Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра




Скачать 467.89 Kb.
Название Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра
страница 1/5
Дата публикации 04.10.2014
Размер 467.89 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Введение в литературоведение.

Экзамен.

1. Происхождение искусства. Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного. Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления Человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой возникновения человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства. Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии: «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства. Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму». Эстетическая теория. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40 до 20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды. Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии, искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве: «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы».

2. Сущность искусства. Слово «искусство» первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем, границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение: искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом. Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на фрагментарное мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: ум, интуицию, чувства, этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа. Обобщающим характером искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного ему по силе социального воздействия на человека. Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Христианство в первые века своего восхождения запрещало театр и живопись как нечто, оспаривающее суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы. Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Эдип, Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан, князь Мышкин Достоевского, булгаковские Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее. Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек.

3. Понятие «эстетической дистанции». Эстетическая дистанция – грань между искусством и реальностью.

4. Художественный образ. Всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, которая обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, символические образы вроде «паруса» у М. Ю. Лермонтова). Но в более общем смысле художественный образ – сам способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значимости. В ряду других эстетических категорий эта имеет сравнительно позднее происхождение, хотя зачатки теории художественного образа можно обнаружить в учении Аристотеля о «мимесисе» – о свободном подражании художника жизни в её способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и о связанном с этим эстетическим удовольствии. Пока искусство в своём самосознании сближалось скорее с ремеслом, мастерством, умением, ведущее место в сонме искусств принадлежало искусствам пластическим. Тот факт, что художественный материал запечатлевает, несёт в себе некое идеальное образование, в чём-то подобное мысли, стал осознаваться только с выдвижением на первое место искусств менее материальных – словесности и музыки.

5. Виды искусства. Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств. Пространственные или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве. Временные
(словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве. 3. Пространственно-временные (танец, актёрское искусство и все, базирующиеся на нём, синтетическое: театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки – вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства – драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца – бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Кто-то вычленяет экспрессивное и изобразительное искусство. Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение. Изобразительное – воплощает идею.

6. Понятие «материала» в искусстве. Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка – искусство звуков, живопись – красок, скульптура – камень, архитектура – пластические формы, литература – слово.

7. Специфика литературы. 8. Слово и образ. Специфику литературы определяет материал и средство создания образов. Литература – словесное искусство. Его первичный материальный носитель – человеческая речь. Главное свойство литературы и поэзии в частности – многозначность слова, его иносказательность. Многозначность – главный источник образности. Также огромное влияние на роль слова в литературном процессе имеет контекст. Речь воссоздает облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателя. Художественная литература – изобразительное искусство. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Автор ориентирован на интеллект и воображение читателя. Важны детали и подробности, воссоздается предмет в целостности его облика. Ассоциации – сопоставление предметов и явлений. Отсюда следует обилие субъективного, индивидуального, произвольного. Это существенная черта литературы как искусства. Читатель – соучастник создания художественных образов, он сам выбирает темп восприятия произведения. Словесные образы сохраняют связь со сферой видимого (синтез незримого и зримого, словесная пластика).

9. Общественное значение и функции литературы. Функции литературы – воспитывающая и познавательная.

10. Понятие тенденциозности в литературе. Тенденция и тенденциозность (от лат. tendo — направляю, стремлюсь) в искусстве – идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании тенденциозность — органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект, присущий всякому художественному произведению. В более употребительном и узком значении тенденцией называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившуюся в реалистическом, ориентированном на предельную объективность произведении.

11. Народность и общечеловеческое в искусстве. Народность искусства — одно из базовых понятий марксистко-ленинской эстетики. Означает отражение искусством жизни, творчества (а также, согласно некоторым концепциям, «коренных интересов») народа.

В концепции марксизма-ленинизма понятие народности искусства тесно связано с революционной борьбой в России. Большевики отождествляли народность с партийностью, утверждая, что искусство должно отражать интересы трудового народа.

Ленин утверждал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно… массам и любимо ими». Пушкин первым определил народность литературы. «С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы, но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность… — писал он. — Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком… Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Примечание 126 Человечество всегда волновали вопросы: для чего человек живет
Познание Высшего, Божественного всегда пугало человека потому, что по природе своей, человек боится неизвестности
Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Книга, которую Вы держите в руках, научит использовать более продвинутые возможности мира
Нам подарили самую интересную игрушку, которая только может существовать – нашу реальность. Но почему-то не дали руководства по ее...
Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Исследовательская работа. Тема: «Фразеологические единицы, обозначающие эмоции человека»
Исследовательская работа посвящена анализу фразеологических единиц со значением «эмоции человека»
Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Концепции фрейдистского психоаналитического направления
Страх — это душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Тем не менее совсем не просто...
Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Сергей Лазарев – Диагностика кармы (книга 2)
Фрейда. Оказалось, согласно Месмеру, что на здоровье человека в большой степени влияют не только яркие, сильные переживания, стрессы,...
Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Метод объективного изображения героя, осуществляемый Пушкиным посредством...
«всем сердцем» привязался. Но он находится во власти того самого «общественного мненья», предрассудков дворянской среды, всю ничтожность...
Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (социально-педагогический...
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации...
Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Управления образования Орджоникидзевского района
Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие...
Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений
«эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера»....
Которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное вообра icon Моя жизнь после смерти
Я писал эту книгу не только ради того, чтобы нарушить покой в душах несчастных библиотекарей, которым придётся долго и нудно ломать...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции