Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны




Скачать 173.92 Kb.
НазваниеМетодические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны
Дата публикации27.05.2014
Размер173.92 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы
Методические материалы

по изучению курса ОРКСЭ (для банка материалов)

учителя МБОУ « Токская СОШ» Муравьевой Раисы Александровны

Основы светской этики.
Урок № 10 «Свобода и ответственность»

Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.

Задачи:

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

- создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь;

- уточнить смысл понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества . Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания истины. (Вместе весело шагать)

  1. Проверка домашнего задания:

Для того, чтобы начать наш разговор проверим домашнее задание

Дома вы читали сказку «Королевство кривых зеркал».

а) Скажите какие персонажи этой сказки представляют зло, а какие - добро?

(добро – Гурд, Оля, Яло, Аксал; зло – Йагупоп 77, Абаж, Нушрок, Анигад).

- Перед каким выбором они стоят? (Как поступить: хорошо или плохо).

- Приходилось ли Вам оказываться в ситуации морального выбора?

- Какой вывод Вы можете сделать из ваших жизненных ситуаций?

(В любой ситуации решение, как поступить, принимает человек, он свободен в своём выборе, но этот выбор будет моральным, если он сделан во благо других людей).
Как правильно выйти из этого конфликта?

б)Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.

Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.

  1. Изучение нового материала:

Прочитайте в учебнике тему нашего урока и подумайте, о чем мы будем говорить сегодня. Да, сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

Работа с высказыванием:

СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ.

Б. ШОУ

- Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

Работа с учебником

- Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)

Работа в парах

- Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

1. ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

2.Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)

3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий ( рисунки)
- Стр. 25, 1 абзац. Что такое внутренняя обязанность человека? (способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок. )

- Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)

- Стр. 25, 2 абзац. Прочитайте. Коллективно.

КТО? ЗА ЧТО? ПЕРЕД КЕМ?

Определите отношения ответственности и заполните таблицу

Кто?

За кого?

Родители




Учителя




Дети




Ученики




Люди




Друг




Человек





Работа с литературным текстом

В.А.Сухомлинский Как воспитать настоящего человека (Отрывок)

Самое большое счастье для отца и матери - твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы - усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком - это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать - это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья - это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, - это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери - быть послушными детьми. Подчинение воли родителей - первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу - ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

ВОПРОСЫ:

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?
Физминутка
РАБОТА В ГРУППАХ.

1 ГРУППА. Продолжи перечень поступков, которые будут приятны близким тебе людям:

1. Доставлять радость.

2. Интересоваться заботами и делами родных и близких.

3. Вежливо разговаривать, не повышать голоса, не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации.

4. Обращаться по имени, потому что имя - самое приятное для человека слово.

2 ГРУППА. Согласны ли вы с утверждением, что основой наших отношений к ближним должны быть следующие великие истины: "Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали"?

Получается ли у вас так жить? Приведите примеры.

3 ГРУППА. Хороший человек - кто он?

Попробуйте составить словесный портрет хорошего человека

4 ГРУППА. Ответственный человек - кто он?

Попробуй нарисовать портрет (рекламу) ответственного человека (в тетради).

Обсуждение притчи.

- Послушайте притчу о короле, который дал свободу своим сыновьям.

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам.

Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией.

Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.

— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.

В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.

Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

Обсуждение притчи

- Кто герои этой притчи?

- Чем отличается жизнь одного брата от жизни другого через год?

- За что извинился младший сын перед отцом?

- Кто стал преемником короля?

- Как король объяснил свое решение?

- Кого бы вы выбрали преемником короля?

- Как вы думаете, что значит быть ответственным перед людьми?

- Каким образом эта притча связана с темой нашего урока?
Рефлексия.

Ребята, на листочках ромашки напишите, что интересного для себя вы сегодня открыли, о чём вам хотелось поговорить поподробнее.

Практикум.

Перед вами ситуация морального выбора. Какое решение вы примите? Готовы ли вы взять на себя ответственность?

Ситуация № 1

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

Ситуация № 2

Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите

Ситуация № 3

Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?



  1. Итог урока: Легко ли быть свободным?

5. Закрепление

Упражнение "Да - нет"

Инструкция. Если называемую форму поведения вы считаете благоприятной, то поднимаете руку. Если, по-вашему, эта форма неудобна, то, соответственно, ваша рука спокойно лежит на парте.

  • Умение внимательно слушать и слышать.

  • Перебивание друг друга, нетерпение.

  • Похвала, согласие с правом других на иное мнение.

  • Стремление разобраться, понять чужую точку зрения.

  • Обвинения упреки, угрозы в адрес другого человека.

  • Оскорбление, обзывание.

  • Осуждение, критика.

  • Совет, предложение.

  • Утешение, подбадривание.

  • Поддержка.

  • Приказ, указание.

  • Уважение.

  • Благожелательность.


Синквейн к уроку:

  1. СВОБОДА

  2. Думать, задавать, поступать

  3. Свобода – это обязанности.

  4. Ответственность



  1. Дома: стр. 25 вопросы и задания выполнить вместе с родителями, нарисовать рисунки, отражающие преднамеренные и непреднамеренные поступки.


14 тема: «Дружба» 

Цель урока: формирование у младших школьников  понятий  «друг», «дружба»

Задачи:  а) показать ценность и необходимость дружбы;

б) развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями; 

в) воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения;

г) на  материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей.

Методы:

  • проблемно – поисковый,

  • словесный (беседы),

  • метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций),

  • частично – поисковый (эвристическая беседа).


Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая.

Формы и виды учебной деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: добродетельные отношения; дружба,  избирательность.

Словарик к уроку:


  • Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и общности интересов.

  • Избирательность - тщательность выбора, склонность выбирать, наличие процесса выбора в деятельности кого-чего-либо

  • бескорыстность – это отсутствие стремления к личной наживе, выгоде.

  • Взаимная симпатия – положительная установка на конкретного человека, влечение к нему.

  • общность интересов – совпадение ценностей, идеалов, житейского опыта,

Оборудование: иллюстративный ряд, художественная литература, толковый словарь.

Планируемые результаты  изучения материала: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.  

План урока

1. Организация деятельности учащихся. 

Звучит песня «Настоящий друг» (музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского), входят учащиеся и садятся, разделившись на  две группы.

- Ребята!  О чем говорилось в песне?

На доске пословица:

« Хороший друг – это настоящий клад». (китайская)

- Как вы понимаете эту пословицу?

- О чем на уроке пойдет речь?

- Верно, мы сегодня  поговорим с вами о дружбе, доброте  и отзывчивости – о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

Дети становятся в круг.

-Давайте поприветствуем друг друга.  

2.Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места).

3. Работа в группах.

(Каждая группа получает лист бумаги)

-Напишите на листе, что вы понимаете под словом «дружба»

Дружба – это:

1.

2.

3.

Проверка.

-Что такое дружба? (словарь)

- А теперь прочитаем что такое дружба в учебнике на с.32, 2 абзац. Запишите определение в тетрадь.
Рассмотрите иллюстрацию на с. 32. Что вы можете по ней рассказать?

- Пусть каждый «шагнет» в свою иллюстрацию. Что слышишь? Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?

Чтение текста учебника страница 32- 33

- А у вас есть друг? Напишите о нем. ( Дети записывают и читают свои записи)

- А почему вы не дружите с другим человеком?

- Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы – избирательность.

(читаем в учебнике с. 32)

- А какую пользу вы имеете от своего друга?

- Другая черта дружбы – бескорыстность. (читаем в учебнике с. 33)

- Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?

- Третья черта – общность интересов.

- Давайте поработаем с иллюстрациями на с. 33. С кем дружит мальчик?

- Как догадались, что они друзья?

- Кого  видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?

- Можно ли сказать о детях, что они друзья? Почему?

-Обратите внимание на слова, которые мы видим в учебнике в правом верхнем углу. Эти слова являются эпиграфом нашего сегодняшнего урока. Каков смысл каждого из них?

- Давайте обратимся к устному народному творчеству.

- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях. Прочтите на странице учебника. Как понимаете?

- Какие знаете пословицы и поговорки?

Физминутка «Дружба»

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

– Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.
4.Игра «Собери пословицу». (Работа в группах).

(Учитель раздает карточки, в которых написаны слова из пословиц. Необходимо соединить слова, чтобы получилась пословица.)

1 группа. Собрать пословицы и объяснить смысл одной из них.

Друг верен, во всем измерен.

 Друг познается при рати да при беде.

 Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

 Друга иметь – себя не жалеть.

2 группа. Собрать пословицы и объяснить смысл одной, разыграв мини - сценку.

 Друга ищи, а найдешь – береги.

Друга на деньги не купишь.

 Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

Дружный табун волков не боится.

Школьники решают нравственные проблемные ситуации.

Задание №1

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя.

(дети обсуждают в группах, рассуждают)
- На столах лежат конверты с заданием №2.

Прочитайте. Вставьте слова, которые, вы считаете, подходят по смыслу.

Прочитайте, что у вас получилось.

(Старый друг лучше новых двух.

Был бы друг, найдется и недруг.

Доброе братство дороже любого богатства.

Не забывай друга ни в радости, ни в горе.

Друга ищи, а найдешь, береги.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Не бросай друга в беде.

Друга за деньги не купишь.

Друзья познаются в беде.


Ученик исполняет стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи

со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной — стану

знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись

хоть на день!

Будешь ты меня спасать — дашь

контрольную списать».

А девчонка — на дыбы!

Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени

уговаривать подруг.

Напишу я объявление:

«Срочно требуется друг».
— Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

— Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

Лев Николаевич Толстой сказал «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»

- Да, дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям. С одной стороны быть к ним требовательными, а с другой – внимательными, тактичными, стараться не ранить их своими словами

5. Контроль усвоения знаний учащихся.

- Сейчас я прочитаю вам рассказ  В. Осеевой «До первого дождя». Вам необходимо внимательно прослушать и ответить на вопросы.

В. Осеева «До первого дождя».

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

- Почему покраснели Маша и Таня?

- Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?

На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто…..»

- Продолжите предложение.

-Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?

- «Друг» - какое красивое слово!

- Запишите это слово и прочитайте.

- Рядом запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.

(Дети записывают и зачитывают, что у них получилось, учитель записывает на доске)

- Кто может быть другом? (мама, учитель, игрушка,…..)

- Друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг — это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.

- Какими же качествами должен обладать друг?

(Дети записывают и зачитывают свои предложения, учитель записывает на доске)
Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

(Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение о друге.)

Настоящий друг везде

Верен – в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям несходны

Верный друг и льстец негодный.

6. Рефлексия.

Игра « Цветик – семицветик».

-  У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку о волшебном цветке. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания. (Прочитаем некоторые пожелания)

- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?  

-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?

- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

-А сейчас давайте составим памятку определенных правил, соблюдение которых указывает на настоящую дружбу.

Итог:

- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

7. Задание на дом:

Написать рассказ о своем друге.

9. Ритуал прощания.

- Встаньте все в круг. Возьмитесь за руки, почувствуйте поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

( Учащиеся выходят из класса, взявшись за руки попарно, под песню «Дружба крепкая)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconМетодические указания по изучению курса для студентов дневного и...
Г-83 арм финансиста. Методические указания по изучению курса для студентов дневного и заочного отделений специальности 050104 / Донецк:...

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconЧто должно быть в курсовой работе по «Организации деятельности коммерческого банка»
«Функции подразделений банка при осуществлении … операций и соответствующие документы» (3 колонки: подразделение банка, перечень...

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconО направлении методических материалов орксэ
Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению,...

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconПредлагаемые учебно-методические материалы используются на кафедре...
Государственного образовательного стандарта (гос) высшего профессионального образования, отвечают современным требованиям вузовской...

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconУчебно-методические материалы по дисциплине
Разработка раздаточных лекционных и учебно-методических материалов по дисциплинам курсовой подготовки

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconНового предмета в
Этические основы двух различных подходов к изучению мировоззренческих и нравственных ценностей в преподавании орксэ

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconРассмотрено Утверждено на заседании методического приказом директора...
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия,...

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconЭкономика Учебно-методические материалы
Ш37 Экономика [Текст] : учеб методические материалы — Электросталь: Филиал ргсу, 2006. — 44 с

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconМку-управление образования мр «Верхневилюйский улус»
Мбоу «Верхневилюйская сош №2 им. М. Т. Егорова» как к базовой школе дистанционного образования прикреплены филиалы: мбоу «Магасская...

Методические материалы по изучению курса орксэ (для банка материалов) учителя мбоу «Токская сош» Муравьевой Раисы Александровны iconУчебное пособие "Древесные материалы"
Технология конструкционных материалов", раздел "Неметаллические материалы" для студентов дневного и заочного отделения факультета...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции