От идеи до проведения




Скачать 475.22 Kb.
Название От идеи до проведения
страница 1/4
Дата публикации 14.05.2014
Размер 475.22 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4
Лекции 9-10. МАССОВЫЕ АКЦИИ: ОТ ИДЕИ ДО ПРОВЕДЕНИЯ
Роль массовых акций

Массовые акции являются неотъемлемой частью политической кампании. В современном мире они стали одним из важнейших инструментов, как выражения общественных настроений, так и формирования моделей общественного поведения. Массовые акции обладают прямым и обратным механизмом действия, поэтому в реальности четко разграничить их направленность не представляется возможным. Массовые акции – это обоюдоострое оружие. Вопросы заключаются лишь в том, в чьих руках оно находится, кто и на каком уровне способен их организовать.

В целом можно выделить многообразие функций массовых акций в политическом процессе, которое во многом зависит от ракурса их рассмотрения и контекста:

  • определение состояния гражданского общества и социального климата в стране;

  • выдвижение требований определенных социальных групп, политических партий, общественных организаций;

  • лоббирование интересов общественных, политических и прежде всего экономических структур;

  • влияние на решения органов власти от локальных, местного значения, до масштабных, направленных на поддержку или изменение политического курса страны;

  • подтверждение социальной поддержки и политической силы субъекта политики;

  • сплочение группы активистов, а также прямое идеологическое и эмоциональное воздействие на участников;

  • консолидация политических сил схожей (или даже различной) политической ориентации для совместных требований, решений и действий;

  • воздействие на общественное мнение через механизм влияния активного меньшинства на пассивное большинство;

  • создание информационных поводов и визуальной "картинки", создающих событийный ряд и в итоге повестку дня;

  • формирование образов (имиджа) политических организаций и общественных групп (позитивный, продвинутый, героический – свой, негативный, скучный, отсталый, лузерский – противников);

  • манипулирование общественными настроениями с целью создания неадекватных представлений и установок;

  • использование в качества эффективного способа установления извне управляемых политических режимов.


Обычно массовые акции проводятся для решения практических задач той или иной политической, экономической либо общественной группы. Например, проведя многочисленную акцию, партия или движение может заявить о себе как серьезная политическая сила. Массовые акции используются для выдвижения экономических требований к руководству предприятий по поводу улучшения условий труда, повышения заработной платы. Нередки случаи их использования как средства давления в ситуации передела собственности. Вырубка сада на территории микрорайона может стать поводом для самоорганизации местных жителей, в этом случае объединенных общим интересом.

Современные технологии формирования общественного мнения распространяются не столько на управление информационными потоками, сколько на управление событийным контекстом. Массовые акции проводятся, чтобы создать событие и, как следствие, информационный повод. Они провоцируют интерес к определенной теме, порождают оценки, суждения и образы об участнике политического процесса.

Массовые акции призваны в значительной степени имитировать, создавать видимость прямого политического творчества масс. В ходе проведения мероприятий нередко озвучиваются идеи и лозунги, которые по различным причинам не могут быть высказаны официальными лицами политической партии. Как правило, озвученные идеи выдаются за требования народа, широких масс.

Современные информационные коммуникации открывают возможность использования массовых акций в качестве технологий манипуляции общественным сознанием. Рядовая малочисленная акция может быть представлена как масштабная, а должным образом организованные трансляции способны сформировать общественные настроения, имитируя обстановку всеобщего недовольства и социальной напряженности. Телевидение может показать срежиссированную акцию в режиме реального времени, иногда приковывая внимание всего мира. У обывателя создается обманчивое впечатление стихийности происходящего, народного возмущения. Между тем, находясь непосредственно в центре события, видно, что роли участников распределены, а реквизит заранее подготовлен.

Массовые акции стали неотъемлемым элементом «мягких технологий» т.н. «оранжевых революций», которые организуются как планомерная масштабная политическая кампания. Массовые акции в идеологической оболочке ненасильственного действия используются в качестве инструмента расшатывания устоев легитимной власти суверенных государств, с целью установления режима управляемых извне демократий. Так под прикрытием имитации народного возмущения во главе государств ставятся политические марионетки и перекраиваются геополитические пространства. Значимость массовых акций неизмеримо повышается, исходя из опыта «цветных переворотов». Итоги большого избирательного цикла 2007-2008 гг. и судьба российской суверенной демократии во многом зависит от умения организовать массовые акции.

Однако данные угрозы не могут принизить значение массовых акций в построении действующего гражданского общества. Активность граждан, ответственность за свою страну, способность к солидарным действиям и организованному выражению своего мнения – индикатор зрелости общества. Цивилизованные приемы диалога между государством и гражданским обществом создают перспективы устойчивого развития страны. Государство должно постоянно ощущать контроль со стороны граждан, которые, в свою очередь, нуждаются в сильном государстве, проводящем политический курс в интересах страны.
Форматы массовых акций

Общим признаком всех массовых акций является их изначальная организованность и ясная цель, которой и следуют ее участники, объединенные в группу.

Массовая акция – организованное уличное мероприятие, проводимое группой людей для выражения и формирования общественного мнения, посредствам привлечения внимания к проблеме и выдвижения требований различного характера.

Во избежание разночтений следует уяснить разницу между массовой акцией и толпой. Толпу, в отличие от массовой акции, характеризует стихийность. Она в редких случаях способна структурироваться и приобретать качество групповой организации. Чаще случается, что организованная группа деградирует до состояния толпы. Иногда ситуативная общность сочетает в себе настолько разнородные свойства, что не может быть однозначно отнесена к той или иной категории, занимая промежуточное положение. Например, очень хорошо организованная массовая демонстрация несет в себе в равной мере признаки группы (массовой акции) и толпы. В некоторых событиях мы можем наблюдать процесс перерождения группы в толпу и обратно. Граница между просто коллективным поведением несвязанных между собой людей и более взаимозависимым групповым поведением взаимодействующих людей, выполняющих определенную роль, часто очень расплывчата.

Толпа – единовременное скопление людей, объединенных эмоциональным состоянием и общим центром внимания, но не связанных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой.

В условиях современности «толпа» и «вождь» утратили свое значение. Их роли заняли сети, группы и лидеры. Широкая сетевая структура, состоящая из активистов, позволяет в короткие сроки мобилизовать сторонников на массовую акцию в определенное время в намеченном месте. Активисты – своего рода узлы в сети, на которых завязаны отношения с многочисленными социальными ячейками. Координационным центром сети выступает организационная группа, которая собственно и формирует структуру и поддерживает ее в "рабочем" состоянии. Во главе группы, как правило, стоит руководитель, который отличается лидерскими и организаторскими способностями. В некоторых случаях на акции руководство подменяет лидера назначенным человеком, что часто создает проблемы в управлении мероприятием.

Сеть – разветвленная организационная структура активистов, связанных друг с другом линиями коммуникации, обладающих организационными и пропагандистскими навыками для мобилизации людей.

Группа – двое и более человек, объединенные общностью целей и задач, взаимодействующих друг с другом, разделяя чувства принадлежности к данному сообществу.

Лидер – представитель группы, способный организовать и мотивировать деятельность ее участников, ведущий их за собой.

Наличие данных структурных элементов является необходимым условием организации и проведения массовой акции. Далее возникает вопрос об их качестве. Узкие социальные сети организации, как правило, не способны привлечь множество сторонников на акцию. Если это не компенсируется яркой идеей акции, острой социальной проблемой, затрагивающей широкие слои населения. Слабая группа организаторов не способна вести планомерную работу по подготовке акции, значительное число упущений приводит в результате к неудачному мероприятию. Отсутствие единого лидера либо группы лидеров создает условия для нескоординированной деятельности, неспособности генерировать идеи и принимать выверенные решения.

При организации массовой акции весьма важно правильно определиться с форматом массовой акции. Под форматом понимается внешний вид массового организационного действия, который обусловлен ее динамикой и ролями участников. Самыми распространенными форматами массовых акций являются митинги, демонстрации и пикеты. Разницу между тремя основными форматами массовых акций уловить не сложно. На митинге люди собираются в определенном месте и стоят, обращенные взглядом к трибуне, с которой произносятся пламенные речи и выдвигаются требования. На демонстрации значительное число людей, обычно с транспарантами и флагами, движется в определенном направлении. На пикетах небольшая группа людей ведет разъяснительную или агитационную работу, обозначая свою позицию по тому или и иному вопросу. Пикетирование, как правило, не всегда проходит по какому-то одному сценарию - пикеты могут быть замены так называемыми «сидячими демонстрациями», «цепочками протеста» и т.п.

Митинг - массовое присутствие людей в определенном месте для публичного выражения с трибуны позиции и требований той или иной группы по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное шествие для выражения общественных настроений группы граждан с использованием, как правило, во время передвижения, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Пикет - форма публичного выражения мнений путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Если обозначенные формы организации массовых акций появились достаточно давно, то новым форматом стал "флэш-моб" (в переводе означает "мгновенная толпа"). Идея была позаимствована из книги известного американского исследователя информационных технологий Говарда Рейнголда "Умная толпа: новая социальная революция"1. "Классический" флэш-моб - это мгновенное появление в определенном месте какого-то количества людей, которые выполняют некий порядок действий, причем люди не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели, кроме игры, развлечения и скоординированного действия. Так задумывалось первоначально, когда свежее веяние было подхвачено в первую очередь молодежью, общающейся друг с другом через Интернет, которой и сейчас служит главным средство коммуникации флэшмоберов. Но с течением времени флэш-моб стал затрагивать также социальную и политическую сферы жизни, например, для выражения отношения к какой либо проблеме ли персоне политика. Лидеры некоторых оппозиционных партий полагают, что флэш-моб может стать "подготовкой к пиаровским акциям или тренировкой перед выборами" и уже опробуют технологию их проведения.

В реальности часто бывает, что однозначно классифицировать формат массовой акции довольно непросто. Формы акций могут видоизменяться, совмещаясь, переплетаясь и приобретая новый вид и иной характер. В наше время акции все более ориентируются на негласные законы массовой культуры, которая строится по принципу эклектики, собирая различные методы и стили, которые представляются эффективными лишь в данный момент. Наблюдается смещение стандартных акций со строго определенным форматом в сторону их большего разнообразия, в котором открывается простор для творческого подхода. Демонстрации, шествия, манифестации все более стали схожими с пестрыми и веселыми карнавалами, где участники вовлечены в захватывающую игру. Митинги часто трудно отличить от непрекращающегося рок-концерта. В некоторых случаях акции, проходящие под пристальным вниманием телевидения, стали напоминать массовые реалити-шоу и сериалы.
Пространство массовой культуры




Традиционные форматы массовых акций

Митинг

Демонстрация

Пикет






Приобретение новых черт форматов массовых акций

Рок-концерт

Карнавал

Флэш-моб

Сериал

Реалити-шоу



Схема. Влияние массовой культуры на форматы массовой акций
Некоторые эксперты помимо обозначенных выше активных форм массовых акций выделяют условно пассивные формы, которые не связаны со сбором людей в определенном месте и не создают помех жителям. Как правило, это одновременное скоординированное действие многих людей. Например, демонстрация каких-либо символов в окнах и на балконах своих домов; отказ от посещения каких-либо мест, учреждений или от использования какой-либо услуги, покупки каких-либо товаров (бойкот); или, наоборот, - одновременное использование какой-либо услуги, которая может привести к ее блокированию (например, звонки на определенные телефонные номера); одновременное использование определенных цветов или символов в одежде и т.д. Проведение свого рода плебисцитов по отдельным вопросам («кто «за» - поставьте на окно кактус»). Пассивные формы проведения массовых акций ориентированы прежде на демонстрацию отношения граждан к какому-либо явлению, процессу общественной жизни.
Учитывая основные формы массовых акций, их можно подразделить на типы по определенным критериям:

  1. масштаб;

  2. численность;

  3. направленность;

  4. содержание;

  5. аудитория;

  6. длительность.

По масштабам, учитывая географический размах, в целом массовые акции подразделяются на локальные (местные), региональные, отраслевые, общенациональные и глобальные (всемирные). Например, массовая акция может пройти даже в самом отдаленном селе или прокатиться по многим городам мира, как в случае демонстраций протеста против терроризма.

По численности массовые акции обычно подразделяются на малоформатные (до 100 участников), среднеформатные (до 1000 участников), крупноформатные (от 1000 участников). Обычно организаторы стремятся собрать как можно большее число участников, чтобы показать обладание значительной социальной поддержкой. Крупномасштабная акция имеет большие шансы быть замеченными СМИ. Многотысячный митинг или демонстрация сами по себе могут стать значимым событием и, как следствие, информационным поводом. Численность массовой акции имеет значение: 100 тыс. человек, которые даже ничего не делают – это уже сверхформат.

В этом отношении масштабная 60-тысячная акция «Наша победа» в мае 2005 г., 70-тысячная акция «Возвращенный праздник» в декабре 2006 г., 17-тысячная акция «Связной Президента» в марте 2007 г., проведенные молодежным движением «Наши», 15-тысячная акция «Молодой гвардии» в апреле 2007 г., стали заметными событиями, которые СМИ просто не смогли обойти вниманием. Молодежные движения своей численностью обозначили широкую общественную поддержку, а также свои мобилизационные возможности. На их фоне малочисленные «Марши несогласных», организованные неконструктивной оппозицией, выглядели как собрания маргиналов, намеренно провоцирующих общественные столкновения и протестные настроения.

Следует также осознавать, что тысяча человек, которые действуют ярко, неожиданно, спланировано могут получить медийную отдачу во много раз большую, чем 10 тыс. человек, которые ведут себя пассивно в общей массе.

Направленность массовых акций зависит от отношения участников к адресату (власть, корпорации, «мировое правительство», руководители предприятий, и др.) и выдвигаемых требований. Традиционное деление: протестные акции (не обязательно против власти) и позитивные акции (конструктивные). Протестная направленность подразумевает использование социальных проблем как основы для проведения массовых акций. Обычно протестные настроения эксплуатируют оппозиционные партии и организации, предлагая простые, но, по большей части, нереальные способы решения сложных социальных вопросов в надежде заручиться поддержкой на волне социального недовольства. Неконструктивная оппозиция часто провоцирует социальные протесты, чтобы дестабилизировать политическую ситуацию и извлечь для себя политические дивиденды.
Однако это не означает, что конструктивные политические силы не должны обращать внимание на социальные проблемы, но подходы должен быть принципиально другой. К примеру, как поступают «Яблоко», КПРФ или НБП, они выходят и говорят: «Посмотрите, какие ужасные дороги - виноваты Путин и правительство – власть плохая!» Они пытаются расшатать обстановку, надеясь «поймать рыбу в мутной воде». Конструктивные политические организации в этой ситуации выступают с принципиально иной позиции: «Смотрите, какая ужасная дорога, мы сейчас своими силами, починим сто метром этой дороги. И предложим всем остальным ее починить, и у нас в городе через месяц будет хорошая дорога». Конструктивная направленность идеи массовой акции даёт право использовать проблему только через ее реальное решение.

Позитивную акцию провести значительно сложнее, нежели негативную. Здесь важна свежая идея и зрелищный формат. В противном случае, как это нередко бывает, массовая акция выглядит наигранной и воспринимается общественностью без интереса. К позитивной акции традиционно сложнее привлечь внимание СМИ, которые в большей степени ориентированы на скандальные репортажи, привлекающие значительно большую аудиторию.

Возможное содержание основных лозунгов и требований, выдвигаемых участниками, позволяет подразделить массовые акции на следующие: политические, экономические, социальные, культурные, экологические и внешнеполитические. Например, выражение поддержки политического курса В.Путина или его критика в отклонение от некой идеальной модели демократии укладывается в массовые акции политического характера. Однако в реальности четко разделить акции по этому критерию весьма сложно. За социальными требованиями могут стоять вполне определенные политические цели. Организация, выдвигающая экологические требования, может перерасти в политическое движение. Во многом это происходит из-за того, таким образом, создается социальный капитал (общественная поддержка), который затем привносится в сферу политики и в определенной ситуации может быть конвертирован во власть.

Нередко приходится слышать также такое словосочетание как «молодежный формат» массовой акции. Здесь улавливается разделение акций по возрастному критерию. Молодежные акции обычно выглядят ярко и празднично. Чаще всего в категорию молодежных относят митинги, сопровождающиеся концертом музыкальных исполнителей. В свое время их часто организовывали для привлечения молодежи в преддверии выборов право-либеральные партии. В противоположность им массовые акции коммунистов напоминают выступления пенсионеров.

В зависимости от длительности массовые акции подразделяются на «короткие» и «длинные». Короткие акции проходят в течение одного дня. Подобные митинги, демонстрации и пикеты обычно проходят в течение нескольких часов. Короткие акции могут приобрести серийный характер, если они встроены в единую политическую кампанию, и мы можем наблюдать смену тем и сюжетов. Среди длинных акций наиболее часто используются бессрочные пикеты, так как они требуют значительно меньших усилий и ресурсов для организаций. В этом случае, несмотря на малоформатность, в привлечении общественного внимания и СМИ к акции важную роль играет фактор времени. Пикет может стать явлением в жизни города, который невозможно долго не замечать. Например, длительные пикеты одного известного молодежного движения возле магазинов, продающих в нарушении закона алкогольные напитки несовершеннолетним, придали проблеме высокую значимость, став предметом обсуждения, поводом принятия конкретных мер со стороны местных властей и обязательств владельцев магазинов. Наглядным примером длительной крупномасштабной массовой акции стал бессрочный митинг-концерт в столице Украины Киеве на площади Независимости (Майдане). Он был использован как механизм жесткого давления на решение властных органов в период президентских выборов.
Технология организации массовых акций

После теоретической части у читателя появилось представление о значимости массовых акций. Теперь перейдем к рассмотрению практических шагов по организации и поведению массовой акции.

Шаг первый: видим цель, оцениваем ресурсы, определяем аудиторию, подбираем подходящий формат.

При организации каждой массовой акции необходимо определить цель, задачи, а также понять смыл ее проведения. В ходе каждой акции решаются с различными акцентами следующие задачи:

  • отработка технологии привлечения людей, создание сетей;

  • позиционирование общественной, политической организации;

  • позиционирование противника.

  • создание событий, формирующих повестку дня;

  • достижение конкретной цели.

Проводить акцию ради акции недопустимо – это напрасная трата сил и ресурсов. Вероятно, в этом случае организаторы либо плохо представляют, чем занимаются, либо просто решили на этом «нагреть руки». Далее необходимо оценить все ресурсы (организационные, информационные, финансовые и др.), которые находятся в распоряжении либо могут быть привлечены. Ключевое значение здесь имеет человеческий ресурс, прежде всего, хорошо подготовленный и мотивированный состав активистов, координирующих работу сети. В соответствии с целями акции определяется целевая аудитория, то есть та общность людей, внимание которой вы хотите привлечь. Целевой аудиторией обычно выступают большие социальные группы (молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры, мужчины или женщины). Группы могут быть выделены по другим, более адресным критериям, например, профессиональная принадлежность, пользователи Интернета, автомобилисты, владельцы собак и др. Далее следует определиться с тем, кто будет возможным участником массовой акции. Следует также понять, со стороны, каких сил может быть организовано противодействие, а возможно и срыв массовой акции. Исходя из целей, ресурсов и адресной аудитории можно подобрать наиболее подходящих формат массовой акции. Выбор формата во многом зависит от способности обеспечить зрелищность, массовость, организованность и управляемость акции, а также фактора времени.

Итак, прежде чем приступать к планированию массовой акции нужно ответить на следующие пять обязательных вопросов:

  • Какова цель массовой акции? Для чего она проводится?

  • На кого (против кого) направлена акция?

  • Каких сил и затрат это потребует?

  • Кто будет потенциальным участником акции?

  • Какие есть угрозы? Кто может противодействовать акции?

Только тогда, когда ответы на эти вопросы будут даны, имеет смысл приступать к планированию акции. Перед тем как сделать следующий шаг посмотрите нет ли у вас разрывов в цепи:

Цель → Адресная аудитория → Ресурсы → Участники → Риски
Шаг второй: вытаскиваем тему или ищем идею

Как правило, в содержательной основе каждой массовой акция лежит тема либо идея. Тему следует рассматривать как определенное поле актуальных, обсуждаемых общественно-политических и социальных вопросов. Идея в свою очередь предстает единой ярко выраженной линией акции.

Как найти идею или повод для акции? Безусловно, необходимо твёрдо знать, какие задачи нужно решать, и как должна выглядеть конечная стратегическая цель. Выбор темы и идей обычно определяется направлением деятельности организации, ее стратегическим позиционированием (имиджевым, политическим, программным и конкурентным), целями акции и, возможно, событием, к которому она приурочена. Необходимо формировать позитивный и понятный имидж партии или общественной организации у людей, используя различные средства. Массовые акции позволяют донести политические взгляды и обозначить их общественную поддержку, т.е. через акции в деятельность партии будут вовлечены значительное количество людей, которые будут знать о ней не понаслышке, не через экраны и газеты, и соответственно будут готовы работать с ней на выборах. Если речь идет о позиционировании партии «Единая Россия», то следует рассматривать весь спектр вопросов, которыми она занимается. Задача «Единой России» ясна – на ближайших выборах за нее должно проголосовать максимальное количество людей. Надо понять проблемы и решить, что может реально сделать партия. Проделанная работа не должна быть закрытой и никому неизвестной, необходимо представлять ее людям, в том числе в виде массовых акций.
Тема либо идея массовой акции находятся следующими способами:

  • Исследуйте проблемное поле. Оценивается зна­чимость тех или иных социальных проблем, как в масштабе страны, так и определенного города, причем среди интересующих групп населения. В этом поможет социологический анализ, который к тому же поможет дать оценку готовности населения поддержать намеченную массовую акцию. В противовес акция протеста в настоящее время конструктивные политические силы могут противопоставить интересные массовые акции, поддерживающие и развивающие тему национальных проектов.

  • Найдите походящую дату в календаре. Массовые акции могут быть приурочены к праздничным дням (9 мая – День победы, 12 июня – День России), к памятной дате (22 июня – начало Великой отечественной войны), к трагическим дням (3 сентября – трагедия в Беслане), к профессиональным праздникам и т.д. Здесь приведены лишь некоторые даты, для большего выбора необходимо составить как можно более полный календарь памятных дат и исторических событий.

  • Отловите удачный повод. Отслеживание информационного пространства позволяет отследить обсуждаемые темы и происходящие события, которые могут стать поводом для проведения массовой акции. Оперативная реакция позволяет закрепить позитивную в представлении общества тему за политической партией или общественной организацией;

  • Проведите «мозговой штурм». Нередко случается так, что идея массовой акции приходит в ходе обсуждения. Для генерирования идей массовых акций следует активно использовать методику «мозгового штурма», которая позволяет найти нестандартные решения. Чтобы результативность беседы была высокой, соберите ряд разносторонних по свой профессиональной принадлежности компетентных специалистов либо, в случае нехватки времени, наиболее творческих людей в организации. Придерживайтесь общепринятых правил проведения «мозгового штурма» и тогда весьма вероятно вы найдете нетривиальную идею, которая будет привлекательна как для общественности, так и для СМИ.

В качестве рекомендаций сформулируем некоторые правила к выбору темы и генерированию идеи массовой акции, проиллюстрировав примерами:

Первое правило.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

От идеи до проведения icon Реферат По истории На тему: Ренессанс
Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя нового субъекта культуры...
От идеи до проведения icon План проведения декады учителей русского языка, литературы Сроки проведения

От идеи до проведения icon После Французской революции вера в силу чистого разума (идеал просветителей,...
После Французской революции вера в силу чистого разума (идеал просветителей, чьи идеи после воспеваемой ими рев ции не были воплощены)...
От идеи до проведения icon Учебно-тематический план проведения учебных сборов с юношами 10классов мо «Карсунский район»
Вводное занятие с участниками сбора по порядку организации его проведения и требований, предъявляемых к обучающимся
От идеи до проведения icon Список участников IV фестиваля-конкурса «Дети читают русскую классику» Дата проведения
Место проведения: Московская Государственная картинная галерея Народного художника СССР ильи Глазунова
От идеи до проведения icon Ой международный конкурс чтецов дата проведения: 27 апреля 2013 г....
Центр творческого развития "Радуга" при Ассоциации Русской культуры г. Страсбурга проводит
От идеи до проведения icon «Подготовка к ит о говой государственной аттестации учащихся 11 класса»....
Информациея для родителей и обучающихся по вопросам проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 (12) классов...
От идеи до проведения icon Время проведения: с 15 января 2013г по 29 марта 2013 г
Настоящее Положение о Фестивале «Я б в рабочие пошел…» определяет порядок организации и проведения Фестиваля, его организационное,...
От идеи до проведения icon Программа проведения Недели русского языка прилагается. План проведения...
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика
От идеи до проведения icon Новосибирской области
Во исполнение приказа министерства образования, науки и инновационной политики от 26. 12. 2012 №2684 «О проведения регионального...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции