Скачать 312.64 Kb.
|
Тема работы: «Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам» Ф.И.О. автора: Колесникова Мария Сергеевна МОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» Учитель английского языка I квалификационной категории Оглавление
в начальной школе 4 -14
иностранным языкам 14-15
поддержкой 21-27 III. Заключение 27-29
Введение Меняется мир – меняются цели и задачи обучения иностранного языка. Мы не только обновляем содержание, методы и приемы обучения, но и должны изменить цели и задачи обучения иностранного языка, на что нас нацеливает концепция образования по предмету «Иностранный язык». Как организовать свою работу так, чтобы ученик овладел практическим знанием языка? Что же значит – усвоить иностранный язык? Значит ли это - научиться общению на языке или научиться общаться с представителем другой культуры? Привычный ответ – научиться общению на языке. Даже не обсуждался вопрос о том, должен ли этот язык в какой-т момент перестать быть «языком чужого», по определению академика РАО А.А. Леонтьева. Считалось вполне достаточным, чтобы учащийся мог автоматически участвовать в процессе коммуникации. [1] Владение элементарными нормами социально-культурного поведения, принятыми в странах изучаемого языка, также важно, как и сформированность у школьников коммуникативной компетенции. Наряду с практической целью обучения иностранного языка своей основной задачей считаю – показать ребенку мир иноязычной культуры, обогатить его духовный мир новыми понятиями и явлениями, погрузить его в иное социокультурное пространство. Язык – одно из средств этого погружения. При этом главным для обучаемых является не «не воспитание с позиций норм и ценностей страны изучаемого языка» и «зазубривание культурологических фактов», а умение сравнивать социокультурный опыт народа, говорящего на изучаемом языке, с собственным опытом, видеть различия и общность в культурах. Многочисленные изменения в нашей стране сделали иностранный язык реально востребованным. Возникла потребность в людях не просто хорошо владеющих иностранный язык, но и способных участвовать в диалоге культур во всех его аспектах, бизнесе, политике. Способен ли ученик общеобразовательной школы справиться с этими задачами? К сожалению, традиционный подход не всегда обеспечивает уровень владения иностранного языка достаточный для адаптации в иноязычном обществе. Если взять среднего ученика, он по существу «безъязычен», то есть нельзя говорить о сколько-нибудь серьезном владении им иностранного языка. А чтобы максимально приблизиться к требованиям Европейского стандарта при обучении английскому языку, необходимо наполнить обучение новым содержанием. Тема моей исследовательской работы – «Механизмы успешности раннего обучения английскому языку» в младшем звене. Актуальность в данной области состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к иностранному языку. Уже давно доказано, что чем позже ребенок начинает изучать иностранный язык, тем сложнее проходит процесс обучения. Целью данной работы является использование определенной методики преподавания английского языка младших школьников, способствующее достигнуть механизмов успешности обучения английскому языку. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Особенности введения иностранного языка в начальной школе Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения того предмета. В данном пособии к начальному этапу мы относим I—IV классы общеобразовательных учреждений. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем. [2 ] Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself". Хотя в этом высказывании помимо элементарной ступени упоминается и промежуточная, это не снимает важности первой, то есть начального этапа. Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями. [3 ] Еще в 1947 году И.В. Рахманов писал: «...большинство методов (имеется в виду направление, система обучения) существенно отличаются друг от друга только на элементарной ступени обучения, а для продвинутой ступени либо вовсе не разработаны, либо мало отличаются друг от друга даже у методистов, принадлежащих к противоположным лагерям...» [4 ] Как известно, построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой. Именно поэтому начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета. Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Длительность сенситивного, т.е. наиболее благоприятного для начала изучения иностранного языка, периода психологи трактуют по-разному, но наиболее часто они сходятся на периоде с 4 до 8 лет. Физиологи считают, что существуют биологические часы мозга, также как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет – специалист во владении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10 лет ребенку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием имритинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации). Психологи определяют время для имритинга до 8 лет. Хотя у этого возраста есть некоторые ограничения, на которые любят ссылаться противники раннего обучения: например, объем памяти у ребенка действительно меньше, чем у взрослого, но и его языковые потребности тоже меньше. Есть все основания полагать, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языковым материалом детьми, даже в естественной среде, стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанные. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми. Все исследователи утверждают, что обучение должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Доказано, что специальные занятия по иностранному языку можно начинать с детьми 4-10 лет: до 4 лет – бессмысленно, а после 10 лет – бесполезно надеяться на положительный результат. Лучше всего начинать изучение иностранного языка в возрасте 5-8 лет, когда система родного языка хорошо усвоена, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте еще мало речевых штампов, легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. И если методическая система построена грамотно с лингводидактической и психолингвистической точек зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал. Раннее обучение языкам:
Следует заметить, что при грамотном построении методической системы с лингводидактической и психолингвистической точек зрения успех в овладении предлагаемым ограниченным речевым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения иностранного языка обеспечена практически всем детям. Эффект от занятий иностранным языком в младшем школьном возрасте непременно положительно скажется на развитии детей, культуре общения, будет влиять на активизацию всех психических функций, расширит общий кругозор детей. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:
Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельного характера обучения в целом. Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения. На первой ступени обучения (во II— IV классах) реализуются следующие цели:
Раннее обучение иностранному языку предоставляет учащимся возможность:
Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами, невелико. Вместе с тем умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, — задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке. Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает: • бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; • стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка; • раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной • неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка. Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельного характера обучения в целом. Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения. На первой ступени обучения (во II-IV классах) реализуются следующие цели: - способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению; - сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорения, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; - ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке; - приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения, формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересом младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка; - формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся. Раннее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность: - правильно произносить и различать на слух звуки, слово, словосочетания и предложения иностранного языка; соблюдать интонацию основных типов предложения; - овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц; - получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении; - понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку; - участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения; - кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора; - овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения; - писать краткое поздравление и личные письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе; - освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка. Поставленные цели, стоящие перед предметом "иностранный язык", должен решать методически грамотный учитель, придерживающийся современного коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. 2. Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам Нашим маленьким детям нравится бегать и смеяться, смотреть и рисовать, петь и танцевать. Они так любят учиться и познавать новое. Именно таким детям мы преподаем английский язык. Задействуйте все их способности, используйте все каналы восприятия, которыми они обладают, зрительную, слуховую, аффективную, эстетическую память. Необходимо, чтобы ребенок как можно раньше начал осознавать место родного языка и культуры в мире. С чего же начать изучать иностранный язык? Как заинтересовать ребенка его изучением?[5] Успешность обучения иностранному языку на раннем этапе зависит от совокупности психологических, педагогических и социальных факторов. Необходимо соответствовать программам обучения возрастным психофизиологическим особенностям учащихся, эмоционально волевым и личностным особенностям, взаимоотношениям в семье, социальному статусу семьи. Для успешных занятий с малышами необходимо много условий, но, пожалуй, главным является умение увлечь их, а также терпение и педагогический такт. 2.1 Правильное произношение Малыши очень быстро воспринимают все новое. В этом возрасте не сложно обучить их правильному произношению. Первый шаг - дать им возможность понять особенности английского акцента. Если детей не обучать произношению, и не уделять этому должного внимания, то они впоследствии будут искажать звуки и слова каждый по - своему, с ошибками. А как вы знаете ошибки очень трудно исправлять. Использование определенных упражнений поможет детям распознавать звуки, их долготу и краткость. Как мы знаем, именно в игре дети меньше всего устают. Например, услышав нужный звук, они хлопают в ладоши или поднимают руку. На урок можно взять с собой небольшое зеркальце и работать с ним, так как определенные звуки требуют особого внимания, и их искажение приведет к неправильному произношению. Содержание фонетической зарядки может быть различным. Главное, чтобы это было интересно и весело. Стихотворения и песни с движениями помогут в этом. Приведу пример: I am tall, as a tree, (1) I can see far, as a star. (2) In my heart I behold. (3) The sun shines like gold. (4) Движения: (1) Дети «вырастают», поднимая руки вверх. (2) Дети вглядываются вдаль. (3) Дети поднимают руки к сердцу. (4) Дети описывают руками большой круг, показывая, как светит солнце. One for sorrow, (1) Two for joy, (2) Three for girl, (3) Four for boy, (4) Five for silver, (5) Six for gold, (6) Seven for secret never behold. (7) Движения: (1) Дети выражают свою печаль, (2) Дети выражают свою радость, (3) Мальчики указывают на девочек, (4) Девочки указывают на мальчиков, (5) Дети показывают на предмет, который, по их мнению, походит на серебро, (6) Дети показывают на предмет, который, походит на золото, (7) Дети закрывают рты «на замок», тем самым, показывая, что у них есть свой секрет. Именно такие стихотворения и песни с движениями я использую на своих уроках с малышами. Такой подход дает возможность раскрыть творческие задатки, но самое важное – способствует становлению активной и ответственной позиции в обучении. [6] Индивидуальный подход один из важнейших механизмов успешного обучения иностранным языкам. Научите ребенка слышать, понимать и общаться на иностранном языке. Опора на жизненный опыт ребенка, развитие воображения являются неотъемлемой частью в индивидуальном подходе к обучению. Предложите малышам рассказать о себе, о своих пристрастиях, о тех, кто его окружает, о любимых занятиях. Придумывайте ситуации, где он должен был бы поступить определенным образом, поощряйте его способность к перевоплощению, выдумыванию новых персонажей, опираясь на детскую литературу, ролевые игры. Предложите им представить себя звездами спорта или кино, историческими персонажами, журналистами, детективами, волшебниками или рассказать о своей встрече с кем - нибудь из них. Такие учебные ситуации эффективны в процессе работы. Кроме того, оно помогают мотивировать речевую деятельность ребенка, если у него нет желания рассказать о себе. 2.2 Инсценировка на раннем этапе обучения Мы очень часто используем на уроках речевые ситуации. Одним из способов обучения иностранным языкам я считаю инсценировку. Именно инсценировка помогает ребенку раскрыться и преодолеть речевой барьер. Можно использовать различные сценарии, праздники на английском языке. Например, на своих уроках я использую различные сценарии праздников.[7] Не забывайте о введении активного словаря. На данном этапе мне помогают иллюстрации. Иллюстрациями могут служить карточки с рисунками (поясняющие смысл слова или определенной фразы). Использование кукол, игрушек – это потрясающий способ вводить новый словарь. Сделайте их живыми: они могут повторять слова, звуки, исправлять ошибки, и в этом случае даже робкие дети «раскроются». Создавайте различные проекты, путешествуйте по странам. Организуйте переписку, познакомьтесь с достопримечательностями городов, привлекая при этом детей. Дети активно соглашаются выступить в роли гида или коренного жителя той или иной страны, провести экскурсию. В таких случаях уместно использовать информационно – компьютерные технологии. Увидеть достопримечательности города на экране на много интереснее, чем просто прочитать о них в учебнике. |
Компетентностная модель языкового обучения в техническом вузе ... |
Уважаемые коллеги! Инновационные технологии в теории и практике обучения иностранным языкам в средней и высшей школе |
||
Конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу студентов «Современные... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: примерной... Умк “Английский язык. 3-й, 4-й и 5-й годы обучения” для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва, «Дрофа», 2009... |
||
Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов В настоящее время целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Обучение школьников... |
Правительственные и отраслевые награды «Подготовка к итоговой аттестации по иностранным языкам: егэ, гиа и начальная школа» (Центр изучения английского языка Е. Соловой,... |
||
Компьютер в обучении иностранным языкам: день вчерашний и сегодняшний Первые электронные вычислительные машины (эвм) появились довольно давно – еще в 40-х годах XX века |
С 2009 года Единый государственный экзамен (егэ) проводится в штатном режиме Проведение письменно на русском языке (за исключением егэ по иностранным языкам) |
||
Как специфический феномен русской культуры Наша русская интеллигенция, настолько характерная, что дала иностранным языкам специфическое слово intеlligentsia (в транскрипции... |
22. Методы обучения. Определение, классификация и характеристика.... Метод обучения система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |