Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?




Скачать 112.9 Kb.
НазваниеСкажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?
Дата публикации03.10.2014
Размер112.9 Kb.
ТипВопрос
literature-edu.ru > Литература > Вопрос
Нестандартные и интегрированные формы проведения уроков МХК.

 

 

  « Одно колесо часовой машины спросило у другого:

- Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами , а в другую сторону?

- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая» (Притча)
 Детская душа как поле вспаханное. И доброе семя, если в него попадет, прорастает, и сорняк любой. Вырвать же осот, когда он колючим станет, непросто… Я считаю, разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели -  воспитанию всесторонне развитой, духовно-нравственной личности

В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является педагогическая технология межпредметной интеграции. Межпредметная интеграция сегодня – важнейший фактор развития образования. Что же такое интеграция? Интегрировать (лат. integrare восстанавливать, восполнять) - производить интеграцию, объединять части в одно целое. Ответ находим также в словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое». Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Совершенствование учебного процесса требует развитие и внедрение новых, нетрадиционных форм обучения.

Одно из новшеств современной методики – интегрированный урок. По своей сути, школьный предмет «Мировая художественная культура» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Предметом анализа на интегрированном уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:

I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы учителей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока.

II этап - исполнительный (проведение интегрированного урока).

III этап - аналитический (анализ проведения урока, выводы).

Обращение к интеграции как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.

  1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве.

  2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.

  3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.

ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:

Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.

Что дает данная работа учителю?

· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.

· Освобождает учебное время для изучения другого явления.

· Исключает дублирование учебного материала.

· Усиление межпредметных связей.

Что дает данная работа ученику?

· Активизация мыслительной деятельности.

· Интенсификация учебного материала.

· Расширение сферы получаемой информации.

· Подкрепление мотивации в обучении.

· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.

· Снижение перегрузок.

Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:

Урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов;

Пример интегрированного урока в 10 классе по теме «Война 1812 года» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

Вместе с учителем истории мы определяем общую цель урока: показать историческое значение Бородинской битвы в ходе Отечественной войны 1812 года. Определяем задачи:

научить сравнивать взгляды писателей и историков; делать собственные выводы; развивать навыки сопоставительного анализа, работая с архивным, литературным и историческим источником; на примерах героизма русского народа воспитывать у учащихся любовь к Родине, уважение к прошлому истории нашей страны.

По типу данный урок представляет собой урок формирования новых знаний.

Изучение нового материала проходит по плану:

  1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).

  2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).

  3. Лев Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения.

  4. Описание Бородинской битвы в романе «Война и мир».

Фронтальная беседа по вопросам под руководством учителя истории и фрагментарное текстовое исследование Бородинского сражения, проводимое учителем литературы, подготовили учащихся к заполнению таблицы (самостоятельная работа учащихся).




Критерии

Исторические материалы о Бородинском сражении.

Л.Н. Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»

Цели, преследуемые русской армией







Подготовка к сражению







Соотношение сил накануне сражения







Ход сражения







Итоги сражения, значение








Сотрудничество с учителем литературы делает урок содержательным и эмоционально окрашенным. На примере героев художественного произведения учащимся легче и глубже воспринимать и оценивать события прошлой исторической эпохи.

Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы;

при изучении   творчества  А.Блока  (тема: «Символизм  в лирике поэта»)  сопоставить стихотворения «Коршун», «Мой Демон», «Морская царевна»   с картинами Врубеля («Демон», «Морская царевна»),  картиной В.М. Васнецова «После побоища  Игоря Святославича с половцами, выявить, что сближает, связывает эти одноименные произведения? Какова задача поэта и художника? На что обращают внимание поэт и художники?

Аналитическая работа выполняется с просмотром через проектор слайдов с текстами стихотворений и репродукций картин,  активизирует внимание и участие класса.

 Урок-экскурсия- одна из нестандартных  форм урока литературы,  МХК . Заочная экскурсия по памятным местам жизни и творчества писателя, художника, композитора, восприятие выдающихся произведений искусства, находящихся в разных музеях мира , с помощью Интернет-ресурсов способствует  духовному обогащению , развитию творческих способностей учащихся. Класс разбивается на группы- туристические фирмы. В каждой группе есть рекламный агент, экскурсовод, фотограф и др, учащиеся придумывают название туристической фирмы, маршрут и экскурсию. Учащиеся самостоятельно готовят презентацию. Возможен вариант  урока -   когда каждому ученику предлагается побывать  в  роли ЭКСКУРСОВОДА. Урок-экскурсия может быть проведен как закрепление материала.

Урок-исследование.

Классицизм в литературе и искусстве России XVIII века

Цель урока:

  • развивать интегрированные представления о направлениях в литературе и искусстве, в частности, русском классицизме;

  • показать связи и различия с классицизмом Западной Европы;

  • сформировать представление о своеобразии русского классицизма, обусловленном специфическими историческими условиями, в которых развивалось российское общество;

  • рассмотреть проявления стиля классицизма в русской живописи, зодчестве, скульптуре.

Основной метод ведения урока — групповой метод решения проблемной ситуации, сопровождаемое выступлениями творческих групп учащихся, основанными на самостоятельной исследовательской работе: подбор и чтение стихотворных цитат, доклады и сообщения о творчестве писателей и анализ отдельных произведений искусства классицизма.

На уроке используются наглядные пособия и ИКТ (презентации творческих групп учащихся).

Далее развиваются интеллектуальные и речевые умения.

Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:

прослушивание выступлений творческих групп учащихся, составление синхронистической обобщающей таблицы «Осьмнадцатое столетие»,

выразительное чтение отрывков из трактатов и устные выступления с докладами и сообщениями.

На уроке осуществляется взаимодействие литературы, истории и МХК.

Предшествующая работа:

  • Деление учащихся на творческие группы «Историки», «Литературоведы», «Искусствоведы», «Современники» и определение опережающих творческих заданий для каждой группы и каждого участника группы,

  • посещение Третьяковской галереи (залов русского искусства XVIII — первой половины XIX веков),

  • посещение Русского музея г. Санкт-Петербурга.


        Конечно же, интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата.

            Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.  Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

    Изучив и обобщив методическую литературу по вопросам интеграции, я убедилась в важности этой проблемы и её значимости в практике школы.     Интегрированные уроки помогают учащимся глубже и всесторонне понять ту или иную тему. Я в своей работе провожу интегрированные уроки русского языка, литературы, музыки, МХК, истории.

    Ученик многое получает от таких уроков: он учится сопоставлять факты, сведения из разных источников, находить аналоги, не зацикливаться внутри определенной области знаний. Повышается его кругозор, развивается мышление.

     Одна из задач каждого учителя – подготовка ученика к взрослой жизни, к жизни в обществе. И на пороге к взрослой жизни ребят ждет испытание в виде ЕГЭ. Интегрированные уроки помогают более эффективно подготовиться к экзамену. Этому помогает интегрирование выше перечисленных уроков. Знания, полученные на таких уроках, особенно помогают в выполнении части С, написании сочинения-рассуждения. Выстраивая рассуждение по тексту, выпускник должен привести не менее двух аргументов из жизни, из прочитанных художественных произведений , а также из жизни конкретных исторических личностей, музыкантов, художников, ученых , из газет, из журналов и т. д. Он должен уметь анализировать предложенный ему текст, выявить проблему, прокомментировать ее и изложить свои аргументы. Тут ему понадобится и читательский опыт, и жизненный опыт, и знания, почерпнутые при изучении других школьных предметов. Интегрированные уроки как нельзя лучше помогают в этом.  В моей педагогической практике было проведено немало интегрированных уроков.

Темы проведенных интегрированных уроков  русской литературы, музыки, МХК, ИЗО

 

Тема

Интеграция уроков

Класс

Строгий, стройный вид… Архитектура Петербурга и А. С. Пушкин. Урок по поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Литература, МХК

7, 9 класс

Образ Ивана Грозного и опричники в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

Литература, история, МХК, музыка

7

Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Литература, МХК (иконопись, архитектура)

9

«У меня в Москве купола горят…» Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой.

Литература, МХК (архитектура Москвы)

11

Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина»

Литература, история, МХК (кино)

11

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. Высоцкого.

Литература, музыка, МХК (кино)

11

 

  Больше всего люблю проводить уроки литературы или русского языка, совмещая с музыкой, ИЗО, используя различные средства ИКТ. Сравнивая творчество писателя, художника, композитора, делаем вывод с ребятами, что орудием писателя служит слово, художника – краски, музыканта – ноты. Музыка создает особый эмоциональный настрой на уроке..

             Чтобы учеба была в радость детям, главное в работе учителя, я думаю, быть заинтересованным самому. И тогда, как пишет известный академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», будет интересно и тому, кто тебя слушает. Значит, твоему ученику. Многое зависит от самого учителя. Готовясь к уроку, он должен четко себе представить не только то, что конкретно по теме он хочет объяснить ученикам, но и знать, с каким предметом будет целесообразно интегрировать урок литературы или языка. Необходимо знать, что интеграция возможна  при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

            

 

 


Выступление на районном

семинаре по МХК

учителя МБОУ СОШ

с. Верхняя Матренка

Рязанцевой Н.П.
2013

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? iconВ. Г. Колташов Диалектическая психология
Что нами движет? Почему мы радуемся и страдаем, почему ведем себя именно так, а не иначе? Что заставляет нас желать нового? Почему...

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? icon«скажи мне, чертежник пустыни…» 1 Цикл «Восьмистиший»
Помимо общения с Б. С. Кузиным, чей неоламаркизм, очевидно, вызывал в сознании Мандельштама мысль о Бергсоне, возобновление интереса...

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? iconСкажи своему делу да
Почему эта задача кажется нам такой сложной? Дело в том, что социум отучил людей выбирать свою судьбу. Мы настолько привыкли к тому,...

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? iconI: Почему Плеяды? Почему сейчас?
Книгу Аморы Гуань-Инь можно назвать практическим руководством по Просветлению и Вознесению. Описываемые медитативные техники жизненно...

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? iconКто культурнее?
Один – такой идеальный, а другой – молчаливый и какой-то невоспитанный. Братья все время проводили вместе, играли с бельчатами, ходили...

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? iconВместе с нами «Новостную ленту увлеченных делом» читают
Воодушевляем, информируем на дружеской доверительной волне о возможностях, что рядом – транслируем положительный пример добившихся...

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? iconОтчет о прочитанном. Галь Нина 1 курс, з/о
Как странно течет время, в детстве оно тянется бесконечно, ждешь чего-то, подгоняешь – быстрее, быстрее, но минуты, словно текут...

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? iconЧто пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице)?
Герои. Время и место действия. На выбор работа с дневником: или Мои впечатления от прочитанного: Почему мне понравилась (не понравилась)...

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? iconОбобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева "Муму"
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему...

Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону? iconДневник счастливой женщины
Меня зовут Светлана, Света — все, даже сын, даже его друзья. Муж говорит, что я единственная женщина, которая привирает себе год...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции