Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814–1841)
Роман «Герой нашего времени» (1840)
История создания
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837).
Первые две повести — «Бэла» и «Фаталист» — были опубликованы в 1839 г. в журнале «Отечественные записки», в начале 1840 г. там же — «Тамань». Все они шли под рубрикой «Записки офицера на Кавказе».
В апреле 1840 г. повести были объединены в единый роман под заглавием «Герой нашего времени». Сюда вошли и две новые повести — «Максим Максимыч» и «Княжна Мери».
Порядок расположения повестей в отдельном издании не соответствовал последовательности их публикации. Кроме того, «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» были объединены общим заглавием («Журнал Печорина») и снабжены специальным «Предисловием».
Во втором издании «Героя нашего времени» (1841) М. Ю. Лермонтов пишет предисловие ко всему роману. Это был ответ на критические отзывы. «Предисловие» к роману перекликается с написанным в 1840 г. «Предисловием» к «Журналу Печорина».
|
Особенности композиции
Лермонтов отказывается от хронологического принципа в расположении повестей, нарушает порядок их первоначальной публикации
|
Цель композиции — показать Печорина с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю
|
«Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью <�…> Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать» (В. Г. Белинский)
|
Предисловие
|
|
Часть первая
|
О Печорине рассказывает Максим Максимыч, человек с цельным и глубоко русским складом ума и характера («чудесная душа», «золотое сердце»). Он видит главные противоречия в характере героя,
но понять их истоки не может
|
I. «Бэла»
|
II. «Максим Максимыч»
|
Смена ракурса повествования: Печорин сталкивается с самим автором рассказчиком, обладающим большей
проницательностью. Его глазами дается психологический портрет героя
|
«Журнал Печорина»
|
Слово получает сам герой, который, с предельной степенью проникновенности, подвергает анализу каждое свое действие. Читателю становится понятна психологическая подоплека поведения героя
|
Предисловие
|
I. «Тамань»
|
Часть вторая
(Окончание журнала
Печорина)
|
II. «Княжна Мери»
|
III. «Фаталист»
|
Порядок повестей в хронологической
последовательности
|
Порядок повестей в романе
|
«Тамань»
|
«Бэла»
|
«Княжна Мери»
|
«Максим Максимыч»
|
«Бэла»
|
«Предисловие» к «Журналу Печорина»
|
«Фаталист»
|
«Тамань»
|
«Максим Максимыч»
|
«Княжна Мери»
|
«Предисловие» к «Журналу Печорина»
|
«Фаталист»
|
Фабула романа
Высланный из Петербурга Печорин с подорожной по казенной надобности едет на Кавказ и сталкивается с контрабандистами («Тамань»)
|
После участия в сражении, где он познакомился с Грушницким, Печорин отдыхает на водах («Княжна Мери»)
|
За дуэль с Грушницким Печорин сослан в отдаленную кавказскую крепость под начало Максима Максимыча («Бэла»)
|
Печорин по делам службы отлучается на две недели и живет в казачьей станице («Фаталист»)
|
Спустя пять лет Печорин проездом из Петербурга в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем и повествователем («Максим Максимыч»)
|
На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие » к «Журналу Печорина»)
|
«Бэла»
Печорин глазами Максима Максимыча
Портрет
|
«Молодой человек лет двадцати пяти. <�…> Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький»
|
«Славный был малый,<�…> только
Немножко странный»
|
Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет»; мог молчать часами, а мог и быть душой компании
|
Умеет играть
на слабостях
людей
|
Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы)
|
Упрям, эгоистичен,
Идет на поводу своих
желаний
|
Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле отвечает: «А коли она мне нравится?»
«Видно, в детстве был маменькой избалован» (Максим Максимыч о Печорине)
|
Имеет переменчивую
натуру, не может
найти свое место в жизни
|
«Невежество и простосердечие» Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам».
Ему «скучно» ипод «чеченскими пулями». Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны — Америку, Индию, Аравию. «Авось где-нибудь умру на дороге»
|
Остается загадочной
Фигурой для
Максима Максимыча
|
Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы — в ответ на утешения Печорин смеется. «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться
разные необыкновенные вещи»
|
«Максим Максимыч»
Портрет Печорина глазами автора-повествователя
Привлекательная
внешность, крепкое телосложение
|
«Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными»
|
Аристократические
черты
|
Тонкие бледные пальцы, нежная кожа,бледный, благородный лоб.
«Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке»
|
Неуловимость
образа
|
«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать»
|
Необыкновенные
глаза
|
Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся — «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Блеск его глаз «ослепительный, но холодный». «Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»
|
Максим Максимыч и Печорин
Ожидание встречи Максимом Максимычем
|
«Мы с твоим барином были друзья закадычные, жили вместе...» (лакею).
«Ведь сейчас прибежит!..» (рассказчику). Ждет Печорина у ворот до поздней ночи; уходя по делам, просит сообщить ему, когда тот появится
|
Ожидание встречи Печориным
|
«Ах, точно! мне вчера говорили: но где же он?»
|
Встреча
|
Максим Максимыч «хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками»
|
Прощание
|
Максим Максимыч: «Ну, да Бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться...».
Печорин: «Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли...»
|
Журнал Печорина
«Тамань»
Динамика внутренних состояний Печорина
|
Разум
|
Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гетевскую Миньону).
Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь «силой предубеждения»
|
Печорин сознательно и расчетливо включается в предложенную ему жизнью игру, пытается разгадать тайну происходящего
|
Страсть
|
Вспыхнувшая страсть тоже оказывается
«слепой», не дает герою знания
и ощущения, соответствующего
жизненной реальности
|
Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает
на второй план
|
Разум
|
Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности (печоринское «я»)
|
В свои права вступают ирония и самоанализ — и все рушится
|
Трагичность личности Печорина — в разрыве между разумом и чувствами.
Символична в этой связи в финале «Тамани» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем
|
Универсальная схема внутренних состояний Печорина
Разум Страсть Разум
«Княжна Мери»
Печорин и Грушницкий
|
Грушницкий — антипод
Печорина. Через сопоставление с Грушницким
проявляются сильные
черты Печорина
|
- Искусственно пытается придать своему образу глубину и таинственность, которые присущи Печорину от природы.
- Неумен и самовлюблен, живет модными представлениями, слабая натура, позер.
- «В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии» (Печорин о подобных Грушницкому).
- Печорин несоизмерим с Грушницким по глубине и серьезности своих мыслей и переживаний и по масштабам того зла, которое
несет его эгоизм окружающим людям
|
Грушницкий — карикатурный двойник
Печорина. Через образ Грушницкого
Обнаруживаются слабые места Печорина
|
- Страсть Грушницкого — «производить эффект». Печорин, стараясь прельстить княжну Мери, использует приемы Грушницкого (рисовку, игру, желание произвести «эффект»).
- Грушницкий бросает тень на Печорина — стоило ли прилагать столько усилий, чтобы разоблачить фанатичного романтика, под маской которого скрывался слабый, заурядный человек?
|
Любовные треугольники
Грушницкий Мери Печорин
Вера Лиговская Печорин Мери
Мери
|
Вера
|
Становится жертвой Печорина в его эксперименте по разоблачению Грушницкого
|
Была возлюбленной Печорина,
отношения с ней оставили глубокий след в душе героя
|
Печорин видит в Мери противоборство
Естественности и светскости. Однако
Мери оказывается глубже и сложнее: она благородна и отзывчива, способна на глубокое чувство
|
Снова, как когда-то, приносит себя в жертву желанию Печорина быть любимым, признаваясь мужу в измене («Я погибла…», «я для тебя
потеряла все на свете…»)
|
В ходе жестокого эксперимента над Мери из рассказа Печорина исчезает ирония, результат его оказывается
драматичен
|
Любовь Печорина приносит Вере много страданий, она свыклась с этим
|
В начале повести Мери —
цветущая жизнью и молодостью
девушка. После встречи с Печориным на ее лице остается печать страданий,
щеки ее покрываются «болезненным румянцем»
|
Потеряв Веру, Печорин осознает, что только она могла дать ему то чувство, которое он искал, но он истощил
душу Веры
|
Роман с Печориным оказывается губительным для обеих женщин
|
|