Управления образования Орджоникидзевского района




Скачать 185.11 Kb.
Название Управления образования Орджоникидзевского района
Дата публикации 14.10.2014
Размер 185.11 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > География > Реферат


Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области

Управления образования Орджоникидзевского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 67


Образовательная область:

языки и литература

Предмет: литература


Природа в лирике А.С.Пушкина

Исполнитель: Середкина Е.И.,

ученица 9 «Б» класса
Руководитель: Запольских Л.А.,

учитель русского языка и

литературы, I категория

г.Екатеринбург

2008г.

Содержание.

Введение 3

I. От романтизма к реализму. 4

II. Мир русской природы в стихах А.С.Пушкина 8

1. Зимний пейзаж 8

2. «Осень» - вершина пушкинской пейзажной лирики 13

3. Философский пейзаж 16

Заключение 18

Список литературы 19

Иллюстрации 20

Введение.

Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие становится спокойным и осмысленным, и от того, насколько глубоко способен человек видеть и чувствовать окружающую красоту, зависит во многом его нравственный облик.

Лирика Пушкина – это его поэтический дневник, исповедь, это его сокровеннейшие и искреннейшие признания. Она ведет к познанию человеческой души и через познание – к ее очищению. Тем самым она и воспитывает читателя. Пушкин воспитывает наши души, обнажая в своей поэзии, в своей лирике чистые глубины своей собственной души и приобщая нас к ее богатствам.

В соответствии с темой реферата были определены цель, объект и задачи данной работы.

Цель работы: более подробно познакомиться с творчеством А. С. Пушкина, попытаться показать особенность стихотворений поэта о природе, убедиться в том, что А. С. Пушкин, сознавая реальный драматизм жизни природы и человеческих отношений, дает неоднозначную оценку любому времени года, придавая своей пейзажной лирике и философское звучание.

Объект исследования: стихотворения А. С. Пушкина, посвященные теме природы, отражающие отношение поэта к природе и ее влиянию на жизнь человека.

Задачи исследования:

  1. Проследить, как в разные периоды творчества А. С. Пушкин по-разному изображал природу.

  2. Показать, что пушкинские стихи о природе имеют философский смысл, связанный с прекрасной и трагической судьбой поэта.

  3. Проанализировать несколько произведений, раскрывающих стремление поэта показать красоту природы, желание найти гармонию в мире человеческих отношений.

  4. Отметить, что пейзажная лирика А. С. Пушкина учит видеть красоту и неоднозначность природного мира.

I. От романтизма к реализму

Творчество Пушкина подразделяется на периоды, каждый из которых имеет свои особенности. В основе периодизации лежат события биографии поэта. Вехи личной биографии поэта одновременно были важными вехами его творческой эволюции. С каждым новым периодом менялся поэтический мир Пушкина, литературно-эстетические вкусы, предпочтения, манера письма, идейная направленность произведений и формальное воплощение этой направленности. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу.

В лицейский период творчества А.С.Пушкина, происходит формирование литературных вкусов и предпочтений поэта, он проявляет интерес к литературным стилям, существовавшим в предшествующей и современной ему поэзии. Отсюда – многочисленные примеры подражаний, стилизаций, вольных переводов иностранных поэтов.

Это время – своеобразная школа поэтического письма для молодого Пушкина. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в «Воспоминаниях о Царском селе» (1814), Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В этом стихотворении наиболее явно прослеживается влияние классицизма – описания природы играют роль фона и не могут быть самостоятельной темой:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках.

Еще одна особенность – статичность, неподвижность пейзажа в стихотворениях этого периода. В ранний период своего творчества Пушкин развивал традиции В. А. Жуковского в создании лирического пейзажа. Лирический герой стихотворений Пушкина – это человек, восхищающийся простором и красотой русской природы, глубоко чувствующий ее, сопереживающий ей, ищущий в природе спокойствия и отдохновения, видящий в природе источник вдохновения.

Традиции сентиментализма в пейзажной лирике ярко проявились в стихотворениях «Певец», «Осеннее утро» (1816):

Уж осени холодною рукою

Главы берез и лип обнажены,

Она шумит в дубравах опустелых;

И слышится мгновенный ветра свист.

Поля, холмы, знакомые дубравы!

Хранители священной тишины!

Свидетели моей тоски, забавы!

Для южного периода творчества Пушкина характерны романтические традиции в изображении пейзажа. Южная ссылка, дикая природа Юга, Кавказа вдохновляют поэта. Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. В этот период была написана элегия «Редеет облаков летучая гряда» (1820), в которой на первый план выступают чувства лирического героя:

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

В пейзажной лирике этого периода преобладают романтические мотивы: экзотический характер пейзажей, своеобразная цветовая насыщенность, их символическая функция; пейзаж как отражение внутреннего мира лирического героя, воплощение мыслей и чувств поэта в образах природы.

В стихотворении «Узник» (1822) тоже есть романтический пейзаж:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляет лишь ветер… да я!

Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орел, ветер. Темница символизирует земное существование человека, томящегося по романтическому идеалу.

Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным:

Ты ждал, ты звал… я был окован,

Вотще рвалась душа моя,

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

Стихотворение «К морю» (1824) написано в переломный для творчества Пушкина период перехода от романтизма к реализму. Поэтическое изображение моря сочетается здесь с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» современников Пушкина – Наполеона и Байрона. Начинается стихотворение элегически – величаво, торжественно:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Оно вызывает в душе поэта мысли о побеге в неведомые страны, к иным, свободным стихиям.

«Свободный океан» с неодолимой силой влечет к себе поэта, жизнь на берегах «Европы обветшалой» осознается как неволя, как политическое рабство.

В стихотворении «К морю» (1824) мотив побега звучит не сразу. Ему предшествует пейзажная зарисовка бескрайнего моря. Оно вольно и безостановочно катит свои «волны голубые», оно блещет “гордою красой”, никто не в силах обуздать его «своенравные порывы». Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своенравной стихией:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

В финале стихотворения Пушкин прощается, теперь навсегда, с морем, в последний раз любуется его “торжественной красой”. Свободный и величавый гул моря еще долго будет слышен поэту “в глуши, во мраке заточенья” Михайловской ссылки:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Стихотворение “К морю” (1824) явилось для Пушкина своеобразным прощанием не только с морем, но и с романтизмом. Это было прощание с тем, что для Пушкина – поэта уже изжило себя и неизбежно должно было уйти в прошлое, но что осталось, тем не менее, в его памяти очень дорогим воспоминанием.

Реалистический пейзаж характерен для позднего периода творчества поэта. Самое частое переживание лирического героя – бескорыстное любование природой. Установка на прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка служат реалистическими средствами изображения природы. Важнейшее место в лирике Пушкина начинает занимать пейзаж средней полосы России, причем реалистический пейзаж сознательно противопоставляется романтическому.
II. Мир русской природы в стихах Пушкина

В следующий этап творчества Пушкин вступает как поэт и писатель-реалист.

Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Пребывание в Михайловском, годы, проведенные там, привели к появлению в его произведениях совсем иного пейзажа. Умеренный климат, спокойная природа нашли отражение в новых стихотворениях Пушкина. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний, зимний – на ночной и утренний, осенний – на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.

Изображая времена года, Пушкин не отводит много внимания ни весне, ни лету. Они либо заляпаны грязью (“вонь, грязь – весной”), либо засижены мухами и присыпаны пылью (“зной, да пыль, да комары, да мухи – летом”).

Поэт признается, что из годовых времен он рад одной лишь осени. Но Пушкин дает нам несколько зимних картинок.

1. Зимний пейзаж

Русский мороз дает поэту ощущение бодрости, силы, возвращая молодость и счастье. Зимой особенно чувствуется уют теплого дома, который резко контрастирует с завыванием вьюги за окном. Это ощущение замечательно передано в стихотворении “Зимний вечер” (1825), оно усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства – няне Арине Родионовне:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Природа в этом стихотворении олицетворена, она действует как живой человек.

В зимний вечер особенно хорошо, греясь у огня, слушать песни и сказки, когда за окном разгулялась вьюга.

Но природа неповторима в своей изменчивости. Наступает утро – и нет следа вчерашней непогоды.

В стихотворении “Зимнее утро” (1829) поэт любуется зимним пейзажем:

Мороз и солнце; День чудесный!

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

“Зимнее утро” Пушкина наполнено не только единой бодростью. Его лирический герой наделён энергией чувства, отзывчивостью, естественной для поэта, особенно для Пушкина. За сжатой картиной первых слов («Мороз и солнце…») сразу проявляется желание разделить радость с «другом прелестным». Это нетерпеливое, стремительное желание, которое слышится в строке: «Пора, красавица, проснись…» - вообще характерно для Пушкина.

Однако подвижности чувства нет в «красавице», скованной «негой». Она названа не «северной Авророй» - «звездою севера». Её состояние («ещё ты дремлешь», «сомкнуты негой взоры», «и ты печально сидела») противостоит стремительным чувствам поэта. «Разночувствие» поэта и «красавицы» рождает внутренний конфликт стихотворения, в котором звучит борение между зимним оцепенением и стремлением к полноте жизни. Контрасты строф открывают напряжение этого конфликта. За радостью пробуждения следуют воспоминания о вечере, когда «вьюга злилась». Их сменяет спокойная картина безбрежных снегов и голубых небес. Затем – уют комнаты, что «янтарным блеском озарена». И в финале – порыв к движению, свободе и полноте бытия. Контрасты проникают и во внутреннее построение строф. В первой – восторг поэта соседствует с дремотой «друга прелестного», во второй – кружение вьюги с печальным оцепенением героини, в третьей – великолепие зимы со скованностью жизни, в четвертой – «веселый треск» печи с неподвижностью «лежанки», в пятой – стремительность утренних желаний с грустью воспоминаний о прошлом. Разветвленность и разнообразие контрастов стихотворения открывают его тайный драматизм, усиленный переключением художественного времени (1 строфа – настоящее, 2 строфа – «вечор», 3 и 4 строфы – «нынче», 5 строфа – будущее и давнее прошлое). Начав стихотворение с мрачного пейзажа зимы, Пушкин в процессе работы просветляет его любовным сюжетом. Однако отношения лирического героя и «красавицы» заставили его по-новому взглянуть и на пейзаж. Природа в «Зимнем утре» (1829) одновременно и зовет к радости, и напоминает о сдержанности героини стихотворения.

Восхищение поэта чистотой, торжественностью и покоем зимы не отменяет сложности, противоречивости его чувств. Жизнь и зимой разнообразна, но приглушена. Пейзаж беззвучен, и в этой немоте есть какая-то неполнота жизни. Лес одновременно просветлен («прозрачный») и омрачен («чернеет»), ель не ярко зеленеет, а «сквозь иней», приглушенно. «Речка… блестит», но «подо льдом». В зимней природе жизнь не оборвана, но скрыта, замедлена. Это восприятие зимы в лирике Пушкина довольно устойчиво. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) мгла бури и «вихри снежные» наделены голосом грозным и щемящим сердце. «Вьюга злится, вьюга плачет» «средь неведомых равнин» в «Бесах» (1830). В «Зимней дороге» (1826) зима предстает как стихия уныния и грусти («Печальный свет» луны, «печальные поляны», «дорога зимняя, скучная»).

Но жизнелюбие Пушкина всегда стремится победить монотонность зимы: в «Зимнем вечере» - участием дружбы, в «Зимней дороге» - надеждой на завтрашнюю радость, встречу с Ниной, ожиданием любви. В стихотворении «В поле чистом серебрится…» (1833) встречаем тот же контраст: бесчувствие и печаль зимы («Ясный месяц светит хладно, грустен ветра дальний вой…») поэт пытается преодолеть обращением к ямщику:

Пой: «Лучинушка, лучина,

Что же не светло горишь?»

Мерцающее, робкое «солнце» - лучина противостоит холоду зимы, песня – вою ветра.

В стихотворении, соседствующем прямо с «Зимним утром» (1829), как бы подводящим к нему, «Зима. Что делать нам в деревне?» «бледный снег» застилает течение жизни. Распад на прозаические, бытовые действия объясняется тем, что зима словно загоняет людей в норы, суживает бытие. Возникают пустоты жизни, разрушающие поэзию:

Стих вяло тянется, холодный и туманный.

И только любовь, представшая и здесь как некий антипод зимы, оживляет поэта:

Как жарко поцелуй пылает на морозе!

Как дева юная свежа в пыли снегов!

Пожалуй, наиболее «объективная» и обобщенная картина пушкинской зимы дана в стихотворении «Осень» (1833):

Суровою зимою я более доволен,

Люблю ее снега, в присутствии луны…

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?

Но надо знать и честь; полгода снег да снег…

«Праздники» зимы и здесь не могут победить ее однообразия, «легкий бег саней» - оцепенения «берлоги». Законом «суровой» зимы все-таки остается «полгода снег да снег». Конечно, у Пушкина никогда нет однозначности отношения. Поэзия – самая тонкая диалектика. Свежесть, чистота снега пленительны («люблю ее снега»). Неподвижность зимы не только отгораживает от мира, но и вызывает потребность движения, попытку преодолеть замкнутость.

Однако суровость («седой зимы угрозы» в «Осени») и холодность – постоянные для Пушкина свойства зимы, понятые, разумеется, не метеорологически, а психологически. В «Заклинании» (1830) это обнаружено сравнением: «хладна, как зимний день», в «Евгении Онегине» - эпитетом и сравнением: « с ее холодною красою любила русскую зиму», «Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима». В беловой рукописи третьей главы «Евгения Онегина» это звучит еще однозначнее: «печально хладных – как зима». А в черновых рукописях четвертой главы содержится строфа, в которой дан прообраз «Зимнего утра» (1829), не одушевленный лирическим чувством:

Ни шум дубрав, ни тень, ни розы,

В удел нам отданы морозы,

Метель, свинцовый свод небес,

Безлиственный сребристый лес,

Пустыни ярко снеговые.

В «Зимнем утре» отношение поэта к зиме столь же сложное, как и во всей его лирике. Чувство лирического героя диссонирует с неполнотой жизни, которая заметна и в сонной «красавице», и в беззвучном покое зимнего пейзажа, и в милом, но замкнутом уюте комнаты. «Приятно думать у лежанки» это «нега», а не восторг. И поэтому поэта одушевляют иные желания:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня…

И поэтому рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошения зимы:

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые…

В черновиках стихотворения сильнее звучала надежда совместного приближения к прошлому («места пустые, где мы гуляли»). Последняя строка окончательного текста («берег, милый для меня») уничтожает общность воспоминания. Здесь резко обнаружено «разночувствие» героя и героини. Но при всем драматизме финала, в окончательном тексте которого остался след мрачного начала черновика, стихотворение «Зимнее утро» просветлено желанием гармонии.

2.«Осень» – вершина пушкинской пейзажной лирики

Ни одно из времен года не вызывало у Пушкина такого очарования, как осень.

На мой взгляд, вершина пушкинской пейзажной лирики – стихотворение «Осень» (1833). Сам Пушкин определил жанр «Осени» как «отрывок», назвав отрывком произведение законченное, продолжения не предполагающее. Фактически поэт предложил новую литературную форму, способную выразить прекрасно-горькое мгновение, не останавливая его. Простой и скромный пейзаж средней России передан здесь во всей его поэтичности. Начало первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанные рукой гения – и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего дня:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей…

Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечного обновления жизни. В стихотворении имеет место конкретный пейзаж, за которым нет символов и соответствий:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Ощущение здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполняет это стихотворение Пушкина, придает ему оптимистическое,

жизнеутверждающее звучание: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»

Сила пушкинского пейзажа в том, что поэту удалось в резко индивидуальных, конкретных образах передать типический, обобщенный характер русской природы.

Эмоциональная окрашенность предметов не нарушает точной и наглядной картины, словно запечатленной на полотне кистью художника:

последние листы, осыпающиеся с дерев, промерзшая дорога, застывший пруд –

скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе.

Перед читателем проходит весь цикл времен года – весна, лето, осень, зима, точно и кратко охарактеризованные Пушкиным. Противопоставляя любимой им осени весну, он пишет о ней с явной иронией и задором:

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен.

В этом стихотворении осуществлен своеобразный синтез «прозы» и поэзии. Основной темой является возникновение творчества, рождение поэзии. Пушкин находит поэзию, прекрасное, в самых, казалось бы, повседневных проявлениях жизни, сельского быта.

В «Осени» Пушкин широко прибегает к метафоре и метафорическим сравнениям. Реалистическая конкретность всего образного строя стихотворения сочетается со смелыми метафорами, для своего времени не менее смелыми и неожиданными, чем метафоры Маяковского для нашего. Даже очеловечивая природу, наделяя ее качествами живого существа, Пушкин делает это с оттенком иронии, показывая тем самым, что это лишь простая метафора, сравнение, а не философское воззрение на природу.

Рисуя живописное полотно осеннего пейзажа, говоря об осени, как о любимой им поре года, Пушкин вместе с тем прибегает к сравнению осени с чахоточной девой:

Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева

Играет на лице еще багровый цвет,

Она жива еще сегодня, завтра нет.

В этом сравнении, разросшемся в самостоятельное лирическое отступление, Пушкин не столько “очеловечивает” осенний пейзаж, сколько выражает свое к нему отношение, создает лирический подтекст. Но даже в ироническом тоне, в насмешливых жалобах на природу явственно просвечивает неизменная любовь к ней Пушкина, его влюбленность именно в простую русскую природу.

Поэтому и все комические жалобы на зной, на пыль, на мух, отравляющих существование поэта летом, лишь снимают ореол искусственной литературной красивости, традиционно-поэтического восприятия во имя утверждения ее подлинной красоты, ее целомудренной и скромной прелести, ее широкого простора и раздолья.

Форма октав давала Пушкину возможность эпического повествования,

изображения широкой картины действительности.

Каждая из строф сама по себе настолько объемна, что содержит самостоятельную картину или посвящена особой теме.

«Осень» является не поэмой, а “отрывком”, фрагментом, в котором Пушкин в форме бессюжетного повествования передает картины природы и свои раздумья о жизни и творчестве.

«Осень», написанная о медленном круговороте времен года, о скромной русской природе, разрешается образом вечного поиска, вечного стремления навстречу неизведанному. Пора сна и «пышного увяданья» природы готовит духовный расцвет человека.

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Заканчивается стихотворение вопросом: «куда ж нам плыть?».

Описание природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается главным действующим лицом пушкинской лирики.

3. Философский пейзаж

В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним.

Картины природы часто наводят поэта на философские размышления о смысле жизни, о человеческом бытие; круговорот в природе наводит его на мысль о закономерности смены поколений людей.

Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя.

В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти.

Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.

Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна, у нее нет души, она безлика, а каждый человек – это неповторимая индивидуальность.

Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении «…Вновь я посетил…» (1835).

Детали пейзажа напоминают о днях молодости и в то же время указывают на неумолимое движение жизни. Пейзаж правдив и конкретен. Описание природы воссоздает образ бедной русской деревни и усиливает элегический тон стихотворения. Наконец, перед нами раскрывается внутренний мир самого поэта, глубоко любящего жизнь, людей, природу.

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк…

Старые сосны и молодые кусты – образ, символически указывающий на связь поколений: грустно, что уходят годы, но и радостно, что старшее поколение помогает подняться молодой поросли. И грустное настроение, уже смягченное любовью к людям и природе, сменяется чувством радости и веры в грядущее.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

Заключение

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с периодами творчества поэта.

В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типов пейзажа: идиллического, оссианического…

В период увлечения поэтом романтическими идеалами, пейзаж в стихотворениях становится тоже романтическим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний лирического героя.

В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве.

В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении особой философской позиции. Стихи о природе приобретают философский смысл, позволяя рассуждать о загадках не только природы, но и о человеческих отношениях.

Пейзажная лирика А.С.Пушкина заставляет вглядываться в детали, учит понимать красоту природы. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

Жизнь великого русского поэта, его вдохновенные строки неотделимы от лесов и полей, озер и холмов родной страны, где, говоря словами самого Пушкина:

взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой.

Русская природа неизменно озаряла творчество поэта, давала жизненные силы и воплощалась в строчках его бессмертных произведений.

Список литературы.


  1. Гроссман Л. Пушкин. – М., 1958.

  2. Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. Биография писателя. – Л., «Просвещение», 1982.

  3. Есипов В. Царственное слово. – М., 1998.

  4. Мейлах Б.С. Творчество А.С.Пушкина. – М., «Просвещение», 1984.

  5. Коровина В.Я. Пушкин в школе. – М., «Просвещение», 1978.

  6. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955.

  7. Чечулина Н.А. А.С.Пушкин. – М., 1962–1966.

  8. Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. – М., 1959.

Рецензия

на реферат по литературе

ученицы 9 В класса МОУ СОШ № 67

Середкиной Елены.

Реферат на тему «Природа в лирике А. С. Пушкина» посвящена изучению развития пейзажной лирики поэта в разные периоды его творчества, анализу поэтического материала.

В ходе исследовательской работы было выявлено умение обобщать и систематизировать подобранный материал. Это делает работу полной, аргументированной.

Ученица приходит к выводу, что А. С. Пушкин в своих стихотворениях пытается научить нас не только видеть красоту окружающего мира, но и найти гармонию в мире человеческих отношений. Отсюда проистекает и философское звучание пейзажной лирики поэта.

Чувствуется личная заинтересованность автора реферата исследовательским процессом, собственные суждения ученицы мотивированны, грамотны, отвечают нормам правильной речи.

Достоинством работы является подобранный иллюстративный материал, представленный в Приложении.

Исследование интересно еще и тем, что актуальная на сегодняшний день тема взаимоотношений человека и природы находит свое отражение в данной работе.

Предложенный в реферате материал можно использовать на уроках литературы в 9 классе.

Учитель русского языка и литературы I категории

Запольских Л. А.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управления образования Орджоникидзевского района icon Управления образования Орджоникидзевского района
И все же лучшее, наиболее возвышенное из всего, что может подарить человеку судьба, это любовь. Только она дает возможность прикоснуться...
Управления образования Орджоникидзевского района icon Управления образования Орджоникидзевского района
Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихотворения...
Управления образования Орджоникидзевского района icon План работы мку «Управление образованием мр «Гумбетовский район»...
В 2012-2013 учебном году деятельность районного Управления образования, образовательных учреждений района была направлена на создание...
Управления образования Орджоникидзевского района icon Башкирский язык (государственный)
Директор Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №71 Орджоникидзевского района
Управления образования Орджоникидзевского района icon Приказ
«Об утверждении плана работы управления образования администрации Советского района на 2014 год», с целью совершенствования системы...
Управления образования Орджоникидзевского района icon Управление образования металлургического района администрации города челябинска
Управления образования Металлургического района Администрации города Челябинска на 2014 год, с целью активизации деятельности по...
Управления образования Орджоникидзевского района icon К приказу мбоу сош №71 г. Уфы
Циклограмма деятельности по обеспечению учебной литературой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная...
Управления образования Орджоникидзевского района icon О распределении обязанностей между работниками управления образования
В целях совершенствования управления системы образования в районе, практического выполнения государственной политики в области образования,...
Управления образования Орджоникидзевского района icon «Утверждаю» Начальник Управления образования Администрации Ачитского городского округа
Разработка и издание приказов Управления образования по работе представительства гак
Управления образования Орджоникидзевского района icon План работы Управления образования Верхнеуральского района на май 2014 г
Итоги организации дистанционного обучения инвалидов в 2013-2014 учебном году (справка)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции