мы и природа». Тесты по изученной теме.
М.Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиографический характер повести «Приключения Тома Сойера».
Светлый и радостный мир детства в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера».
Изобретательность и предприимчивость Тома Сойера в повести М.Твена «Приключения Тома Сойера».
Портрет главного героя повести М.Твена «Приключения Тома Сойера».
Развитие речи. Письменный пересказ эпизода повести М.Твена «Приключения Тома Сойера».
Дружба Тома и Гека. Приключения и игры главных героев повести М.Твена «Приключения Тома Сойера». Мастерство раскрытия характеров детей.
Комические ситуации в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера».
Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»
Д.Роулинг. краткие сведения об авторе. Популярность произведений Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Борьба доброго и злого начал в романе «Гарри Поттер и философский камень»
Мир магов и маглов в произведении Д.Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».
Правила и обычаи школы магии Хогвартс в произведении Д.Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».
Гарри Поттер и его друзья в произведении Д.Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».
Незыблемость вечных ценностей, роль дружбы и самопожертвования в победе над злыми силами в произведении Д.Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».
Контрольная работа по теме «Мир приключений и фантастики». Отзыв о литературном произведении.
Внеклассное чтение. А.Линдгрен «Мио, мой Мио!»
Внеклассное чтение. К.Льюис «Хроники Нарнии».
Итоговый урок. Перелистывая страницы учебника литературы.

Содержание учебного материала

6 класс (по методике Б.С.Дыхановой)
Введение. Миф и литература, их диалог в веках. Жизнь мифа, её законы.

Мифы древней Индии: «Творение» как космогонический миф.
Скандинавские мифы. Особенности скандинавской мифологической модели мира. «Сказание о путешествии Тора в Утгард».
«Сказание о путешествии Тора в Утгард». Мифологический смысл состязания Тора и его спутников с великанами.
Мифология североамериканских индейцев: особенности мировосприятия этого народа. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Глава 1 «Трубка мира».
Мифология североамериканских индейцев: мифологема памяти и её значение в оценке Логфелло. Глава «Письмена».
Проблема памяти и её философский смысл в поэме Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
Контрольный урок по теме «Мифологические системы как отражение донаучных представлений о мире».
Праславянская мифология. Русские веды.
Процесс миротворения в праславянской мифологии.

Мифологические значения и образы древних славян.
Развитие речи. Праславянский миф о творении в соотнесении с мифологическими системами других народов.

Сравнительный анализ изученных мифологических систем.
«Велесова книга»: прославление великого Триглава.
«Исход из Семиречья», отражение истории в мифе.
Смысл мифа «Богумир и три мужа».
Легенда о даровании Квасуре и Богумиру сурицы и её смысл.
Солярные боги древних славян и их значение.
Образы праславянской мифологии в литературном тексте: миф – легенда о Солнце в романе П.И. Мельникова-Печёрского.
Контрольный урок по теме «Праславянская мифология»
Мифология Древней Греции. Геракл как один из главных героев древнегреческого народного эпоса.
«Рождение и воспитание Геракла».
«Геракл в Фивах».
«Немейский лев», «Скотный двор царя Авгия» - отражение в мифе сути подвигов Геракла.
«Геракл у Адмета».
Последний подвиг Геракла «Яблоки Гесперид»
Древнегреческий миф и рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Художественный смысл рассказа Ф.Искандера. смысл переклички с мифом.
Миф об Арионе. Нравственный смысл сюжета.
А.С.Пушкин «Арион». Связь и отличия от древнегреческого мифа.
Развитие речи. Письменный сопоставительный анализ мифа об Арионе и пушкинского стихотворения «Арион».
Миф о Прометее в трактовке Платона.
Античная трагедия. Эсхил «Прикованный Прометей»: законы жанра. «Пролог»
Эсхил «Прикованный Прометей». «Парод».
Эсхил «Прикованный Прометей». «Эписодий первый».
Эсхил «Прикованный Прометей» : «Стасим первый» и «Эпод».
Эсхил «Прикованный Прометей»: «Эписодий второй» и «Стасим второй».
Эсхил «Прикованный Прометей»: «Эписодий третий» и «Стасим третий».
Эсхил «Прикованный Прометей»: последние части трагедии в их содержательной сути.
Развитие речи. Составление ЛСС по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей».
Контрольная работа по теме «Мифология Древней Греции».
Библейская мифология. Ветхозаветные тексты о сотворении мира.
Ветхий Завет: миф об Адаме и Еве и его смысл.
Миф об изгнании из Рая Адама и Евы: его символический смысл.
Миф о Каине и Авеле и его нравственный смысл.
Миф о всемирном потопе и его нравственный смысл.
Миф о всемирном потопе и его нравственный смысл.
Заповеди Яхве и их нравственный смысл.
Итоговый урок по библейским мифам.

Зміст уроку (світова література 7 клас)
Роль художньої літератури у формуванні життєвих цінностей людини.
Роль художньої літератури у формуванні життєвих цінностей людини.
Давньоруські билини про Іллю Муромця. Легендарна історія Київської Русі як основа билин.
Давньоруські билини про Іллю Муромця. Утілення в них уявлень про патріотизм, героїзм, ідеальних народних героїв.
Фольклорні балади про Робін Гуда. Легенди про шляхетного розбійника – утілення мрії англійського народу про захисника. Історичне тло балад. Образ Робін Гуда.
Сербська народна балада «Смерть матері Юговичів». Ознаки фольклорної балади у творі.
Літературна балада, Ф.Війон «Балада прикмет». Особливості жанру літературної балади.
Ф.Шіллер «Рукавичка». Утвердження самоцінності людського життя в баладі.
Й. Гете «Вільшаний король». Переплетіння психологічного, фантастичного та реального в баладі.
О.Пушкін «Пісня про віщого Олега» поетизація давньоруської старовини. Літописне джерело «Пісні про віщого Олега».

О.Пушкін «Пісня про віщого Олега». Сенс зіставлення князя та волхва як відображення головної думки поета.
Р.Л.Стівенсон. «Вересковий мед» як героїчна балада.фольклорні елементи у творі.
А.Міцкевич «Альпухара». Мужність і нескореність перед ворогом як провідна думка балади.
Контрольна робота за темою «Героїчні пісні й балади у світовій літературі».
В.Скотт як засновник жанру історичного роману. Зображення в романі «Айвенго» боротьби англосаксів з норманами у 12 ст. й усобиць норманів.
Широка панорама життя середньовічної Англії. Рицарський турнір, його роль у подальшому розвитку подій.
Історичний колорит і романтика пригод у романі В.Скотта «Айвенго».
Вплив реальних історичних подій, соціального статусу і національності на долю людини у романі В.Скотта «Айвенго».
Історія і доля людини: Айвенго, його відданість, чесність і благородство.
Ідея віротерпимості. Ровена та Ребекка – дві різні долі у романі В.Скотта «Айвенго».
Розвиток мовлення. Характеристика персонажів роману В.Скотта «Айвенго» з використанням цитатного матеріалу.
Контрольна робота за романом В.Скотта «Айвенго». Твір «Мій улюблений герой роману В.Скотта «Айвенго».
Позакласне читання. М.Гоголь «Вечори на хуторі поблизу Діканьки».
М.Гоголь «Тарас Бульба». Зображення в повісті любові до України, героїзму, мужності й ратної звитяги в боротьбі за рідну землю; зображення побуту і звичаїв українського козацтва.
Зображення картин українського степу, їх зв’язок з головними подіями в повісті М.Гоголя «Тарас Бульба».
Запорожська Січ, її закони та звичаї.
Бойове товариство. Героїзм і подвиги запорожців у бою під Дубно.
Уславлення бойового товариства козаків, засудження зради.
Героїчна смерть Остапа. Мужність Тараса. Сувора романтика подвигу.
Розвиток мовлення. Порівняльна характеристика синів Тараса. Протиставлення життєвого вибору в їх долях.
Контрольна робота за повістю М.Гоголя «Тарас Бульба».


«У Лукоморья дуб зелёный…»

«Тучи»

«Чародейкою зимою…»
Или
«Я пришёл к тебе с приветом…»

«Детство»

Или
«Черёмуха»

Наизусть

Фрагмент из первой главы
Фрагмент из главы 14

Напам’ять

«Пісня про віщого Олега»


Уривок з балади «Вересковий мед»


Понятие о художественной литературе. Понятия об оригинале и переводе.
Понятие о фольклоре. Развитие понятий о загадках, пословицах и поговорках.

Народная сказка и ее виды.


Тема и сюжет художественного произведения. Развитие понятия о переводе.

Понятие о ритме и рифме.

Литературная сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Понятие о ритме и рифме.

Понятие о литературном герое (персонаже).

Развитие понятий о теме, идее и сюжете литературного произведения.


Развитие понятий о литературном герое произведения.

Понятие об эпитете.

Развитие понятия об эпитете.


Понятие о рассказе. Развитие понятия о литературном герое.


Понятия о сравнении и метафоре. Развитие понятия об эпитете.
Понятия о портрете литературного героя, комическом в художественном произведении.

Портрет литературного героя.
Портрет литературного героя.


Теория литературы
Понятие о мифе. Мифология.

Трагедия
Композиция и художественные законы древнегреческой трагедии

Теорія літератури

Фольклорна балада

Фольклорна балада

Повість


Дата

Дата


Примеч.

Примітка

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение. Литература iconЛитература. Введение
Отражение состояний и эмоций человека в телесных сигналах и случайных рисунках

Введение. Литература iconТема Корректировка программы
Введение. Русская литература конца XIX- хх века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления

Введение. Литература iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса...

Введение. Литература iconУрока(тема)
Введение. Русская литература ХХ века. Начало ХХ века: ожидания, тревоги и надежды

Введение. Литература iconРабочая программа дисциплины Введение в языкознание Направление подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Введение. Литература iconПредисловие Введение Глава Введение в субд microsoft sql server 2008 Общие сведения о субд

Введение. Литература iconМесто предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...

Введение. Литература iconЛитература введение «Метод проектов от души выполняемый замысел»
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания...

Введение. Литература iconОсновная литература
Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. – Кн. Психодиагностика. Введение в...

Введение. Литература iconЛитература Введение
Он сам, как бы провидя свою посмертную славу, писал: "Что касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной людской...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции