003. 11. 11. 012 Островский А. Н




Скачать 94.7 Kb.
Название 003. 11. 11. 012 Островский А. Н
Дата публикации 29.09.2014
Размер 94.7 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы

ЛИКБЕЗ. Литература — http://litra.lik-bez.com


003.11.11.012 Островский А. Н.



1. Отредактируйте текст сочинения школьника.
Темное царство в изображении А.Н. Островского
Самое решительное произведение Островского... Каждый воспринимает его по-своему. Кто-то находит в нем самый, что ни на есть обыкновенный, любовный роман с печальным концом, для кого-то в этой, с первого взгляда, одиозной и типичной истории скрывается ярко выраженная идея, некий призыв автора к читателям.
В пьесе описывается поистине удручающий облик российских провинциальных городов в первой половине XIX века. В «Грозе» чрезвычайно эмоционально рассказывается о противоборстве темного царства и светлой чистой души Катерины. Жители одного из таких убогих городков вместе со своими нищими и жалкими душонками, наполненными вечным всепоглощающим страхом, вместе со своей безнадежной ограниченностью, нежеланием узнать большего, с поражающим ханжеством и бесконечным лицемерием образуют страшное, пагубное, засасывающее всех и вся темное царство. Царство, где «все ворота уже давно заперты и собаки спущены», куда никогда не просочиться хотя бы тоненькому лучику всего светлого, чистого, доброго и хорошего.
Всех действующих лиц драмы, как и во многих пьесах Островского, можно подразделить на «самодуров» и «жертв». «Самодурами» являются Кабаниха и Дикой. Остальные причисляются к противоположной категории, категории «жертв». Кабаниха «самодурствует» во имя своих идеалов (формальное исполнение традиционного уклада, по-ханжески понятое «благочестие»), а Дикой делает это, чтобы показать свою власть над слабыми, ради денег и личной выгоды: «Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип русского провинциального города, а Дикой — «современный»: власть денег и грубой силы. Но все же их роль похожа: это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья.
По-моему, Кабаниха и Дикой являются наиболее колоритными персонажами темного царства, чей скудный духовный образ довольно-таки ярко выражен. Остальные, на мой взгляд, представляют собой скучную и безынтересную серую массу людишек, живущих в постоянном страхе, во всем потакающих таким, как Дикой и Кабаниха, с помощью подхалимства. Но их можно понять, так как другого выхода (кроме, конечно, смерти) у них нет, все это является своеобразным средством выживания в зыбучем темном царстве.
Пьеса Островского «Гроза» доказывает, что еще существует сила, которая в конце концов затмит весь этот безграничный произвол и тиранство. И Кабаниха, и Дикой прекрасно чувствуют шаткость и быстрый конец, крах и кончину их личного ограниченного мирка со своими устоями и порядками, мирка «самодуров».
2. Меняются ли персонажи на протяжении пьесы? Раскройте свою позицию, опираясь на текст. Сделайте вывод из своих наблюдений.
Катерина

Дикой

Кабаниха

Кулигин

Тихон

Борис

Варвара

Кудряш
3. Внезапно ли Катерина решилась на самоубийство? Выберите из текста цитаты и сделайте вывод.
I действие 7 явление

II действие 2 явление

V действие 2 явление

V действие 4 явление
4. Заполните схему «Система образов в пьесе «Гроза».
«самодуры»:

«смирившиеся» («Где уж мне своей волей жить?»):

«приспособившиеся» («лишь бы все шито-крыто было!»):

«имеющие свое мнение»:
5. Ответьте на вопросы.
5.1. Почему именно Катерина подвергается осуждению калиновцев?

5.2. Почему суду не подвергается Кулигин, высказывающий смелые мысли?

5.3. Почему не судят Бориса, образованного, одетого не как все?

Прочитайте тексты и выполните задания 6—14.
Дикой

Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!
Кулигин

Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой

Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин

Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.
Дикой

Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.
Кулигин

Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.
Дикой

А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.
Кулигин

Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.
Дикой

Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.
Кулигин

За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Дикой

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
Кулигин

Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»
Дикой

Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!
Кулигин

Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.
Дикой (гордо)

Все суета!
Кулигин

Да какая же суета, когда опыты были?
Дикой

Какие-такие там у тебя громовые отводы?
Кулигин

Стальные.
Дикой (с гневом)

Ну, еще что?
Кулигин

Шесты стальные.
Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?
Кулигин

Ничего больше.
Дикой

Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
Кулигин

Электричество.
Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?
Кулигин

Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал: Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю.
Дикой

А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!
Кулигин

Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)
Дикой

Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу.) Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил-таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито.) Перестал, что ль, дождик-то?
1-й

Кажется, перестал.
Дикой

Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!
1-й (выйдя из-под сводов)

Перестал!
А. Н. Островский, «Гроза»


6. Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?
7. Представителем какого сословия, изображенного Островским, является Дикой?
8. В каком городе происходят события?
9. Изображенное в приведенной сцене действие разворачивается через речевое общение персонажей. Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?
10. Речь героев и действие в данной сцене сопровождаются комментариями («С сердцем», «показывает жестами размер каждой вещи», «с гневом» и др.). Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?
11. Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургическом произведении называется непримиримое противоречие между героями?
12. Дикой упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?
13. Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
14. Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?


Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы 15—26.
Борис (не видя Катерины)

Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.)
Катерина (подбегает к нему и падает на шею)

Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.) Молчание.
Борис

Ну, вот и поплакали вместе, привел бог. Катерина. Ты не забыл меня? Борис. Как забыть, что ты!
Катерина

Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься? Борис. За что мне сердиться?
Катерина

Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.
Борис

Полно, что ты! что ты!
Катерина

Ну, как же ты? Теперь-то ты как?
Борис

Еду.
Катерина

Куда едешь?
Борис

Далеко, Катя, в Сибирь.
Катерина

Возьми меня с собой отсюда!
Борис

Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.
Катерина

Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.
Борис

Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?
Катерина

Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.
Борис

А муж-то?
Катерина

То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.
Борис

Тяжело тебе, Катя?
Катерина

Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!
Борис

Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!
Катерина

На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня...
Борис

Что ты, что ты!
Катерина

Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала...
Борис

Не застали б нас здесь!
Катерина

Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать... Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.
Борис

Время мне, Катя!
Катерина

Погоди, погоди!
Борис

Ну, что же ты сказать-то хотела?
Катерина

Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.
Борис

Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!
А.Н. Островский, «Гроза»
15. К какому литературному направлению второй половины XIX века принадлежит творчество Островского?
16. Какой поступок Катерины последует сразу за изображенными событиями?
17. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?
18. Запишите словосочетание, которое на протяжении пьесы являлось поэтическим лейтмотивом образа Катерины, а произнесенное Борисом в данной сцене изобличает его неискренность (фрагмент со слов «Поезжай с Богом!»).
19. Ответ Катерины на реплику Бориса («Кто ж это знал, что на за любовь нашу так мучиться с тобой!..») представляет собой развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?
20. Последние слова Бориса содержат восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?
21. Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.
22. Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
23. Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»?
24. Согласны ли вы с мнением критика: «Вместо грозы автор мог бы точно так же заставить пробежать мышь... и результат был бы один и тот же»? Обоснуйте свою позицию.

25. Верно ли, что внутренний облик Катерины сложнее, чем у других героев? Обоснуйте свою позицию.
26. Можно ли «Грозу» назвать мелодрамой?





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon Законах, где миром правит деньги, невежество, дикость, ограниченность
А. Н. Островский. Драма «Гроза» 1 Какую социальную среду изображает А. Н. Островский в пьесе «Гроза»
003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon Пояснительная записка Основания для разработки программы: Закон Российской...
Челябинская область, Саткинский район, г. Бакал, ул. Ленина, 23. Телефон/факс: 6-74-66, эл почта: 74322 s 012@ mail
003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon 003. 11. 11. 018 Толстой Л. Н
Завершите высказывание Л. Н. Толстого, заполнив пропуски с использованием слов: герои, люди, результат, факт
003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon Становление «идеального»: онтологический и гносеологический аспекты
К. 521. 003. 01 по философским и социологическим наукам при Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, Москва, ул. Нижегородская,...
003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
А. П. Чехов Рассказы. «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре», «Ионыч». «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка»
003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon А. Н. Островский «Гроза», Бесприданница» И. А. Гончаров «Обломов»
И. А. Бунин сборник «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Суходол», «Деревня», «Антоновские яблоки» («Жизнь Арсеньева»)
003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon Республики Казахстан Государственный общеобязательный стандарт Республики...
Взамен государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения (госо рк...
003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon «Слово о полку Игореве». А. Данте «Божественная комедия» (перевод...
А. Островский «Свои люди сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»
003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon Островский Николай Алексеевич [16(29) 1904 22. 12. 1936] За кулисами русской сцены
Александра Николаевича Островского (1823-1886) отличало подобное стремление соединить с художественным творчеством неустанную и разностороннюю...
003. 11. 11. 012 Островский А. Н icon Штудии
Чехов преподносит читателям-зрителям свою комедию так, словно на втором плане сцены, на её “задворках”, идёт одновременно другая...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции