Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли




Скачать 390.33 Kb.
Название Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли
страница 1/3
Дата публикации 06.06.2014
Размер 390.33 Kb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

ДЕМИРОВА Гюлханум Маликовна

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ

ТОРГОВЛИ
Специальность

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика,

организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

(сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Махачкала - 2010
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет».

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор Исалова Маржанат Нурулаевна.

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Петросянц Виктор Завенович

кандидат экономических наук, доцент Абдуллаева Тамара Курбановна

Ведущая организация Министерство экономики Республики Дагестан

Защита состоится «____» _______________ 2010 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д212.052.01 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», 367015, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, ауд. 202.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»


Автореферат разослан «____» _______________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.э.н., доцент Халимбеков Х.З.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современный этап развития экономики характеризуется нестабильностью внешней среды, усилением конкуренции между субъектами хозяйственных отношений, сокращением жизненного цикла продуктов и услуг, что оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий розничной торговли. Современное развитие розничной торговли в России характеризуется высокими темпами роста. Уровень доходов россиян приобрел положительный тренд, растет индекс крупных покупок населения. Сфера торговли заняла одно из ведущих мест в экономике страны, что определяет важную роль, которую она играет в народнохозяйственном комплексе, став во многих городах и регионах структурообразующей отраслью хозяйства.

В розничной торговле за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний как в текущий момент времени, так и в перспективе. В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных преимуществ обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ торговых предприятий в текущий момент времени и в перспективе. В связи с этим работа, посвященная проблемам оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработки конкурентных стратегий на основе принятия эффективных управленческих решений является весьма актуальной и значимой как с позиций теории, так и практики хозяйственной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Общие проблемы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов рассматривались многими отечественными и зарубежными исследователями. Вопросам конкурентоспособности предприятий и разработке стратегических направлений ее развития посвящены работы таких исследователей, как Азоев Г.Л., Андрианов В.Д., Анненков М.Е., Брук М., Вигдорчик Е.А., Вютрих Х.А., Голубков Е.П., Дейан А., Жигун Л.А., Завгородняя А.А., Завьялов П.И., Иванов Ю.Б., Карлофф Б., Кирцнер И., Конышова М.В., Куликов Г.В., Моисеева Н.К., Мухина Д.В., Портер М.Э., Прахад К., Райс Э., Траут Д., Рябова Т.Ф., Савин В.А., Санько Е.Г., Седерберг С., Синьков В.И., Хамел Г., Фатхутдинов Р.А., Юданов А.Ю. и др.

Разработке механизмов формирования и методам оценки конкурентоспособности систем, организаций, продукции посвящены труды Беляевского И.К., Березович И.С., Богомоловой И.П., Воронова А.А., Гридчиной А.В., Дженстера П., Хасси Д., Дуданова И.И., Дудкина В.И., Ефремова В.С., Завьялова Ф.Н., Каплана Р., Каплиной О.В., Ковалева А.И., Короткова А.В., Кошечкина С.А., Кроткова А.М., Лифица И.М., Мисакова В.С., Нортона Д., Печенкина А.Н., Чечеткиной Н.М., Шкардуна В.Д., Яненко М.Б. и др. В то же время следует отметить, что отдельные теоретические аспекты управления конкурентоспособностью торговых предприятий и методический инструментарий ее оценки проработаны недостаточно глубоко и требуют дальнейшего развития.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по совершенствованию форм и методов управления конкурентоспособностью предприятия розничной торговли, способствующих достижению и поддержанию конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта на рынке.

Для реализации этой цели в диссертационной работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:

- выявить проблемы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли на современном этапе хозяйствования;

- уточнить содержание понятия «конкурентоспособность предприятия розничной торговли» с учетом специфики отрасли и конкретных условий хозяйствования;

- установить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятий розничной торговли;

- провести аналитическое обобщение существующих в экономической литературе методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятий розничной торговли;

- определить и систематизировать показатели конкурентоспособности хозяйствующих субъектов данной сферы экономики;

- разработать теоретические положения формирования конкурентной стратегии предприятия розничной торговли как инструмента управления реализацией предприятием своих конкурентных преимуществ;

- определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятий розничных торговли, реализация которых будет способствовать росту эффективности деятельности предприятий и укреплению своих позиций на рынке.

Объектом исследования являются предприятия розничной торговли Российской Федерации и Республики Дагестан.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли в современных условиях хозяйствования.

Теоретической и методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли. Методология исследования основывается на общих методах познания, таких как анализ и синтез, моделирование, диалектический и системный подход к экономическим явлениям и процессам, экспертный анализ и др.

Информационно-эмпирической базой исследования выступают официальные данные Федеральной службы государственной статистики, нормативно-правовые акты, данные, опубликованные в периодической печати, монографиях, финансовая отчетность торговых предприятий РД.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработке методических рекомендаций по управлению конкурентоспособностью предприятий розничной торговли на основе современных принципов и методов стратегического менеджмента, инструментов комплексной оценки конкурентоспособности, способствующих принятию эффективных решений, обеспечивающих рыночный успех хозяйствующих субъектов в достижении экономических целей функционирования и удовлетворении потребностей населения в подобного рода услугах.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

- расширено представление о содержании понятия «конкурентоспособность предприятия» как способности поддерживать и укреплять свои конкурентные позиции на основе реализации присущих предприятию конкурентных преимуществ;

- уточнены и систематизированы факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности предприятий розничной торговли, учет которых в управлении будет способствовать устойчивому функционированию хозяйствующих субъектов на рынке;

- выделена специфика формирования конкурентоспособности предприятий розничной торговли, обусловленная наличием потенциала, способным создавать системные конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов в зависимости от рыночной ситуации;

- проведен анализ и обобщение существующих методических подходов к оценке конкурентоспособности предприятия розничной торговли, включающих оценку конкурентоспособности и качества товара, конкурентных преимуществ и эффективности использования ресурсного потенциала предприятия розничной торговли и на этой основе определены критерии и показатели, позволяющие оценить уровень конкурентоспособности предприятий;

- определены приоритетные направления повышения эффективного управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли и мер комплекс рекомендаций по их практической реализации, а также разработаны стратегии, способствующие укреплению рыночных позиций предприятий данной сферы экономики.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в уточнении содержания понятия «конкурентоспособность» предприятия розничной торговли, в развитии методического инструментария оценки конкурентоспособности и методологических основ формирования конкурентных стратегий, ориентированных на устойчивое функционирование хозяйствующих субъектов в условиях динамичной рыночной среды.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические разработки и методические рекомендации позволяют предприятиям розничной торговли повысить качество и эффективность управления конкурентоспособностью предприятия и обоснованность стратегических мероприятий по достижению целей функционирования.

Отдельные положения диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при подготовке и переподготовке специалистов и повышении квалификации руководителей предприятий торговли в области стратегического менеджмента и маркетинга.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на научных и научно-практических конференциях, проводимых в Дагестанском государственном техническом университете в 2006-2009 годах и были опубликованы в сборниках научных трудов, а также использовались в учебном процессе в Дагестанском государственном университете при подготовке учебных программ по курсам «Экономика торговли», «Организация и управление торговлей», «Маркетинг».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации составляет 154 страницы машинописного текста, включает 4 таблицы и 10 рисунков, список литературы состоит из 217 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены: объект, предмет, цель и задачи исследования; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования.

В первой главе «Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли» исследуется сущность категории конкурентоспособность предприятия розничной торговли, выявляются факторы, влияющие на конкурентоспособность, исследуются проблемы повышения конкурентоспособности предприятий данной сферы экономики.

Во второй главе «Методические основы анализа системы управления конкурентоспособностью предприятия розничной торговли» уточняются параметры оценки конкурентоспособности предприятий розничной торговли, обобщаются методы и показатели ее оценки, исследуется влияние качества торгового обслуживания на конкурентоспособность предприятия.

В третьей главе «Совершенствование управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли» проводится анализ влияния информационного обеспечения управления на конкурентоспособность предприятия розничной торговли, разрабатывается инструментарий прогнозирования необходимого уровня конкурентоспособности предприятия хозяйствующих субъектов и предлагается стратегия обеспечения конкурентоспособности данной сферы национальной экономики.

В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.
2. КРАТКОЕ СОДЕРЖЕНИЕ РАБОТЫ

Конкурентоспособность - многосторонняя экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслей, стран. Между всеми этими уровнями существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость.

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что при различных или близких по смыслу определениях понятия конкурентоспособности предприятия (фирмы, компании) сущность этой экономической категории различными авторами понимается в общем-то одинаково: в современных исследованиях во главу угла чаще всего ставится конкурентоспособность товара. Отдавая должное такому подходу, на наш взгляд, все же сущность конкурентоспособности следует рассматривать как системную категорию. С точки зрения системного подхода, конкурентоспособность может быть представлена в виде свойства производственно-экономических систем (каковыми являются предприятия) изменять траекторию движения или намеченный режим функционирования в процессе сохранения, развития уже имеющихся или создания новых конкурентных преимуществ.

Характеризуя понятие конкурентоспособности (конкурентоустойчивости) предприятия, М. Портер подчеркивает, что фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Любая действенная стратегия должна уделять внимание обоим типам конкурентного преимущества. Помимо этого, есть еще одна важная переменная величина, определяющая позицию конкурентоспособности, - сегментирование. В разных секторах рынка требуются разные стратегии и разные способности, соответственно и источники конкурентного преимущества в разных секторах рынка тоже весьма разные.

М. Портер подчеркивает ведущую роль таких стратегий конкуренции, как снижение издержек, индивидуализация продукции и сегментация рынка.

Конечная цель любого предприятия – достижение определенных результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятий. Таким образом, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка.

Понятие конкурентоспособности предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном потребительском рынке.

Существующие определения конкурентоспособности предприятия содержат крайне разнородные элементы исследуемого явления: от продукции предприятия до эффективности использования потенциала организации. В экономической литературе можно встретить десятки различных по содержанию определений.

Анализ предлагаемых определений, отбросив детали, позволяет выделить три основных подхода к определению сущности конкурентоспособности предприятия. Суть указанных подходов кратко можно охарактеризовать следующим образом:

- конкурентоспособность предприятия есть конкурентоспособность его продукции;

- конкурентоспособность предприятия есть способность конкурировать;

- конкурентоспособность предприятия есть мера эффективности его деятельности.

Конкурентоспособность торгового предприятия – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность организации соотносятся между собой как часть и целое.

Сущность конкурентоспособности торгового предприятия трактуется как совокупность свойств, отличающих его от других торгующих субъектов более высокой степенью удовлетворения реализуемыми товарами (услугами) потребностей населения, эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям конъюнктуры потребительского рынка, способностью к экономическому развитию на основе реализации конкурентных преимуществ.

В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.

В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение. Решение проблемы повышения конкурентоспособности торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

- качество продукции и услуг;

- наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

- уровень квалификации персонала и менеджмента;

- технологический уровень производства;

- налоговая среда, в которой действует предприятие;

- доступность источников финансирования.

Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ.

Пирамида конкурентных преимуществ и конкурентоспособности представлена на рис. 1.

Параметры, определяющие конкурентоспособность торгового предприятия:

1. торгово-сбытовой потенциал (объем реализации торгового предприятия за единицу времени);

2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);

3. имидж предприятия – моральный капитал предприятия;

4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);

5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);

6. инвестиционный потенциал;

7. трудовые ресурсы;

8. управленческий и информационно-аналитический потенциал;

9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего...
Охватывает улучшение всех сторон жизни советских людей потребление и жилье, культуру и отдых, условия труда и быта
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Организационно-правовые основы создания гостиничных предприятий малых форм
Являясь отражением общемировых закономерностей, в течение последнего времени в Украине стала наблюдаться устойчивая тенденция развития...
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Для достижения поставленной цели рассмотрим следующие вопросы : в...
Системный подход к улучшению качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений,...
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Публичный доклад
Ниу «Высшая школа экономики», Медицинская и Фармацевтическая академии, Выставочный центр «Пермская ярмарка», рынок и др предприятия...
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Маччасынов Афанасий Алексеевич
«Дифференциация в образовательной сфере: организационно педагогические и методические основы», «Интеллектуально личностный потенциал...
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Форевер ливинг продактс уникальная компания, использующая концепцию...
Флп. В отличие от других компаний, Дистрибьюторы флп сталкиваются с незначительным финансовым риском, поскольку от них не требуется...
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Экономические теории организации как фундаментальная основа оценки эффективности менеджмента
Данная статья имеет целью рассмотрение экономических концепций организации и управления (менеджмента) для определения подходов к...
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Курсовая подготовка «Организационно-педагогические основы обеспечения...
Курсовая подготовка «Организационно-педагогические основы обеспечения качества начального образования в условиях перехода на фгос»...
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Учебно-методический комплекс по дисциплине « В. 2»
«В. 2» «Организационно-методические основы профессионального роста специалиста образовательной сферы»
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли icon Московский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
Целью дисциплины является изучение общих принципов действия и построения (технической реализации) автоматических устройств управления...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции