Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института




Скачать 234.91 Kb.
Название Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института
Дата публикации 17.06.2014
Размер 234.91 Kb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Спорт > Автореферат
Киевский торгово-экономический институт

На правах рукописи

ЛИТВИНЕНКО Юрий Петрович

Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения

Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института

Автореферат разослан 1981 г.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы

В решениях XXYI съезда КПСС отмечается, что в текущем десятилетии "Коммунистическая партия будет последовательно продолжать осуществление своей экономической стратегии, высшая цель которой - неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности"'. Особое место в решении этой проблемы занимает железнодорожный транспорт, играющий важную роль в развитии социалистической экономики.

Выполняя указания В.И.Ленина о необходимости развития транспорта, в том числе и железнодорожного, Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют этому вопросу первостепенное внимание. Итогом являются высокие темпы его развития. Дальнейшее значительное развитие получит железнодорожный транспорт и в одиннадцатой пятилетке, что определено решениями XXYI съезда КПСС.

Выполнение стоящих перед железнодорожным транспортом задач в значительной мере зависит от уровня организации торгового обслуживания его работников. Рационально организованное торговое обслуживание работников железнодорожного транспорта с учетом специфики трудовой деятельности и бытовых условий позволяет более полно удовлетворить их потребности в необходимых товарах, что способствует снижению уровня издержек потребления и росту производительности труда работников отрасли.

Торговой системой, осуществляющей обслуживание работников железнодорожного транспорта и членов их семей, является система отделов рабочего снабжения Министерства путей сообщения СССР. Наличие этой системы, приспособленной для организации торгового обслуживания в специфических условиях трудовой деятельности работников железнодорожного транспорта, в целом выполняет стоящие перед ней задачи. Этому способствует непрерывное развитие ее материально- технической базы, расширение ассортимента продаваемых товаров, совершенствование методов и форм обслуживания работников железнодорожного транспорта.

Однако поставленные перед орсами этой отрасли новые задачи по дальнейшему улучшению торгового обслуживания грудящихся железнодорожного транспорта требуют высоких темпов развития их материально-технической базы и совершенствования организации торговли. Это может быть положительно решено лишь при условии значительного повышения эффективности работы орсов.

Необходимо отметить, что проблема повышения эффективности торговли как отрасли народного хозяйства привлекает к себе пристальное внимание многих экономистов. В частности, эта проблема в целом или отдельные ее аспекты нашла отражение в трудах И. М. Бакомова, Б«И.Гоголя, Б.К.Задорожного, В. И. Иванищкого, А.И.Кочерги, Р.А. Локшина, А.,В. Орлова и многих других. Однако в данном случае она рассматривается под углом зрения всей торговли и в некоторой степени с учетом ее региональных особенностей. Что же касается повышения эффективности розничной торговли системы орсов, в том числе орсов железнодорожного транспорта, то оно не нашло существенного освещения в экономической литературе.

Вместе с тем, хотя орсы железнодорожного транспорта и являются рентабельными, их уровня недостаточно для организации торгового обслуживания с учетом предъявляемых требований. Кроме того, не в полной мере используются еще имеющиеся резервы повышения эффактивности розничной торговли орсов железнодорожного транспорта, в связи с чем данная проблема продолжает оставаться весьма актуальной,.

Этим обусловлен выбор темы настоящего исследования.

Целью исследования явилось комплексное изучение эффективности розничной торговли системы орсов железнодорожного транспорта и разработка на этой основе рекомендаций по ее повышению». В связи с этим перед исследованием были поставлены следующие задачи: определить фактический уровень эффективности розничной торговли системы орсов железнодорожного транспорта и факторы, оказывающие влияние на величину этого показателя; установить степень их влияния на уровень эффективности розничной торговли; разработать рекомендации, направленные на повышение уровня эффективности розничной торговли.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам развития экономики и товарного обращения, решения съездов и пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Советского правительства, решения съездов и пленумов ЦК Компартии Украины, постановления ЦК Компартии Украины и Совета Министров Украинской ССР по исследуемому вопросу.

Объектом исследования избраны орсы железнодорожного транспорта. Отдельные, более углубленные исследования выполнены на материалах орсов Юго-Западной железной дороги.

В работе использованы публикуемые данные ЦСУ СССР и ЦСУ УССР о развитии экономики, железнодорожного транспорта и торговли, отчетные материалы Министерств торговли СССР и УССР, Главурса Министерства путей сообщения, дорурса Юго-Западной железной дороги, орсов и их отделений. Наряду с этим изучены труды советских и зарубежных экономистов по рассматриваемым в диссертации вопросам.

В работе применены метода выборочных обследований, опросов, группировок, технико-экономических ресурсов, экономического моделирования и другие.

Научная новизна результатов исследования состоит в комплексном рассмотрении вопросов повышения эффективности розничной торговли системы орсов железнодорожного транспорта. В этой связи исследована система факторов, оказывающих влияние на уровень эффективности розничной торговли системы орсов, а степень их влияния выражена соответствующими математическими уравнениями. Разработана, кроме того, методика расчета оптимальной обеспеченности работников железнодорожного транспорта торговой площадью и принцип* размещения розничной торговой сети орсов железнодорожного транспорта, Предложены принципиально новые показатели, характеризующие уровень механизации труда работников розничной торговли этих орсов.

Практическая ценность работы заключается в разработке ряда рекомендаций, направленных на повышение эффективности розничной торговли систем орсов железнодорожного транспорта. К их числу относятся: рекомендуемый расчетный показатель обеспеченности работников железнодорожного транспорта торговой площадью, предложения по совершенствованию продажи товаров по предварительным заказам, Предложения по совершенствованию технологии товароснабжения линейных магазинов, рекомендации по рациональному разделению труда между работниками магазинов орсов, предложения по установлению соответствия между численностью работающих в магазине и интенсивностью покупательских потоков, а также основные направления механизации труда работников розничной торговли орсов железнодорожного транспорта»

Апробация и реализация результатов исследования. Основные результата исследования были обсуждены на одном всесоюзном и двух республиканских научно-практических семинарах руководящих работников системы орсов железнодорожного транспорта. Предложения Диссертанта в части повышения эффективности розничной торговли этой системы участниками семинаров были одобрены и нашли свое отражение в принятых рекомендациях.

Разработанные диссертантом рекомендации по повышению эффективности розничной торговли орсов одобрены руководством, дорурса Юго-Западной железной дороги и использованы в практике. Экономический эффект от их внедрения составил 36 тыс. руб, в год /справка урса от 26 марта 1981 г. № 271 /. Предложения по совершенствованию организации труда работников розничной торговли, а также продажи товаров по предварительным заказам железнодорожников внедрены в орсе НОД-1 Юго-Западной железной дороги. Экономический аффект от ах внедрения составил 14 тыс.руб. в год /справка орса от 26 марта 1981 г. * 197-^.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений общим объемом страниц, списка использованной литературы и 19 приложений.

Краткое содержание работы

В первой главе Толь орсов в торговом обслуживании трудящихся и задачи повышения их эффективности" рассматриваются место и роль орсов в системе торгового обслуживания населения, особенности системы орсов железнодорожного транспорта и ее эффективность. Исследованы при этом применяемые показатели эффективности торговли и дана им оценка, изучены основные задачи системы орсов железнодорожного транспорта по повышению ее эффективности.

Коммунистическая партия и Советское правительство рассматривают в качестве основной цели социалистического государства непрерывное повышение материального и культурного уровня жизни народа. Оценивая задачи экономической стратегии партии, Л.И.Брежнев в Отче ном докладе'ХХУ1 съезду КПСС подчеркнул, что "партия выдвигает широкую программу дальнейшего подъема благосостояния народа. Эта программа охватывает улучшение всех сторон жизни советских людей - потребление и жилье, культуру и отдых, условия труда и быта.

В повышении материального и культурного уровня жизни народа важную роль издает торговля, что обусловливает высокие темпы ее развития. Так, в 197У г. Но по сравнению с довоенным периодом товарооборот розничной сети в СССР возрос в 14,7 раза. Значительное развитие получила материально-техническая база торговли: только за 1956-1979 гг. торговая площадь магазинов увеличилась в стране в 2,7 раза.

Новым этапом развития торговли будет одиннадцатая пятилетки, что предусмотрено решениями ХХУ1 съезда КПСС.

Сложность выполняемых торговлей функций определяет ее организационные формы. Как известно, торговля товарами народного потребления в стране представлена тремя формами: государственной, кооперативной и колхозной, каждая из которых выражает социалистические отношения в сфере обращения. При этом, ведущей и преобладавшей формой в стране является государственная торговля, на долю которой приходится более 70% всего розничного товарооборота страны. Ведущая и непрерывно повышающаяся роль государственной торговли в розничном товарообороте определяется приоритетом государственной собственности в системе социалистических производственных отношений.

Государственная торговля в стране представлена радом торговых систем. Основной из них является система Министерства торговли СССР. На ее долю в 1979 г. приходилось 49,2% розничного товаре оборота государственной и кооперативной торговли в целом и 68,8% розничного товарооборота государственной торговли.

Второе место в розничном товарообороте государственной торговли и третье в розничном товарообороте государственной и кооперативной торговли в целом /после системы Министерства торговли СССР и потребительской кооперации/ занимает система отделов рабочего снабжения /орсов/ и продснабов предприятий промышленности, строительства и транспорта.

Эта система возникла в годы первой пятилетки, когда в результате продовольственных трудностей в стране была введена в качестве временной меры рационированная продажа товаров по карточкам.

В настоящее время система орсов сохранилась в отдельных отраслях промышленности, на транспорте и в строительстве, что обусловлено спецификой деятельности занятых в них контингентов трудящихся.

Следует при этом отметить, что в послевоенные годы роль этой системы в розничном товарообороте непрерывно уменьшается, в связи с развитием розничной сети системы Министерстве торговли. Так, в объеме товарооборота розничной сети государственной и кооперативной торговли страны за 1960-1979 гг. доля орсов снизилась с 17,3 во 14,7%. Однако, несмотря на некоторое снижение доля системы орсов в розничном товарообороте, в общем числе предприятии розничной торговли, она продолжает играть важную роль в обслуживании, прежде всего, трудящихся ряда отраслей промышленности.

В работе основное внимание уделяется рассмотрению особенностей системы орсов железнодорожного транспорта и эффективности их работы. В частности, отмечается, что система получила значительное развитие: она занимает в товарообороте розничной сети государственной и кооперативной торговли 2,2% и в товарообороте розничной сети системы орсов - 14,8%. Значительное развитие этой системы обусловлено спецификой железнодорожного транспорта, обусловливающей, в свою очередь, специфику трудовой деятельности, половозрастного состава и оптовых условий его работников. Это существенно сказывается на условиях функционирования системы орсов железнодорожного транспорта и эффективности их работы.

Орсы железнодорожного транспорта являются рентабельными организациями. Однако их рентабельность ниже не только организаций системы министерства торговли и потребительской кооперации, но и системы орсов в целом.

Если в 1979 г. рентабельность розничной торговли системы министерства торговли составила 2,87% к товарообороту, а системы орсов в целом - 2,04%, то розничной торговли орсов железнодорожного транспорта - только 1,73%. При этом, если в системе министерства торговли повышение рентабельности осуществлялось как за счет повышения уровня наценок на товары, так и за счет снижения уровня издержек обращения, то повышение рентабельности орсов железнодорожного транспорта сопровождалось и некоторым повышением уровня издержек обращения. А это свидетельствует о имеющихся резервах. Их использование позволит существенно повысить рентабельность этих специфических организаций. В работе рассматриваются основные пути повышения их эффективности.

Во второй главе "Повышение эффективности использования материально-технической базы розничной торговли" исследуется состояние организации розничной торговой сети и ее эффективность, уровень внедрения прогрессивных, методов продажи товаров, организация товароснабжения розничной торговой сети орсов.

В диссертации отмечается, что розничная торговая сеть является важнейшей составной часть» материально-технической базы торговли. От уровня ее развития во многом зависит не только степень удовлетворения потребностей населения в товарах народного потребления, но и развитие общественного производства. В результате этого

розничная торговая сеть в стране непрерывно развивается. Так, только за годы девятой и десятой пятилеток торговая площадь магазинов увеличилась более чем в 1,5 раза, а за десятую пятилетку - более чем на 14%. Одновременно с этим произошло укрупнение магазинов, улучшилась их специализация. Дальнейшее развитие получит розничная торговая сеть в одиннадцатой пятилетке.

Высокими темпами развивается розничная торговая сеть и орсов железнодорожного транспорта /табл.1/.

Таблица I

Динамика количества магазинов и их торговой площади в орсах железнодорожного транспорта за 1971-1979 гг.

/на начало года/

Специализация магазинов

1971 г.

1980 г.

1980 г. В % к 1971 г.

Количество магазинов, ед.

Их торговая площадь, м2

Количество магазинов, ед.

Их торговая площадь, м2

Количество магазинов, ед.

Их торговая площадь, м2

Магазины, всего

14065

700,9

1488

1011,0

105,8

144,2

в том числе




продовольственные

7496

335,0

7911

477,5

105,5

142,5

непродовольственные

2813

199,2

3226

326,8

114,7

164,1

смешанные

3756

166,7

3748

206,7

99,8

124,0

Так, за 1971-1979 гг. торговая площадь магазинов в этих орсах увеличилась на 44,2%, в том числе непродовольственных магазинов - на 64,1%. В расчете на один магазин торговая площадь возросла на 36,3%, что свидетельствует о происходящем процессе их укрупнения. Наряду с этим развитие розничной торговой сети орсов железнодорожного транспорта сопровождалось улучшением специализации магазинов и повышением их доли в общем количестве торговых единиц.

Вместе с тем, в системе орсов железнодорожного транспорта продолжают преобладать мелкие магазины. Так, если на один магазин государственной торговли приходится 108,5 м2 торговой площади, то на один магазин орсов этой системы только 67,9 м2. Среди этих магазинов продолжают преобладать неспециализированные продовольственные и непродовольственные магазины. Значительную долю занимают смешанные магазины.

Низкий уровень специализации розничной торговой сети орсов железнодорожного транспорта и небольшие размеры их магазинов при невысокой концентрации обслуживаемых контингентов обусловили недостаточную эффективность работы торговых предприятий; товарооборот на I м2 торговой площади в них был за IV кв. 1979 г. ниже, чем в государственной торговле, на 25%: если в государственной торговле. Этот показатель составлял 1,6 тыс. руб., то в орсах - 1,2 тыс. руб.

Для выявления резервов повышения эффективности розничной торговой сети орсов железнодорожного транспорта были проведены специальные исследования в орсах Юго-Западной железной дороги. Обследованием было охвачено 529 магазинов.

Для определения эффективности работы магазинов орсов железнодорожного транспорта была проведена, прежде всего, их группировка в зависимости от места размещения и степени их доступности не работающем на транспорте населению, а также с учетом их специализации.

Анализ полученных материалов показал, что 34% магазинов орсов размещается на территории городов и обслуживает городское население, 57% размещено на территории предприятий Министерства путей сообщения или возле них и предназначено для обслуживания их работников. Однако эти магазины доступны и мя других контингентов населения, не имеющих отношения к железнодорожному транспорту. Только работников железнодорожного транспорта обслуживает лишь 9% общего числа магазинов орсов.

Исследования показали, что наиболее эффективными являются, как правило: магазины, размещенные возле предприятий Министерства путей сообщения и доступные, не работающему на железнодорожном транспорте населению, а наименее эффективными - расположенные на закрытой территории предприятий и обслуживающие исключительно их работников. В связи с этим следует отказаться от организации магазинов орсов на закрытой территории предприятий железнодорожного транспорта. Они должны быть размещены таким образом, чтобы могли обслуживать не только работников предприятия Министерства путей сообщения, но и другие контингента населения. Однако, чтобы на ухудшать обслуживание работников предприятий транспорта, следует определить часы, в течение которых другие контингенты населения обслуживаться не будут. Это позволят повысить эффективность использования торговых площадей орсов железнодорожного транспорта примерно на 17,5%. Одновременно с этим улучшится обслуживание железнодорожников, так как произойдет расширение товарного ассортимента и, следовательно, более полное удовлетворение их спроса на необходимые товары.

Важным условием повышения эффективности розничной торговой сети на железнодорожном транспорте является достижение оптимальной обеспеченности работников этой отрасли народного хозяйства торговой площадью.

Необходимо отметить, что в настоящее время научно обоснованных рекомендаций по данному вопросу не имеется. В результате развитие розничной сети на железнодорожных станциях и других предприятиях Министерства путей сообщения СССР проходит интуитивно.

С целью определения оптимальной обеспеченности работников железнодорожных станций торговой площадью была предпринята попытка установить связь, с одной стороны, между численностью работающих и уровнем их обеспеченности торговой площадью, а с другой - между уровнем обеспеченности торговой площадью и эффективностью работы розничных торговых предприятий. Анализ показал, что четко выраженной связи между численностью работающих и уровнем обеспеченности их торговой площадью не наблюдается. Отсутствует также связь между уровнем обеспеченности работающих на железнодорожных станциях, торговой площадью и эффективностью ее использования. Следовательно, осуществлять организацию розничной торговой сети на железнодорожных станциях с учетом численности их работников неправомерно,

В процессе исследований была также определена связь между объемом товарооборота розничной сети, а также его обеспеченностью торговой площадью, с одной стороны, и эффективностью использования этой площади - с другой. Попытка поиска такой связи вызвана тем, что торговая площадь, в конечном счете, предназначена для реализации товаров, в связи с чем для большего объема товарооборота необходимо больше торговой площади. Полученные данные подтверждают это: с увеличением объема товарооборота розничной сети уменьшается количество торговой площади, приходящейся на I млн. руб. товарооборота. В результате повышается эффективность использования торговых площадей. Это дает возможность выбрать такой уровень обеспеченности товарооборота розничной сети торговой площадью, при котором обеспечивается высокий уровень обслуживания работников железнодорожного транспорта и высокая эффективность использования розничной торговой сети. Эти требования достигаются при наличии 175 м2 торговой площади на I млн. руб. товарооборота розничной сети.

Большое влияние на эффективность розничной торговой сети оказывают специализация и размеры магазинов. Так, в одинаковых условиях более эффективными являются неспециализированные магазины. Это обусловлено тем, что в условиях торговли на железнодорожном транспорте, ввиду низкого уровня концентрации обслуживаемых контингентов и специфики их спроса, наиболее эффективными являются магазины, торгующие определенными группами как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Влияние размеров розничных торговых предприятий на эффективность их работы установлена на основе анализа самых многочисленных групп магазинов орсов железнодорожного транспорта – неспециализированных продовольственных и непродовольственных магазинов. Их группировка показала, что магазины торговой площадью 100-150 м* являются наиболее эффективными. Расчеты свидетельствуют, что магазины с такой площадью могут быть открыты на железнодорожных станциях с объемом товарооборота не менее 600 тыс.руб. в год. На станциях же, где такой товарооборот не может быть обеспечен, целесообразно организовать обслуживание работников посредством развозной торговли.

Уровень культуры торговли и повышение ее эффективности находятся в непосредственной зависимости от совершенствования методов продажи товаров и форы обслуживания покупателей. Этому способствует широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и, прежде всего, самообслуживания, а также разнообразных услуг, оказываемых магазинами покупателям.

В связи с этим прогрессивные методы продажи товаров и дополнительные услуги получили свое развитие в системе орсов железнодорожного транспорта: за годы девятой пятилетки число магазинов самообслуживания увеличилось здесь в 6,4 раза, а за четыре года десятой пятилетки - на 25%. В связи с этим удельный вес магазинов самообслуживания повысился за 1971-1979 гг., в общем количестве магазинов орсов с 2,2 до 18,9%, в их торговой площади - с 3,2 до 33,6% и в их товарообороте - с 2,3 до 29,1%.

Вместе с тем эффективностью использования торговых площадей магазинов самообслуживания в орсах железнодорожного транспорта продолжает оставаться более низкой, чем в магазинах, торгующих традиционными методами. А это свидетельствует об имеющихся в организации торговли методом самообслуживания недостатках и неиспользованных резервах повышения их эффективности.

В качестве основных направлений повышения эффективности работы магазинов самообслуживания могут быть истолкованы разработанные по данному вопросу рекомендации для магазинов самообслуживания вообще.

Однако эти общие для всех магазинов самообслуживания направления повышения эффективности их работы, очевидно, должны быть дополнены конкретными, характерными для отельных магазинов самообслуживания, функционирующих в определенных условиях. К таким направлениям для магазинов самообслуживания орсов железнодорожного транспорта могут быть отнесены: совершенствование технологии продажи товаров, перевод на продажу методов самообслуживания всех расфасованных товаров, достижение соответствия численности персонала магазинов самообслуживания интенсивности покупательских потоков, организация централизованной фасовки продовольственных товаров и некоторые другие.

Важным условием повышения экономической эффективности системы орсов железнодорожного транспорта является также внедрение других прогрессивных методов продажи товаров. Так, в магазинах, расположенных на железнодорожных станциях и других предприятиях Министерства путей сообщения, получил определенное распространение метод продажи крупногабаритных сложнотехнических непродовольственных товаров по предварительным заказам покупателей. Развитие этого метода в магазинах орсов железнодорожного транспорте обусловлено рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести: незначительный объем спроса покупателей на крупногабаритные и сложнотехнические товары ввиду небольшой численности обслуживаемых контингентов, отсутствие а линейных магазинах специалистов для квалифицированной продажи этих товаров, незначительные их размеры и т.п.

Реализация товаров этим методом позволяет достичь также значительного экономического эффекта за счет уменьшения потребности в торговых и складских площадях, концентрацией всего имеющегося ассортимента сложнотехнических товаров в одном месте - на базе орса.

Однако, как свидетельствуют исследования, дальнейшему развитию продала непродовольственных товаров по предварительным заказам в орсах железнодорожного транспорта препятствует прием заказов лишь на товары крупногабаритные и сложнотехнические, в то время как этот метод может успешно применяться и при продаже других непродовольственных товаров. Об этом свидетельствуют результаты проведенного автором опроса железнодорожников и членов их семей по специально разработанной анкете.

Наиболее полное удовлетворение постоянно растущих потребностей населения в товарах народного потребления в эффективность торговли в большой степени зависят от уровня организации товароснабжения розничной торговой сети. Вместе с тем, специфика организации товароснабжения розничной торговой сети орсов железнодорожного транспорта, особенно линейной, изучена недостаточно. В связи с чем в данной работе предпринята попытка устранить имеющийся пробел. В частности, в диссертации исследованы факторы, влияющие на формы товароснабжения и методы доставки товаров в линейную сеть орсов, и определена степень влияния отдельных из них на уровень транспортных расходов.

Исследования показали, что уровень транспортных расходов находится прежде всего в непосредственной зависимости от размеров магазинов орсов. Тек, с увеличением торговой площади, приходящейся на один магазин, уровень транспортных расходов имеет тенденцию к снижению.

Графический анализ этой зависимости и произведенные расчеты свидетельствует о том, что она может быть описана уравнением прямой вида;

Ух= 1,92 – 0,005656х,

где Ух - транспортные расходы, в % к товарообороту;

х- торговая площадь на один магазин, м2.

В процессе исследований установлена корреляционная связь между долей транзита в общем объеме поставок товаров и уровням транспортных расходов орсов железнодорожного транспорта, которая описывается уравнением гиперболы вида:

Ух= 1,25+

Где Х – удельный вес транзита в общем объеме поставок товаров, У.

Установлена также связь между удельным весом транзита в общем объеме поставок товаров орсом железнодорожного транспорта и уровнем товарных запасов в их розничной торгом». Графический анализ этой связи показал, что ее предпочтительно выражать уравнением параболы, а расчеты показали, что оно имеет вид:

Ух = 116,972 – 7, 4679хо + 0,19137х2о

где хо - товарные запасы, в днях товарооборота.

Получена, кроме того, связь между уровнем товарных запасов и расходами по хранению товаров.

Расчеты показали, что с увеличением товарных запасов на 10 дней товарооборота расходы по хранению товаров увеличиваются в среднем на 0,185% к товарообороту.

Полученные зависимости позволяют рассчитать уровень совокупных расходов, связанных с доставкой и хранением товаров в орсах при различной доле транзита в обдам объеме поставки товаров. Так, снижение уровня совокупных расходов, связанных с доставкой и хранением товаров, наблюдается лишь при повышении удельного веса транзита до определенного предела. С дальнейшим увеличением этого показателя наступает рост совокупных расходов. В частности, наименьший уровень совокупных расходов, связанных с доставкой и хранением товаров, достигается при удельном весе транзита, равной 20%. При таком уровне транзита расходы по доставка и хранению товаров составляют 3,39% к товарообороту вместо 3,61%, что позволит получить орсам Юго-Западной железной дороги в целом дополнительную прибыль в сумме примерно 370 тыс.руб. в год.

Важным условием повышения эффективности товароснабжения розничной торговой сети орсов желез подорожного транспорта является также совершенствование его технологии. В связи с чем в диссертации разработаны соответствующие рекомендации.

В третьей главе "Повышение производительности труда работников розничной торговой сети" рассмотрены уровень и основные направления совершенствования организации труда работников магазинов орсов железнодорожного транспорта, состояние механизации труда и пути повышения его уровня в этих магазинах.

Следует отметить, что вопросы повышения производительности труда являются весьма актуальными для любой отрасли народного хозяйства. Они рассматриваются в числе основных условий выполнения задач, стоящих перед народным хозяйством в XI пятилетке.

Решение задачи повышения труда работников орсов железнодорожного транспорта может быть достигнуто, прежде всего, за счет совершенствования его организации и повышения уровня механизации. В связи с этим в диссертации предпринята попытка решить отдельные вопросы, относящиеся к этим проблемам.

В честности, разработаны рекомендации по совершенствованию разделения труда, совмещению профессий и специальностей, так как от правильного решения этого вопроса в значительной мере зависит уровень производительности труда.

Исследования показали, что уровень разделения труда в магазинах орсов железнодорожного транспорта в наибольшей мере зависят прежде всего от общей численности работников магазина, так как именно та или иная численность работников обуславливает большую или меньшую степень распределения функций между ними. Он находиться в зависимости также от специализации магазинов и применяемых методов продажи товаров. Наличие связи между этими попечителями, с одной стороны, и уровнем разделения труда – с другой, обусловлено тем, что они определяют соответствующую структуру совокупной работы, выполняемой коллективами магазинов.

В процессе исследования установлено, что повышение уровня разделения труда, в свою очередь, показывает значительное влияние на рост производительности труда. Для определения степени влияния этого фактора нами произведена соответствующая группировка магазинов наиболее распространенной формы специализации - продовольственных. При этом, в основу группировки положен удельный вес основной категории работников - торгово-оперативного персонала в общей численности работников магазинов.

Установлено, что производительность труда работников этих магазинов возрастает при снижении удельного весе торгово-оперативного персонала.

Такая тенденция является вполне закономерной, так как снижение удельного веса торгово-оперативного персонала в общей численности работников магазинов свидетельствует о том, что многие операции вспомогательного характера выполняются специальными работниками. А это позволяет каждому работнику выполнить порученный участок работы более квалифицированно и с меньшими затратами труда, что приводит к росту его производительности.

Произведенные расчеты показали, что снижение удельного веса торгово-оперативного персонала в общей численности работников продовольственных магазинов на 1% способствует повышению производительности труда а среднем на 1,56%.

Учитывая значимость рационального разделения труда работников магазинов на повышение его производительности, нами предпринята попытка определить оптимальное соотношение отдельных категорий работников в общей их численности применительно к системе орсов железнодорожного транспорта. С этой целью обследованные магазины сгруппированы нами с учетом общей численности их работников.

Графический анализ полученной зависимости показал, что связь между общей численностью работников магазинов и долей в ней отдельных категорий работников может быть выражена уравнением прямой. С учетом этого рассчитано оптимальное соотношение отдельных категорий работников при различной общей численности работников магазинов орсов.

Одним из важнейших факторов совершенствования организации труда и повышения его производительности является установление рациональных режимов труда и отдыха работников магазинов. Роль этого фактора обусловлена тем, что он позволяет не только рационально использовать рабочее время персонала, но и положительно сказывается на продолжительности его активной работоспособности. Это в конечном итоге приводит к росту производительности труда работников магазинов и повышению эффективности розничной торговли.

Проведенные исследования показали, что с целью нормализации труда и отдыха работников магазинов орсов необходимо осуществить перевод продавцов на ежедневную работу в одну смену, в также привести в соответствие численность работников интенсивности покупательских потоков по дням и часам торговли.

Наконец, как показали исследования, производительность труда работников розничной торговли орсов железнодорожного транспорта я, следовательно, эффективность работе этих организаций зависит от уровня механизации труда.

В связи с этим нами на основе анализа применяемых показателей, характеризующих уровень механизации труда в магазинах, предложены новые показатели: степень охвата работников механизацией; коэффициент механизации труда; степень обеспеченности работников оборудованием! степень обеспеченности розничного товарооборота оборудованием.

Наряду с этим выведены формулы расчета величины этих показателей и дана их характеристика.

В работе рассмотрен фактический уровень механизации труда в магазинах орсов. Установлена, кроме того, математическая зависимость уровня производительности труда от степени обеспеченности работников оборудованием. Эта зависимость может быть выражена уравнением прямой.

Установлена зависимость уровня издержек обращения розничной торговли орсов железнодорожного транспорта от степени обеспеченности ее товарооборота оборудованием. Эта зависимость наилучшим образом описывается уравнением гиперболы.

Установленная математическая связь между перечисленными показателями свидетельствует о том, что доведение фактической обеспеченности работников и розничного товарооборота оборудованием до оптимальной в орсах Юго-Западной железной дороги позволит повысить производительность труда работников на 6,0% и снизить уровень издержек обращения на 0,87% к товарообороту.

В работе определены и обоснованы основные направления повышения уровня механизации труда работников розничной торговли орсов железнодорожного транспорта и наложены конкретные рекомендации но атому вопросу.

Использование в практике работы орсов железнодорожного транспорта разработанных в диссертации рекомендаций позволит повысить уровень производительности труда их работников и снизить уровень издержек обращения розничной торговли. В результате существенно повысится эффективность этой системы в целом.

В заключительном разделе диссертант сформулировал основные выводы и результаты исследования, приведены рекомендации.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах автора:

  1. Усовершенствование методических принципов разработки экономическо-математических моделей прогнозирования товарооборота. В сб.: Совершенствование работы по изучению опроса, - Киев: Общество "Знание" Украинской ССР, 1977; 0,2 п.л.

2. Совершенствование формирования ассортимента товаров.- В об.; Совершенствование торгово-технологических процессов в розничной торговле, - Киев: Общество "Знание" Украинской ССР, 1977, 0,1 п.л.

3. Усиление воздействия хозяйственного механизма на эффективность и качество труда в торговле. - Киев: Общество "Знание" Украинской ССР, 1980. 1;П.л. / в соавторстве/.

Юрий Петрович Литвиненко

Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения

Подп. В печ. 08.05.81. БФ 24172. Формат 60х84/16. Бум. множ. аппаратов. Офс. печ. Усл.печ.д. 1,3. Уч.-изд.к. I.

Тираж 130 экз. Заказ 312. Бесплатно.

РИО КТЭИ Участок оперативной полиграфии 252156, Киев-156, ул.Киото, 19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Синтез алгоритмов и моделей аналого-цифровых преобразований в системах...
Работа выполнена в Пензенской государственной технологической академии на кафедре «Информационные технологии и системы»
Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых...
Деятельность отделов по защите прав потребителей (на примере комитета экономического развития и торговли города Лесного) 27
Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Курс 2006/2007 уч год. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»,специализация «Менеджмент рекламного дела»
Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии
Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. А. М. Горького
Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Автореферат разослан
Работа выполнена на кафедре "Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования" Волгоградского государственного...
Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Фарзанех проблемы обучения русской глагольной фразеологии носителей персидского языка
Работа выполнена на кафедре методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина
Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Комплексный механизм организации потребительского кредитования в коммерческом банке
...
Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью...
Организационно-экономические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной
Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Публичный доклад
Ниу «Высшая школа экономики», Медицинская и Фармацевтическая академии, Выставочный центр «Пермская ярмарка», рынок и др предприятия...
Повышение эффективности розничной торговли системы отделов рабочего снабжения Работа выполнена на кафедре организации и техники торговли Киевского торгово-экономического института icon Курсовая работа по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
Цель работы – выполнить эргономическую оценку организации рабочего места оператора системы счм с точки зрения ее соответствия антропометрическим...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции