003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н




Скачать 87.63 Kb.
Название 003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н
Дата публикации 05.10.2014
Размер 87.63 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы

ЛИКБЕЗ. Литература — http://litra.lik-bez.com


003.11.11.018 Толстой Л. Н.



1. Завершите высказывание Л.Н. Толстого, заполнив пропуски с использованием слов: герои, люди, результат, факт.
«Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различ­ных предмета.
(1) Для истории есть _____________________________, для художника — ____________________.

(2) Историк имеет дело до ________________________, события, художник — до самого _________________________ события.
2. Опираясь на текст романа, раскройте смысл высказывания Н.Г. Чернышевского:

«Особен­ность графа Л.Н. Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результа­тов психического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются Толстым».
3. Герои романа по-разному относятся к Наташе Ростовой. Соотнесите героев романа (князь Андрей, Берг, Пьер Безухов) с приве­денными высказываниями.


  1. После встречи с Наташей «в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни...»

  2. О Наташе: «и неприятный характер, и ума нет такого, и эдакое, знаете».

  3. «Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она об­ворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать».


4. Сравните «любимых» и «нелюбимых» героев Толстого, используя вопросы. Сделайте выводы.


  1. Какие герои относятся к группе?

  2. Даны в динамике или статике?

  3. Красивы ли внешне?

  4. Насколько богаты духовно?

  5. Совершают ли ошибки в жизни?

  6. Как понимают службу?

  7. Как относятся к детям?

  8. Как относятся к природе?

  9. Как относятся к музыке?

  10. Живут ли в Петербурге?

  11. Имеют ли семью?

  12. Какова их судьба в финале романа?


Выводы:
5. Главное идейное противостояние в романе — контраст истинного (естественного) и ложного (искусственного). Приведите примеры истинного и ложного из текста романа по предложенным темам. При желании дополните список тем. Сделайте выводы.


  1. Поведение

  2. Общение

  3. Красота

  4. Любовь

  5. Патриотизм

  6. Героизм

  7. Величие

  8. ???


Выводы:
6. Восстановите последовательность важнейших событий на пути искания смысла жизни
главными героями романа.

Пьер:

  1. Увлечение масонством

  2. Участие в судьбе Наташи и встреча с кометой

  3. Приезд на Бородинское поле и жизнь на батарее Раевского

  4. Смерть отца, женитьба на Элен и дуэль с Долоховым

  5. Пребывание в захваченной французами Москве, плен

  6. Спор с князем Андреем на пароме в Богучарово

  7. Знакомство с Платоном Каратаевым

  8. Женитьба на Наташе

  9. Сон о мире

  10. Встреча с князем Андреем в ночь перед Бородинским сражением

  11. Участие в деятельности тайных обществ


Князь Андрей:


  1. Служба у Сперанского

  2. Уход на войну, мечта о славе Наполеона

  3. Семейная жизнь с Лизой

  4. Рождение сына и смерть жены

  5. Спор с Пьером на пароме в Богучарово

  6. Уединенная жизнь в деревне

  7. Любовь к Наташе и разочарование в ней

  8. Ранение под Аустерлицем и встреча с Наполеоном

  9. Ранение, встреча с Анатолем

  10. Встреча с Пьером в ночь перед Бородинским сражением

  11. Встреча с Наташей и княжной Марьей

  12. Смерть


7. Почему Бородинское сражение изображается Толстым через восприятие этих событий
Пьером?

8. Согласны ли вы с М.Е. Салтыковым-Щедриным, который утверждал, оценивая героев Тол­стого, что «Багратион и Кутузов — кукольные генералы»? Обоснуйте свою точку зрения.

Прочитайте отрывок из романа и выполните задания к нему.
Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее...
Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по францу­зам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только пере­менило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы все так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.
Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов.
— Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчи­вал винты.
В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и ране­ных лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, от­ворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном поло­жении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизмен­но отражалось на их лицах.
Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел не­приятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, всё де­лал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, по­хожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.
Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислу­ги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который со­ставлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад...
«Ну-ка, наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его вооб­ражении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему фран­цузы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то за­миравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
— Ишь, задышала опять, задышала, — говорил он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими ру­ками швыряет французам ядра.
— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
— Капитан Тушин! Капитан!..

Тушин испуганно оглянулся...

Это был князь Андрей.
Л. Н. Толстой, «Война и мир»
9. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
10. Образу какого героя, кумира князя Андрея, противопоставлен в этом эпизоде образ капита­на Тушина?
11. Какое сражение изображено в данном фрагменте?
12. Как в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогаю­щее автору описать героя («слабый», «тоненький», «нерешительный»)?
13. Выпишите слово, являющееся образом-сравнением, с помощью которого подчеркивается искренность и открытость солдат.
14. Как называется прием, основанный на противопоставлении, с помощью которого Толстой подчеркивает, что, несмотря на физическую слабость и внешнюю нелепость, Тушин силен духовно и велик нравственно.
15. Как называется средство художественной изобразительности, основанное на использовании ряда синонимов, в котором последующий усиливает значение предыдущих («Из-за оглу­шающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей...»)?
16. Какова главная тема данного эпизода? Какова роль образа капитана Тушина в раскрытии данной темы?
17. Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Толстой в данном фрагменте и в каких произведениях русской классики затрагиваются эти же вопросы?

Прочитайте отрывок из романа и выполните задания к нему.
Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почув­ствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в ми­нуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сде­лала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице от­ражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях...
В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее. «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», — подумала она...
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и на­лево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то.

Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как на­зывала его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Л.Н. Толстой, «Война и мир»
18. К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят фрагмент?
19. Из какого тома взята приведенная сцена?
20. К какому литературному направлению второй половины XIX века принадлежит творчество Толстого?
21. Во втором абзаце изображены «сырой, холодный воздух» и «теснота... кареты» и «освещен­ные залы» предстоящего бала. Как называется художественный прием, основанный на про­тивопоставлении образов и явлений?
22. В третьем абзаце Толстой использует своеобразный монолог героини для передачи ее пере­живаний. Как в литературоведении называется такой монолог?
23. Какое средство художественной изобразительности использует Толстой в четвертом абзаце для описания поведения Пьера на балу: «Пьер шел... кивая направо и налево так же не­брежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара»?
24. Из последнего абзаца выпишите слово, с помощью которого автор открыто передает состоя­ние Наташи.
25. Какие средства психологизма использует Толстой для выражения состояния героев в при­веденной сцене?
26. Почему Толстой уделяет такое большое внимание изображению вполне заурядного события — светского бала — и в каких еще произведениях русской литературы встречается тема или образ бала?
27. Почему рассказ о войне 1812 года Толстой начинает с войны 1805 года?
28. Является ли Платон Каратаев обобщенным образом русского народа, русского национально­го характера? Обоснуйте свою точку зрения.
29. Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon Что можно почитать летом?
Л. Толстой «Детство», «Отрочество»; Гарин-Михайловский «Детство Темы»; А. Толстой «Князь Серебряный»
003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon «Человек немыслим вне общества» (Л. Н. Толстой) Лев Николаевич Толстой...
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель второй половины XIX – начала XX вв. Его творчество поражает читателя глубочайшими...
003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon Становление «идеального»: онтологический и гносеологический аспекты
К. 521. 003. 01 по философским и социологическим наукам при Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, Москва, ул. Нижегородская,...
003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon «Думай! Бодибилдинг без стероидов!»: Медиа спорт; 2001 isbn 5 86564 018 6
Выполнение этих движений сопряжено с риском травмирования и перетренированности. Перед началом тренировок, основанных на рекомендациях...
003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon Республики Казахстан Государственный общеобязательный стандарт Республики...
Взамен государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения (госо рк...
003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon 003. 11. 11. 012 Островский А. Н
Островского Каждый воспринимает его по-своему. Кто-то находит в нем самый, что ни на есть обыкновенный, любовный роман с печальным...
003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon Л. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon Игра-конкурс «Знатоки Сказок»
Оформление: а) портреты писателей-сказочников(А. С. Пушкин, Г. Н. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др
003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon Список литературы на лето 2014 г
Толстой Л. Н. После бала. Хаджи-Мурат. Отрочество Короленко В. Г. Парадокс. Огоньки
003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н icon Отечественная литература
Горький А. М. «Мать», «Дело Артамоновых», «Егор Булычёв и другие», «Фома Гордеев», «Коновалов», «По Руси», «Лев Толстой»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции