Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МКУ-Управление образования МР «Верхневилюйский улус»
МБОУ-Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т.Егорова
Проект «On-line и off-line обучение»
Авторы проекта:
Иванова Ирина Семеновна,
учитель математики,
Иванова Любовь Евсеевна,
учитель русского языка
МБОУ-Верхневилюйская СОШ №2 им.М.Т.Егорова
с.Верхневилюйск, 2013 год
1.Введение
Приказом №01-16/1032 МО РС (Я) от 10 апреля 2013 года «О мерах по созданию инфраструктуры районных центров дистанционного образования в 2013 году» был утвержден перечень базовых школ дистанционного образования, где к МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им.М.Т.Егорова» как к базовой школе дистанционного образования прикреплены филиалы: МБОУ «Магасская СОШ» и МБОУ «Тобуинская СОШ».
Села Верхневилюйского улуса Тобуя и Магассы являются самыми отдаленными от районного центра, и в силу этого школы этих сел не всегда бывают обеспечены учителями даже основных предметов.
Таким образом, возникла потребность в внедрении дистанционного образования в школах отдаленных сел.
Это и обусловило выбор темы «Дистанционное обучение», основной целью которой является определение и создание условий для развития, поддержки и успешной социализации детей с особыми потребностями и детей, обучающихся в школах со сложными социальными условиями.
2.Основная идея проекта
(как модельная ситуация, проявляющая поле управления)
Для создания данного проекта нами был изучен и проанализирован большой объём информационного материала по организации дистанционного обучения, что позволило выявить актуальную педагогическую проблему – потребность разработки и обоснования способов проектирования системы дистанционного обучения и формирования комплекса условий её функционирования и развития в учреждениях общего образования
Под дистанционным обучением понимается обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и учителя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.
Дистанционное обучение в сфере учреждений общего образования является прогрессивной формой доставки информации с широким использованием информационных технологий. При дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, но при этом они могут находиться в постоянном взаимодействии, созданном с помощью организационно-педагогических условий, способствующих успешному обучению. Дистанционное обучение приобретает черты универсальной формы подготовки учащихся учреждений общего образования.
3.Образовательные цели и задачи проекта
(как создание условий для реализации)
Цель проекта: разработать и научно обосновать модель системы дистанционного обучения через Интернет для повышения доступности качественного образования; удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся; эффективного внедрения дистанционного образования в учебный процесс общеобразовательных учреждений.
Объект исследования: система дистанционного обучения базовой школы МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им.М.Т.Егорова» в филиалах: МБОУ «Магасская СОШ» и МБОУ «Тобуинская СОШ».
Задачи проекта:
1.Реализация образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования;
2. Реализация дополнительного образования детей, в т.ч. для одаренных детей;
3. Выявление возможности и ограничения применения дистанционного обучения в МБОУ «Магасская СОШ» и МБОУ «Тобуинская СОШ»;
4. Разработка модели системы дистанционного обучения, на основе которой в дальнейшем может быть реализован вариативный подход к организации дистанционного обучения в МБОУ «Магасская СОШ» и МБОУ «Тобуинская СОШ»;
5. Создание модели образовательного информационного Интернет - Портала, где разместится информация для учащихся и их родителей:
о программах, по которым ведется обучение;
о тематическом планировании по всем предметам;
о методах (технологиях) обучения;
о тренинговых программах по выполнению заданий различного уровня;
о домашних заданиях, их уровне и направленности;
об индивидуальных консультациях педагогов;
об успеваемости учащихся через электронный журнал;
о методике работы над конспектами, докладами, рефератами, проектами;
справочный материал различной направленности и т.п.;
6. Разработка единого перечня учебно-методических материалов, используемых в дистанционном обучении, и рекомендаций по их применению.
4.Психологическая концепция
Дистанционное обучение позволяет:
1. Свободно распоряжаться своим временем.
В дистанционном обучении учебные и аттестационные материалы, тесты доступны обучающимся в любое время. Учащиеся самостоятельно выбирают день, время и объем изучаемых материалов.
2. Учиться, не отрываясь от родного дома, родных.
Для обучения не существует территориальных границ, есть только условие - возможность доступа к Internet для работы на учебном сервере.
3. Учиться, не отрываясь от учебы в родной школе
Гибкость учебного процесса позволяет легко сочетать учебу в родной школе с дистанционным бучением.
4. Успешно осваивать новейшие технологии
Учащимся, обучающимся по дистанционным программам, невольно приходится осваивать новейшие технологии, получая дополнительные навыки и умения, которые значительно повышают их образовательный и технический уровень.
5. Содержание образования
Дистанционная школа реализует модель введения виртуальных образовательных программ на базе современных информационных технологий. Создает информационный банк методических разработок и медиауроков, предоставляет по запросам абонентов необходимые материалы для научно-методической консультации, осуществляет аналитический контроль, экспертизу образовательных программ и мониторинговое обследование уровня обученности виртуальных учащихся.
Образовательные программы дистанционной школы направлены на достижение следующих целей:
- освоение знаний по выбранному образовательному маршруту;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты в образовательном портале;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, обучающихся виртуально по методу проектов;
- развитие проектной культуры;
- воспитание ответственного отношения к виртуальным образовательным программам с учетом правовых и этических аспектов его распространения;
- выработка навыков применения полученных знаний в повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности;
- развитие избирательного мышления для ориентации в информационном образовательном пространстве.
Образовательные программы:
- курсы по учебным предметам основной школы;
- курсы по учебным предметам общей средней школы;
- курсы дополнительного образования.
Образовательные программы должны содержать расширяющий и углубляющий учебный материал и знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного выбранного учащимися профиля. Образовательные программы, рассчитанные для учащихся старшей ступени образования, могут быть направлены на расширение и углубление отдельных тем или разделов профильных предметов также дополнение и расширение базовых предметов.
Учебный материал образовательных курсов включает контрольные работы, электронные практикумы, где результатом каждого занятия становится реально выполненный учащимися мини-проект. Выпускники выполняют индивидуальные (курсовые) проекты.
Дистанционная школа проводит:
-виртуальные предметные и метапредметные олимпиады, победителям выдается сертификат о принятии участия на олимпиадах улусного уровня;
-конкурсы, викторины по различным направлениям в соответствии с программой обучения;
- консультации по подготовке к ЕГЭ учащихся по программе участников
-индивидуальные консультации по запросам учащихся и их родителей.
6.Модель дистанционного обучения
(Механизмы реализации проекта) КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
При организации дистанционного обучения следует обратить внимание на то, что это должна быть интеграция очной и дистанционной формы обучения, чтобы проконтролировать уровень осознания учащихся, дать установки при работе с материалом, т. к. большинство из них привыкли к обычной подаче материала.
Что предстоит делать при дистанционном обучении
|
Учебный процесс
|
Дистанционное обучение с очными занятиями
|
Интернет - обучение
|
Презентация - первое мероприятие, в котором участвуют учащиеся, поступив на дистанционное обучение. Цель презентации – знакомство с преподавателями, организацией учебного процесса, учебными материалами, учебным сервером.
|
Организуется и проводится в учебном заведении очно.
|
Вы получаете всю необходимую информацию и материалы на Учебном сервере.
|
Работа учащихся с учебными материалами
Работа с компьютерными приложениями и мультимедийными курсами, выполнение тестов и заданий, работа с материалами, расположенными на учебном сервере.
|
Самостоятельно, вне учебного заведения.
|
Самостоятельно, вне учебного заведения
|
Консультации
За группой закрепляется специально подготовленный учитель - тьютор, который в любое время готов ответить на вопросы, провести консультации, помочь в изучении материала.
|
В запланированное время в учебном заведении очно или по телефону, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
|
В запланированное время, а также в любой момент, используя возможности учебного сервера.
|
Выполнение контрольных работ
В течение всего курса обучения учащиеся выполняют несколько письменных контрольных работ, сдают их (или отправляете по e-mail) тьютору и после проверки получают не просто оценку, а подробный отзыв на свою работу с указанием ошибок и недочетов, способов их исправления.
|
Самостоятельно, обращаясь к тьютору очно в запланированное время или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.
|
Самостоятельно, обращаясь к тьютору или консультационным материалам сервера в любой момент. Сдать работу и получить отзыв можно, используя учебный сервер.
|
Тестирование
В течение всего периода обучения учащимся доступны тренировочные и аттестационные тесты.
|
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.
|
Проводится на учебном сервере в указанный в расписании срок.
|
Тьюториалы – активные очные занятия (деловые и ролевые игры, тренинги, практические работы, разбор конкретных ситуаций).
|
Проводятся в учебном заведении очно, 1 раз в полугодии
|
Не проводятся, но могут заменяться выполнением практических заданий и решением задач, размещенных на учебном сервере, проведением учебных форумов и конференций.
|
Практика
|
Проводится очно в учебном заведении в форме деловой игры, 1 раз в полугодии
|
Задание для практики размещено на учебном сервере.
|
Промежуточный междисциплинарный экзамен
Экзамен, проводимый в конце каждого года обучения и охватывающий все изученные дисциплины.
|
Проводится в учебном заведении очно в конце учебного года
|
Проводится на учебном сервере в виде экзаменационного тестирования или выполнения полученных экзаменационных заданий.
|
Итоговая государственная аттестация (ИГА)
|
Проводится в учебном заведении.
|
Проводится в учебном заведении.
|
7. Описание структуры предлагаемой системы
В настоящее время широко используется следующая структура курсов дистанционного обучения: СХЕМА
Краткая творческая биография учителей, тьюторов дистанционного обучения с фотографиями.
Введение (информация о курсе). Дается краткая характеристика курса, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, расписание, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом
Основной текст в виде модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса, и другие источники информации в сети Интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый модуль должен иметь заголовок. Возможно указание Перечня вопросов, относящихся к данному разделу, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться самостоятельно.
Вопросы для самотестирования после каждого раздела, контрольных работ и тем для обсуждения на форуме данного курса. Задачи с ответами для тренинга.
Справочные материалы по предметной области курса (глоссарий), связанный гиперссылками с основным текстом.
Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.
Электронная библиотека – электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек, электронные книги с информацией, необходимой обучаемому. Например, по работе с электронной почтой, по поиску информации в Интернет и т.д. Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией.
Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции, форум, чат).
Практические и лабораторные работы, необходимые для качественного усвоения курса. Предварительно рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, проверить знания теоретического материала.
Творческие задания (курсовые работы, эссе, задания, ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.
Блок проблемных ситуаций (тексты задания на выявление глубины понимания):
База данных (блок с файлами) рефератов, проектов других учащихся, презентаций.
Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещенные на Web-сайте, доступные для обучающихся.
Заключительный тест. Экзаменационные материалы, требования к уровню владения материалам.
Блок мониторинга результатов учебной работы.
Пакет анкет. В комплект курса включаются пакет анкет для знакомства с потенциальными учащимися и пакет тестов для определения их исходного уровня знаний по данному предмету, теме и заключительная анкета для оценки знаний учащихся.
Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок.
Виртуальный лабораторный практикум по физике, химии.
Категории пользователей
Система предполагает наличие следующих категорий пользователей:
Администратор дистанционного обучения регистрирует пользователей в системе, формирует учебные группы, набирает учащихся, учителей, тьюторов и экзаменаторов; создает резервные копии курсов и текущего состояния системы.
Учитель (разработчик курса, дизайнер курса) создает материалы курса того или иного класса и ведет процесс обучения, организуя и проводя занятия, тесты и обсуждения.
Учащиеся проходят обучение на курсах, предоставляемых дистанционным обучением: изучают материалы курсов, участвуют в процессе обсуждения, проходят тесты, сдают зачеты и экзамены.
Экзаменатор проверяет результаты прохождения тестов учащимися и корректирует автоматически выставляемых системой оценки.
Тьютор (помощник-ассистент учителя) консультирует учащихся, координирует направление и тематику дискуссий.
Куратор учебной группы отвечает за функционирование учебной группы. К нему могут обращаться учащиеся группы по всем организационным вопросам.
Типовая структура Портала дистанционного обучения
Для организации дистанционного обучения разрабатывается специальный Портал.
Портал (от англ. portal — главный вход) – сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете. Обычно портал сочетает различные веб-сервисы, контент (от англ. content — содержание, собственно наполнение сайта) и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей.
Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным учащимся.
Для авторизации администратора и учащихся необходимо ввести логин и пароль. На портале размещается система для управления процессом дистанционного обучения, информация по организации обучения, представляется список предлагаемых курсов и сами курсы. На сайте также размещаются: общие сведения о курсе, его назначения, цели, задачи, содержание, структура; условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью открыты на сайте для ознакомления; пакет анкет для предварительного тестирования учащихся (определение исходного состояния знаний по данному предмету, теме); справочные материалы по предметной области курса; блок мониторинга успешности самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы; новости, доска объявлений; телеконференции (Форум); электронные библиотеки; система контроля знаний.
Создается закрытая и открытая области для размещения курса на сайте. Информация о тестировании обучаемого заносится в базу данных. Размещение курса делается многоуровневое. На первом уровне показывается структура курса и аннотация разделов. Каждый раздел курса разбивается на отдельные модули (web-страницы). Модуль представляет собой структурированный список страниц. Каждая страница представляет собой отдельный файл. Содержанием страницы является параграф или глава учебного материала курса. Возможности web-страницы: в пределах каждой web-страницы учащийся может: отправить письмо преподавателю с вопросом, информацией; общаться со своими коллегами по обучению через форум (вопросы, обмен мнениями, выполнение совместных работ); обратиться к глоссарию; получить список литературы по данному вопросу или адреса сайтов в Интернете наиболее важных и полезных документов. По каждому курсу определяется календарь курса: срок обучения, сроки прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания рефератов, предельные сроки сдачи контрольных заданий и т.д.
Как выстраивается учебный материал при дистанционном обучении? Чтобы выстроить учебный процесс применительно к дистанционному обучению педагогам необходимо освоить блочно-модульное обучение. Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, составленной из блоков. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы: информационный блок; тестово-информационный блок (проверка усвоенного); коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение); проблемный блок: решение учебных задач на основе полученных знаний; блок проверки и коррекции.
Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: точно сформулированная учебная цель; банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ; методическое руководство по достижению целей; практические занятия по формированию необходимых умений; контрольная работа. Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. Примечание: учащийся самостоятельно выполняет все задания (устные и письменные) в соответствии с требованиями учебной программы и государственного стандарта; письменные задания, в том числе и контрольные, отправляет куратору (педагогу) для проверки по электронной почте. Связь осуществляется регулярно по мере освоения блока (модуля). Для прохождения итоговой аттестации ученик приглашается в базовую школу и сдает экзамены в соответствии с требованиями по итоговой аттестации.
Учебно-методический комплекс дистанционного обучения. В зависимости от роли, выполняемой в процессе дистанционного обучения учебные материалы подразделяются на учебники, учебные пособия, практикумы и сборники лабораторных работ, справочники, методические указания, сборники типовых заданий и упражнений, типовых вопросов и ответов на них, прикладное программное обеспечение. При дистанционном обучении аналогом УМК становится электронный учебник (ЭУ).
Дистанционные формы обучения. Общение при дистанционном обучении может поводиться в on-line и в off-line. Онлайновые (синхронные, проходящие по расписанию) лекции, семинары предполагают следующую схему работы: к назначенному времени учащиеся приходят на сайт, где регистрируются, после чего начинается занятие. Занятие ведет преподаватель, отвечая на вопросы "слушателей" в онлайновом режиме – либо в чате, либо с помощью звуковых приложений. Возможно применение технологий телеконференций, но это накладывает определенные требования на пропускную способность каналов связи. Оффлайновые занятия (асинхронные, проходящие по запросу) проходят следующим образом: студенты приходят на сайт в удобное для них время и используют заранее подготовленные материалы – презентации, флэш-презентации, видеоролики, выполняют подготовленные задания, могут задать вопросы преподавателям по электронной почте или в конференции, форуме. Общение on-line предполагает разговор или обмен иной информацией между пользователями в режиме реального времени. К формам общения on-line относят сетевые конференции, комнаты для разговора (чаты). Оn-line (на линии) – собеседники находятся «на линии» связи одновременно и ведут непосредственный обмен информацией между собой. Общение оff-line предполагает некоторую временную задержку получения ответа. К таким формам общения относится электронная почта (е-mail), различные форумы. Оff-line (вне линии) – один из собеседников находится «вне линии» связи, и обмен информацией с ним в данный момент времени невозможен. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью Интернета. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы учащихся по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов. Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Онлайн-семинар — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
Какое оборудование и программное обеспечение необходимо иметь учащемуся? Компьютер (класса Pentium и выше) с ОС Windows-98/XP/2000 и стандартным пакетом MS Office (офис).
Программное обеспечение:Flash Player 7 версии для Internet Explorer, Flash Player 9 версии для Firefox, Mozilla, Netscape, Opera, и CompuServe Acrobat Reader 5.0.5 WinRAR 3.51. Все эти программы можно скачать абсолютно бесплатно. При введении данной формы обучения будет немало сложностей и на стадии подготовки и на стадии внедрения, но данная форма даст возможность полноценно реализовать учебную программу, поднять уровень учителей в плане овладения информационными технологиями.
8.Этапы реализации проекта
I этап: Подготовительный 2012-2013 у.г.
- анализ ситуации, условий работы в виртуальном режиме и создание положительной мотивации среди педагогического состава на проведение проекта;
- формирование творческого коллектива;
- теоретическая подготовка;
- разработка демонстрационных образовательных ресурсов;
- мониторинг образовательного запроса рынка образовательных услуг улуса;
- прогнозирование возможных затруднений при внедрении проекта и поиск их устранений;
- разработка положения об организации дистанционного образования ОУ;
- уточнение школ-партнеров, участников проекта.
II этап: Основной 2013- 2014 у.г.
- апробация модели проекта;
- создание банка образовательных программ, сетевых уроков;
- создание условий для организации индивидуальных образовательных маршрутов в виртуальной образовательной среде дистанционной школы на реализацию социального, интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- создание сетевой системы оценки качества образования;
- анализ проблем;
- отслеживание промежуточных результатов;
III этап: Коррекционный 2014-2015 у.г.
- анализ показателей образовательного процесса предыдущего этапа;
- поиск и разработка определенных методик мониторинга и коррекции образовательных программ;
- выявление социально значимых результатов внедрение проекта;
- внесение коррективы в ход и содержание проекта;
IV этап: Обобщающий 2015-2016 у.г.
- анализ результатов деятельности в соответствии с их целями;
- обобщение и систематизация результатов полученных в ходе реализации проекта;
9. Предполагаемые результаты
Дистанционное образование открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, а учителям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения с применением концептуального и математического моделирования явлений и процессов.
Предполагаемые результаты:
- развитие нормативно-правовой базы дистанционной школы;
- предоставление доступного, качественного образования, воспитания и развития в безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям и способностям каждого ученика;
-внедрение новых инновационных учебных программ по информационно-коммуникационным технологиям;
- создание банка виртуальных образовательных программ;
- улучшение качества образования учащихся за счет эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
10. Оценка ожидаемых результатов.
Ожидаемый результат – выбор дистанционного обучения большим количеством учащихся. По итогам учебного года дистанционной школы можно составить мониторинг отслеживания успехов учащихся. А успешные результаты экзамена могут учитываться при формировании профильной траектории обучения в старших классах в соответствующих общеобразовательных школах.
|